Топ-12 лекций портала «Предание.ру» за 2025 год

15.12.2025
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Традиционно в Рождественский пост делимся тем, чем вы более всего интересовались на «Предании.ру». Начнем с топ-12 лекций/роликов/бесед, организованных «Преданием.ру» (статистика YouTube — с начала декабря прошлого года по начало декабря этого; в топ вошли те видео, что созданы в этот период).

12. Книги со смыслом. Что читает современный священник // протоирей Андрей Битюков

Как удержаться от фастфуд-литературы, когда душа просит легкого чтения? Существует ли христианская литература без назиданий и нравоучений? А православные комиксы?

О душеполезных книгах для верующих говорим в прямом эфире с протоиереем Андреем Битюковым, настоятелем храма св. ап. и ев. Луки при ПСПбГМУ им. Павлова И. П. (С.-Петербург).

Ведет встречу журналист Наталья Басай.

Таймкоды:

00:00 Заставка
00:14 Начало
01:18 Какие книги можно причислить к христианским? — Сказки Андерсена, апологетика Честертона, книги о путешественниках
04:51 «Хижина» Янга — книга о «проклятых вопросах» (страданиях, Боге, любви, смерти и пр.)
07:17 Конфессиональная принадлежность авторов. Католик Честертон, «анонимный православный» Льюис. Важна близость к святоотеческой традиции. «Возвращение домой» Гиллквиста
10:59 Книги для новоначальных: «Житие и поучения» прп. Амвросия Оптинского — ненавязчивая ласковая мудрость, радость веры, тепло, любовь; митрополит Антоний Сурожский; архимандрит Павел (Груздев)
14:09 Книги для воцерковленных: толкования на Новый Завет архимандрита Ианнуария (Ивлиева) — реактуализация смыслов Нового Завета, свежее дыхание; «Современный патерик» Майи Кучерской — самоирония; книги Клайва Льюиса; книги Джорджа Макдональда
22:30 Книги для неверующих: книги Юлии Вознесенской
24:50 Комиксы, манга
28:19 Завершение


11. Православие без занудства: как говорить о вере сегодня // Сергей Комаров

Сергей Комаров и «Пути православия» митрополита Каллиста (Уэра).

Как нужно говорить о православии, чтобы не выглядеть лектором позапрошлого века? «Сегодня молодежь уходит не от Христа, а от языка, на котором о Нем говорят», — считает известный проповедник, блогер и главный редактор издательства «Никея» Сергей Комаров. Недавно в издательстве вышла книга митрополита Каллиста (Уэра) «Путь православия», где о вере говорится ясно, глубоко и по-человечески. О том, как интересоваться прошлым, оставаясь современным, что читать тем, кто не хочет плыть по поверхности, и где найти ответы, когда ощущаешь себя в кризисе.

Ведет встречу журналист Ольга Лебединская.

Таймкоды:

00:00 Заставка
00:14 Начало
01:18 В чем суть Православия за 30 секунд? — Христос воскресе! Но в принципе религия не подразумевает таких ответов: вопрос как таковой не верен
03:14 Проблема специфически церковных формулировок: «сумма пожертвования». Нужно отказываться от «сладкогласия»
05:27 Молодой человек вряд ли вообще способен приложить со всей серьезностью к своей жизни такие вещи как вера в Богородицу, иконопочитание, молитвы святым и т. п. — и это нормально
09:11 В вере равно важны и разум и сердце, и теория и практика, и знание догматики и опыт духовной жизни
11:01 О портале «Предание.ру» и книге «Путь православия» митрополита Каллиста (Уэра)
11:47 О митрополите Каллисте (Уэре) — «апостоле Оксфорда»
14:39 Было бы Воплощение без первородного греха? О Троице — через любовь, Бог как Тайна, Бог как Человек: уникально, креативно, современно о Православии без модернизма — именно то, что нужно сейчас. Почему решили перевести «Путь православия»?
17:41 Каллист (Уэр) вводит русское духовное, богословское наследие в современный западный контекст
19:13 Как отличить глубокую богословскую книгу от просто хорошо написанной книги?
20:18 О спорном в наследии Каллиста (Уэра)
23:26 Почему у нас так мало обращаются внимание на Апостол? — это сложные богословские, религиозно-философские тексты, они требуют серьезного труда понимания. Без Апостола Евангелия не понять. Необходим особый акцент на апостольских чтениях
26:59 О призвании миссионера и катехизатора: что нужно?
31:06 Часто задаваемые вопросы
33:49 Что вы никогда не говорите людям?
36:16 Зачем в духовной жизни богословские и др. книги? Душевность и духовность, культурность и церковность, ум и вера
43:22 Что происходит с современной православной публицистикой? — застой
45:34 Книжные рекомендации: что читать уставшему от церковной жизни?
47:10 Книжные рекомендации: что читать неверующим ищущим?
48:09 Что читает сам Сергей?
49:09 Незаменимые недооценённые книги. Интернет и чтение. Книжные клубы
53:46 Окончание


