С Рождеством Христовым!
Продолжаем подводить итоги ушедшего года; сегодня — топ лекций, организованных и записанных «Преданием.ру».
12. В чем смысл аскезы и что такое христианский подвиг Слушать — Смотреть — Читать
О том, что такое христианская аскеза с точки зрения философии, говорят священник Дионисий Харин и кандидат философских наук, доцент СПбГУ Александр Секацкий.
На лекции рассматриваются такие темы:
— понятие аскезы. Смысл аскезы в мире, где властвует Дух Тяжести (Ницше);
— аскетическое и теоретическое, на чем основано их сопоставление;
— христианский подвиг как духовная практика;
— полнота присутствия в мире в аскетическом формате.
«Все делаю правильно, а радости нет, даже на Пасху», «порой мне стыдно идти к Богу — таких как я невозможно простить», «отслужила 40 молебнов, а он все равно умер», «все соблюдаю, а толку мало — наверное, Бог меня не слышит, не любит, Ему нет до меня дела».
Человек приходит в Церковь и начинает благочестивую жизнь: соблюдает посты, ходит на службы, приступает к Таинствам. Но бывает, что за всем этим он так и не встречает Живого Бога. Когда проходит первое воодушевление, становится очевидно, что посты и молитвы сами по себе не приносят радости. Он злится и унывает, а близким с ним еще труднее, чем до его прихода в храм.
О психологических механизмах, которые мешают встрече со Христом, и некоторых искажениях религиозного опыта рассказывает Марина Филоник — психолог, психотерапевт, научный сотрудник Федерального института развития образования.
10. Стремясь быть лучшим: о нарциссах в Церкви. Слушать — Смотреть — Читать
Нарциссизм — черты характера, связанные с самовлюбленностью, эгоизмом и завышенной самооценкой, — считают болезнью нашего времени. Его формированию способствуют мода на успех и достижения, стремление к лидерству, индивидуализм. Приходят нарциссы и в Церковь. Что с ними происходит в Таинствах, в церковной общине? Способствует ли вера их исцелению?
Об этом рассказывает Ольга Гуманова, психотерапевт, ведущая психологических тренингов.
9. Сексуальность в Церкви: чемодан без ручки. Слушать — Смотреть — Читать
Все, сотворенное Богом, прекрасно, и человеческая сексуальность — не исключение. Не раз описано, как прекрасно может быть интимное общение супругов и какой это удивительный Божий подарок — сексуальность.
Но это — богословие. Как сделать его частью своей каждодневной жизнью? Как идея о «высоком предназначении» сексуальности может стать живым опытом двух любящих людей? Как достичь согласия и гармонии в этой самой интимной и потому — самой болезненной части супружеских отношений? Как достичь взаимопонимания с супругом относительно соблюдения заповеди апостола Павла «уклоняться друг от друга по согласию», чтобы пост стал временем духовного роста, а не взаимных обид?
И, возможно, самый трудный вопрос — что делать со своей сексуальностью людям, не состоящим в браке?
На эти и другие вопросы попробуют ответить на нашей лекции протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Свято-Никольского храма села Макарово Московской области, и сексолог Максим Каменсков.
Протопоп Аввакум, духовный лидер российских старообрядцев XVII в., прожил удивительную жизнь. Друг и единомышленник будущего патриарха Никона, а затем — его заклятый враг; политическая фигура, с которой считались и царь, и патриарх; автор первой российской автобиографии; узник земляной тюрьмы в течение последних лет жизни; жертва страшной казни — сожжения.
Протопоп Аввакум был самим воплощением Средневековья. Фанатично убежденный в своей правоте, он отдал жизнь за то, что современному человеку кажется несущественным, до последнего вздоха защищая старинный, традиционный образ жизни.
Тем более удивительно его сочинение — «Житие протопопа Аввакума». Название отсылает к древнему литературному жанру, и написана книга старинным, трудным для понимания языком. Но по содержанию это книга новаторская, прорывная — фактически, это первая автобиография в истории русской литературы. Аввакум рассказывает о себе, своих переживаниях и страданиях.
