Очередной ролик протоиерея Димитрия Сизоненко из цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите или читайте:
Сегодня мы поговорим о выражении «много званых, мало избранных» (Мф 20:16). Иногда оно употребляется в контексте какой-то элитарности. Люди, которые считают себя принадлежащими группе избранников, к узкому кругу лиц с оттенком эксклюзивности, с притязанием на исключительность, превосходство, применяют к себе евангельские слова, иногда с юмором.
В Евангелии эти слова употребляются в конце одной из самых шокирующих притч Иисуса Христа. Вероятно, уже во времена Христа это уже было какое-то крылатое, устойчивое выражение, именно поэтому им завершается притча.
Скорее всего, Господь рассказывает эту притчу как некий юмор, как возможность прочитать это выражение в совершенно в другом свете. Богатство евангельской идиоматики в том, что какие-то привычные выражения, которые исходя из нашего здравого смысла мы понимаем одним образом, в устах Бога приобретают совершенно другое звучание.
Итак, давайте обратимся к этой притче — одной из самых ярких, потрясающих историй. Евангелист Матфей рассказывает ее в самом конце, в 22-й главе. Она завершает серию из трех притч, в каждой из которых речь идет о Страшном суде, о том, что приближаются последние времена, момент кризиса, и очень многое зависит от того, как человек себя поведет именно в этот кризисный момент.
Притча рассказывается в Иерусалимском храме, и обращена она прежде всего к старейшинам, к первосвященникам, то есть к духовной элите народа Израиля. К той элите которая отвергла Мессию и не хочет Его принимать, более того — уже вынесла смертный приговор. Именно поэтому в Евангелии от Матфея эта притча сопровождается некоторыми элементами насилия, которых нет в других Евангелиях. Это намек на разрушение Иерусалимского храма, который в 70 году будет разрешен римлянами, и на те гонения, которым будет подвергаться первые общины христиан.
Итак, Иисус Христос сравнивает Царство Божие с историей царя, который устроил свадебный пир для своего сына. Вот он посылает слуг позвать приглашенных. Реакция приглашенных такова, что они отказываются принять это приглашение. Одни из них разошлись и стали заниматься своими повседневными делами, другие — издеваются и убивают посланников. Ответ царя не заставляет себя ждать: он разгневался и посылает свое войско, чтобы казнить убийц и предать огню их город.
Этот элемент всегда шокирует читателей, потому что он контрастирует с мирной вестью Евангелия, с проповедью любви. Тем не менее Господь прибегает к образам насилия, смерти, огня, но совсем не для чтобы устрашить своих слушателей, но для того, чтобы их немножко разбудить.
Не для того, чтобы вселить страх, но для того чтобы до их сознания наконец дошла весть: если кто хочет войти в Царство Бога, ему нужно принять дар Бога, нужно принять любовь. Приглашение войти в это Царство является незаслуженным даром, оно дается не по заслугам, оно предназначено для всех, прежде всего для тех кто избран — для народа Израиля, но через них — для всех.
После того как первые слуги погибли, царь посылает следующих слуг для того, чтобы они позвали всех кто будет находится по закоулкам, на площадях городов. Таким образом, Отец зовет действительно всех людей войти на этот брачный пир. Отказ человека не отменяет безграничной любви Бога. Бог остается верен своей любви.
И зал быстро наполняется. Понятно, он наполняется людьми хорошими и людьми злыми, людьми достойными уважения и самыми последними бродягами, потому что Отец как солнце, которое сияет на добрых и злых, как небо, которое проливает дождь и на праведных, и на неправедных. Никто не праведен перед Богом, никто не достоин. Единственная возможность оказаться на этом пире — принять приглашение и броситься в объятья Бога. Только благодать способна человека преобразить.
Символом этого преображения являются праздничные, брачные одежды. Эпилог притчи кажется еще более поразительным. Согласно обычаю всем гостям хозяин готовит белые одежды, их не нужно приносить с собой. Каждый, кто приходит на этот праздник, надевает на себя эти брачные одежды в знак того, что он участвует, он на этом пиру гость и участник.
Вдруг, в тот момент, когда царь входит, он видит перед собой человека без брачных одежд и говорит ему: «Друг, как получилось, что ты вошел без брачной одежды?». Отцы Церкви говорят, что эти одежды — это одежды крещения, и если крещение принимается, но при этом не совершается покаяние, не происходит обновление духа, то человек принимает крещение как бы без брачных одежд.
Бог милостив и рад принять всех. Но милость Бога, Его приглашение еще не дает гарантии на то, что человек избежит последнего суда. Поэтому это притча о Страшном суде. То, что мы принадлежим Церкви или ведем праведную жизнь, нам еще не гарантирует, что на Страшном суде нас не будут ожидать сюрпризы. Последний выбор принадлежит всегда Богу. Эти слова звучат в устах Христа как некое предупреждение, предостережение.
Число званых и число избранников не совпадает. Поэтому, чтобы оказаться в числе избранников, старайтесь входить через тесные врата, через маленькую дверь, о существовании которой знают немногие. Но войти в нее можно только обновлением ума и новым рождением.