С Новым годом! На рождественских каникулах можно посмотреть фильмы — например, те, что оказались в топе просмотров медиатеки «Предания.ру»
23. Джузеппе Москати: Исцеляющая любовь. Д. Кампиотти, 2007
Фильм-биография. Джузеппе Москати (1880–1927) — выдающийся врач и ученый (в частности, внес значительный вклад в изучение диабета, открытие инсулина). Москати был удивительным врачом: бесплатно лечил бедняков, даже вкладывал деньги в рецепты, пытался помочь больным и духовно, устроить жизнь (или встретить смерть) по-христиански. Он был не «специалистом», а человеком милосердия и сострадания, послушный призывам Евангелия. Канонизирован Католической Церковью.
10-серийный сериал Бортко, экранизация одноименного романа Достоевского. Удостоен семи премий «ТЭФИ» в номинациях: «За лучший художественный телефильм»; «Исполнитель мужской роли в телевизионном фильме / сериале» (Е. Миронов); «Исполнительница женской роли в телевизионном фильме / сериале» (И. Чурикова); «Художник-постановщик» (В. Светозаров, М. Николаева); «Эфирный промоушен канала» (анонсы); «Продюсер» (В. Тодоровский); «Режиссер телевизионного художественного / документального фильма / сериала» (В. Бортко); премии «Золотой орел» в категориях: «Лучший игровой телевизионный фильм», «Лучшая мужская роль» (Е. Миронов), «Лучшая женская роль второго плана» (И. Чурикова); премии А. И. Солженицына «За вдохновенное прочтение романа „Идиот“, вызвавшее народный отклик и воссоединившее современного читателя с русской классической литературой в ее нравственном служении».
Доброе светлое кино. «Ушпизин» — это гости, которые, по иудейским поверьям, должны прийти в дом на праздник Кущей. К супругам Мойше и Малке действительно приходят гости — сбежавшие заключенные, но делать нечего: именно таких гостей послал им Господь.
20. Братья Карамазовы. И. Пырьев, 1968
Еще одна экранизация Достоевского — на этот раз трехсерийная, классическая, советская, «образцовая» экранизация великого Ивана Пырьева (режиссурой также занимались К. Лавров, М. Ульянов). В ролях: Михаил Ульянов, Андрей Мягков, Лионелла Пырьева, Кирилл Лавров, Валентин Никулин, Марк Прудкин.
В этом фильме вас кроме великолепного актерского ансамбля наверняка удивят две вещи. Насколько «не как к человеку» относились на американском Юге 60-х к черной прислуге, и сколько усилий надо было приложить даже и белой девушке после университета, чтобы стать кем-то, помимо жены и мамы. Минни — самая лучшая стряпуха в городе, а еще она самая дерзкая служанка, острый язык которой уже не раз сослужил ей плохую службу. Ее и белую девушку Скитер (Эмма Стоун), мечтающую стать журналисткой, объединяет одно — обостренное чувство справедливости и желание хоть как-то изменить порядок вещей. Основой для персонажа Минни в одноименном романе Кэтрин Стокетт, по которому снят фильм, послужила Октавия Спенсер, темнокожая актриса, которая была другом детства писательницы и потом сыграла в фильме «саму себя».
Фильм Кристи Пую, живого классика современного кинематографа. Совершенно удивительный фильм: экранизация философского текста, и не какого-нибудь, а «Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории» Владимира Соловьева. Весь текст «Разговоров» вошел в фильм, кроме «Повести об Антихристе». Что тут сказать? — отрадно видеть в современном кино — классический философский, тем паче христианский текст; тем более, что текст актуальный: смысл исторических трагедий, политика, война, насилие, ненасилие, отношение ко всему этому христианства… и вплоть до судеб Запада, Азии, России и пр. Соловьев сталкивает точки зрения: консервативную (патриотико-«христианскую»), либеральную (прогрессистско-секулярная), пацифистскую (толстовско-«христианскую») и свою собственную, ту что кажется ему подлинно христианской. Итак, текст «Разговоров» (кроме «Повести») включен в фильм полностью и не изменен; изменения источника вне текста следующие: увеличено число героев (что создает больший динамизм), многие из них — женщины (у Соловьева участвуют в диалогах только мужчины).
И, наверное, главное: за границами текста, за кулисами философских диалогов Пую показывает слуг, больного старика… — живую жизнь, «социальный базис» — это не ломает систему аргументации «Разговоров», но подвешивает ее, проблематизирует, размыкает.
17. Иисус из Назарета. Ф. Дзеффирелли, 1977
Четырехсерийный телевизионный художественный фильм Франко Дзеффирелли. Подробное описание жизни Иисуса от Рождества до Вознесения. Снятый по заказу Ватикана фильм стал как бы официальной католической киноверсией Евангелия. Безусловно, одна из лучших попыток экранизаций Евангелия. Фильм состоит из четырех частей: трех по 90 минут и одной — 105 минут.
Замысловатый сюжет, закрученный в лучших традициях кинороманов, в этом фильме лишь фон для личности гениального хирурга. И хотя образ главного героя скорее собирательный, именно таким и хочется видеть настоящего врача. Умным, милосердным, честным и хорошо делающим свое дело даже после личной семейной драмы. И, как всегда, не обходится без любви. Чистым отношениям молодой пары грозит вмешательство знатных родителей. Но в их судьбе возникает знаменитый польский профессор.
15. Призрачная красота. Д. Френкель, 2016
Рекламный агент после личной трагедии впадает в депрессию; друзья придумывают для него необычный план помощи.
14. В погоне за счастьем. Г. Муччино, 2006
Этот фильм основан на событиях, происходивших в начале 1980-х. Сам росший без отца, главный герой — торговый агент Крис Гарднер — готов сделать все, чтобы стать хорошим папой для 5-летнего сына. Но жизнь не торопится сделать его путь легким.
Неприятности безжалостно настигают Криса: нет денег, нет работы, есть только много напрасных усилий и неоплачиваемых долгов. А тут еще жена уходит из-за нехватки средств и в обиде на мужа, в успех которого уже не верит. Через что только ему с сыном ни приходится пройти, чтобы выжить в мегаполисе: ночевка в общественном туалете, ежедневные, но скудные горячие обеды при церкви, пустые скитания по улицам города, а главное — полная неуверенность в завтрашнем дне. И все же рядом с отцом не страшно, с ним надежно даже в таких тяжелых условиях, ведь папа всегда найдет нужные слова и обязательно защитит.
Своим примером наш герой показывает ребенку, что нельзя отчаиваться, как бы сложно ни было. Пытаясь оберегать его, отец учит сына важным вещам, которым, наверное, и должен учить отец, — двигаться к поставленной цели и не позволять себе отчаиваться и унывать.
Этот фильм за полтора десятка лет стал почти притчей о настоящей отцовской любви и верности своему слову и своему ребенку.
13. Отважные. А. Кендрик, 2011
Четыре полицейских честно служат обществу. Но об одном они забыли: о своих детях. Фильм об отцах и детях.
12. Библия. К. Рис, Т. Митчелл, К. Спенсер, 2013
Десятисерийный мини-сериал по библейским событиям. Масштабные съемки в духе современных исторических фильмов. От сотворения мира до Пасхи. Предупреждаем, что некоторые сцены, что называется, — «сцены жестокости».
История человека, длящаяся от преступления к покаянию, несомненно, является основной темой русской классики, вариации на которую являются неким беспроигрышным и одновременно довольно рискованным ходом, который и совершает фильм Павла Лунгина «Остров» (2006). Он принимает ту ответственность перед традицией, которая устами Достоевского и Толстого задавалась вопросами о внутренних мотивах, приводящих человека к Богу, о раскаянии за вину как основе всякой религии, об истинной вере, которая мало что общего имеет с соблюдением церковных ритуалов, и сполна оправдывает эти ожидания. Совершающий чудеса старец, юродивый, который «книг ученых не читал» и посылает на дощатом кораблике «прошение Царю Небесному», — вполне созвучен героям классической литературы. [Использован текст Д. Ольшанского.]
10. Исход: Цари и боги. Р. Скотт, 2014
Современная экранизация истории Моисея и освобождения Израиля от египетского рабства. Режиссер — выдающийся мастер кинематографа Ридли Скотт. Жанр — это смесь «экшена» с «мистическим триллером», вполне по-голливудски внешне история, внутренне же — нетривиальная попытка показать общение пророка и Бога, освобождение «слабых», «сирых» рабов «под руководством» Бога от «сильных», «блестящих» угнетателей с их язычеством. Но истинная сила на стороне Бога, на стороне восставших рабов.