Именно поэтому «Житие» читают не только старообрядцы и историки. Это история мятущейся человеческой души, изложенная ярким и необычным языком, интересна самым разным людям, которые находят в ней отклик собственных переживаний.
Лектор — Тамара Эйдельман, учитель истории, заслуженный учитель Российской Федерации (признана иноагентом в РФ).
7. Первые главы Бытия — самый сложный текст Библии. Слушать — Смотреть
Владимир Стрелов, ректор библейского колледжа «Наследие», комментирует с 1-й по 11-ю главы Книги Бытия.
Насколько буквально нужно понимать сказанное в Библии — это история или миф? Как совместить рассказы о творении с современными научными исследованиями? Какое отношение к нам сегодняшним имеет грех Адама? Зачем в Книге книг столько генеалогий? Неужели благой Бог действительно мог бы уничтожить мир потопом?
6. Как это — простить? Ответы Библии. Слушать — Смотреть — Читать
Прощение — едва ли не ключевая тема всего Нового Завета. Слова о прощении включены в молитву Господню «Отче наш»; мы причащаемся Тела и Крови Христовых во оставление, то есть прощение грехов.
И все же нам подчас так сложно простить и принять в свое сердце прощение! Какие неверные установки нам в этом мешают? И одно ли это и то же — простить и примириться? Не только нам трудно простить. Мы тоже — даже невольно — раним тех, кто рядом с нами. Как сделать так, чтобы наше слово о прощении приняли, чтобы нас простили?
Мы попробуем поговорить об этом, затронув истории Авраама, Иакова и Исава, Иосифа, Иова. Приходите и приносите свои Библии. Еще лучше — заранее освежите в памяти эти истории. Вместе мы сможем увидеть в них больше.
Лектор — Владимир Стрелов, ректор библейского колледжа «Наследие», преподаватель библеистики.
5. Почему Послания так и остаются непрочитанными? Слушать — Смотреть — Читать
Послания — это 21 из 27 книг Нового Завета. Они на конкретных примерах описывают, что такое Церковь, как она устроена и зачем она нужна. Но их почти никто не читает. Почему? Они плохо переведены, или устарели, или там слишком много непонятных мест?
А те, кто их читает, до сих пор спорят о множестве важных вещей. Что апостол Павел имел в виду под «оправданием»? Как все написанное им соотносится с тем, что написали Иоанн, Иуда, Иаков и Петр. И кстати, кто они такие — эти Иоанн, Иаков и Иуда? И точно ли это апостол Петр написал послания, носящие его имя? А если не он, то кто? И как после этого верить Новому Завету?
На эти вопросы отвечает доктор филологических наук, профессор РАН Андрей Десницкий.
4. Гормоны счастья и несчастья. Выбор за нами? Слушать — Смотреть — Читать
Врач-гастроэнтеролог Артур Бернацкий — о «мотивирующих» гормонах: серотонине, эндорфине и дофамине.
Какие гормоны отвечают за наше самочувствие, мотивацию, счастье и энергию? Почему мы не можем справиться с собой, сделать то, что запланировали, встать тогда, когда хотели, пойти туда, куда собирались? Почему нет сил взяться за учебу, разорвать зависимость, начать новое дело? Что нам мешает: банальная лень или что-то другое, на биохимическом уровне? Можно ли раскачать свою силу воли? Подвластны ли нам наши автоматические реакции? Как приобрести правильные привычки и начать получать удовольствие от того, что делаешь? Как перестать бояться и снизить количество стресса в нашей жизни?
Поговорим о том, откуда берутся «мотивирующие» гормоны.
Лектор — Артур Бернацкий, врач-гастроэнтеролог, диетолог, терапевт и онколог. Занимается профессиональной деятельностью 12 лет, автор научно-медицинского журнала «Медицинский совет. Онкология», медицинский консультант на радиоканале «Бизнес FM».
3. Психологические манипуляции в Церкви — как распознать и что делать. Слушать — Смотреть — Читать
«Мы все тут работаем во славу Божию!», «Вы что, будете спорить с благословением?!», «Где же ваше смирение?»… Психологические манипуляции в Церкви — не редкость. И бьют они больно — ведь люди ждут от Церкви искренности и поддержки.
После столкновения с манипуляцией одни разочаровываются в Церкви как таковой. Другие смиряются с необходимостью постоянно жертвовать своими интересами и испытывать навязываемое чувство вины. А кто-то усваивает манипулятивные приемы как «норму церковной жизни» и начинает сам их применять.
Но есть и другой путь — своевременно распознавать манипуляции и адекватно им противостоять, не провоцируя конфликтов. Именно этому и будет посвящена наша встреча:
— какие манипуляции особенно типичны для православной среды;
— как меньше сталкиваться с ними при работе в Церкви и в духовном окормлении;
— какие причины подталкивают человека к манипулятивному поведению;
– что этим причинам можно противопоставить;
— какие наши особенности делают нас удобной жертвой манипуляций.
Лектор — Наталия Скуратовская, психолог, психотерапевт, преподаватель курса «Практическая пастырская психология» Хабаровской духовной семинарии, генеральный директор тренинговой компании «Вив Актив».
2. «Песнь Богородице» у Данте и Петрарки: Библия, богословие, лирика. Слушать — Смотреть
«Песнь Богородице» завершает и «Божественную комедию», и «Книгу песен» Петрарки. Беатриче для Данте и Лаура для Петрарки — полисемические образы Музы-вдохновительницы, которые и противопоставляются образу совершенной Женщины — Пресвятой Девы — и накладываются на него, и перекрываются им.
Отец основатель итальянской литературы в своем мистическом и нравственном путешествии прошел через Ад, Чистилище и Рай и очистился от всего бренного. Находясь на вершине эмпирея, по молитве Пресвятой Девы он удостаивается Богосозерцания — и здесь, в самой чистой и нематериальной среде, в образе Всевышнего он видит… человеческий образ (la nostra effige). Клирик и поэт Франческо Петрарка — богослов и предшественник светского гуманизма, мистик и лирик — сочинил свое Канцоньере из 365 стихотворений и тщательно структурировал его как мистический дневник. Этот дневник свидетельствует о духовной борьбе поэта и должен показать внутренний нравственный путь от греховной любви ко всему земному (Лауре, самому себе, поэтической славе) к любви совершенной и неземной — к Богу. Заключительная Песнь Богородице заканчивает и увенчивает этот поиск духовного мира, и последнее слово pace («мир») завершает Книгу песен. И все же и в этом последнем стихотворении вспоминание и переосмысление любви к Лауре не лишены наплыва эмоций.
«Божественная комедия» Данте и «Священная история мирской любви» Петрарки вступают в диалог между собой, противопоставляются, спорят друг с другом, дополняют друг друга. В обоих памятниках литературы изобилие библейских и литургических реминисценций, прямых и скрытых цитат из Священного Писания и духовной литературы, аллюзий на библейские и молитвенные образы обогащают текст, одновременно усложняя чтение, но и подсказывая путь к интерпретации.
Лекция проведена Институтом Библии и Российским Библейским Обществом; записана порталом «Предание.ру».
Лектор — иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, итальянский историк, исследователь восточного христианства.
1. Бывает ли ложь во спасение. Слушать — Смотреть
О парадоксах лжи рассуждают философ Александр Секацкий и протоиерей Димитрий Сизоненко.
Библия решительно предостерегает от неправды и лжесвидетельства, приравнивая их к служению идолам. Общим между ними, вероятно, является мистификация, намеренное создание виртуальной реальности, которая не имеет ничего общего с действительностью. Что есть истина, как различать истинное и ложное, почему постправда так привлекательна?
Спикеры:
— Александр Секацкий, кандидат философских наук, доцент СПбГУ;
— протоиерей Димитрий Сизоненко, клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери.