Смысл выражения «соль земли»

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

После долгого перерыва возобновляем цикл мини-роликов «Крылатые выражения из Библии».

Сегодня мы поговорим о крылатом выражении «соль земли», вошедшем в наш язык из Евангелия от Матфея. В Нагорной проповеди, после того как Христос провозглашает блаженства, открывается серия притч. Первая из них: «вы — соль земли; если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою; она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон — на попрание людям» (Мф 5:13).

Что хочет сказать Спаситель этими словами? Это одно из речений, которое по-настоящему может врезаться в память, легко вспоминается в повседневной жизни как музыкальный рефрен, и, если угодно, как те коаны мастеров дзена — такие риторические вопросы, которые не предполагают однозначного, логического ответа. Ценность их в том, что они все время тебя возвращают к непрестанному вопрошанию: что же это значит «вы — соль земли»?

Прежде всего, конечно, возникает реальная проблема: что известно о соли современной науке, и может ли такая соль вдруг перестает быть соленою? Мы ведь никогда не слышали о такой соли. Дело в том, что гончары в древности, чтобы запекать свои изделия из глины, добавляли в печь соль. Это были глиняные печи, иногда выкопанные в земле. Именно поэтому, возможно, говорится «соль земли». Такая соль постепенно могла терять силу, в конце концов переставала быть соленою, и тогда ее выбрасывали вон.

Это вполне возможно, потому что слово «земля», как и во всех современных языках, в греческом языке имеет несколько значений: прежде всего земля — некий материальный элемент, почва, есть и другое значение: земля как географическое понятие. Греческое «гея» (откуда имя греческой богини Геи), прежде всего относится к какой-то определенной стране, краю, территории. Вот почему возникает образ «соль земли», который связан с ремеслом гончаров, которые живут именно в этой местности. Такую соль действительно выбрасывают вон.

Лично мне кажется интересной метафора вкуса и аромата. На примере соли Иисус нам дает понять, что каждый из нас обладает какой-то уникальной ценностью, особым вкусом. Это были более счастливые времена, потому что на столах людей не было никаких эрзацев, например, подсластителей без сахарозы, которые мы покупаем, потому что нам кажется, что они полезны для здоровья. Точно так же и в человеческих отношениях было меньше эрзацев: человек бесконечно интересней и оригинальней, чем любая химическая субстанция, химикат, который может его подменить. У каждого человека свой, абсолютно индивидуальный, неповторимый аромат, вкус. Все это необходимо, чтобы и Бог, и другие люди могли этому радоваться. Это нужно очень ценить.

Поэтому Евангелие предупреждает нас: если этот аромат, этот вкус будет утрачен… Здесь возникает очень странный вопрос: дело в том, что в славянском языке здесь говорится «аще соль обуяет [поглупеет]». Греческий текст действительно употребляет слово «морос», которое и обозначает какую-то опустошенность, слабоумие. Здесь имеется в виду человек, которые утратил вкус к жизни, который потерял смысл своего существования. Именно этим словом охарактеризованы те пять знаменитых неразумных дев, которые непонятно зачем пришли на встречу к Жениху.

Также и человек может потерять присущий ему вкус, и что тогда сделает его вкусным, чем он будет приправлен? Ничто, ничем.

Дело в том, что ничто внешнее не может вернуть человеку вкус. Невозможно вернуть смысл жизни, если он вдруг нейтрализовался. При этом сам человек никуда не исчезает, он как соль, попавшая в землю, не подверженная биологическому разложению: земля просто засаливается, покрывается коркой и на длительное время перестает быть плодородной, как в районе Мертвого моря.

Что происходит с человеком, который вдруг теряет свою силу? В Евангелии возникает образ изгнания во тьму внешнюю: метафора какого-то ужаса, который не имеет имени. Все это говорит о том, что действительно лестно, когда тебе говорят: «ты — соль земли». Но вместе с тем в этом заложена колоссальная ответственность, потому что Господь говорит нам о том, что на нас лежит ответственность за то, как мы этим распорядимся, чтобы наша соль не потеряла силу.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle