Протоиерей Димитрий Сизоненко о евангельском чтении в пятое воскресенье Великого поста. Смотрите или читайте:
Мы продолжаем чтение воскресных Евангелий Великого поста. В пятое воскресенье Великого поста в Евангелии мы слышим в третий раз возвещение Христа о том, что Его ждет в Иерусалиме. Вместе со своими учениками Он совершает паломничество в Иерусалим. Для Него это паломничество обернется Крестом и Воскресением. И Ему важно подготовить учеников к тому, что их ждет в этом последнем паломничестве в Иерусалим. Конечно, они к этому не готовы, времени остается мало. И вот Христос в третий раз предупреждает и возвещает им о том, что их ждет в Иерусалиме.
Обратите внимание, что в Евангелии от Марка говорится о том, что Христос будет предан в руки книжников, фарисеев, первосвященников, и еще добавляется «язычников». Кто эти «язычники»? На языке иудеев того времени речь идет об иностранцах. Это такой вежливый способ назвать римлян, потому что в действительности страна находится под оккупацией: «язычники», то есть иностранцы — это, конечно, римляне. Когда мы читаем Евангелие, именно это мы легко теряем из виду.
Это точно как если бы мы, оказавшись под немецкой оккупацией, в похожей ситуации сказали бы: «Сын Человеческий будет выдан гестапо». И здесь не нужны никакие дополнительные объяснения: все сразу становиться понятным. Христос не объясняет, но все Его слушатели понимают, что Его будут бить, пытать, в конце концов Он будет казнен. И все это произойдет в Иерусалиме.
Надо сказать, что в селениях Галилеи римлян было гораздо меньше и отношение местного населения с римлянами было менее драматичным. Наоборот, в столице, в Иерусалиме была сосредоточена вся мощь репрессивной машины Римской империи. Поэтому восходить в Иерусалим для Христа, как и для любого выдающегося проповедника или человека, который внутренне свободен, означало идти в пасть смерти. Любой его недруг мог донести в «гестапо», и это было совершенно неотвратимо.
Поэтому, когда Христос восходит в Иерусалим, Он идет с ясным осознанием того, что Его там ждет. И тем не менее Он идет. И очень важно себе представлять, что Он идет для того, чтобы исполнить до конца свою миссию. В конце концов Он именно ради этого пришел в мир, и Он готов идти до конца.
В Нем есть еще нечто, что отличает нашу уверенность в нашей миссии или нашем служении. Он знает, что за Ним стоит какая-то окончательная победа Бога, и то, что Сын Человеческий воскреснет, будет знаком этой окончательной победы Бога, несмотря на то, что предстоит пройти через промежуточное поражение, промежуточный провал. И Его уверенность — это не просто какое-то религиозное чувство. Мы сами очень часто переживаем такую уверенность, что Господь нас не выдаст, Господь нам поможет, Он нас не оставит.
Но уверенность Христа превосходит любую нашу уверенность, потому что Его миссия уникальна: Он знает, что Он — Сын Божий, Сын, посланный Отцом в мир, и эта миссия будет иметь завершение и продолжение по ту сторону смерти. Поэтому то поражение, которое Он потерпит в схватке с книжниками, фарисеями, первосвященниками, римлянами, в конце концов Бог обратит в окончательную победу, потому что это будет в действительности победа Бога. Вот что означают эти таинственные слова «Он воскреснет».
На самом деле, когда задумываешься о том, что же означает «воскресение», можно быть спокойным, потому что прошло почти две тысячи лет, и никто из нас не может дать исчерпывающий ответ, что это означает: «Сын Человеческий воскреснет». Хотя, казалось бы, мы празднуем Пасху, и мы очень многое знаем, и, может быть, знаем гораздо больше, чем знали апостолы, но все равно это остается какой-то непостижимой тайной, которая нам лишь приоткрыта.
