Блог
«Наш друг медведь. Почему в Винни Пухе так много евангельского»
Марина Михайлова: когда мы идентифицируемся с Винни Пухом, мы учимся чистоте, незлобию и радости. А когда мы ставим себя на место Кристофера Робина, мы учимся быть взрослыми и сильными.
«Кто достоин принять в себя Бога? Никто»
Ольга Лебединская: степень нашего участия в Евхаристии может быть разной. Как сделать его полным? Говорим об этом с протоиереем Максимом Кокаревым, ректором Самарской духовной семинарии.
«Мне повезло, меня крестили в детстве. Или не повезло?»
Ольга Лебединская: все чаще слышу мнение, что не стоит крестить ребенка в младенчестве: человек должен самостоятельно подходить к вопросу выбора веры. А вот не соглашусь, имея другой опыт.
«Скончалась выдающийся православный документалист Валентина Матвеева»
30 июля 2021 года от коронавирусной инфекции скончалась выдающийся документалист, создатель более 70 фильмов, Валентина Матвеева. Собрали 8 фильмов и книгу мемуаров Валентины Матвеевой.
«К Ильину дню: кто такие пророки?»
Владимир Шалларь: 2 августа — Ильин день, память пророка Илии, как бы образца всех пророков Ветхого Завета. Кто он? — «славный ревнитель по Боге, беззаконных царей обличитель», массовый убийца служителей культа, вдохновитель революции. Собрали книги и лекции о пророках Ветхого Завета.
«Психоанализ, теология и политэкономия накопления капитала: «О скупости» Младена Долара»
Владимир Шалларь рассказывает, как современный мыслитель анализирует скупость как подлинную суть всех страстей.
«Те, кто поняли слова Христа слишком буквально»
Анна Ершова: три фильма нашей подборки показывают повседневную жизнь святого человека и его друзей, причем в словосочетании «святой человек» становятся весомы обе составляющие.
«Тяжесть правила или разговор с Отцом?»
Протоиерей Алексей Уминский: коллективизм из советского прошлого перешел в сегодняшнюю жизнь нашей Церкви, и молитва вдруг стала общим коллективным деланием.
«Успех, молитвы, жемчуг: как найти самое важное в своей жизни»
Никита Плащевский: если вы не определите четко, что такое успех для вас, это будут делать окружающие люди.
Медиатека
Избранные богословские работы протоиерея Сергия Булгакова, одного из главных православных богословов XX века. Здесь проработаны основные разделы богословия: о Троице, Конце века сего, Таинствах, и особенно о Евхаристии, Церкви, чудесах, мощах, иконах, смерти и воскресении, Деве Марии и апостолах и пр. и пр.
«Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей» (текст и аудио) — чудесная книга выдающегося культуролога, специалиста по древнерусской культуре Дмитрия Лихачева. Сад как искусство, как символ, как текст (поэтический, богословский, философский) — вот тема этой книги. Она раскрывается на материале русских садов (от древнерусских монастырских до «темных аллей» усадебных садов), но также и на западных садах, поскольку и настолько они повлияли на русские сады (западносредневековые сады, сады Ренессанса, барокко, классицизма, романтизма и пр.). Вот цитата о теологии садов:
«Средневековье видело в искусстве второе Откровение, обнаруживающее в мудрости, с которой устроен мир, ритм, гармонию. Эта концепция красоты мироустройства выражена в ряде произведений Средних веков – у Эригены, в «Шестодневах» Василия Великого и Иоанна Экзарха Болгарского, в «Поучении» Владимира Мономаха на Руси и мн. др. Все в мире имело в той или иной мере многозначный символический или аллегорический смысл.
Если мир – второе Откровение, то сад же — это микромир, подобно тому как микромиром являлись и многие книги. Поэтому сад часто в Средние века уподобляется книге, а книги (особенно сборники) часто называются «садами»: «Вертоградами», «Лимонисами» или «Лимонарями», «Садами заключенными» (hortus conclusus) и пр. Сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление. Книги носили также название «Пчел» – название, опять-таки связанное с садом, ибо пчела собирает свой мед с цветов в саду.