10. Пост в Сети: как спастись от цифрового шума // священник Альвиан Тхелидзе

Снова скроллю бездумно ленту? Хотел в пост ограничить себя от интернета, но по работе так не получается? Начал читать письма от коллег, а закончил просмотром рилсов?

Священник Альвиан Тхелидзе даст азы цифровой гигиены и расскажет, как сохранить внутренний мир от информационного шума и манипуляций. Обсудим, почему цифровой пост — это не про запреты, а про свободу, и как вернуть себе контроль над вниманием, временем и осознанностью.

Отец Альвиан — член Совета священников-блогеров при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с Обществом и СМИ, участник программ на телеканалах «Спас», «Союз», «Радость моя», «Звезда», а также на Радио России и радио «Вера».

Группа священника Альвиана в ВК: vk.com/clubalwian

Ведет встречу журналист Ольга Лебединская.

Таймкоды:

00:00 Заставка
00:14 Начало
00:45 Ограничение потребления информации вообще и в пост
03:11 Пошлость в интернете: разврат, низкопробные юмор и сериалы, матерщина и т. п. — от этого нужно отказаться точно
04:33 Как и вообще в постничестве в информационном постничестве тоже нужно осторожно искать нужную себе меру
06:29 Пост — не полный отказ, а замена. В пост можно заменить информационное потребление на душеполезное, но с «православным контентом» тоже нужно быть осторожным
09:04 Зависимость от «новостей». Одного рецепта в духовной жизни не бывает
12:20 Практики цифровой гигиены. Общение с Богом и ближними должно быть свободно от гаджетов
13:09 Цифровой детокс: малореалистично
14:22 Подростки в своем религиозном поиске часто впереди многих инфантильных взрослых. Нельзя полностью отказаться от гаджетов. Дело в том как и зачем пользуются гаджетами
17:27 Причины цифровой зависимости
19:47 Как не стать жертвой манипуляций, обмана в Сети. Самые уязвимые — пожилые. Как манипулируют подростками. Нужны доверительные отношения с близкими, родными
28:00 Что и как обсуждают на совете священников-блогеров
31:07 Православные блогеры, их конкуренция и соблазны. Священников и вообще православных в Сети должно быть много — как миссионеров. Нужно говорить о своей вере
35:27 Сомнительные «православные» активности, ресурсы в Сети. Как впервые в церковном пространстве появились бумага, электричество, телефон и т. п. Технологии и богослужение. В Средневековье в Церкви применялись передовые технологии своего времени
42:10 «Слушаю Псалтирь на ютубе. Грех?». Слушание и чтение молитвенного правила
43:24 Как выйти из «залипания» в Сети, из постоянного скроллинга?
46:01 Новости и (без)эмоциональная реакция на них. Нужно полюбить ближних — а не дальних
48:28 Еще раз о необходимости заменить бесполезный и вредный контент — безопасным и душеполезным
49:52 Завершение


9. Богословие непонятного: Фома, тишина и воскресение // священник Александр Сатомский

Мы привыкли говорить о Пасхе как о триумфе — но в Евангелии всё иначе: никто не видит самого Воскресения, Христос появляется внезапно и тут же исчезает, говорит притчами, молчит, не объясняется.

Почему Пасха происходит в тишине? Почему Воскресший будто бы прячется? Можно ли верить, когда не понимаешь — и не бояться этого?

Разговор со священником Александром Сатомским о самой трудной стороне христианства — где нет ответов, но все-таки есть Христос. О Фоме, который, может быть, не сомневается, а просто честен. О чуде, которое не доказывает, а зовет. И о том, почему непонимание — не враг веры, а ее часть.

Священник Александр Сатомский — настоятель храма Богоявления в Ярославле. Кандидат теологических наук, преподаватель Ярославской духовной семинарии и кафедры теологии ЯГПУ, автор научно-популярных и религиозных публикаций. Участник программ православного телеканала «Союз», телеканала «Спас» и радиостанции «Вера».

Ведет встречу журналист Ольга Лебединская.

Таймкоды:

00:00 Заставка
00:14 Начало
00:52 Почему Христос по Воскресении не является гонителям, поэтапно и сокрыто является ученикам? Неочевидный, вопросный характер пасхального повествования — свидетельство его истинности
03:45 Сравнение Воскресения Христа с десятью казнями египетскими. Бог деликатен: Он оставляет пространство для интерпретаций
06:17 Хронология пасхальных явлений Христа и психология их свидетелей. Хронология у синоптиков, у Иоанна и у Павла расходится. Воскресший Христос связан с пространством не так как мы. Прямой событийной структуры не получается, но есть узловые точки
08:57 Разночтения эпизодов о мироносицах
13:09 Петр и Иоанн осматривают пустую гробницу
14:24 Явление Христа ученикам на пути в Эммаус. Кто второй человек, который идет в Эммаус вместе с Клеопой? — его жена мироносица Мария Клеопова, которой он до того не поверил?
17:28 Явления Христа апостолам. «Фома неверующий» — фигура речи. Христос является апостолам без Фомы и Фоме одинаковым образом — показывающим подлинную телесность воскресшего Христа
18:51 Слова Христа о Своем грядущем Воскресении не воспринимались апостолами. Проповедь Христа экстраординарна: Его вообще не понимают. И по Воскресении ученики Его не понимают. И в Книге Деяний апостолы не понимают своей роли вестников Воскресшего Мессии
23:02 Просьба Фомы о касании ран Христа — риторически обращен скорее к апостолам; эпизод Фомы повторяет и усиливает эпизод с явлением Христа апостолам. Фома «не верит» словам апостолов, а не Христу
27:35 Вера — это дар. И крайние радости и крайние страдания не приводит к вере. И то и другое умножает дар веры, если он есть. Вера преподается всем — но в разное время и в разном объеме
29:13 Мы следуем за Богом не в поиске экстраординарных духовных состояний, а в поиске Бога. Согласно Отцам Церкви духовная сухость — неизбежное состояние. Надо следовать за Богом в тех состояниях, в которых мы есть
32:33 Обывателю кажется, что всякий рассматриваемый им вопрос прост. Как только обыватель любым вопросом начнет хоть чуть-чуть заниматься он открывает бездну. Когда у человека нет сомнений и вопросов — свидетельство, что человек не занимался таким-то вопросом. Так и в вере. Любовь есть непрестанное познание другого, углубление в другого. Так и с Богом
37:38 Христос являлся тем, кто в Него верил? — в основном да, но не только. Конфликт Христа с Его братьями: Христос является Иакову, который ни на каком этапе в Него не верил. Все братья Христа в итоге оказались в христианском общине
40:33 Апостолы сложны воспринимают уход Христа и ждут Его скорейшего возвращения. Не было понимания, что нужно быть активными участниками истории, а не пассивно ждать действий Христа
44:31 Эпизод восстановления Петра в служении
46:21 Эпизод из Патерика: «лучше умереть в пустыне, чем вернуться в Египет»
49:34 Эпизод с дочерью Иаира: в нем все — вопрос
52:33 Действительно ли душа просит чуда? — душа хочет углубления отношений с Богом
56:17 «Если бы можно было бы дописать Евангелие: что это могло бы быть?» — Евангелие полно
58:00 Наша вера далеко не всегда полна радости, но раз узнав Христа, надо каждый раз к Нему возвращаться


8. Исцеление расслабленного (Мк 2:1–12). Иеродиакон Хризостом (Янкин) // С Евангелием к Пасхе

От воскресенья к воскресенью Церковь Великим постом вспоминает важные евангельские истории. В видеоцикле «Предания.ру» священнослужители Санкт-Петербургской духовной академии размышляют вместе с нами над известными сюжетами Книги книг.

Во втором ролике аспирант СПбДА иеродиакон Хризостом (Янкин) комментирует отрывок о исцеление расслабленного (Мк. 2:1-12).

Благодарим Санкт-Петербургскую духовную академию за сотрудничество.


7. Книги, которые могут отвлечь от гаджетов // Алина Дальская

Что интересно читать и родителям, и детям? Детскими книгами сегодня заполнены все стенды в магазинах. Сколько бы ни предрекали смерть бумаге, книги для детей всегда будут востребованы. Ведь нет ничего уютнее, чем посидеть рядом с мамой или папой и послушать новую историю.

Множество издательств наперебой предлагают эти истории — как новые, так и старые, как иллюстрированные, так и не очень, как сказочные, так и реалистичные, как проблемные, так и развлекательные.

Как выжить в этой конкуренции? Есть ли на книжном рынке место православной книге? Можно ли увлечь подрастающего ребенка чтением? Что любит современный «гаджетный» десятилетка?

Об этом разговор с Алиной Дальской, главным редактором детского издательства «Настя и Никита», выпускающего познавательные книжки для детей 8–12 лет.

Ведет встречу редактор портала «Предание» Анна Ершова.

Таймкоды:

00:00 Заставка
00:14 Начало
01:28 Почему вы отказались от православной тематики? — Все, что мы издаем, проникнуто православием
05:23 Что происходит в мире православной детской литературы? — все на рынке есть
07:39 В чем ваша ниша? — 1) дешевые и 2) про современность детских книг
17:55 Кто авторы таких книг? — удалось создать целый пул новых авторов детских книг
19:51 Сказки, стихи, познавательные книги. Акцент на последних: они востребованы и их не хватает. Сказку написать сложно
21:34 Конкурс сказок
24:25 Как происходит отбор художников для книг? — иллюстрация должна быть классической, воспитывающей вкус
29:54 Географические книжки, книжки про культуру, литературу: не энциклопедические, а художественные
38:05 Если есть любовь к чтению в семье, то и ребенок будет читать. К чтению нужно приучить как к приятному процессу. Нужно «расчитываться», развивать навык беглого чтения. Формы совместного чтения
46:20 Какие ваши книги читают и взрослые и дети? — познавательные книжки взрослые часто покупают просто для себя. Пенсионеры покупают из-за крупного шрифта
50:20 Будущее детской литературы. Из-за иллюстраций детская книжка незаменима электронной версией
52:42 Книжки-«познавалки»: науки, искусства, персоны и т. п. Посмотреть детскими глазами на Пушкина: почему он «наше все»? Новая серия «История изобретений и открытий»
56:45 Одна новая книжка в месяц
58:45 Завершение


6. Священник и религиовед — о Деде Морозе, Бабе-яге, Емеле и Горбунке. Рождественский кинопутеводитель для всей семьи

Священник Иоанн Загумёнов о фильме «Серебряные коньки»: пятый выпуск нашего рождественского проекта прошлого декабря «Священник и религиовед — о Деде Морозе, Бабе-яге, Емеле и Горбунке. Рождественский кинопутеводитель для всей семьи».

Почему взрослые смотрят детские сказки? Потому что хотят отдохнуть! А еще, потому что в них можно открыть вторые и третьи смыслы.

Почему жена Деда Мороза может совершать чудеса, только если в нее кто-то поверит? Зачем Плохиш переходит на сторону зла? Что будет, если дочь высокого сановника влюбится в курьера, ой, в посыльного? Кто в нашей жизни так же верен, как Конек-Горбунок?

В топ также попал шестой — и финальный — выпуск: религиовед Куропаткина о фильме «Чук и Гек. Большое приключение».


5. Я — не я? Вера, тело и попытка быть собой // протоиерей Константин Пархоменко, психолог Марина Филоник

«Я — самый грешный. И тело мое — какое-то слишком уж телесное, греховное». Звучит знакомо для многих верующих. Что это — покаяние? Страх? Нелюбовь к себе? Где проходит грань между покаянием и самоуничежением? Почему даже в христианской традиции, где тело признано даром, оно всё еще воспринимается как враг? Как же жить в теле, которое стыдно, неудобно, тревожно? Как быть собой, если «себя» не выносишь — ни духовно, ни телесно? И что будет, если именно это тело должно воскреснуть? Разбираемся вместе с протоиереем Константином Пархоменко и психологом Мариной Филоник.

