Смысл выражения «Фома неверующий»

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите или читайте расшифровку:

Сегодня мы будем говорить о выражении «Фома неверный», которое используются нами, когда мы в чем-то не уверены, нам нужно представить доказательства, наш собеседник может нас назвать «Фомой неверующим» или «Фомой неверным». Интересно сравнить это наше привычное выражение с тем, как это звучит в Евангелии. Мы увидим, что неверие Фомы в Евангелии имеет дополнительные оттенки и помогает нам глубже понять смысл евангельской Вести.

В 20-й главе Евангелия от Иоанна рассказывается о том, как в тот же день, когда Христос явился Марии Магдалине, вечером Он явился ученикам, но Фома не был в этот момент среди учеников. Прежде всего говорится о том, что Фома назывался Дидим, то есть Близнец. И это прозвище уже указывает на то, что между Иисусом и Фомой существуют какие-то особые отношения.

Есть предание, которое говорит, что внешне Фома был очень похож на Иисуса, так что некоторые их воспринимали как родных братьев, близнецов. Эта деталь говорит о том, что между Фомой и Христом есть какие-то отношения, которые дают Фоме право с таким невероятным дерзновением выдвигать свои условия. Нужно почувствовать, что в поведении Фомы есть какое-то дерзновение, которое внешне похоже на шантаж: «я готов поверить при условии, что…» — и дальше выдвигаются условия: «если я увижу на руках Его знаки, отметины или следы от гвоздей, если вложу перст мой в рану от гвоздей и руку в ребра».

Фома бросает вызов. Если это действительно шантаж (простите за откровенность), то на самом деле Господь имеет полное право это проигнорировать, потому что в таком случае не выполняют условия. Но Господь принимает этот вызов. Он исполняет то, чего требует Фома. Со стороны Христа это не просто знак какой-то благосклонности —

как будто Бог идет навстречу и уважает то чувство, которое испытывает Фома, — может, это разочарование, может, это обида: «все видели, а я не видел».

Более того, Христос дает это как некий дар, более того — как некий знак прощения и благодати. Фома не просто просит прикоснуться. Евангелист употребляет очень странный глагол, говорится буквально «брошу руку мою» — «брошу» как бросают мяч, как будто прицелившись на расстоянии; здесь какая-то сильная динамика.

И на восьмой день — говорится «на восьмой день», как будто мы перемещаемся на октаву выше — Христос исполняет это и произносит слова «подойди, положи перст свой, посмотри руки Мои», и дальше говорится «будь не “апистос”, а “пистос”», то есть слово «неверный» в действительности означает нечто противоположное вере. Остается только понять: в чем же проблема Фомы?

Нам кажется, что вера — это всегда какое-то интеллектуальное убеждение или предрассудки, но у Фомы нет проблемы в признании своего Учителя Спасителем. Проблема в чем-то другом. Может быть, его сердце в чем-то окаменело; он как будто не хочет ничего слышать; он глубоком потрясении.

Красота этого эпизода в том, что Христос уважает эту боль, эту ожесточенность сердца Фомы и исполняет то, в чем Фома по-настоящему нуждается в этот момент.

По-настоящему он нуждается в прощении. Когда что-то окаменело, нужно оживить благодатью и каким-то особым даром. Фоме не хватает возможности опять оказаться в объятьях Христа. И фактически слова, которые он затем произносит, — «Господь мой и Бог мой» — это высочайшее исповедание веры.

Опять же в чем проблема? Дело в том, что в этот момент в исповедании Фомы слово «Господь» означает «Воскресший Господь», потому что поверить именно в Воскресение Христа, в то, что Христос есть Царь, которому отныне принадлежит весь мир, Он, Сын Божий, именно в этом качестве Воскресшего Христа — это самое трудное для веры. И, таким образом, мы с вами касаемся самого главного: вера состоит в том, чтобы принять Воскресение Христа, поверить в него и стать его сопричастником.

Именно это происходит с Фомой; именно поэтому его слова «Господь мой и Бог мой» так откликаются в сердце любого человека. Вера и состоит в том, чтобы признать Воскресшего Христа. Именно в этом Фома является покровителем не только сомневающихся, неверующих, тугодумов, но, прежде всего, людей, которые искренне хотят признать и понять Христа.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle