Статьи
Не атеист, не пессимист: был ли христианином Чехов
Со школьных уроков литературы у нас остались стереотипные представления о Чехове, что он — убежденный атеист. Но так ли это? Вместе с протоиереем Александром Рябковым посмотрим на прозу Чехова с христианской точки зрения.
Девство и ангелы, война и государство: восемь жемчужин богословия протоиерея Сергия Булгакова
Владимир Шалларь: к 80-летию преставления великого христианского мыслителя. 80 лет назад, 13 июля 1944 года, отошел ко Господу протоиерей Сергий Булгаков — один из зачинателей и лидеров Русского религиозного ренессанса, одна из главных фигур христианского мышления XX века вообще. Наследие его огромнейшее, разнообразнейшее; не дерзаем даже пытаться дать «обзор» его; мы просто наугад вытащим несколько драгоценностей из сокровищницы.
Преподобный Паисий Святогорец: книги и фильмы
Владимир Шалларь: 12 июля — 30 лет со дня кончины преподобного Паисия Святогорца, одного из самых почитаемых подвижников современности. Приведем его биографию и ряд произведений, которые помогут узнать святого получше.
Милленаризм, соборность, сжигающая гнев любовь: заметки на полях «На пути к единодушию» Пола Гудмана
Владимир Шалларь: ангелологические маргиналии к сборнику эссе американского либертария . Даосизм, кинизм, патристика, славянофильство. Страсти. Богоустановленность властей и иерархий. Социально-психологические механизмы воспроизводства современного общества. Соборность. Соборность. Нужно вести не войну, а мир. Любовь и свет. Упущенные революции. Консерватизм.
Сериал «Задача трех тел»: кризис науки и комплекс бога
Беседуем с режиссером Максимом Якубсоном о сериале, где Господь упоминается в необычном контексте.
Нам показали путь: иеромонах Иоанн (Гуайта) об Иоанне Предтече
Зачем Крещение в водах Иордана было нужно Спасителю? Каким крещением крестил Иоанн Креститель и сомневался ли он в Иисусе? Своими мыслями делится иеромонах Иоанн (Гуайта).
Культ Богородицы в апостольских Церквах
Архимандрит Феогност (Пушков): прославление Приснодевы в христианстве присуще всем Церквам с апостольским священством. Что говорит не только в пользу его древности, но и в пользу органичности его для христианства. Но давайте рассмотрим все от самых оснований.
Причащаться нужно чаще: святоотеческое доказательство
Роман Стариков: мы продолжаем рубрику «Святые Отцы — доступно» и кратко пересказываем, о чем повествует книга под названием «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин».
Стрим
Чехов и Христос: тайны веры неверующего писателя: Читать — Слушать — Смотреть
Чехов не считается религиозным писателем. Да и сам он говорил о себе: «Я человек неверующий». Но почему тогда он так часто обращается к образу Христа, Евангелия? И почему у него так много рассказов, где герои – священники, диаконы, монахи, семинаристы? Он никогда не выказывает неуважения к ним. К тому же описывает церковный быт так точно, как никто из писателей. Так во что же верил Чехов? Каков был его моральный кодекс? И почему стоит читать его рассказы именно сегодня? Медленно и вслух – как лекарство.
Говорим с протоиереем Александром Рябковым – настоятелем храма Св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах, автором и ведущим программ на радио «Град Петров».
Ведет эфир журналист Ольга Лебединская.
Содержание:
00:00 Заставка.
00:15 Начало.
01:11 Чехов и Толстой о религии.
04:47 Полярные заявления Чехова о религии.
07:00 Церковность и вера Чехова. «Между “есть Бог” и “нет Бога” лежит целое громадное поле».
13:55 Рассказы Чехова о духовенстве.
19:30 Библейские мотивы в творчестве Чехова.
26:22 Любимый у отца Александра рассказ Чехова.
30:45 Отец Чехова.
38:13 Политика, Серебряный век, революция, Достоевский.
46:30 Топ-5 христианских рассказов Чехова.
52:41 В «Архиерее» нет ничего специфически христианского. Еще о христианских мотивах в рассказах Чехова.
58:30 Что такое «воспитанный человек» по Чехову.
01:11:03 В каком порядке читать Чехова? Опыт чтения Чехова отцом Александром.
01:12:55 Чехов не выдумывает, он исследует человека.
01:14:30 Чехов — не пессимист, он дает надежду. Проза Чехова — терапия.
01:18:02 Завершение.
Радиоспектакли
«Мадемуазель Тибо» — радиоспектакль по произведению Франсуа Мориака, классика литературы XX века, притом подчеркнуто христианского писателя. Гувернантка мадемуазель Тибо берется за воспитание «выродка» Эрнеста, с которым не справилось до этого множество гувернанток. Радиоспектакль. 1963 г. Действующие лица и исполнители: мадемуазель Тибо — Лидия Штыкан; месье Ромазиль — Бруно Фрейндлих; бабушка Гаруст — Елена Грановская; и др.
Грэм Грин — выдающийся английский писатель. Обладал присущим английской литературе талантом писать глубокие, но крайне увлекательные, «легкие» вещи. Будучи католическим писателем, всегда отвергал роль «пророка». Популярен как среди массовой аудитории, так и среди интеллектуалов (сам делил свое творчество на «развлекательное» и «серьезное»). Будучи свободным человеком, не боялся никаких тем, чем часто вводил в «соблазн» своих менее свободомыслящих единоверцев. Фактически он был христианским диссидентом на Западе, ненавидя всякое проявление несвободы и насилия от тоталитаризма до клерикализма. Выложили аудиоверсию рассказа «Потрясающий случай» (читает Сергей Краснобород, 2013)
Генрих Бёлль — великий немецкий писатель, нобелевский лауреат, один из главных христианских голосов XX века. Тематически творчество Бёлля можно разбить на два периода. Для первого характерны размышления над судьбой Германии, причинами нацизма, положением послевоенной Германии. Для второго — острая критика «анонимных сил эпохи» — государства, СМИ и т. п. — «невидимых» сил, порабощающих современного человека. Но внутренне послание Бёлля осталось тем же: послание христианского нонконформизма, стояние в добре против продажных или жестоких сил мира сего, хранение человека в адских условиях тоталитаризма или размывающей человечность современности. Выложили радиоспектакли по его пьесам:
Час ожидания. «Радио России»
Действующие лица и исполнители:
Хрантокс-Донат — Александр Быков
Носильщик — Алексей Михайлов
Шофер — Андрей Данилюк
Анна — Лада Мошарова
Приглашение на чай к доктору Борзигу. «Радио России»
Действующие лица и исполнители:
Зентген — Алексей Михайлов
Доктор Борзиг — Андрей Данилюк
Франциска — Анна Яновская
Роберт — Александр Быков
Фрау Борзиг — Лада Мошарова
Итог. Радиопостановка «Радио России». 1992. Режиссер: Эмиль Верник. Вступительное слово — М. Багдасарян. В главных ролях: Клара — Ольга Яковлева, Мартин — Николай Волков. В других ролях: Ярослав Баринов, Игорь Костолевский.
Итог. Радиостанция Raadio 4 (Эстония) в исполнении артистов Русского театра Эстонии (эст.: Vene Teater). Действующие лица и исполнители: Клара — Лидия С. Головатая; Мартин — Евгений Гайчук; Крамер — Херардо Контрерас; Лоренс — Александр Е. Дзюба. Режиссер (радио) — Ярослава Е. Чудновская. Музыкальное оформление — Ирина Свенсен. Звукорежиссер — Ингрид Янс.
Концерт для четырех голосов. Радиопостановка Главной редакции художественных программ ЛИК. 1992. Действующие лица и исполнители: бас — Олег М. Вавилов; тенор — Игорь Э. Верник; альт — Светлана М. Брагарник; сопрано — Ирина Л. Кулевская. Режиссер (радио) — Дмитрий А. Николаев.
Книги
«Синонимы, или Плач грешной души» — сочинение святителя Исидора Севильского. Цитаты, иллюстрирующие характер этого святоотеческого творения:
Кто бы ты ни был, прочти, пожалуйста, и, пока тебя трогают невзгоды мира, обсуди себя с критическим суждением, и ты тотчас же узнаешь, что какие бы несчастья ты ни претерпел в этом мире, они причиняются тебе со справедливым возмездием. Здесь представлены две личности: плачущая и разумная.
Душа моя в смятении, дух мой пылает, сердце колеблется, смятение ума овладевает мною. Меня терзает тревога, я окружен всеми бедами и невзгодами, покрыт несчастьями, угнетен трудностями, я не нахожу нигде прибежища от такого зла, я не нахожу свидетельства такой боли. Я не понимаю знаков, позволяющих избежать бедствия, Я не вижу возможности уменьшить боль. Я не нахожу и следа бегства от несчастий, мое несчастье преследует меня повсюду, мое бедствие не оставляет меня ни дома, ни за границей.
Согрешил я, Боже, помилуй меня; я согрешил, Боже, прости меня. Пощади меня от моих зол, прости мои грехи, снизойди к моим преступлениям, позволь Твоей благодати стереть мои недостатки.
Посмотри на мои слезы, сжалься над моими воплями; пусть плач избавит меня, плач Твой требует от меня слез; сетования довели меня до слез, Ты привел меня к слезам я плакал в сетовании, я исходил слезами, причитая пред Тобой.
Текст русского перевода любезно предоставлен порталу «Предание.ру» его создателями: О. В. Несмияновой, А. М. Семановым.
«Обитель праведника во время чумы» — произведение Уильяма Бриджа, английского богослова XVII в., посвященное толкованию 90-го псалма применительно к ситуации эпидемии чумы. Автор здесь утверждает:
1. Что зло и страдания, которые несет чума, весьма велики.
2. Что Господь будет защищать и избавлять тех, кто верит в Него.
3. Что такое эта вера и доверие, при условии которых Бог обещал эту защиту во время чумы.
4. В чем состоит ответ на некоторые возникающие здесь вопросы и бремя совести.
5. Наконец, я покажу, как и какими средствами наш Бог избавляет во время чумы.
Перевод книги любезно предоставлен порталу «Предание.ру» ее переводчиком Андреем Семановым.
«Православие: pro et contra. Осмысление роли Православия в судьбе России деятелями русской культуры и Церкви»: тексты свт. Игнатия (Брянчанинова), Беллюстина, свт. Феофана Затворника, Бухарева, Барсова, Федорова, Розанова, Ельчанинова, Флоренского, Е. Трубецкого, Глубоковского, Голубинского, Карсавина, Зеньковского, Новгородцева, Арсеньева, Курдюмова, Федотова, Карташева, Бердяева, И. Ильина, Верховского, Иоанна (Шаховского), Н. Лосского, Флоровского, Мейендорфа, Шмемана.
Сочинения в двух томах протоиерея Сергия Булгакова, одного из лидеров Русского религиозного ренессанса и христианского мышления XX века вообще. Вступительная статья и примечания первого тома принадлежат Сергею Хоружему, вступительная статья и примечания второго тома — Ирине Роднянской. В первый том вошли «Философия хозяйства» и «Трагедия философии», во второй — избранные статьи.
«Первообраз и образ» — двухтомник (подготовка текста, вступительная статья, И. Б. Роднянская, 1999) Сергея Булгакова, одного из лидеров Русского религиозного ренессанса и христианского мышления XX века в принципе. В первый том вошла главная работа религиозно-философского периода творчества Булгакова — «Свет невечерний», попытка систематического обозрения основных проблем философии и теологии; во второй том вошли две работы богословского периода творчества Булгакова — «Философия имени» (богословия имяславия) и «Икона и иконопочитание» (теология иконопочитания).
Европеец. Журнал И. В. Киреевского. «Европеец» — «журнал наук и словесности», издававшийся Иваном Киреевским, одним из основателей славянофильства, русской религиозной философии и возродителей восточнохристианского мышления вообще. Из-за статьи православного мыслителя Киреевского «XIX век» журнал и был закрыт: успело выйти только два номера. В этой книге читателей найдет эти два номера, а также проект третьего номера: публицистика, литературная критика, проза и поэзия Киреевского, Жуковского, Баратынского, Языкова, Хомякова, Одоевского. В книгу вошла также обзорного статья Фризмана «Иван Киреевский и его журнал “Европеец”».
«Памяти отца Александра Ельчанинова» (Париж, 1935) — сборник некрологов об иерее Александре Ельчанинове видного деятеля Русского религиозного ренессанса и замечательного пастыря авторства Л. Зандера, прот. С. Булгакова, монахини Марии (Скобцовой), В. Ильина, Д. и Т. Шкотов, М. Зерновой, М. Карповича, прот. С. Четверикова, митр. Евлогия (Георгиевского).