Ведет встречу журналист Ольга Лебединская.

Таймкоды:

00:00 Начало
00:29 КП: три смысла смирения
12:14 МФ: нет одного единственного «правильно»: множественность толкований и переводов. Семья, система и пр. — совсем не единственные виновники невроза; первична — конституция личности: исходя из них человек находит себе среду, понимание веры и пр.: таким образом человек находит условия под свой невроз
22:40 КП: Мир сильно изменился, а Церковь — нет; Церковь воспроизводит патриархальную культуру; эта культура притягивает невротиков и поддерживает их неврозы. Христос специально говорил с вариативностью смыслов, сразу с потенциалом множественности толкований. Четвертый смысл смирения
28:34 МФ: смирение Бога: Он позволяет понимать Себя не в полноте, а в меру сил каждого
30:40 КП: в Евангелии мы не найдем ни одного момента, когда Бог не любит кого-то. Евангелие — про любовь Бога ко всем, к явным грешникам и т. д. Логика ап. Павла: Закон невротизирует невозможностью своего исполнения — Христос освобождает от Закона; но Церковь исторически возвращается к логике закона и вины. Церковь не выработала средств помощи в семейных конфликтах и т. п.: нужна психология
46:16 КП: платоническая традиция понимает тело как гробницу, грязь и пр.; христианство переняло эту традицию, которая сейчас явно архаична. Аскетика с XIX в. радикально изменилась: до XIX в. ставился акцент на отвержении телесного; в XIX в. русские подвижники ставят акцент на межчеловеческие отношения. Современная православная аскетика — синтез святоотеческого аскетизма и сентиментальности-гуманности-психологичности XIX–XX вв. Древняя аскетика играет в современности невротизирующую роль
48:24 МФ: стыд телесного, низкая самооценка и т. п. формируются в не принимающей среде; их преодоление лежит на путях хотя бы одного принимающего контакта. Мы хотим принятия: от этого все — желание быть красивым, стыд за свое тело и пр.: это не физиология, а психология, культура, социальное, стихия межчеловеческих отношений.
58:12 КП: как раз в Церкви никогда ни критиковали и не критикуют за внешний вид. В Церкви есть неприятие телесного, физиологических процессов, жидкостей и т. п.
01:01:24 МФ: любую культуру создают люди сообразно своему психическому складу. Есть конституция личности для которой важен дуализм возвышенного духовного и низкого телесного, для которых ощущение грязноты телесного врожденно. Внешнее (семья, окружение, общество, культура, эпоха) формует личность, но не с нуля: есть первичные данные того что формуется: типы характеров (которые трансисторичны) формуют внешнее
01:05:59 КП: воскресшая телесность Иисуса — тайна. Воскресшие точно будут материально телесны, но не знаем как. Песнь Песен — библейский образец того, как надо мыслить телесность
01:16:54 МФ и КП о психологии воскресших: естественное и подлинное останется, искаженное и привнесенное уйдет; подавленное разовьется, задавленное прорастет, нераскрывшееся раскроется
01:26:16 МФ: начать надо с отслеживания маленьких моментов приятного и удавшегося. Проживание нового опыта меняет паттерны психики, поведения. Нужна принимающая, поддерживающая среда
01:32:35 КП: принимающей, поддерживающей средой задумана Церковь. Для священника человек должен быть чадом, для психотерапевта человек — клиент. Приходы должны стать общинами, прихожане — братьями и сестрами
01:35:00 МФ: Человеку нужна теплая среда: там люди расцветают. Нужно не бояться быть собой. Нужно перестать жить чужую жизнь. Ресурсы для этого — в теплой среде.
01:38:05 КП: Ин 10:10: Я пришел дать вам жизнь с избытком


4. Язычество XXI века: психология идолов // священник Николай Конюхов, психолог Марина Филоник

Когда Моисей немного задержался на горе Синай, народ тут же сделал себе золотого тельца. Сегодня мы поступаем так же: ЗОЖ вместо молитвы, коучинг вместо покаяния, «всё ради детей» вместо «всё ради Христа». Фитнес как религия, карьерный рост как культ, эзотерика как путь к «счастью».

Ведущий телеканала Спас священник Николай Конюхов и руководитель проекта «Психология для Церкви» психолог Марина Филоник отвечают на вопросы: — почему новое язычество так соблазнительно именно сейчас; — как работает психология идолов, почему человек уязвим для этих подмен; — и что может предложить Церковь: не утешительные практики, а путь, который ломает идолов.
Путь, который освободит нас — или мы так и останемся рабами «новых тельцов».

Ведущий телеканала «Спас» священник Николай Конюхов и руководитель проекта «Психология для Церкви» психолог Марина Филоник отвечают на вопросы: почему новое язычество так соблазнительно именно сейчас; как работает психология идолов, почему человек уязвим для этих подмен; и что может предложить Церковь: не утешительные практики, а путь, который ломает идолов.
Путь, который освободит нас — или мы так и останемся рабами «новых тельцов».

Встречу ведет журналист Ольга Лебединская.

Таймкоды:

00:00 Заставка
00:14 Начало. Современные идолы
01:50 оНК: первая заповедь — запрет идолов. Идол — нечто, что ставится на место Бога
04:01 МФ: Эго на месте Бога. Как понять, что у меня Бог на нужном месте?
06:05 оНК: что такое настоящий Бог? — скандал и безумие: Он — Распятый. Судить, спасать — привилегия Бога. Пытаться судить и спасать — делание из себя идола, постановка себя на место Бога
11:53 МФ: избавление от идолов — взросление, смирение, уход с позиции требователя, судии, спасителя, центра
12:52 оНК: образец здесь — Иоанн Предтеча. Нужно умаляться
14:09 МФ: из священника и психолога постоянно делают идолов
15:04 оНК: опасность идола — начинаешь служить как Богу преходящей вещи (деньгам, здоровью, себе, близкому человеку)
17:45 МФ: служение идолу (любовь моего партнера, рост моего проекта и т. д.) вызывает зависимость, ломку, разрушение и т. д.
20:30 оНК: мы — ограниченные существа и тратим свои ресурсы, силы на ложные цели (идолов). Таковы агрессоры/жертвы/спасатели
22:28 МФ: нам свойственно иметь потребности и испытывать фрустрацию в неудовлетворении потребности. Нужно принять несовершенство мира и несовершенство себя. Нужно смирение. Иначе неизбежно создание идеального (несуществующего) Другого (идола), правильные (ложные) отношения с которым якобы исполнит мои потребности. Механизм сотворения идола: потребность-фрустрация-идеализация. Такова зачастую и «психология»
27:01 оНК: как понять, что захвачен страстью? — получать обратную связь. Нужно сформировать в себе запрос на обратную связь, на критику, на совет. То от чего твои близкие больше всего мучаются — то в тебе, что тебя пленило
29:50 МФ: нужен анализ своего опыта захваченности. Созависимость, очарованность, спасательство, зашоренность
31:45 оНК: история о монахе и стоге сена. МФ: захваченность страстью производит проекцию этой страсти на других и иллюзию своей свободы от нее
33:10 МФ: одержимый все видит через призму своей одержимости
34:08 оНК: Бог есть Любовь; любовь как чувство — идол. Чувства — не отображение реальности, а часто лишь случайные эффекты
36:43 МФ, оНК: мое понимание «бога» — идол. Религиозный фанатизм — обратная сторона атеизма. Насильственное навязывание «бога» — от неверия, от поклонения как Богу своему пониманию «бога». Вера в Бога дарует тебе милосердие к мучителям; поклонение своему пониманию «бога» делает тебя самого мучителем
41:18 оНК: можно сделать из любой вещи идола: и из поста, молитвы. «Без любви все ничто»
43:43 МФ: обратная опасность: из боязни идолов — уничтожить жизнь. оНК: не надо отказываться от желаний, жизни. «Жизнь с избытком». Все хорошо — пока не делаешь из этого идола. МФ: где же граница? Здоровая позиция — принятие как дара?
46:16 оНК: отдать Богу Богово. Отказ от позиции «дай Тебе, Боже, что нам не гоже»
49:55 МФ, оНК: одно и тоже дело можно делать захваченным им или свободным вместе с Богом. «Быть в присутствии Бога» — в повседневности. Делать домашние обязанности, работу и пр. — «в мирном духе» (Златоуст). Даже и без «мирного духа» — надо звать Бога в любое свое дело. Хотеть чтобы Бог был здесь, в том, что происходит сейчас
58:53 оНК: Богу нужны факты: покормить голодного и т. д.
01:00:31 оНК: не делать идола из священника, психолога и т. д. Самому разбираться в своих страстях
01:03:03 идолы оНК: зависимость от потребления контента, кофе. Нужно уметь радоваться мелочам. Нужно разбираться в своих настроениях и поведении: не всё от «идолов»
01:07:11 идолы МФ: склонность к поиску авторитетов. Склонность поиска авторитетов — от базовой характерологической склонности к сомнению и неуверенности
01:11:18 Завершение. оНК: нужно правильно расставить приоритеты: Бог — на первом месте. МФ: с одной стороны важно учиться осознавать свои идолы, с другой — не поддаваться иллюзии, что от них можно легко и быстро избавиться


3. Кризис веры: вход – выход // священник Максим Первозванский, психолог Марина Филоник

Я кричу, а Бог молчит. Вера, которая давала опору, вдруг стала рассыпаться. И здесь, и там слышу критику Церкви, церковных иерархов и простых священников. И здесь, и там вижу ушедших и разочаровавшихся. Давно потерял смысл молитвенных правил, постов и частых исповедей.

Говорим о том, можно ли разочароваться в Церкви, но не потерять Бога. Кризис веры – это конец или новая глубина? Ведь иногда сомнения разрушают, а иногда – укрепляют. Возможно ли уйти из веры… и вернуться другим?

Священник Максим Первозванский и психолог Марина Филоник помогут разобраться, что делать, когда веришь — не веришь — ищешь чего-то снова.

Ведет встречу журналист Ольга Лебединская.

Таймкоды:

00:00:00 Заставка
00:00:14 Начало
00:01:03 о. М. Первозванский: нужно различать слова и реальность. Что такое «кризис веры»?
00:05:15 М. Филоник: нужно различать слова и реальность. «Психологическое» и «духовное» — два разных языка
00:10:39 МП: «Кризис» и «искушение». Повышение уровня осознанности и Церковь
00:15:55 МФ: проблема «кустарной экспертности» — ее корреляция с опасностью и неизвестностью
00:18:15 МП: проблема новых искушений — нет опыта поколений. Больше нет общины
00:21:22 МФ: утрата навыков поддержки — необходимость обучения им
00:24:58 МП: «Бог не слышит» — причин очень много и разных
00:32:13 МФ: депрессия может маскироваться под кризис веры
00:37:07 МФ: психолог рекомендует своим верующим клиентам священников — это нормально и хорошо
00:38:12 МП: священник рекомендует своим пасомым психологов. Поддержка человека в искушении, в болезни
00:43:36 МФ: нужда в авторитетной фигуре. Психолог и священник должны признавать и артикулировать свою ограниченность
00:46:25 МП: главная поддержка в кризисе веры — вера другого
00:51:13 МФ: кризис веры (как и любое не светлое, не мирное состояние) — момент истины? Не спешить. Все честно рассказать себе и Богу
00:58:25 МП: в стабильном состоянии мы творим огромное количество идолов. В кризисе веры они падают — в этом его польза
01:01:16 МФ: кризис веры — шанс укрепить веру. Нищий голый человек перед Богом — открыт Ему
01:06:18 МП: жизненный кризис и кризис веры — не одно и тоже
01:08:01 МП и МФ: сопережить кризис веры другого с ним — огромное приобретение
01:09:48 МП: позволить себе нащупать дно в кризисе. Временный разрыв может быть целительным. Бог — не абьюзер, но представление о Нем может быть абьюзивным
01:15:06 МФ: в отношениях с Богом речь всегда идет о личных проблемах, потребностях, «дырах» — это не плохо
01:19:06 МП: что после преодоления кризиса?
01:22:08 МФ: личный опыт кризиса веры
01:25:43 МП: маловерие и кризис веры
01:28:48 МФ: завершающие слова. «Верую Господи, помоги моему неверию»
01:32:29 МП: завершающие слова. Великий пост — период обновления и укрепления веры
01:33:04 Завершение


2. Верующий, но тревожный: психология духовного пути // Марина Филоник

В новом цикле видео психолог Марина Филоник расскажет, как видеть потенциал в одиночестве, освободиться от вины, отличать жертвенность от созависимости, а покаяние от самобичевания.