В средневековой символике hortus conclusus (древнерусское «сад заключенный») имеет два значения: 1) Богоматерь (непорочность); 2) рай, символизировавший вечную весну, вечное счастье, обилие, довольство, безгреховное состояние человечества. Это последнее и позволяет объединить образ рая с образом Богоматери. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства, христианских добродетелях и т. п.
Сады и в древнерусских представлениях были одной из самых больших ценностей Вселенной. Обращаясь к своему читателю и риторически спрашивая его, для кого созданы в свете наилучшие явления, Иоанн Экзарх в прологе к «Шестодневу» на одном из первых мест после неба с его солнцем и звездами указывает сады: «И како не хотят радоватися, възыскающии того и разумевше, кого деля есть небо солнцем и звездами украшено, кого ли ради и земля садом и дубравами и цветом утворена и горами увяста…»
Образ сада постоянен в православных хвалебных жанрах, в гимнографии – в применении к Богоматери и святым. «Что тя именую, о преподобниче? Сад нетления, корень благочестия, древо послушания, ветвь чистоты». В Изборнике 1076 г. говорится о садах, стоящих в «славе велице» (л. 269 об. – 270 об.). Образы сада и всего того, что саду принадлежит (цветы, благородные деревья и пр.), часто встречаются в древнерусской литературе, и всегда в «высоком» значении. Эти образы принадлежали к первому ряду в иерархии эстетических и духовных ценностей Древней Руси. Среди реальных садов Древней Руси, как и на Западе в Средневековье, особенное значение имели монастырские сады. Монастырские сады, которые символизировали рай, отнюдь не имели утилитарного значения, но они обязательно должны были иметь «райские деревья» – яблони, затем цветы, по преимуществу душистые, и привлекать к себе птиц. Именно таким, «обильным» во всех отношениях, действующим на все человеческие чувства, и представляли себе в Древней Руси рай, в котором Бог, согласно Книге Бытия, насадил «все древеса». Он должен был услаждать зрение, вкус (образ трапезы или съедобных плодов) и слух (пение птиц)»
«Заметки о русском» (текст и аудио) — книга заметок выдающегося культуролога, филолога Дмитрия Лихачева: заметки о древнерусской литературе, о садах и парках, автобиографические заметки и пр. Автор в предисловии пишет:
«Очень много у нас пишется о наших корнях, корнях русской культуры, но очень мало делается для того, чтобы по-настоящему рассказать широкому читателю об этих корнях, а наши корни – это не только древняя русская литература и русский фольклор, но и вся соседствующая нам культура. У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев. Мы не знаем о себе самых простых вещей. И не думаем об этих простых вещах.
Я собрал у себя различные заметки, делавшиеся мной по разному поводу, но все на одну тему – о русском, и решил их предложить читателю.
Естественно, что раз заметки делались по разным поводам, то и характер их различный. Сперва я думал их привести к какому-то единству, придать стройность композиционную и стилистическую, но потом решил: пусть сохранится их нестройность и незаконченность. В нестройности моих заметок отразилась случайность поводов, по которым они писались: то это были ответы на письма, то заметки на полях прочитанных книг или отзывы по поводу прочитанных рукописей, то просто записи в записных книжках. Заметки должны остаться заметками: так в них будет меньше претенциозности. О русском можно писать очень много и все-таки нельзя исчерпать эту тему».
Три книги современного библеиста Альберто Мелло:
— «Иди и помни. Второзаконие: пророческое прочтение» — короткий, но насыщенный разбор последней книги Торы: «Богословие завета», «Массовое истребление — реальность или фикция?», «Новое изложение Торы», «Частная собственность», «Святость как отделение», «Ходатайство и милосердие», «Левиты», «Чистота пищи», «Десятины», «Седьмой год», «Освобождение рабов», «Царь», «Пророки», «Освобожденные от воинской службы», «Уважение к женщине», «Отверженные», «Проституция», «Против коллективного наказания», «Десятины для бедных» и пр. и пр.
— «Кто такие пророки?» — небольшая книжка, где автор намечает «грамматику пророчества»: прозорливость, гадание, энтузиазм, слышание, видение, знамение, терапия, музыка, богослужение, политика, судебный процесс, утопия, конец, возможно.
— «Страсти пророков» — книга, о которой автор в предисловии пишет, что она «посвящена исследованию путей пророческой духовности. Что означают эти слова «ветер», «дыхание» или «страсть», с помощью которых мы пытаемся приблизиться к переводу еврейского термина ruach? Каковы пророческие харизмы, от Моисея до Иоиля? Как определить «дух премудрости», в котором заключается опыт Илии? И еще: что такое различение духов? как определить истинность или ложность пророчеств: каков смысл пророческого призвания?»
«Костер и рассказ» — сборник эссе, может быть, величайшего из ныне живущих мыслителей Джорджо Агамбена. Как и всегда, Агамбен размышляет о судьбах западной культуры, о актуальной политике, притом в теологическом контексте. Судьбы слова, мысли, политики понимаются здесь в контексте Царствия Божьего, понимания Слова Божьего и пр.
«Наука и христианство: история взаимоотношений» Дениса Собура: «В эпоху Просвещения считалось, что наука развивается самостоятельно, независимо от культурного окружения. Но изучение истории науки показало, что взаимоотношения науки и культуры устроены сложнее. Формулируя гипотезы, ученые руководствуются не только научными фактами, но и разнообразными идеями, витающими в воздухе эпохи. Культура, религия и даже политика влияют на развитие науки. Большинство ученых из школьного учебника физики не были атеистами. Коперник и Паскаль, Галилей и Кеплер оставались глубоко верующими христианами. И в то же время их мировоззрение отличалось от взглядов современников как в научном, так и в религиозном плане. Это различие приводило к конфликтам, самый известный из которых — дело Галилея. Но эти конфликты гораздо глубже, чем “война науки с богословием”.
Эта книга посвящена истории развития современной науки в рамках европейской культуры: от возникновения феномена греческой философии до создания современной науки в XVII веке».
«Личные границы: взгляд психолога» (видео, аудио, текст) — цикл коротких роликов психолога Наталии Матвеевой: Личные границы: когда формируются и от чего ограждают; Личные границы в отношениях с родителями; Любовь или созависимость? Личные границы в супружестве; Личные границы: нужно ли ограничиваться в дружбе?; Сотрудник без границ. Как быть продуктивным и не выгореть.
«Страсти по Иоанну», «Пасха по Иоанну» — диптих (для солистов, двух смешанных хоров, органа и оркестра) Софии Губайдулиной, классика композиторской музыки, одного из лидеров музыкального авангарда. Здесь один из лучших композиторов последних десятилетий дарит нам музыкальный образ Страстей, Смерти и Воскресения Сына Божьего. Интересно, что тексты из Евангелия от Иоанна переплетены со строками из Откровения Иоанна Богослова, что приводит к концепции «страшного катарсиса»: смерти Христа и пролитию семи чаш гнева.
Автор комментировала свою тему так: «Все страшные, последние вопросы “Страстей” не должны быть отодвинуты… Такое отодвигание в сторону – неправда. Они, эти вопросы, настолько велики, что не могут быть и морально преодолены; такое моральное преодоление — иллюзия. Тем более не могут эти вопросы быть “сняты”: “снять” такое — значит взять грех на душу».
«Семь слов Христа» для виолончели, баяна и струнных (имеются в виду семь последних слова Христа на Кресте); «Десять прелюдий» для виолончели соло; «De Profundis» (имеется ввиду 129-й псалом) для баяна соло — три созданные в застойные советские годы (1982, 1974, 1978), авангардных, на библейские темы произведения Софии Губайдулиной, классика композиторской музыки.