Гораздо легче прокомментировать выражение «на третий день», потому что на языке иудеев того времени «на третий день» означало «когда закончится все, в конце концов, в конечном итоге, когда настанет время». Для иудеев это не просто семьдесят два астрономических часа, как часто мы себе представляем, нет — это означает: свершение того, когда произойдут какие-то испытания.
Христос мог бы сказать: «Я буду предан в руки римлян», и все было бы понятно. Но здесь возникает таинственный образ «Сына Человеческого», и Христос намеренно говорит об этом, для того чтобы связать свою судьбу с исполнением пророчества Даниила.
И вот здесь наступает, может быть, самый необычный момент, который всегда привлекает наше внимание, потому что на авансцену выходят два любимых ученика — Иаков и Иоанн, братья, сыновья громовы. Между ними происходит диалог. Если сказать честно, этот диалог меня всегда изумляет, потому что ведь ответ известен наперед. Еще до того, как братья поставили вопрос, всем известно, что последнее решение принадлежит Богу. Зачем же Христос вступает в этот разговор?
Это очень интересно с точки зрения педагогики Христа. Он всегда готов вступить в диалог с собеседником, для того чтобы собеседник прошел свой путь и получил ответ — не как готовый ответ, но как то, что приходит в результате внутреннего поиска и внутреннего пути. Точно так же Христос рассказывает притчу о милосердном самарянине для того, чтобы его собеседник получил ответ на вопрос «кто же мой ближний?» Он мог бы дать сразу готовый ответ, но Ему очень важно, чтобы собеседник прошел свой путь.
Точно так же и здесь с Иаковом и Иоанном. Христос мог бы сразу сказать: «вам нужно взвесить все ваши возможности, чтобы вы поняли цену вопроса и вообще сняли свою заявку на то, чтобы занять места по правую или по левую руку от Меня». Но Он вступает с ними в диалог. Он задает вопрос: «есть ли у вас решимость идти за Мной до конца с крестом на плечах? Если нет, то не имеет смысла записываться в Мои ученики». И вот два брата, сыны громовы, полны решимости, и их щедрость приводит Христа в замешательство.
Потому что действительно потрясающе: они говорят «да, безусловно да»: мы готовы пить из той же чаши, что и Ты. Иисус как бы готов пойти им навстречу и говорит: «да, хорошо, вы будете пить из Моей чаши, и в этом вы выиграли, вы победили, вы получили свое», но дальше Он говорит «нет». Многие из нас в этот момент бы сказали «ай-яй-яй, ученики думают только о себе, нельзя же все время думать только о собственном успехе, думать о том, какое место ты займешь в Царстве Божьем». Но Христос не рассуждает так, как мы. Он проявляет к ним какой-то невероятный человеческий такт, снисходительность, Он видит их щедрость и готов к совершенно другим отношениям. Он говорит им, что «все прекрасно и вы все равно будете со Мной, но истина гораздо труднее». Когда ученики говорят, они употребляют выражения «Твое Царство», «в Твоей славе», и Он им говорит: «нет, это не Мое царство, оно принадлежит Отцу».
И здесь есть слово, на которое надо обратить внимание. Иисус говорит «уготовано» или «предопределено». Это слово встречается у апостола Павла. Там говорится о том, что все люди призваны к усыновлению. Здесь более удачное слово, чем «предопределение»: «предуготовано».
Это означает, что человек имеет право сказать «нет» на планы Бога. Но, с другой стороны, человек должен себя подготовить к тому, чтобы войти в этот план. И вот здесь эти два восхитительных образа, две свободы: божественная свобода, которая приглашает: Господь все приготовил. И свобода человека, которая тоже требует определенной готовности и тоже призывает проделать определенный путь.
Образ чаши, здесь, конечно, предупреждает о том, что ученикам, конечно, предстоит разделить страдания Христа. И каждый раз, когда Христос возвещает о том, что Ему уготовано, по реакции учеников мы можем видеть, что они не понимают ничего. До этого, когда Христос в первый раз предвозвещает Свою смерть и воскресение, мы видим Петра, который буквально сопротивляется и пытается отговорить от этого плана Христа, и получает суровую отповедь: «ступай от Меня, сатана». В другом случае ученики просят объяснить, что означает «восстать из мертвых», или кто из них будет самым великим. В том же стиле Иаков и Иоанн, услышав слово «царствие», со всей наивностью хотят выразить свои политические амбиции.
Мне хотелось бы еще раз подчеркнуть щедрость этих братьев: действительно, они готовы идти до конца, и весть о предстоящих страданиях Христа их не смущает. Они готовы идти до конца. И Христос ценит их доверие, их верность. Но Он говорит, что вечная жизнь — это то, что обещано по ту сторону Креста и Смерти, это нечто настолько невообразимое, непредсказуемое, и нужно себя подготовить к тому, что все получится так, как приготовит Отец, и довериться Ему.
И в заключение сегодняшнего чтения звучит еще один очень таинственный образ, где речь идет об искуплении, или о выкупе. Когда речь заходит о выкупе, то, конечно, наши мысли неизменно направляются по ложному пути. Дело в том, что выкуп — это прекрасная метафора, которая иногда помогает нам понять во всей глубине некоторые аспекты реальности, но одновременно метафора может ввести в заблуждение. Итак, когда эта метафора выкупа работает прекрасно и когда она нас обманывает?
Мы видим образ пленника, за которого заплатили выкуп для того, чтобы он вновь обрел свободу. И действительно, история Пасхи — это история освобождения. И поэтому исход народа Божия из Египта — это некий выкуп. Истинная свобода в Библии — это всегда освобождение, это всегда некий путь навстречу еще большей свободе. Но когда мы слышим «выкуп», то очень часто мы слышим рассуждения людей, которые начинают спекулировать, они предполагают, что есть некая сделка, некий договор между тем, кто выкупает, искупителем, и прежним господином. И здесь как раз мы идем по ложному пути. Дело в том, что освобождение человека — это акт, который совершает Господь. И это как акт творения: Бог творит мир из ничего, и свободу Он тоже творит из ничего. И никто не имеет над Ним власти, Бог никому не подвластен, и никто не может диктовать Ему условия, и поэтому торг тоже невозможен. И поэтому слово «выкуп» здесь не должно восприниматься так, будто была какая-то торговая сделка.
И вот здесь наступает, может быть, самое трудное для христиан. Потому что слово «искупление, выкуп» становится иконой того, что такое служение. Христос отдает Себя как выкуп, Он отдает Свою жизнь. Но здесь сказано очень важное: чтобы служить. Служить людям.
Христос не продает Себя в рабство никому: «служение» «выкуп» и «свобода» — это слова, которые становятся здесь синонимами.
К сожалению, они очень редко становятся синонимами в нашей жизни, потому что слово «служение» — то, что по-гречески называется «диакония», в действительности становится радостью, источником освобождения. Поэтому бывает очень мучительно, когда в нашей повседневной жизни то, что было служением, вдруг становится моментом порабощения или глубокого огорчения. И здесь Христос преподносит урок какой-то подлинной свободы, подлинного служения и пасхальной радости.
Пасха Христа — это сотворение нового Адама, нового человечества, которое свободно, оно способно жить в новой свободе, свободе воскресшего Христа. И для того, чтобы это понять, каждому из нас придется проделать какой-то путь. Необходимо, во-первых, размышление в тишине, если мы хотим действительно прийти к пониманию Евангелия, для того, чтобы почувствовать ту вибрацию, то движение мысли, которое наполняет сердце Христа, чтобы оно проснулось в нас. Другого пути понять, как сочетаются искупление, свобода, освобождение и служение, что отличает христиан от людей, которые живут по стихии мира сего, — нет. Требуются молитва и тишина.