Самое популярное видео цикла: Учимся отвечать «нет» без чувства вины.

В топ вошли бы все ролики цикла, если бы давать их отдельными пунктами:
Одиночество как возможность;
Чувство вины: как не путать покаяние с самобичеванием;
Смирение и дерзновение: между принятием и преодолением;
Бог посреди нас: отношения без насилия над собой;
Как поверить, что Бог тебя любит


1. Достойный служитель Церкви или еретик? Парадокс отца Александра Меня // протоиерей Александр Борисов

Почему протоиерей Александр Мень — фигура, которая до сих пор вызывает споры в Церкви? Что это, смелость или заблуждение, и был ли его стремительный диалог с культурой оправдан? Ошибался ли он, открывая богословие для всех, или именно этого не хватает сегодня? Какие аспекты библейской критики отца Александра могут быть полезны для современного богословия? Как Церковь должна относиться к разногласиям: замалчивать или искать общую истину? И главное — если бы отец Александр жил сегодня, стал бы он лидером нового духовного движения или вновь оказался непонятым?

Обсуждаем всё это в прямом эфире с протоиереем Александром Борисовым, настоятелем храма свв. Космы и Дамиана в Шубине (Москва), публицистом, ученым и общественным деятелем.

Ведет встречу журналист Ольга Лебединская.

Таймкоды:

00:00 Заставка
00:14 Начало
01:00 Что сформировало о. Александра Меня как человека и священника? — катакомбная Церковь 30–40-х гг., эпоха гонений
07:55 Что сформировало о. Александра Меня как человека и священника? — Вл. Соловьев и др. русские религиозные философы. Тезис Соловьева: религиозные поиски человечества — поиск Христа
09:55 Воспоминания о. Александра Борисова о общении с будущим о. Александром Менем в детстве
10:34 Владимир Соловьев, Иннокентий Херсонский: христианство — яркий солнечный свет, другие религии — более слабый, разной степени яркости, но тоже свет
12:00 Церковь в советское время. Воспоминания о. Александра Борисова. Вырождение веры в обрядность. Отделение Церкви от культуры и до и после революции. Открытость о. Александра Меня культуре и искусству
15:57 Статьи о. Александра Меня в Журнале Московской Патриархии, книга «Сын Человеческий»: первый тираж — 6 экземпляров самиздатом
17:12 Негативное, подозрительное отношение к о. Александру Меню. Отец Александр Мень и патриарх Кирилл (Гундяев)
18:32 О. Александ Мень — не «экуменист» и не «филокатолик», он — последователь русской религиозно-философской традиции, историк религии и философии
20:54 Ни одна из книг о. Александра Меня при его жизни не была издана на Родине. Издание текстов и выступлений отца Александа Меня
22:06 Библейская критика о. Александра Меня. История «Библиологического словаря». Что такое «критика» вообще и в частности — «библейская критика»? Св. Отцы — основоположники библейской критики. История и виды библейской критики. Библейская критика и Откровение Божье. Задача православной библеистики — синтез библейской критики и духовного понимания Слова Божьего
28:16 Как понимать грехопадение и что тут важно для нас?
30:40 Эволюция жизни и Библия
33:12 Парапсихология. Главное — Личность Христа
34:44 «Экуменизм». Самое ужасное — вражда христиан. Брат Роже. Убийства праведников
39:45 Как воспринимал о. Александр Мень критику в свой адрес. Антисемитизм в Церкви. Церковь в своей истории сохранила и еврейские писания и языческую культуру
42:44 О. Александр Мень — миссионер. Сергиев Посад
45:55 О. Александр Мень на телевидении. «Вечный вопрос». Евангельская открытость всем людям
48:58 Евангельские группы
53:00 Есть ли сейчас священники подобные о. Александру Меню?
55:20 Как сохраняется память о о. Александре Мене? «Христианство еще только начинается»
56:48 Окончание


С наступающими Новым годом и Рождеством Христовым!

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle