Как и всегда в конце года, мы будем подводить итоги: что смотрели/слушали/читали пользователи «Предания.ру» в 2022 году? Начнем с лекций, созданных нашим порталом.
12. Типичные ошибки толкователей и погрешности восприятия библейского текста
Мы всегда читаем Библию в переводе, толковании. Даже обращаясь к оригиналу, мы опираемся на понимание тех людей, которые составили для нас словари этих языков, придумали толкования, написали комментарии…
Насколько мы можем быть уверены, что те смыслы, которые вложены в текст переводчиком, комментатором, проповедником или богословом, действительно присутствуют в тексте? Может быть, это его собственные реконструкции? Может быть, он выхватывает из библейского текста лишь то, что соответствует его собственным идеям?
Простейший пример: согласно Синодальному переводу, Давид, взяв столицу аммонитян, подверг их лютым казням: жег в печах, перепиливал пилами… но если посмотреть оригинал, оказывается, что это совершенно произвольная трактовка переводчиков.
Откуда берутся все эти странные идеи и как можно проверить их хотя бы в первом приближении? — отвечает на все эти вопросы библеист Андрей Десницкий.
11. Христианство в Японии: рождение, гибель, воскресение
«Молчание» Мартина Скорцезе — картина, снятая по одноименному роману известного японского писателя Сюсаку Эндо, рассказывает об одном из наиболее трагичных фрагментов христианской и человеческой истории — практически полном истреблении христианской общины в целой стране — Японии.
Как же случилось, что христианская миссия в Японии, сначала весьма успешная, закончилась катастрофой? Какие силы и обстоятельства привели японскую христианскую общину, всего за столетие выросшую почти до трехсот тысяч человек, к почти поголовному истреблению? Наконец, какова была судьба тех немногих, кто сумел сберечь свою веру среди гонений и в полной изоляции от всего мира?
Эти и другие вопросы, связанные с удивительной историей возникновения, гибели и воскресения из небытия японского христианства, можно будет обсудить в ходе встречи с переводчиком, публицистом и религиоведом Василием Черновым.
10. Гормоны счастья и несчастья. Выбор за нами?
Врач-гастроэнтеролог Артур Бернацкий — о «мотивирующих» гормонах: серотонине, эндорфине и дофамине.
Какие гормоны отвечают за наше самочувствие, мотивацию, счастье и энергию? Почему мы не можем справиться с собой, сделать то, что запланировали, встать тогда, когда хотели, пойти туда, куда собирались? Почему нет сил взяться за учебу, разорвать зависимость, начать новое дело? Что нам мешает: банальная лень или что-то другое, на биохимическом уровне? Можно ли раскачать свою силу воли? Подвластны ли нам наши автоматические реакции? Как приобрести правильные привычки и начать получать удовольствие от того, что делаешь? Как перестать бояться и снизить количество стресса в нашей жизни?
Поговорим о том, откуда берутся «мотивирующие» гормоны.
Лектор:
Артур Бернацкий, врач-гастроэнтеролог, диетолог, терапевт и онколог. Занимается профессиональной деятельностью 12 лет, автор научно-медицинского журнала «Медицинский совет. Онкология», медицинский консультант на радиоканале «Бизнес FM».
9. В помощь молящемуся: богослужение Страстной седмицы
Лекция поможет понять, что происходит в храме в последнюю неделю перед Пасхой, как Церковь готовит нас к этому празднику, разворачивая перед нами события последних дней жизни Спасителя.
Страстная седмица — особое время в жизни Церкви. Каждый день уникален: у него своя тема, свои песнопения и специально подобранные чтения из Ветхого и Нового Завета.
Устав Церкви, каким мы знаем его сейчас, складывался тысячу лет, и разобраться в нем самостоятельно нелегко. Нужен тот, кто подскажет — что главное в каждом из дней, на что обратить внимание, о чем задуматься, к чему себя готовить.
Об этом расскажет Илья Александрович Красовицкий, регент с многолетним стажем, преподаватель литургики из Свято-Тихоновского университета. Лекция будет полезна и тем, кто только знакомится с православным богослужением, и тем, кто уже давно в Церкви.
Вот что будет на лекции:
— общие особенности Страстных служб. Что общего и чем отличаются Страстные службы и великопостные? Каково содержание воспоминаний каждого дня?
— Литургия в дни Страстной седмицы. В какой день и в какое время какая Литургия совершается и почему?
— рассказ о каждом дне недели с понедельника по субботу. Значение дня, какие службы служатся в этот день, основные чтения и песнопения.
8. Сексуальность в Церкви: чемодан без ручки
Всё, сотворенное Богом, прекрасно, и человеческая сексуальность — не исключение. Не раз описано, как прекрасно может быть интимное общение супругов и какой это удивительный Божий подарок — сексуальность.
Но это — богословие. Как сделать его частью своей каждодневной жизнью? Как идея о «высоком предназначении» сексуальности может стать живым опытом двух любящих людей? Как достичь согласия и гармонии в этой самой интимной и потому — самой болезненной части супружеских отношений? Как достичь взаимопонимания с супругом относительно соблюдения заповеди апостола Павла «уклоняться друг от друга по согласию», чтобы пост стал временем духовного роста, а не взаимных обид?
И, возможно, самый трудный вопрос — что делать со своей сексуальностью людям, не состоящим в браке?
На эти и другие вопросы попробуют ответить на нашей лекции протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Свято-Никольского храма села Макарово Московской области, и сексолог Максим Каменсков.
7. Традиции поста от первого до двадцать первого века
Филолог Андрей Зайцев на основе средневековых текстов расскажет о том, как постились в разные времена в разных сословиях и жизненных обстоятельствах.
Что ели византийские и древнерусские монахи? Правда ли, что первые христиане постились чуть ли не круглогодично? Когда появились многодневные посты? Как постились дети и как — взрослые, как — дворяне и как — крестьяне? Что делать христианину в ночь на первое января?
На все эти вопросы есть ответы в средневековых текстах: житиях, сборниках канонических правил, проповедях, в сатирической литературе, в произведениях Чехова и Шмелева.
6. Житие протопопа Аввакума» — исповедь мученика, бред фанатика или литературный шедевр?
Протопоп Аввакум, духовный лидер российских старообрядцев XVII в., прожил удивительную жизнь. Друг и единомышленник будущего патриарха Никона, а затем — его заклятый враг; политическая фигура, с которой считались и царь, и патриарх; автор первой российской автобиографии; узник земляной тюрьмы в течение последних лет жизни; жертва страшной казни — сожжения.
Протопоп Аввакум был самим воплощением Средневековья. Фанатично убежденный в своей правоте, он отдал жизнь за то, что современному человеку кажется несущественным, до последнего вздоха защищая старинный, традиционный образ жизни.
Тем более удивительно его сочинение — «Житие протопопа Аввакума». Название отсылает к древнему литературному жанру, и написана книга старинным, трудным для понимания языком. Но по содержанию это книга новаторская, прорывная — фактически, это первая автобиография в истории русской литературы. Аввакум рассказывает о себе, своих переживаниях и страданиях.
Именно поэтому «Житие» читают не только старообрядцы и историки. Это история мятущейся человеческой души, изложенная ярким и необычным языком, интересна самым разным людям, которые находят в ней отклик собственных переживаний.
Лектор — историк, педагог, писатель Тамара Эйдельман.
5. Аниме, христианство и современные подростки
Японист Анастасия Борисова и культуролог Оксана Куропаткина — о смысле и значении аниме в современной культуре и в глазах подростков.
Япония — страна, где бок о бок уживаются традиции глубокой древности и современные технологии. Даже в самых авангардных жанрах масс-культуры японцы с удовольствием обращаются к наследию прошлого. Герои аниме общаются с духами из древних легенд и строго соблюдают правила традиционной вежливости.
Но вот загадка — почему эта, казалось бы, далекая от нас культура, непонятные японские духи и персонажи-японцы с именами, которые невозможно запомнить, стали интересны и нужны русским подросткам? Как и почему аниме стало «учебником чувств» для целого поколения не-японцев? Как и зачем аниме использует христианские мотивы? Что нужно знать, чтобы глубже разобраться в лентах «короля анимации» и культовых аниме-сериалах типа «Евангелион», «Тетрадь смерти» и «Темный дворецкий»?
Об этом расскажут японист Анастасия Сергеевна Борисова, старший преподаватель кафедры японской филологии ИСАА МГУ, и Оксана Владимировна Куропаткина, заместитель директора Центра изучения и развития межкультурных отношений.
4. Как это — простить? Ответы Библии
Прощение — едва ли не ключевая тема всего Нового Завета. Слова о прощении включены в молитву Господню «Отче наш»; мы причащаемся Тела и Крови Христовых во оставление, то есть прощение грехов.
И всё же нам подчас так сложно простить и принять в свое сердце прощение! Какие неверные установки нам в этом мешают? И одно ли это и то же — простить и примириться? Не только нам трудно простить. Мы тоже — даже невольно — раним тех, кто рядом с нами. Как сделать так, чтобы наше слово о прощении приняли, чтобы нас простили?
Мы попробуем поговорить об этом, затронув истории Авраама, Иакова и Исава, Иосифа, Иова. Приходите и приносите свои Библии. Еще лучше — заранее освежите в памяти эти истории. Вместе мы сможем увидеть в них больше.
Лектор — Владимир Стрелов, ректор библейского колледжа «Наследие», преподаватель библеистики.
3. Психологические манипуляции в Церкви — как распознать и что делать
Психолог Наталия Скуратовская — о том, как спокойно и своевременно противодействовать манипуляциям в церковной среде.
«Мы все тут работаем во славу Божию!», «Вы что, будете спорить с благословением?!», «Где же ваше смирение?»… Психологические манипуляции в Церкви — не редкость. И бьют они больно — ведь люди ждут от Церкви искренности и поддержки.
После столкновения с манипуляцией одни разочаровываются в Церкви как таковой. Другие смиряются с необходимостью постоянно жертвовать своими интересами и испытывать навязываемое чувство вины. А кто-то усваивает манипулятивные приемы как «норму Церковной жизни» и начинает сам их применять.
Но есть и другой путь — своевременно распознавать манипуляции и адекватно им противостоять, не провоцируя конфликтов. Именно этому и будет посвящена наша встреча:
– какие манипуляции особенно типичны для православной среды,
– как меньше сталкиваться с ними при работе в Церкви и в духовном окормлении,
– какие причины подталкивают человека к манипулятивному поведению,
– что этим причинам можно противопоставить,
– какие наши особенности делают нас удобной жертвой манипуляций.
2. «Где же радость о Христе?!» Православные «неврозы» и психологические подмены
«Все делаю правильно, а радости нет, даже на Пасху», «порой мне стыдно идти к Богу — таких как я невозможно простить», «отслужила 40 молебнов, а он все равно умер», «все соблюдаю, а толку мало — наверное, Бог меня не слышит, не любит, Ему нет до меня дела».
Человек приходит в Церковь и начинает благочестивую жизнь: соблюдает посты, ходит на службы, приступает к Таинствам. Но бывает, что за всем этим он так и не встречает Живого Бога. Когда проходит первое воодушевление, становится очевидно, что посты и молитвы сами по себе не приносят радости. Он злится и унывает, а близким с ним еще труднее, чем до его прихода в храм.
О психологических механизмах, которые мешают встрече со Христом, и некоторых искажениях религиозного опыта расскажет Марина Филоник — психолог, психотерапевт, научный сотрудник Федерального института развития образования.
1. Стремясь быть лучшим: о нарциссах в Церкви
Нарциссизм — черты характера, связанные с самовлюбленностью, эгоизмом и завышенной самооценкой, — считают болезнью нашего времени. Его формированию способствуют мода на успех и достижения, стремление к лидерству, индивидуализм. Приходят нарциссы и в Церковь. Что с ними происходит в Таинствах, в церковной общине? Способствует ли вера их исцелению?
Об этом рассказывает Ольга Гуманова, психотерапевт, ведущая психологических тренингов.