Протоиерей Димитрий Сизоненко о евангельском чтении в третье воскресенье Великого поста. Смотрите или читайте:
В эти дни в храмах читается Евангелие, которое нам говорит о том, что существует посмертное воздаяние, или посмертное вознаграждение, Евангелие, в котором говорится о посмертной участи. Очень часто возникает недоумение, потому что некоторые люди слишком сильно ставят акцент на посмертном, загробном воздаянии, а кто-то предпочитает слышать о том, что Бог вознаграждает праведников уже в этой жизни.
Во времена Иисуса Христа большинство придерживалось мнения о том, что Бог вознаграждает праведников в этой жизни, и поэтому именно это измерение ни в коем случае нельзя терять из виду. В идеале — держать и то и другое вместе. Между этой жизнью и новой жизнью, жизнью после смерти стоят врата, через которые нужно будет пройти. Эти врата называются судом.
Суд — это момент, когда каждый встречает лицом к лицу Судью. Здесь возникает таинственный образ Сына Человеческого. Бог Отец вручает власть вершить суд таинственному персонажу, которого Христос называет «Сын Человеческий». Иногда мы догадываемся, что Он говорит о Самом Себе в третьем лице: «кто постыдится Меня, того Сын Человеческий постыдится» и т. д. Предстоит разговор с этим Сыном Человеческим в присутствии ангелов, и это означает, что этот разговор состоится в конце земной истории. «В присутствии ангелов» означает: Мессия придет во славе как царь в момент, когда земная история этого мира подойдет к своему завершению, к концу.
И теперь задайте себе самим вопрос (это небольшой тест): как ты себе представляешь этот разговор? Большинство людей представляют себе этот разговор, как обычно мы общаемся друг с другом, а логика наших отношений — всегда «мера за меру», «око за око», «ты — мне, я — тебе». И поэтому первое, что приходит большинству людей на ум, — представление, что Христос скажет: «ты от Меня отвернулся, Я отворачиваюсь от тебя» или: «ты Меня признал, и поэтому Я тебя признаю, ты это заслужил». По-человечески мы поступаем именно так, но здесь очень важно понять, что Бог может поступать совершенно иначе, у Него другая логика.
Попытайтесь представить себя на месте Иисуса. Представьте, как Сын Человеческий может отречься от кого-то из Своих собратьев или отказаться от кого-то из Своих детей, и чтобы Ему Самому было стыдно за кого-то. Он — Царь, Он пришел во славе, Ему некого стыдиться. Разве Он будет краснеть или стыдиться за кого-то? То есть здесь сразу возникают моменты, которые не складываются друг с другом.
Прежде всего представьте себе образ Христа, Который идет на крест, и в этот момент жители Иерусалима над Ним издеваются и делают все, что они хотят. Но Сам Христос оплакивает участь этих людей, Он оплакивает Иерусалим. Тем более когда Христос в присутствии ангелов, на троне славы встретится лицом к лицу со своими палачами, будет ли Он с ними общаться, как мы привыкли общаться: «ты — мне, я — тебе», «око за око», «зуб за зуб»? Не будем обманываться. Мы в этой жизни можем верить в Бога или оскорблять Его своими поступками, но в будущей жизни, в конце времен мы не будем иметь никакой власти, чтобы Бога унизить или оскорбить своей верой или своим неверием.
Апостол Павел говорит, что Христос — это «Да» (с большой буквы). Это означает, что Он никого не может оттолкнуть, никого не может отвергнуть, и поэтому и мы не имеем над Ним никакой власти.
Как будет вершиться этот суд, из чего может состоять разговор, что означает «постыдиться»? Здесь приходят на ум слова апостола Петра, который из малодушия отрекается от своего учителя в саду первосвященника. «Постыдиться» означает — недостаточно веровать.
Ну а что означает «не постыдиться»? — потому что Христос говорит «кто не постыдится Меня». Означает ли это, что достаточно просто быть верующим, ходить в храм или исповедовать публично, особенно если тебе ничто не угрожает? Достаточно ли этого? Я думаю, что Господь ждет от нас чего-то большего. Это может быть похоже на то чувство, которое испытывает маленький ребенок в отношении своего отца. Дети всегда гордятся своими родителями, и поэтому вот это чувство абсолютного доверия, уверенности и гордости, которое испытывает маленький человек за своего близкого, за своего наставника, за своего отца — это и будет тот самый «аминь», который ждет от нас Христос. Поэтому это всегда гораздо больше, чем мы можем себе представить.
Затем в этом Евангелии возникает три темы: «отречься себя», «взять крест» и «идти за Христом». Когда разговор заходит о кресте, то, конечно, возникает очень много аберраций. Люди иногда говорят вещи совершенно невообразимые, что им приходит в голову, когда они слышат эти слова. И поэтому очень важно сегодня их услышать буквально: что Христос имеет в виду и чего Он никак не имеет в виду.
Прежде всего речь идет о том, чтобы следовать за Христом, то есть идти вслед за Ним. Ученик — это последователь, тот, кто действительно совершает путь за своим учителем, или за своим другом, или за своим отцом, таким образом, что его путь становится твоим путем. Это и означает «следовать за ним».
Очень опасное заблуждение, которое приходит очень многим людям в голову: якобы Христос нас призывает к какой-то пассивности: нужно пассивно претерпевать; крест — туда тебя могут поместить, но «с креста не сходят, с креста снимают»; вот этот образ пассивности, какого-то бездействия. Это полностью противоположно тому, о чем говорит Христос. Христос нас увещевает к действию.
Разумеется, «идти» — это то, что отличает живого человека от мертвого. Покойник — он покоится, он никуда не идет. Пока ты жив — ходи, ходи перед Богом, как Авраам ходил перед Богом. Это означает быть живым. И это не означает обязательно перемещение в пространстве, это не означает каких-то достижений, которые можно измерить, а потом показать другим. Например, если кто-то из нас прикован к постели недугом или находится в тюрьме в оковах, разве Христос приглашает таких людей в путешествие или предлагает им построить дом, посадить дерево, создать семью и так далее? Но есть всегда духовный путь, который открыт и доступен для каждого из нас. Поэтому «идти за Христом» означает конкретное действие, и всегда оно должно пониматься духовно.
Христос говорит: «иди за Мной». Это те слова, которые Он сначала обращает к первым четырем ученикам, четырем рыбакам, и в Евангелии сказано: «и тотчас они все оставили и пошли за Ним». Многие из нас говорят: «прийти к Богу», «я пришел к Богу», «очень важно кого-то привести к Богу». Означает ли это то же самое, что и «следовать за Ним»? Совсем нет. Чаще всего это совсем не одно и то же. И чтобы у вас возникла ясность по этому поводу, вы можете представить себе образ богатого юноши, потому что, как сказано в Евангелии, он тоже «пришел к Богу», как многие из нас приходят, и Господь говорит ему: «следуй за Мной», и в этот момент юноша понимает, что «нет, это не для меня». И в разочаровании уходит прочь.
«Прийти к Богу» и «следовать за Ним» — не одно и то же. Многие приходят к Богу со своими обидами, болезнями, грехами, со своей скукой. Кому-то нужно получить помощь, кому-то – исцеление, кому-то нужно облегчить душу. И в этом нет ничего дурного, Христос никого из этих людей не отталкивает, но для того, чтобы стать учеником Христовым, требуется нечто большее. Прежде всего — требуется заранее отвергнуть любое препятствие, которое может встать между тобой и Им, любую вещь, которая может помешать отношениям с Господом. Ученик — это всегда последователь, тот, кто идет.
Для тех, кто хочет следовать за Христом, говорится, что есть два условия: во-первых, отречься от себя. Задумайтесь о том, что имеется в виду. Крест, самоотречение — это всегда что-то личное. Здесь не может быть общих рецептов — для каждого человека это что-то конкретное, что-то связанное с его личностью и его судьбой. Отречься — значит отказаться, отстраниться, как Петр отстранился от Христа в саду первосвященника. Можно отречься от кого-то, но как отречься от самого себя? Разве можно что-то сделать такое, что вдруг ты от себя отрекаешься? Наверное, есть люди, которые могут предать себя, отречься от себя так же, как Петр отрекся от Христа, но речь идет совсем не об этом. Христос в этих словах говорит нам: посмотри, из чего состоит твоя жизнь, сколько в ней всего внешнего, что настолько срослось с тобой, что ты уже не мыслишь своего существования без этого, оно как будто становится твоей второй натурой, это совершенно внешние предметы, они не имеют к тебе никакого отношения. Но они становятся важными для твоего эго, например, если ты создаешь какой-то бренд, или какой-то аватар, или ты считаешься с какими-то предрассудками окружающих, и как трудно со всем этим быть.
Но в момент, когда жизнь позовет тебя вперед, нужно быть готовым отречься от этого, отряхнуть это, как прах со своих ног. Вот что означает «отречься от себя» — отречься от всей лжи, которой мы обрастаем, от всех внешних приличий, которые не имеют к нам отношения, заложниками которых мы являемся.
Вероятно, вы встречали в жизни людей, которые внешне бывали богатыми, светскими, шумными, суетными, громкими, компанейскими, и вдруг такой человек становится монахом-отшельником, живет в тишине и покое. И кажется: как возможна такая метаморфоза, наверное, какое это большое было жертвоприношение с его стороны — отказаться. Но в действительности сделать это было легко, потому что все это было внешним и не имело никакого отношения к нему.
Гораздо труднее некоторым людям порой бывает отказаться от чего-то совсем простого, от каких-то совсем простых привязанностей или страстей. Более того, люди часто воспринимают это как посягание на их личное достоинство — предложение отречься от чего-то, что в действительности им совершенно не нужно.
Остается крест. Когда мы говорим о кресте, мы должны понимать, что под ним Христос имеет в виду что-то совершенно конкретное. Когда римляне пришли в Палестину, вместе с собой они принесли этот чудовищный, зверский обычай — распинать рабов. На плечи осужденного водружали деревянную балку, которую он должен был нести до места казни, там, на вершине, был установлен столб, куда это все водружалось, и человек должен был умирать от жажды, удушья: все то, что произойдет со Христом.
Что же такое «крест»? Многие полагают, что идеал христианской жизни — быть распятым. Либо распни себя, либо пусть другие распнут тебя, и тогда ты воплотишь этот идеал. Но для Христа идеал — не распятый, не уничтоженный человек, а человек, который продолжает свой путь даже под тяжестью креста. Поэтому сказано «иди», «ходи», продолжай свой путь даже под тяжестью креста.
И у каждого может быть свой крест: немощи, болезни, страдания — душевные или физические, это могут быть внешние препятствия, связанные с обстоятельствами жизни, с нашими близкими. Но когда речь идет о Кресте, особенно в контексте Крестопоклонной недели, нельзя упустить из виду, что крест — это знак воскресения. Для многих людей крест — это орудие пытки и поэтому знак Страстной пятницы. Но для евангелистов и для самого Христа крест — это знак воскресения. Поэтому для нас это знак усилия, которое будет увенчано победой, метаморфозой, что-то изменится в нас.
И, может быть, самое интригующее Христос сегодня говорит в самом конце. Он обещает увидеть Царство Божие, пришедшее в силе, многим из нас еще в этой жизни. Здесь, конечно, возникает образ Христа в царской славе, его интронизации, которую увидят все, это будет какая-то новая жизнь для тех, кто откликнулся на Его зов сейчас: войти в это Царство, войти в эту жизнь. Потому что «войти в Царство Божие» и «войти в жизнь» — абсолютные синонимы в Евангелии от Марка. Поэтому пусть в вашей жизни они тоже станут синонимами.
«Войти в Царство Божие» не значит преставиться и оказаться на кладбище, возглашать вечную память. Войти в Царство — значит войти в жизнь, прямо сейчас. Эта полнота не оставлена на потом, для загробной жизни. Очень важно успеть вкусить Царства до смерти.
И всегда это блаженство, жизнь связаны с действием Святого Духа. И когда мы просим Бога в молитве «Отче наш»: «да приидет Царствие Твое», мы в действительности просим Его дать увидеть здесь и сейчас, до момента смерти эту реальность, точно так же, как Христос царствует где-то на Небе, чтобы Он воцарился в моем сердце и чтобы я мог это вкусить уже здесь, а не когда-то потом.
Таким образом, сегодняшнее воскресное чтение нам задает очень важное задание на всю предстоящую неделю: очень важно не то, что с нами будет после смерти, но очень важно быть живым для Бога до того момента, когда ваша биологическая жизнь подойдет к своему концу: быть живым в этой жизни для Бога.