Шесть воскресений для Бога. Неделя прп. Иоанна Лествичника

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Протоиерей Димитрий Сизоненко о евангельском чтении в четвертое воскресенье Великого поста. Смотрите или читайте:

Мы продолжаем вслушиваться в слова воскресных Евангелий Великого поста. В четвертое воскресенье Великого поста нам рассказывается история об исцелении мальчика, который страдал эпилепсией. Прежде всего мы видим, как Господь спускается со Своими тремя учениками с горы Фавор и видит, что книжники и фарисеи в чем-то упрекают учеников, и между ними происходит какой-то очень мучительный спор. Христос задает вопрос: что здесь происходит, в чем дело, в чем проблема между книжниками и учениками, которые вместе с ними не стали подниматься на гору Фавор.

Проблема, которая возникает в этот момент, связана с тем, что ученикам не удалось исцелить юношу, им не удалось изгнать беса. Образ страждущего ребенка в данном случае лишь внешний повод для того, чтобы Господь нам с вами преподал очень важное поучение, очень важный урок, который мы должны извлечь вместе с Его учениками (апостолами) из этой неудачи.

Из вежливости Господь спрашивает отца ребенка: «Сколько времени мальчик страдает этим?» Отец дает свой ответ, завязывается диалог. Отец ребенка произносит слова, которые послужат Христу отправной точкой для того, чтобы сформулировать очень важное поучение.

Христос изгоняет беса, как Он обычно это делает, повелевая нечистому духу выйти и никогда больше не возвращаться к этому ребенку. Самое интересное — это, конечно, слова самого Христа. Вы наверняка обратили внимание на восклицание, которое Христос произносит: время от времени Он произносит очень суровые слова упрека, Он говорит: «о род лукавый и прелюбодейный». В нашем случае сказано: «о род неверный». В принципе, это синонимичное выражение, и мы уже привыкли к тому, что Христос очень гневно и сурово обличает какое-то поколение людей, какую-то породу людей, которые не спешат поверить.

Традиция обличать народ за его неверие восходит к пророку Моисею. В действительности это очень почтенная традиция, и книга Второзаконие заканчивается как раз словами обличения того народа, который отвращается с пути, проложенного Богом, и тем самым он развращается, блудодействует, потому что он идет по пути, который указывают лжепророки и обманщики. Но в нашем случае сказано другое слово, для того чтобы не вызывать в нашем воображении никакой связи с пророками и, в частности, с Моисеем.

Род неверный: что же это означает? Буквально — род, не имеющий веры, породу людей, у которых серьезные проблемы с доверием. По-хорошему, это синоним слова «скептики». Провал учеников — это знак того, что в них в этот момент не хватает веры, не хватает доверия. И это совершенно очевидно для Самого Христа, это не совсем очевидно для его учеников, но мы можем увидеть, что Христа буквально ранит в самое сердце это неверие. Поэтому Он совершенно не стесняется в выражениях, чтобы выразить Свои чувства и сказать то, что Он переживает в этот момент. Надеюсь, вы почувствовали, что Иисус Христос никогда не скрывает Свои чувства, Он буквально взрывается, и это прекрасно, потому что Он — в отличие от всех других учителей (например, профессоров, которые отстранено вещают с кафедры) — такой Учитель, который буквально вкладывает Свою душу в своих учеников. Ему совсем не безразлично, как они усваивают урок и что с ними происходит.

Например, есть другие моменты, когда Христос совершенно не скрывает Своего изумления, и Он с восхищением может воскликнуть: «О женщина, какая вера у тебя, какое доверие, да будет тебе по слову твоему». Здесь совершенно иначе — Христос говорит: «До каких пор это все будет продолжаться, сколько Мне еще остается терпеть вас?!» Мы знаем, что времени остается совсем немного, Христос восходит в Иерусалим навстречу смерти, и наступает тот момент, когда Ему, как никогда, понадобится присутствие близких друзей, учеников, группы людей, которые способны Его поддержать и разделить тот путь, который совершает Христос. А с этими учениками все время нужно начинать сначала.

