Заканчиваем подводить итоги ушедшего года; сегодня — топ лекций, организованных и записанных «Преданием.ру» (в топ вошли только те, что были организованы в 2024 году; статистика — из аналитики YouTube).
12. Вера: крест и свиток
На двенадцатой строке топа — пятый мини-ролик нашего великопостного цикла «Семь добродетелей: от Антония Великого до Иеронима Босха. Протоиерей Димитрий Сизоненко о христианских добродетелях в европейской культуре».
Великий пост — это дорога, ведущая к Пасхе. 40 дней бодрствования и аскезы, цель которой — обновление духовных, душевных и телесных сил. А основным эквивалентом слова «сила» в церковнославянском языке является слово «добродетель».
Почему добродетелей семь? Число 7 — полнота и совершенство. Семь таинств в Церкви, 7 дней в неделе, 7 богатырей в русских сказках. Традиционный список добродетелей включает в себя: благоразумие, мужество, справедливость, умеренность, веру, надежду, любовь.
Сегодня «добродетель» воспринимается как нечто неопределенное и скучное. Попытаемся вернуть этому слову его первозданное сияние! Как говорят о добродетелях Святые Отцы и как они отображаются в живописи таких европейских мастеров, как Пьеро дель Поллайоло, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Сандро Боттичелли, Иероним Босх, рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко.
11. Сериал «Задача трех тел»: кризис науки и комплекс бога
Как герои сериала переживают свою беспомощность перед лицом безжалостного и непредсказуемого космоса? Какие приговоры выносят создатели сериала и автор романа человечеству? Возможен ли гармоничный союз человека и сверхсущности — от искусственного интеллекта до инопланетян? Обсудили в беседе с режиссером и сценаристом Максимом Якубсоном.
10. Зачем сегодня читать Псалтирь и погружаться в тонкости перевода
«Господь — Пастырь мой, не убоюся зла», «лампа ногам моим и свет стезе моей», «дерево, посаженное при потоках вод», «псалмы сердца» — «крылья орлиные».
Зачем сегодня читать Псалтирь и погружаться в тонкости его перевода? Какие богословские концепции обретают особую глубину в оригинале?
Исследуем древние метафоры и аллегории вместе со священником Александром Зиновкиным — кандидатом богословия, кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой древних языков Санкт-Петербургской духовной академии.
Пройдем путь через «росы на горе Сион» и почувствуем, как «уста мои возглаголят хвалу Твою», открывая двери к спасению и утешению.
9. Одни и те же грехи по кругу. Что делать?
На девятой строке топа — четвертый мини-ролик из нашего великопостного цикла «Психология для православных. Марина Филоник о психологии как инструменте Бога и о подменах одного другим ».
Нужна ли православному человеку психология? И, наоборот, нужна ли религия психически здоровому человеку? Что такое молитва с точки зрения психолога — самовнушение, гипноз или аффирмация на день? В новом видеоцикле психолог, автор образовательного проекта «Психология для Церкви» Марина Филоник отвечает на вопросы о том, можно ли обойтись без психотерапевта, если есть Бог? Что делать, если священник и психолог дают противоположные советы? Как выявить, что я на самом деле хочу и принять верное решение? Как простить и отпустить, если сжигает обида? Повторяющиеся грехи — что это? Часть моей конституции или незакрытые базовые потребности? И как, доверяя телу, справиться со стрессом и тревогой?
8. Любовь: сердце и пеликан
Седьмой, финальный мини-ролик нашего великопостного цикла «Семь добродетелей: от Антония Великого до Иеронима Босха. Протоиерей Димитрий Сизоненко о христианских добродетелях в европейской культуре».
7. Три телесные практики против стресса
Шестой, финальный мини-ролик из нашего великопостного цикла «Психология для православных. Марина Филоник о психологии как инструменте Бога и о подменах одного другим».
6. Сериал «Корона» и сакрализация власти — безопасный способ любить монархию?
Сериал «Корона» выстроен в традициях повествования, которые сформировались еще при создании Шекспиром хроник о Генрихе VIII, Ричарде III и других английских монархах.
В британском сериале отражены последние часы жизни царской семьи Романовых (5-й сезон, 6-я серия). Параллельно показывается, что решение об отказе в просьбе вызволить Романовых из России принимала Мария Текская, жена Георга V, и действовала она якобы из чувств зависти и соперничества по отношению к своей родственнице Александре Федоровне.
Версия, представленная авторами «Короны», достаточно популярная в широких кругах, сомнительна — как в плане лица, принявшего решение, так и в отношении мотивов, которыми руководствовалась британская монархия.
Вместе с историком Ириной Сухининой и филологом Александрой Гороховой говорим о власти, религии и культурных феноменах, корнями уходящих в прошлое Великобритании и России.
5. Крест и тени: гонения на христиан в Новое время
Членам Политбюро. Строго секретно: «Чем большее количество представителей реакционного духовенства удастся нам расстрелять, тем лучше». В. И. Ленин. После 1917 года борьба с религией в Советском Союзе стала государственной политикой. Репрессии, дискриминация — все было. Однако не только в России Церковь подвергалась физическим и политическим атакам. В XX веке христиан преследовали в Германии, странах Восточной Европы, на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке, Индии и Камбодже. Гонения продолжились и в XXI веке, хотя приобрели иные формы.
О причинах гонений, о сопротивлении, о том, грозят ли они христианам в будущем и надо ли бояться оскорбления чувств верующих, говорили с протоиереем Константином Костроминым — кандидатом богословия, кандидатом исторических наук, проректором по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии.
4. Дюна: единобожие как активатор политического воображения и революции
Владимир Шалларь о «Дюне», ее экранизациях и контекстах в фантастике, теологии и философии. Пустыня против Империи. В чем трагедия революции? Можно ли преодолеть разрыв между императивом освободительного насилия и этическим неприятием насилия? Ждет ли нас перспектива технофеодализма? Как возникает вера и как она может быть принята от неверующего? Кто такой Мессия? И можно ли спасти этот мир без Бога? В чем тайные смыслы романа Фрэнка Герберта? Насколько удачны его экранизации? Каково место и значение романов и его экранизаций в политической фантастике XX–XXI вв.?
Беседуем с Владимиром Шалларем — теологом, философом, публицистом, редактором медиатеки портала «Предание.ру».
3. Смыть грех — родиться заново: иеромонах Иоанн (Гуайта) о Крещении в Иордане и купании в проруби
Смыть грех — родиться заново: иеромонах Иоанн (Гуайта) о Крещении в Иордане и купании в проруби.
Совсем скоро наши храмы заполнятся людьми, стоящими в очереди за «крещенской водой». Вторая очередь будет к «крещенским купелям». Все у нас перемешалось — таинства, праздники, обряды, смыслы и образы. Так все-таки Крещение — это таинство или обряд? И что мы празднуем 19 января? Зачем крестился Бог? И может ли быть христианином человек, над которым не совершалось это таинство? Записаны ли некрещеные в Книгу Жизни, и если да, какой с них спрос?
Говорим с иеромонахом Иоанном (Гуайтой) — клириком прихода храма Свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, итальянским и российским историком, писателем, исследователем восточного христианства.
2. Чехов и Христос: тайны веры неверующего писателя
Чехов не считается религиозным писателем. Да и сам он говорил о себе: «Я человек неверующий». Но почему тогда он так часто обращается к образу Христа, Евангелия? И почему у него так много рассказов, где герои — священники, диаконы, монахи, семинаристы? Он никогда не выказывает неуважения к ним. К тому же описывает церковный быт так точно, как никто из писателей. Так во что же верил Чехов? Каков был его моральный кодекс? И почему стоит читать его рассказы именно сегодня? Медленно и вслух — как лекарство.
Говорим с протоиереем Александром Рябковым – настоятелем храма Св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах, автором и ведущим программ на радио «Град Петров».
1. Благоразумие: женщина, зеркало, змея
Первую строку топа занял первый мини-ролик уже две строки занявшего нашего великопостного цикла «Семь добродетелей: от Антония Великого до Иеронима Босха. Протоиерей Димитрий Сизоненко о христианских добродетелях в европейской культуре».