Семь наиболее востребованных лекций архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

21 декабря 2022 г. — 5 лет со дня смерти архимандрита Ианнуария (Ивлиева), выдающегося библеиста. Собрали семь его наиболее востребованных (просматриваемых, прослушиваемых) лекций.

Переводы Священного Писания

Тема лекции — современные переводы, имеется в виду на русский язык, Священного Писания. Тема такая большая по объему, что, конечно, охватить все переводы или как-то сконцентрироваться на них более-менее подробно совершенно невозможно. Но сделаем хотя бы общий обзор этой темы. Вы знаете, что первые попытки перевода на русский язык были предприняты еще при Петре I. Но те переводы не сохранились. Можно себе представить, насколько они были несостоятельны. Многие переводы Российского Библейского общества делались даже не с греческого языка, а с других иностранных языков, более известных, чем греческий, в то время. Таких, как французский язык. Сейчас доказано, например, что Послание к Галатам переведено с французского языка.

Особенности Евангелия от Марка

Самые ранние из произведений Нового Завета, как вы знаете, — это Послания апостола Павла. Они были написаны с самого конца 40-х годов по 60-е, в течение лет двенадцати примерно. И в конце 60-х гг., где-то в это время приблизительно, в середине, может быть, даже, было написано Евангелие от Марка. Оно, так сказать, второе после Посланий Павла. Потом уже пошло все остальное. Конечно, Марк — первопроходец. Это первое Евангелие, которое мы имеем. Вообще жанр Евангелия он открыл. Потом уже появились все остальные: и Матфей, и Лука, и Иоанн.

Новозаветная эсхатология

Эсхатология от первой строчки до последней строчки Нового Завета пронизывает весь Новый Завет, в отличие от Ветхого Завета, кстати. Надежда на Конец составляет душу всех писателей Нового Завета. Самое раннее произведение Нового Завета — это Первое послание к Фессалоникийцам апостола Павла, написанное где-то в 50-м, может быть, даже 49 году. Это самое первое христианское произведение. И в первых же строчках там Павел говорит о «надежде на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 1:3). Что это означает? Надежда на Второе пришествие, на ожидание Конца.

Когда Иисус Христос в Евангелии дает заповедь молиться, то какую молитву Он нам заповедовал? «Отче наш» — это же молитва о Конце: «Да приидет Царствие Твое». Так что Конец составляет как бы центральный момент всего новозаветного учения. Что за Конец имеется в виду? История не просто обрывается, история человечества движется к какой-то цели, положенной Богом, разумеется, для каждого из нас. Новый Завет учит нас о конце, который даруется Богом как новое творение, новый исход, новое небо, новая земля, воскресение, которое называется «Царствие Божие». В синоптических Евангелиях (Евангелие от Матфея, Марка, Луки) мы видим, что Иисус Христос начинает Свою публичную проповедь в Израиле, в котором Он возвещает наступление Конца, наступление Царствия Небесного, или Царствия Божия уже здесь.

Новозаветное учение об отношении к свободе и государству

В Евангелиях цари и правители представлены в очень невыгодном для них свете. Государство в таком виде, в каком оно представлено в Евангелиях, есть прямая противоположность Церкви и Царствию Божию. Есть царство кесаря, земное царство — и есть Царство Божие. Они противоположны друг другу. И вот таким царством с отрицательной оценкой, царством кесаря, мы встречаемся не только в Евангелиях, но особенно остро и ярко критикуется это царство кесаря, то есть земная власть в Книге Апокалипсис — в Откровении Иоанна Богослова, где, собственно, вся книга именно об этом. «…Ибо нет власти не от Бога». Но там не так стоит: последний предлог «гипо» — всякая власть под Богом. «Гипо», «под» обозначает иерархический низ.

Особенности Евангелия от Матфея

Почему синоптические Евангелия (Матфей, Марк, Лука) так похожи? Ответ — теория двух источников: они имеют два больших общих литературных источника. Один источник рассказывает только о деяниях Иисуса Христа и почти не содержал Его изречений: это «праМарк», источник, легший в основу Евангелия от Марка, используемый и Евангелиями от Матфея и Луки. Второй источник содержит изречения Иисуса, им пользовались евангелисты Матфей и Лука (но не Марк). Но также Матфей и Лука имеют собственные авторские материалы.

Чем Матфей особенно выделяется среди других евангелистов? Он тщательно редактирует как писатель-композиционер: великолепная огромная Нагорная проповедь, например, — она составлена Матфеем. Или: собрание всех чудес исцелений Иисуса. Матфей — литератор-композиционер, составитель прекрасных композиций.

Нагорная проповедь

Матфей — составитель тематических высказываний. У Луки мы находим почти все, что есть у Матфея, но у него все это разбросано по всему Евангелию, а у Матфея — композиции по темам. Такова и Нагорная проповедь. Иисус подобен здесь Моисею: провозглашает Откровение Бога с горы. «Он сел» — нам сейчас ничего это не говорит, а ведь тут есть важное значение — указание на официальное учительство, как было принято в Израиле у учителей Закона. Отсюда — «кафедра» («седалище»). И с чего начинается это учительство? С девяти блаженств.

Первое блаженство говорит о Царстве Небесном — как и последнее, девятое. Первое блаженство заканчивается «правдой», как и последнее, девятое. Итак, две главных темы: Царство и правда. Все Евангелие есть Весть о Царстве Небесном, только, конечно, не как каком-то месте, а как о «царствовании, правлении Небес», о власти Бога. И той правде, что торжествует с ее установлением на земле.

Свойства Евангелия от Иоанна

Евангелие от Иоанна очень сильно отличается от всех остальных. Оно написано гораздо позже — в 90-е годы первого столетия, то есть в самом его конце, около 100-го года, примерно так. А Евангелие от Марка написано в 60-е годы, Матфея и Луки — где-то в 80-е годы. Когда вы читаете Евангелие от Иоанна, то первое (ну, если вы внимательно, конечно, а не просто так глазами водите), что вам бросается в глаза, — это, во-первых, лексическая бедность: уж слишком часто там повторяются одни и те же слова. Но главное не это. Лексическое отличие от других Евангелий! Удивительное отличие!

Для Евангелия от Иоанна характерны такие слова и понятия, как любовь, истина, знание, жизнь, мир, свидетельство, Отец (Бог), Свет, Тьма, Писание. Они либо редки, либо вообще почти не встречаются во всех остальных Евангелиях. И наоборот: такие слова, которые для нас привычны в других Евангелиях, — например, крещение, креститься… Помните, «Иоанн крестил», «Иисус крестился»… Или Царство, Царство Божие, праведность, милость, Евангелие, очищение, призвание, проповедь, покаяние, притча, молитва, молиться — этих слов в Евангелии от Иоанна нет. Их вы просто не найдете! Вот это удивительное лексическое отличие! Например, слово «любовь» встречается в Евангелии от Марка 6 раз, у Луки почаще — 14 раз, а у Иоанна — 45 раз! Разница-то есть! Истина — у Матфея это слово два раза встречается в Евангелии, а у Иоанна — 46 раз. Чувствуете? Это в 20 с лишним раз больше, чаще! Ну, скажем… Писание! — у Матфея вообще нет, у Луки — один раз, у Иоанна — 15 раз. Что бы еще найти такое показательное? Мир (ну вот космос, мир, мир — наш мир): у Луки — 3 раза, у Марка — 2 раза, у Иоанна — 78 раз! Для него это очень важное слово, а для них — нет. Почему? Это же требует объяснения! Отец (имеется в виду Бог) — ну, да, встречается в других Евангелиях, как без этого, например, у Луки — 17 раз, у Марка — 4 раза говорится о Боге, что он Отец, а у Иоанна — 118 раз. Чуть не на порядок!

Слово «свет» один раз встречается у Марка, Луки, у Иоанна — 23 раза. И наоборот: крещение — ни разу, Царство — ни разу, праведность — ни разу, сила — нет, не встречается, милость — нет у Иоанна, Евангелие — ни разу не встречается, очищение — нет, призвание — нет, весть, возвещать — нет, покаяние — ни разу, молитва — ни разу, притча — ни разу, мытарь — ни разу. Вот такое различие — лексическое. То есть мы, когда читаем Евангелие от Иоанна, попадаем в совершенно другую культурную ситуацию и в другую языковую ситуацию. Это Евангелие очень сильно отличается от других.

Благодарим Л.А. Голубкову за помощь в подготовке данного материала.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle