Смысл выражения «свет мира»

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии».

Сегодня мы с вами поговорим о крылатом выражении «вы — свет мира», вошедшем в наш язык из Евангелия от Матфея, где говорится: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:14–16).

Все это начинается с выражения «свет мира», и все дальнейшие слова Христа дают нам объяснение, раскрывают смысл этого выражения.

Я хочу вам зачитать маленький кусочек из рассказа Писемского, где он описывает ритуал тайной ложи. Совершает этот ритуал великий мастер: начинает зажигать свечи, говоря при зажжении первой свечи: «вы есть соль земли», второй свечи: «вы есть свет миру», третьей свечи: «вы есть род избранный, царское священство, народ святой, люди обновления». Здесь мы чувствуем, что тут — просто нагромождение каких-то очень почетных титулов, которые льстят нашему самолюбию, кажутся очень возвышенными, прекрасными.

Это выражение в Нагорной проповеди, конечно, сочетается с другими выражениями, и они вместе образуют своего рода ожерелье, взаимодополняют друг друга, образуя единое целое. Поэтому смысл этого выражения можно увидеть, исходя из общего контекста.

Прежде всего обратите внимание на «город, который построен на вершине горы» — он не может укрыться в случае какой-то опасности, его невозможно замаскировать, он всегда на виду. Поэтому единственный выход — сделать этот город неприступным, он должен быть надежно укреплен. Таким же образом и ученик Христа, который не просто «свет миру»: он еще должен быть как этот укрепленный город.

С одной стороны, эта метафора перекликается с образом соли. Точно так же, как соль, свет — это то, что имеет ценность в силу того, что ему присуще изнутри. Если изнутри нет этой силы, то ничто внешнее не может ее компенсировать. Точно так же и в человеке: если есть внутренняя сила, то будет все в порядке.

С другой стороны, «город, на вершине горы» привлекает к себе внимание других. Опять же он похож на человека, который имеет высокий статус, занимает видное место, и поэтому вынужден вступать в отношения с другими людьми, хочет от того или не хочет. Он становится уязвимым и на виду. И как бы человек ни был устроен внутренне, занимая то или иное место в общественной иерархии, он оказывается под влиянием каких-то других сил и причинно-следственных связей. Об этом нужно всегда помнить и принять как правило игры.

Одно из прямых последствий в сложных обстоятельствах, а тем более когда мы их выбирали сами, — человеку предстоит отказаться от определенных форм секретности, приватности; ты становишься на виду. Это прекрасно понимают общественные деятели; это первое из их неудобств, которое нужно принять. Но если ты пошел по линии публичности, то тебе предстоит научиться жить вот в этом знаменитом стеклянном доме.

И когда Иисус говорит об этом Своим ученикам, они об этом не думают. Быть «светом мира» так же лестно, как быть «солью земли», то есть страны, в которой вы живете. Это очень льстит самолюбию. Было бы глупо это отрицать. Вот почему Иисус тут же добавляет слова предостережения, почти угрозы: чтобы не идти на поводу у самовлюбленности, тщеславия, чтобы не потакать своим капризам.

«Свет наш должен быть перед людьми» — как будто это само по себе является чем-то прекрасным и приятным для нас; а остальное, дескать, приложится. Но дело в том, что фразу нужно прочитать целиком, до конца, иначе смысл будет понят неверно.

«Если свет твой сияет перед людьми», будь осторожен, будь готов к тому, что возможны разные варианты. Хороший и единственно правильный — это когда славу воздадут не тебе, но твоему Небесному Отцу: вот и получается с точностью наоборот. На самом деле ты — не шоумен, который собирает все почести; нужно быть готовым, что ты станешь предметом насмешек и оскорблений, но самое главное — все добро, которое ты совершаешь, оно не для того, чтобы привлечь к тебе уважение, но для того, чтобы люди почувствовали Того, Кто за тобой стоит.

Вот почему нужно позаботиться о том, чтобы не творить добро перед людьми только для того, чтобы они смотрели на нас и восхищались. Усеченные цитаты, вырванные из контекста, какие-нибудь приблизительные переводы всегда очень ненадежны и ведут по ложному пути.

«Вы — свет мира»: это как констатация факта, за которой немедленно следует предупреждение. Это не самое завидное положение, это не лишено своих недостатков и вызовов. Подумайте об этом «городе на вершине горы», который в случае опасности первый бросается в глаза.

И вот какая мораль: ваш свет будет сиять перед людьми — вы ничего не можете с этим поделать, и не стоит тут ни о чем сожалеть; ваш долг в том, чтобы вся слава воздавалась Отцу, хотя при этом не сказано, каким образом.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle