Очередной ролик протоиерея Димитрия Сизоненко из цикла «Крылатые выражения из Библии».
Сегодня мы с вами поговорим о выражении «кесарю кесарево, а Богу Божье». Оно очень часто используется в нашем языке. Это излюбленный сюжет в религиозной живописи.
Мы знаем, что оно происходит из Евангелия, когда в Храме к Иисусу подходят фарисеи с вопросом «дозволительно ли платить дань кесарю?». Поэтому в ответе содержится образ того, что есть какие-то деньги, которые нужно вернуть их господину. Вопрос состоит в том, что кому принадлежит. Что принадлежит кесарю, и, поэтому по логике вещей нужно ему вернуть, а что принадлежит Богу.
Действительно, этот греческий глагол означает «вернуть то, что принадлежит, устранить задолженность», поэтому это не совсем то, что мы называем «отдавать» в смысле отрывать от себя то, что принадлежит тебе. Это действительно «возврат» денег, которые попали в руки нынешнего обладателя посредством ссуды, кражи или другим образом, и должны быть возвращены законному владельцу.
Но с налогами происходит совершенно иначе. Мы не «возвращаем» налоги государству, мы добровольно отдаем то, что действительно принадлежит нам, для того, чтобы участвовать в каких-то общих расходах. Мы вносим свою лепту в общий фонд, при этом используя то, что по праву принадлежит только нам.
И именно об этом говорит Христос. Он не задает вопроса, кому принадлежит эта монета, потому что то, что там изображение кесаря, не доказывает, что монета принадлежит ему, точно так же как мы пользуемся деньгами, на которых изображены разные предметы, разные лица, но они все равно принадлежат нам. Вопрос Христа не в том, кому принадлежит, а в том, откуда эта монета. Поэтому рассуждение гораздо глубже и там есть свои удивительные нюансы. Речь идет не просто о какой-то реституции, Христос скорее приглашает своих собеседников поразмышлять о происхождении вещей и понять, что существуют совершенно разные уровни отношений. Одно дело — наши отношения с кесарем, с земными властями, и совсем другое — наши отношения с Богом. Необходимо признать, что эти отношения имеют совершенно разную природу. В любом случае свои обязательства всегда нужно исполнять без обмана.
Итак, что касается слова «воздать», то если мы понимаем его по горизонтали, можно представить себе такую ситуацию: мы раскладываем на столе всю добычу, а потом делим по кучкам: это принадлежит ему, это принадлежит другому, это принадлежит третьему, и то, что принадлежит одному, не может принадлежать другому. Но в жизни если есть какая-то вертикаль, она складывается немного иначе.
Могу привести пример: однажды я оказался свидетелем разговора, который происходил между православным монахом и молодым мусульманином-арабом на Святой земле. Этот симпатичный молодой человек, увидев человека в монашеской одежде, заинтересовался его образом жизни. И по ходу разговора выяснилось, что монах не просто исполняет свои религиозные обязанности, что он человек благочестивый, посвятивший себя Богу, но и что у него нет жены. И мусульманин удивился, сказав: «Действительно, Богу надо отдавать то, что Божье, но то, что для тебя — нужно оставлять себе, и именно поэтому я женат, у меня три жены, и это мое, зачем же ты Богу отдаешь то, что принадлежит тебе?» На что монах остроумно ответил: «Для нас всё исходит от Бога, и поэтому всё принадлежит Ему».
Итак, Христос говорит «покажи Мне эту монету» для того, чтобы мы задумывались, откуда берутся вещи. Фарисеи спрашивают о налоге, который требуют римляне. И действительно, некоторые бойцы еврейского сопротивления с возмущением отказываются платить налоги, потому что они в принципе считают власть римлян незаконной. Но теперь, фарисеи, если вы считаете эту власть законной, и, тем более, если в ваших руках оказалась эта монета, значит, вы ей пользуетесь, значит, вы не только принимаете политическую власть римлян, но и экономическую тоже, и, может быть, даже какую-то гражданскую власть. Зачем же вы лицемерите?
И то, куда нас зовет Христос, то, о чем Он просит нас задуматься, выводит нас в совершенно другие сферы и плоскости нашей жизни. Во-первых, конечно, точно так же, как на монете вытиснен профиль кесаря, Христос заставляет задуматься, что есть другие монеты, на которых тоже запечатлен чей-то образ. И здесь, конечно, я не смогу превзойти красноречие Блаженного Августина, он прекрасно объясняет, что и кто есть тот динарий, который несет на себе печать, образ Бога, и который по-настоящему должен быть возвращен Ему, он исходит свыше и всецело принадлежит Ему.
Но через эту историю Христос также пророчествует и о Своей судьбе, потому что Он и есть та монета, Сын Божий, и, более того, его собеседники уже приняли решение о том, что Ему должен быть вынесен смертный приговор, и им нужен лишь любой удобный случай, в том числе и этот вопрос не является по-настоящему вопросом.
Это провокация с целью создать повод, чтобы Христа передать во власть римлян и предать Его суду, где будет вынесен смертный приговор.
Но если этот вопрос вывернуть в какое-то подлинное русло и увидеть за этим простор для размышления, то задумайтесь, что в вашей жизни по-настоящему принадлежит Богу и что вы должны Ему вернуть, а что принадлежит стихиям века, и как вы хотите выстраивать с ними товарно-денежные отношения.