Блог
![Alt](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/a3KN0_1Rht7lgP6v_eU5NFe4dhgKLCyk6DpMcduIdMevds9GwcnOfxM8qDFdSRVqyXLQE-qxyFscvDsQFPjdqTqO-LUM18bB3oNODB1QbvRkH_oXOhbq5IAgZvEn=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/IMG_185420-340x220.jpg)
«Наш друг медведь. Почему в Винни Пухе так много евангельского»
Марина Михайлова: когда мы идентифицируемся с Винни Пухом, мы учимся чистоте, незлобию и радости. А когда мы ставим себя на место Кристофера Робина, мы учимся быть взрослыми и сильными.
![Alt](https://ci6.googleusercontent.com/proxy/C2K8U9ffneR9lIfYFdRYyCCmjaSRlqMKBdYSINwFNHO_mpQdQNl9CiOFHfhTnBGNtL_sUzL3pCVT_cxcEFUHsbCSQkAQ0lodwq7-Nm9l6EbEpiLMq2Dn0vqOkOH5cGkR-JvEFg=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/fmg5d46e72d005976-340x220.jpg)
«Кто достоин принять в себя Бога? Никто»
Ольга Лебединская: степень нашего участия в Евхаристии может быть разной. Как сделать его полным? Говорим об этом с протоиереем Максимом Кокаревым, ректором Самарской духовной семинарии.
![Alt](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/f6luE-CjHLYo8_1ibWswvFo_XfcsLDNM8frP_1Gpmt3F9avgg_0slLEuDj9hw3ufdNqwVrcTotOWQrg9QZ57q2jRPO07lsRSQ2qB65JRWkzuyrJkr4Nm0G0=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/07/127160-340x220.jpg)
«Мне повезло, меня крестили в детстве. Или не повезло?»
Ольга Лебединская: все чаще слышу мнение, что не стоит крестить ребенка в младенчестве: человек должен самостоятельно подходить к вопросу выбора веры. А вот не соглашусь, имея другой опыт.
![Alt](https://ci6.googleusercontent.com/proxy/LLW45tIfcZ6snEQrIZB8RwiAdguDzqncI8OHp43AKawpywvcH27gJrvMHQEF3FqWOB5cC-QVkuT61khs0vlrPzGe-Xf_d1XV5ICT-p-0agVQobq2yvJiPO1FbrPLskbuF1gbdA=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/matveeva-oblozhka-340x220.jpg)
«Скончалась выдающийся православный документалист Валентина Матвеева»
30 июля 2021 года от коронавирусной инфекции скончалась выдающийся документалист, создатель более 70 фильмов, Валентина Матвеева. Собрали 8 фильмов и книгу мемуаров Валентины Матвеевой.
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/proxy/d9ZgOe1NPrSG0vMo4j2FuoCisjHHv9vTDfCgpseWH8DQQmM1klJQUgfYcrRxn1OlV6im_5NbP-RS2jLp5dNkx1DeDzFKt4INCODwG5WrhPI5OFZz5_sDRjvAQRr7Nr-AZA=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/Iliya-oblozhka-340x220.jpg)
«К Ильину дню: кто такие пророки?»
Владимир Шалларь: 2 августа — Ильин день, память пророка Илии, как бы образца всех пророков Ветхого Завета. Кто он? — «славный ревнитель по Боге, беззаконных царей обличитель», массовый убийца служителей культа, вдохновитель революции. Собрали книги и лекции о пророках Ветхого Завета.
![Alt](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/BUcrCfD3zMfkK0cw6cu5CwkDWaNcB2kfE2lLGiILi5OMHZUNWBkbhsy6dtayWSACIMkjqZzVs7Hr4ltN7xb8JCPqZw-i_Wfe3g4mxIndqCD4AwNlRNap1hiOp1Hvl2UAFvnYAfo=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/07/Mladen-Dolar-Bosh-340x220.jpeg)
«Психоанализ, теология и политэкономия накопления капитала: «О скупости» Младена Долара»
Владимир Шалларь рассказывает, как современный мыслитель анализирует скупость как подлинную суть всех страстей.
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/proxy/byuXuPkWcBf_2KcUQg2d-2ZonV4pQIK1y4uh1oJkV0xqaTrXaij496MMVasFWS8ZUDEiEruVUqzelE79YGolGitZH_TR11ci_WLy94aDh4N5Mcl7Qq7xO-f_LHofGAHfJTEPEKt7Mg=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/07/YA-predpochitayu-raj-340x220.jpg)
«Те, кто поняли слова Христа слишком буквально»
Анна Ершова: три фильма нашей подборки показывают повседневную жизнь святого человека и его друзей, причем в словосочетании «святой человек» становятся весомы обе составляющие.
![Alt](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/_B23LycbJIQHnWFyBC9G_eAw7-HeVPlkdNoX7X3N0Zy9WaM2UuUMa28mzcFYz8v-w1PzcSp36kkWLtg0nlz75LE9fgosE1HvvbZqgBdm3b9mXv1tpYeRlwlc-Bgf5Q=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/07/Uminskij-12-340x220.jpg)
«Тяжесть правила или разговор с Отцом?»
Протоиерей Алексей Уминский: коллективизм из советского прошлого перешел в сегодняшнюю жизнь нашей Церкви, и молитва вдруг стала общим коллективным деланием.
![Alt](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/0lGH4GemcmJT8kz7_fhqqZE9LIONnjp6oYwoQ9KEDAZN5wwa5Z8um0oiMzWFWBQ4BlC6ueDkyC6VZlonoexcezZzb9-9namBQ0UL3PId_DBk-Ac49jtQqM1Zs9aHzk9x=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/07/Dver-v-nebo-1-340x220.jpg)
«Успех, молитвы, жемчуг: как найти самое важное в своей жизни»
Никита Плащевский: если вы не определите четко, что такое успех для вас, это будут делать окружающие люди.
Медиатека
![Избранные богословские работы](https://ci3.googleusercontent.com/proxy/edJsxrlsDYc6sl8T6NSxPM1xrWzoeljyjQJDW6rUtWGd_CGXnxMvrj4VXACIhuL3nsjazexCNtbyF3YDv2-E_hlBpGEkOQJbcAwR5-Pl8Ev8w1fpfGrG1FjMnRuA6g=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10576_work_middle.jpeg)
Избранные богословские работы протоиерея Сергия Булгакова, одного из главных православных богословов XX века. Здесь проработаны основные разделы богословия: о Троице, Конце века сего, Таинствах, и особенно о Евхаристии, Церкви, чудесах, мощах, иконах, смерти и воскресении, Деве Марии и апостолах и пр. и пр.
![Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей](https://ci6.googleusercontent.com/proxy/OoubAlgoYYKh7t5N9gwWprPMThqW3UiDRN0sHyCS8gFfmiNWATOtMV_GPIp3HRUx_yp-FStEkToPoSUCsh9J1qYlqGfAu4HBLhnaVBEjnec30OrOQreiRisB6mVWeg=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10564_work_middle.jpeg)
«Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей» (текст и аудио) — чудесная книга выдающегося культуролога, специалиста по древнерусской культуре Дмитрия Лихачева. Сад как искусство, как символ, как текст (поэтический, богословский, философский) — вот тема этой книги. Она раскрывается на материале русских садов (от древнерусских монастырских до «темных аллей» усадебных садов), но также и на западных садах, поскольку и настолько они повлияли на русские сады (западносредневековые сады, сады Ренессанса, барокко, классицизма, романтизма и пр.). Вот цитата о теологии садов:
«Средневековье видело в искусстве второе Откровение, обнаруживающее в мудрости, с которой устроен мир, ритм, гармонию. Эта концепция красоты мироустройства выражена в ряде произведений Средних веков – у Эригены, в «Шестодневах» Василия Великого и Иоанна Экзарха Болгарского, в «Поучении» Владимира Мономаха на Руси и мн. др. Все в мире имело в той или иной мере многозначный символический или аллегорический смысл.
Если мир – второе Откровение, то сад же — это микромир, подобно тому как микромиром являлись и многие книги. Поэтому сад часто в Средние века уподобляется книге, а книги (особенно сборники) часто называются «садами»: «Вертоградами», «Лимонисами» или «Лимонарями», «Садами заключенными» (hortus conclusus) и пр. Сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление. Книги носили также название «Пчел» – название, опять-таки связанное с садом, ибо пчела собирает свой мед с цветов в саду.
В средневековой символике hortus conclusus (древнерусское «сад заключенный») имеет два значения: 1) Богоматерь (непорочность); 2) рай, символизировавший вечную весну, вечное счастье, обилие, довольство, безгреховное состояние человечества. Это последнее и позволяет объединить образ рая с образом Богоматери. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства, христианских добродетелях и т. п.
Сады и в древнерусских представлениях были одной из самых больших ценностей Вселенной. Обращаясь к своему читателю и риторически спрашивая его, для кого созданы в свете наилучшие явления, Иоанн Экзарх в прологе к «Шестодневу» на одном из первых мест после неба с его солнцем и звездами указывает сады: «И како не хотят радоватися, възыскающии того и разумевше, кого деля есть небо солнцем и звездами украшено, кого ли ради и земля садом и дубравами и цветом утворена и горами увяста…»
Образ сада постоянен в православных хвалебных жанрах, в гимнографии – в применении к Богоматери и святым. «Что тя именую, о преподобниче? Сад нетления, корень благочестия, древо послушания, ветвь чистоты». В Изборнике 1076 г. говорится о садах, стоящих в «славе велице» (л. 269 об. – 270 об.). Образы сада и всего того, что саду принадлежит (цветы, благородные деревья и пр.), часто встречаются в древнерусской литературе, и всегда в «высоком» значении. Эти образы принадлежали к первому ряду в иерархии эстетических и духовных ценностей Древней Руси. Среди реальных садов Древней Руси, как и на Западе в Средневековье, особенное значение имели монастырские сады. Монастырские сады, которые символизировали рай, отнюдь не имели утилитарного значения, но они обязательно должны были иметь «райские деревья» – яблони, затем цветы, по преимуществу душистые, и привлекать к себе птиц. Именно таким, «обильным» во всех отношениях, действующим на все человеческие чувства, и представляли себе в Древней Руси рай, в котором Бог, согласно Книге Бытия, насадил «все древеса». Он должен был услаждать зрение, вкус (образ трапезы или съедобных плодов) и слух (пение птиц)»
![Заметки о русском](https://ci6.googleusercontent.com/proxy/0igAF5hBoFjD1lXKrKL-1N7amAoIGCo8UWUvCCJ2HMge7enGvibiUyN4mMnUBDQ5-zwLDtWE9-kzszeF2G3lKqR0LkNyuITEBBlA8UTq_4SHULuy-K9nHD3xdSF11w=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10563_work_middle.jpeg)
«Заметки о русском» (текст и аудио) — книга заметок выдающегося культуролога, филолога Дмитрия Лихачева: заметки о древнерусской литературе, о садах и парках, автобиографические заметки и пр. Автор в предисловии пишет:
«Очень много у нас пишется о наших корнях, корнях русской культуры, но очень мало делается для того, чтобы по-настоящему рассказать широкому читателю об этих корнях, а наши корни – это не только древняя русская литература и русский фольклор, но и вся соседствующая нам культура. У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев. Мы не знаем о себе самых простых вещей. И не думаем об этих простых вещах.
Я собрал у себя различные заметки, делавшиеся мной по разному поводу, но все на одну тему – о русском, и решил их предложить читателю.
Естественно, что раз заметки делались по разным поводам, то и характер их различный. Сперва я думал их привести к какому-то единству, придать стройность композиционную и стилистическую, но потом решил: пусть сохранится их нестройность и незаконченность. В нестройности моих заметок отразилась случайность поводов, по которым они писались: то это были ответы на письма, то заметки на полях прочитанных книг или отзывы по поводу прочитанных рукописей, то просто записи в записных книжках. Заметки должны остаться заметками: так в них будет меньше претенциозности. О русском можно писать очень много и все-таки нельзя исчерпать эту тему».
![Иди и помни. Второзаконие: пророческое прочтение](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/1hlTXQ8EqdnzaK9Ac8ZdZpHA2NF3I_rtb6BpFeyzZXPNU9oOSxastGFYtf-miEETtAU6kOkgbxenJQwV9AFy3PBvwlBD6iBBzVfYzvcFMEeomfdUbuCuIv5TXrnn6g=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10572_work_middle.jpeg)
Три книги современного библеиста Альберто Мелло:
— «Иди и помни. Второзаконие: пророческое прочтение» — короткий, но насыщенный разбор последней книги Торы: «Богословие завета», «Массовое истребление — реальность или фикция?», «Новое изложение Торы», «Частная собственность», «Святость как отделение», «Ходатайство и милосердие», «Левиты», «Чистота пищи», «Десятины», «Седьмой год», «Освобождение рабов», «Царь», «Пророки», «Освобожденные от воинской службы», «Уважение к женщине», «Отверженные», «Проституция», «Против коллективного наказания», «Десятины для бедных» и пр. и пр.
— «Кто такие пророки?» — небольшая книжка, где автор намечает «грамматику пророчества»: прозорливость, гадание, энтузиазм, слышание, видение, знамение, терапия, музыка, богослужение, политика, судебный процесс, утопия, конец, возможно.
— «Страсти пророков» — книга, о которой автор в предисловии пишет, что она «посвящена исследованию путей пророческой духовности. Что означают эти слова «ветер», «дыхание» или «страсть», с помощью которых мы пытаемся приблизиться к переводу еврейского термина ruach? Каковы пророческие харизмы, от Моисея до Иоиля? Как определить «дух премудрости», в котором заключается опыт Илии? И еще: что такое различение духов? как определить истинность или ложность пророчеств: каков смысл пророческого призвания?»
![Костёр и рассказ](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/qQGczPiuPzslcH0MZ-q913fK3iws2Gs2utte1ZI2tQrgiI7xnqssHBNkI_fiXwrq8MCeGRW7_wLWYzdA446b5l7gcN_WniQRaGd6cYmVfmTryYH6a3CrQadCyNM2OQ=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10566_work_middle.jpeg)
«Костер и рассказ» — сборник эссе, может быть, величайшего из ныне живущих мыслителей Джорджо Агамбена. Как и всегда, Агамбен размышляет о судьбах западной культуры, о актуальной политике, притом в теологическом контексте. Судьбы слова, мысли, политики понимаются здесь в контексте Царствия Божьего, понимания Слова Божьего и пр.
![Наука и христианство: история взаимоотношений](https://ci4.googleusercontent.com/proxy/8G0xBC1wqx6J-QqPyQPftfeuUqkI-86GOs0iSV_iA5-PuCPCLdInLnglPqlZk9uJG0NMaHo75pnoOX3hPyfXKrXwFUv6voxtA4mwl0J--K0AtYXrSth5r8farke9xw=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10562_work_middle.jpeg)
«Наука и христианство: история взаимоотношений» Дениса Собура: «В эпоху Просвещения считалось, что наука развивается самостоятельно, независимо от культурного окружения. Но изучение истории науки показало, что взаимоотношения науки и культуры устроены сложнее. Формулируя гипотезы, ученые руководствуются не только научными фактами, но и разнообразными идеями, витающими в воздухе эпохи. Культура, религия и даже политика влияют на развитие науки. Большинство ученых из школьного учебника физики не были атеистами. Коперник и Паскаль, Галилей и Кеплер оставались глубоко верующими христианами. И в то же время их мировоззрение отличалось от взглядов современников как в научном, так и в религиозном плане. Это различие приводило к конфликтам, самый известный из которых — дело Галилея. Но эти конфликты гораздо глубже, чем “война науки с богословием”.
Эта книга посвящена истории развития современной науки в рамках европейской культуры: от возникновения феномена греческой философии до создания современной науки в XVII веке».
![Личные границы: взгляд психолога](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/SrQF8_u-vWCESxXRr4DLMfZ6hsXz0nHJYW_zqbaOxWevdQtBl3PMDJypgM-isAvDgsMTUWSToVPARD2cqL05sMyT3yivdOVSa0cSuoBZRQV-kPjTaeSB9W-h31lT2Q=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10577_work_middle.jpeg)
«Личные границы: взгляд психолога» (видео, аудио, текст) — цикл коротких роликов психолога Наталии Матвеевой: Личные границы: когда формируются и от чего ограждают; Личные границы в отношениях с родителями; Любовь или созависимость? Личные границы в супружестве; Личные границы: нужно ли ограничиваться в дружбе?; Сотрудник без границ. Как быть продуктивным и не выгореть.
![Семь слов Христа. Десять прелюдий. De Profundis](https://ci3.googleusercontent.com/proxy/3LntmVnAw6Oypx_JAaTl1G06haWdcr-5cTiT36eLFJyu3VM84aol1_9b73StyJnYZxcj2xiSJK-l2dLeOfJqSB6iNCCGGzmMsiCe-8qGDrVmYdhtCvtr9CwQvE1uUg=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10578_work_middle.jpeg)
«Страсти по Иоанну», «Пасха по Иоанну» — диптих (для солистов, двух смешанных хоров, органа и оркестра) Софии Губайдулиной, классика композиторской музыки, одного из лидеров музыкального авангарда. Здесь один из лучших композиторов последних десятилетий дарит нам музыкальный образ Страстей, Смерти и Воскресения Сына Божьего. Интересно, что тексты из Евангелия от Иоанна переплетены со строками из Откровения Иоанна Богослова, что приводит к концепции «страшного катарсиса»: смерти Христа и пролитию семи чаш гнева.
Автор комментировала свою тему так: «Все страшные, последние вопросы “Страстей” не должны быть отодвинуты… Такое отодвигание в сторону – неправда. Они, эти вопросы, настолько велики, что не могут быть и морально преодолены; такое моральное преодоление — иллюзия. Тем более не могут эти вопросы быть “сняты”: “снять” такое — значит взять грех на душу».
«Семь слов Христа» для виолончели, баяна и струнных (имеются в виду семь последних слова Христа на Кресте); «Десять прелюдий» для виолончели соло; «De Profundis» (имеется ввиду 129-й псалом) для баяна соло — три созданные в застойные советские годы (1982, 1974, 1978), авангардных, на библейские темы произведения Софии Губайдулиной, классика композиторской музыки.