9. Энн из Зеленых крыш. К. Салливан, 1985, 1987
Два фильма (в каждом — две части) по христианской классике Люси Мод Монтгомери «Аня из Зеленых мезонинов». К одиноким фермерам, брату и сестре, должен был приехать мальчик-помощник. По ошибке приезжает Энн. Один из самых замечательных в мировой литературе «романов воспитания» — светлая, интересная, замечательная.
8. Чудо на 34-й улице. Л. Мэйфилд, 1994
Классическая рождественская история. Фильм о любви, о вере в чудо.
7. Небеса реальны. Р. Уоллес, 2014
Знаменитый фильм о реальности посмертного существования. Мальчик
выходит из комы и утверждает, что был в раю. Не все готовы поверить в чудо.
6. Собачья жизнь. Л. Халльстрём, 2017
В оригинале фильм переводится как «цель жизни собаки». Вместе со щенком, только появившимся на свет, мы слышим его совсем не собачьи вопросы. В чем смысл жизни? В чем мое, собачье, предназначение? Зачем я тут? Перед
глазами зрителя проходят жизни самых разных собак и их хозяев, но за кадром звучит авторский голос будто бы одной и той же, мудреющей с годами собаки, ищущей ответы на свои вопросы. Что это, реинкарнация? Вряд ли таков был замысел, да и не столь это важно в этом фильме. Главное, это усмотреть в этих коротких сюжетах пищу и для своих размышлений о смысле жизни, счастье, верности и любви.
Фильм хорош для просмотра с детьми и подростками, но надо быть готовыми: фильм слезный местами. Чем-то по эмоциональному напряжению сродни советскому фильму «Белый Бим Черное ухо». Но,
думаю, все, что трогает за душу, способно и многому научить.
5. Приключения Электроника. К. Бромберг, 1979
Легендарный, культовый, классический детский фильм. «Фильм можно рассматривать как пособие по православной антропологии. Вопрос робота в человеческом обличье: «Как стать человеком?» — в контексте фильма понимается как вопрос: как стать настоящим человеком? Ведь и Сыроежкин в конце концов просит Электроника больше не заменять его, объясняя, что ему, Сыроежкину, самому сначала надо стать человеком. То есть человеку надо стать Человеком с большой буквы. И дело не в росте или возрасте, а в духовной зрелости. Приблизительно об этом писал и
апостол Павел (Еф 4:13)» (Виктор Заровняев).
4. Один дома. К. Коламбус, 1990, 1997
Фильм (здесь мы размещаем обе части), который совершенно не нуждается в представлении: классический комедийный семейный рождественский фильм.
3. Страсти Христовы. М. Гибсон, 2004
Нашумевший фильм Мела Гибсона, экранизация — весьма натуралистичная — последних часов жизни Иисуса Христа (от Гефсимании до Воскресения).
Здесь фильм представлен в двух версиях: русская озвучка и русские субтитры (диалоги в фильме ведутся на арамейском и латыни).
2. Мальчик в полосатой пижаме. М. Херман, 2008
Восьмилетний Бруно, сын нацистского чиновника, подружился с мальчиком из концлагеря. «Мальчик в полосатой пижаме» взял приз как «Лучший европейский фильм» на церемонии вручения кинопремии «Гойя» в 2009 г.
1. Гордость и предубеждение. С. Лэнгтон, 1995
Британский 6-серийный сериал. Одна из лучших экранизаций романа Джейн Остин, оцененная критиками, любимая зрителями. Классическая экранизация классического романа, притом, вопреки обывательскому мнению, романа не «женского» (в плохом смысле), а, например, в том числе крайне любимого философами: Райл и Макинтайр считали Остин великим моральным философом, или вот Жижек пишет: «В «Гордости и предубеждении» мы находим идеальный пример диалектики истины, проистекающей из неузнавания. Гордецу Дарси любовь к Элизабет кажется недостойным чувством; прося у нее руки, он откровенно признается, что презирает ее круг, но вместе с тем ожидает, что она сочтет его предложение неслыханной честью. Однако предубеждение заставляет Элизабет видеть в нем надменного и беззастенчивого эгоиста: его высокомерное предложение кажется ей унизительным, и она отказывает ему».