Итак, прежде всего — первый вопрос, который задает Христос о том, достаточно ли нашей веры, понимаем ли мы вообще, что такое вера. И здесь на помощь приходит образ отца этого ребенка. Звучат такие слова: «Все возможно тому, у кого есть доверие (кто имеет веру)». И вместе с этим произносятся другие очень важные слова, которые касаются молитвы и поста. И это уже буквально тема нашего пути, который мы совершаем, восходя к Пасхе.

Итак, в нашем Евангелии поучение о вере преподносится в виде восхитительного диалога с отцом мальчика. Идея очень проста. Вера дает человеку в руки невероятную власть, человек обретает силу. В нашем эпизоде настойчиво повторяются слова, которые будут синонимами силы, могущества. Говорится: «они не смогли», «если ты можешь», «о, если ты можешь — все возможно», «почему мы не смогли?» (спрашивают апостолы). И в конце Христос говорит: «Этот род можно изгнать лишь молитвой и постом». Итак, вопрос силы, власти, могущества, которые дает вера человеку, который имеет доверие.

В других эпизодах Евангелия говорится о том, что вера прекрасна тем, что она изгоняет страх. Вера — это какое-то особое качество личных отношений, дружбы, доверия, которые Христос ищет и очень редко встречает среди людей. Вера противоположна малодушию. Вера смывает грех. Вера исцеляет. Вера преображает человека, это все мы видели в других моментах жизни Христа. Вера даже для атеистов способна в человеческом плане придать какую-то силу, уверенность, которая помогает преодолевать препятствия и достигать своей цели. На ум приходит образ Наполеона: он верил в свою звезду, и это привело его на вершину земной славы.

Итак, любой человек может достичь очень многого, чего по человеческим силам достичь невозможно, как минимум если у него нет сомнения в успехе, если он уверен в своей правоте. И именно этого у учеников именно в этот момент не хватает. Христос не обличает учеников в том, что они взялись за какое-то дело, которое им оказалось не по силам, но Он обличает их в том, что они слепо уверены, что успех всегда на их стороне.

Христос не проповедует такую веру, которая дает магическую власть, когда просто по мановению волшебной палочки ты можешь сделать все, что хочешь. «Нет ничего невозможного для того, кто верит» в действительности — синоним «нет ничего невозможного для Бога и того, через кого Бог может явить свою силу».

Именно для этого и нужна вера. Именно этого не хватает ученикам. Сердце, которое сомневается, которое неспособно собрать все силы, как Петр, когда он идет по волнам бушующего моря навстречу Христу, до тех пор пока он видит Христа, все его силы собраны, и он способен идти по воде. Как только что-то рассеивается, проникает сомнение, страх, все исчезает.

В действительности мы видим, что в другие моменты ученики могут изгонять множество бесов, но здесь им это не удается. И вот здесь возникает образ молитвы. Молились ли ученики перед тем, как выйти в этот день на служение, и, может быть, перед тем, как попытаться исцелить этого несчастного юношу? Сто процентов — да. Как любые благочестивые люди, они совершили все необходимые обряды, произнесли все необходимые слова, и поэтому, по нашему мнению, они, конечно, совершили молитву. Была ли это молитва?

Здесь Христос как раз и говорит о том, что молитва — это не просто какие-то слова, не просто какие-то ритуалы, но в действительности это возможность, когда Бог может войти в твою жизнь, твои слова, поступки настолько, что ты становишься орудием в Его руках. Через твои мысли, через движения твоего сердца в действительности Господь может направить Свою силу, и тогда возможны любые чудеса — то, что не произошло именно в этот момент с учениками.

И поэтому Господь сегодня, в этот воскресный день, приглашает еще раз взвесить свою веру и взять на вооружение эти замечательные слова отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Истинная вера всегда связана с осознанием того, что ты еще не прошел свой путь до конца, но Господь может все исправить и дать свою веру в тот момент, когда это нужно.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle