Топ-12 лекций 2021 года

Год подходит к концу, и мы традиционно проанализировали, что пользователей Предание.ру особенно в этом году интересовало. Здесь — топ лекций, организованных Преданием.ру. В ближайшие дни ждите других топов. С наступающими Новым годом и Рождеством Христовым!

Современная литургическая музыка: как мы оказались в тупике

12. Современная литургическая музыка: как мы оказались в тупике

Композитор, философ и специалист по церковной музыке Владимир Мартынов будет размышлять о путях развития литургической музыки и о современном положении дел в этой области, начиная от византийского пения и знаменного распева и заканчивая музыкой Арво Пярта.



Символика у Питера Брейгеля

11. Символика у Питера Брейгеля: введение в тему

Лекция поэта, культуролога, доцента РАНХиГС Михаила Юрьевича Кукина посвящена анализу символики в творчестве Питера Брейгеля Старшего, великого нидерландского художника XVI в. Анализируя конкретные произведения, мы сможем глубже взглянуть на природу символа у Брейгеля, рассмотреть разные типы символов, от символа-предмета до символа-картины, поразмышлять над смыслом, скрытым за видимым глазу изображением.



История живописи — история Света

10. История живописи — история Света

Известный историк искусства Ирина Языкова поделится с нами своими наблюдениями о том, как и почему на иконах, картинах, мозаиках, гравюрах художники представляют Свет.

Будем слушать интересный рассказ, смотреть прекрасные картинки, размышлять о таинственной природе Света.



Гормоны счастья и несчастья. Выбор за нами?

9. Гормоны счастья и несчастья. Выбор за нами?

Врач-гастроэнтеролог Артур Бернацкий — о «мотивирующих» гормонах: серотонине, эндорфине и дофамине.

Какие гормоны отвечают за наше самочувствие, мотивацию, счастье и энергию? Почему мы не можем справиться с собой, сделать то, что запланировали, встать тогда, когда хотели, пойти туда, куда собирались? Почему нет сил взяться за учебу, разорвать зависимость, начать новое дело? Что нам мешает: банальная лень или что-то другое, на биохимическом уровне? Можно ли раскачать свою силу воли? Подвластны ли нам наши автоматические реакции? Как приобрести правильные привычки и начать получать удовольствие от того, что делаешь? Как перестать бояться и снизить количество стресса в нашей жизни?

Поговорим о том, откуда берутся «мотивирующие» гормоны.



Возвращение из рабства. 12 лет без алкоголя и наркотиков

8. Возвращение из рабства. 12 лет без алкоголя и наркотиков

О своей жизни с употреблением и без расскажет актер кино, тренер и КМС по пауэрлифтингу Никита Плащевский. Лучше всего о проблеме зависимости могут рассказать люди, которые сами были подвержены сильной страсти, освободились и сумели построить трезвую и счастливую жизнь без веществ, изменяющих сознание.



Умберто Эко. «Имя розы»

7. Умберто Эко. «Имя розы»

Роман впервые опубликован в 1980 г. Умберто Эко — знаток средневековой эстетики и философ-структуралист, человек университетской культуры и невероятно талантливый рассказчик. Его роман «Имя розы» соединяет в себе детектив, энциклопедию жизни средневекового монастыря, трактат по истории церкви, теологический диспут, печальный рассказ о любви и апофатическое богословие. Роман-игра, роман-загадка, вовлекающий читателя в приключение, раскрывается затем как размышление о смысле культуры, ответственности человека, тайне жизни.

Лектор: Марина Михайлова, доктор философских наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии. Филолог, историк литературы, культуролог, катехизатор. Автор и ведущая программ на радио «Град Петров».



«Дано мне тело, что мне делать с ним»: мудрость тела и ошибки интеллекта

6. «Дано мне тело, что мне делать с ним»: мудрость тела и ошибки интеллекта

Психотерапевт Марина Филоник — о дилемме души и тела, их взаимосвязи, дружбе и вражде.

На протяжении истории христианства к телу применяли очень разные определения: храм Духа, темница души, брат-осел. И для современного христианина отношения с телом по-прежнему составляет проблему. Нужно ли его слушать, когда оно чего-то требует? Как соотносятся интеллект и телесность в повседневной жизни? Что значит «прислушиваться к телу»? Как тело может помочь в душевном исцелении и духовном росте?



Мужественность мужчины и женственность женщины

5. Мужественность мужчины и женственность женщины

Матушка Ольга Юревич поговорит о ролях мужчины и женщины в семье, о разных задачах, которые стоят перед ними. Есть ли эта разность задач «по природе» или как договорятся, так и хорошо? Должен ли мужчина быть сильным и что эта сила означает? Женщина — помощница, послание Красоты или просто «партнер по браку»? Для чего нужен брак по замыслу Бога?



Фаюмские портреты: по ту сторону взгляда

4. Фаюмские портреты: по ту сторону взгляда

Как возникли древние портреты в Египте и о чем они говорят современному человеку, лекция протоиерея Димитрия Сизоненко.

Эти самые древние в истории живописи портреты, возникшие в Египте в начале нашей эры, считаются предшественниками икон. Они появились на свет примерно в те же времена, что и писания Нового Завета, но изображенные на них люди необъяснимым образом воспринимаются нами, как если бы они были нашими современниками. И в этом их загадка. 



3. «Двадцать лет хожу в храм, а толку нет»: как справиться с разочарованием в церковной жизни

«Двадцать лет хожу в храм, а толку нет»: как справиться с разочарованием в церковной жизни

Игумен Петр (Мещеринов) о том, почему церковная жизнь бывает бесплодной и что с этим делать. Когда 20 лет назад мы пришли в Церковь, у нас было столько энтузиазма! Мы вычитывали все положенные правила, постились «по Типикону», изучали Устав, интересовались святыми отцами. Каждая исповедь была значимым событием, каждое причастие — праздником.

Теперь все по-другому. Слова утреннего правила, выученные наизусть, не отзываются в сердце, на исповедь мы ходим «потому что положено» с одним и тем же списком грехов (давно пора его заламинировать), византийское плетение словес на Всенощной вызывает только скуку, а Типикон кажется просто сводом древних правил, не имеющим к нам никакого отношения.

Когда и почему это случилось? По какой причине мы так устали от церковной жизни и перестали видеть в ней смысл? Может быть, мы упустили в ней что-то главное? Можно ли было предотвратить это разочарование? Подходят ли формы церковности, предлагаемые новоначальным, для тех, кто провел в Церкви не один десяток лет? Что делать тем, кто приходит в Церковь сейчас, чтобы не прийти к тому же печальному результату? А если разочарование наступило, то как с ним справиться?



2.2 Каким языком говорить о Боге?

Каким языком говорить о Боге?

Андрей Десницкий приглашает порассуждать об острых вопросах языка.

Язык Библии отличается от языка святоотеческого богословия. Но еще сильнее оба они отличаются от языка современности. Спор о языке богослужения, который не стихает вот уже четверть века, — лишь частный случай куда более глобальной проблемы.

Можем ли мы сегодня говорить о Боге языком трех- или даже полуторатысячелетней давности? Повторяя привычные формулировки, что мы имеем в виду? Отличаем ли мы метафору от термина? И есть ли у нас, собственно, другой язык для разговора о Боге — а если его нет, может ли он появиться и как?

Готовых ответов нет. Есть желание обсудить вопросы.



2.1 Типичные ошибки толкователей и погрешности восприятия библейского текста

Типичные ошибки толкователей и погрешности восприятия библейского текста

Еще одна лекция библеиста Андрея Десницкого. Мы всегда читаем Библию в переводе, толковании. Даже обращаясь к оригиналу, мы опираемся на понимание тех людей, которые составили для нас словари этих языков, придумали толкования, написали комментарии…

Насколько мы можем быть уверены, что те смыслы, которые вложены в текст переводчиком, комментатором, проповедником или богословом, действительно присутствуют в тексте? Может быть, это его собственные реконструкции? Может быть, он выхватывает из библейского текста лишь то, что соответствует его собственным идеям?

Простейший пример: согласно Синодальному переводу, Давид, взяв столицу аммонитян, подверг их лютым казням: жег в печах, перепиливал пилами… но если посмотреть оригинал, оказывается, что это совершенно произвольная трактовка переводчиков.

Откуда берутся все эти странные идеи и как можно проверить их хотя бы в первом приближении?



1. «Христос никогда не смеялся»: о юморе Божественном и религиозном

«Христос никогда не смеялся»: о юморе Божественном и религиозном

Архимандрит Савва (Мажуко) поговорит о смехе, проведет апологию юмора и попробует увидеть смешное в обыденном и (чересчур) серьезном.

«Прилично ли смеяться людям верующим? Не оскорбит ли это чуткую душу, не посеет ли соблазн, не подтолкнет ли к кощунству?»

Разве не смешно, что верующему приходится обосновывать право на смех — естественное право, которое каждый человек получил от рождения!? А если ты еще и священник, тебе следует подкрепить свое неудержимое желание рассмеяться подборкой цитат из святых отцов.

Последователи Учителя, Который советовал подражать детям, вдруг оказались самым взрослым населением планеты. Вот уж воистину недоразумение века! Меж тем людям, ищущим мудрости, без юмора никак не справиться, а христиане — это именно те люди, которые призваны к мудрости, значит, им без смеха не обойтись, в том числе над собой и прежде всего над собой.

Юмор — это способ описания реальности, особый язык, схватывающий тончайшие оттенки действительности, которые ускользают от более взрослых языков и жанров.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle