Топ-5 семейных фильмов: когда побеждает любовь

Алеся Храмова

Журналист, мама троих детей, православная христианка.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В этой киноподборке поговорим о вечных проблемах человека: о любви и разлуке, обиде и прощении, милосердии и принятии — обо всем том, с чем неизбежно сталкиваешься в жизни. Сюжеты этих кинолент подсказывают зрителю одно — всегда, везде и во всем должна победить любовь. А путь к ней — у каждого свой.

1. «Крупная рыба», США, 2003 г., 12+

Как это нередко бывает: выросшие дети могут не понимать своих родителей. Те им порой кажутся старомодными, чудными, эгоистичными. Жизненные казусы и забавные истории из их уст уже набили оскомину от многократного повторения. Неужели они не помнят, что рассказывали это сто раз? Наверняка они делают это нарочно, чтобы привлечь к себе внимание!

Так думал о своем отце герой киноленты «Крупная рыба» — 30-летний Уилл. С самого детства папа, словно сказочник, украшал реальность растущего Уилла волшебными историями и небылицами из своей жизни. Где правда? Где вымысел? Такие вопросы мучают не только зрителя, словно очутившегося в фантастическом мире, но и уже взрослого сына. В конце концов, почему отец постоянно сочиняет, как барон Мюнхгаузен, причем совершенно не к месту? А может, он лжив и ему есть что скрывать?

Но время откроет Уиллу многое из того, что в силу юношеской горячности и прагматизма он был неспособен увидеть сам. И вот он сам упрашивает ослабевшего отца рассказать одну из его многократно услышанных басен. И уже сам, скрашивая последние минуты его жизни, изо всех сил пытается увлечь отца в фантастический мир из знакомых небылиц, которые впоследствии окажутся лишь чуть приукрашенной правдой.

Это история о чудаке, с огромной душой и детским, радующимся сердцем, который, к утешению зрителей, все-таки успел стать любимым — и своим сыном тоже.

Фильм можно без опаски смотреть с детьми, как и многие другие картины легендарного Тима Бертона.

2. «Призрачная красота», США, 2016 г., 16+

Говард — работник рекламного агентства. Он даже говорит слоганами со своими подчиненными. Но маска морализатора не может держаться долго, на смену ей приходит глубочайшая депрессия (несколько месяцев назад от рака умерла его 6-летняя дочь). Друзья, которые по совместительству оказались коллегами, понимают, что состояние начальника может угрожать всему делу, а главное, их карьере, и решаются на предательский шаг — выставить Говарда сумасшедшим, с тем, чтобы его недееспособность не позволила ему более удерживать контрольный пакет акций фирмы.

Находясь в полном отчаянии и одиночестве, Говард пишет письма трем философским понятиям: Любви, Времени и Смерти. Именно эти откровения используют в своих целях коллеги. Они находят актеров, которые, словно воплотившиеся категории, смогут вступить с Говардом в беседу. А далее по плану — слежка, запись и выставление начальника умалишенным…

Если бы это была просто драма по замыслу режиссера, то, вероятно, фильм, и без того нелегкий, оказался бы печальным сюжетом о пустой безысходности.

Но автор сценария готовит к концу фильма столько удивительных метаморфоз и сюрпризов, что у зрителя по спине невольно пробегает холодок… «Неужели все наоборот?» — наверняка подумает он, досмотрев фильм до конца. А конец там действительно светлый.

3. «Страна теней», Великобритания, 1993 г., 16+

Главный герой этой киноленты знаком многим из нас — это известный британский писатель и богослов Клайв Льюис. Но его окружению удобнее называть его просто Джек. Он живет в особняке со старшим братом, пишет книги, преподает в Оксфордском университете и делится со своими почитателями простыми ответами на сложные вопросы о вере и Боге.

Ему уже немало лет, но внезапно в жизни писателя появляется поклонница его таланта, американка, с которой они довольно долго ведут переписку о его творчестве. В личной жизни Джой, так звали эту немного странную для английского нрава женщину, все было довольно сложно. Муж злоупотреблял спиртным, изменял ей и требовал развода. И вот в попытке сменить обстановку она решает уехать со своим 8-летним сыном на родину волшебной Нарнии, в Лондон. Ее отношения с Джеком развиваются стремительно — таков и характер напористой и прямолинейной Джой — и спустя время они формально, ради получения ею гражданства, становятся парой.

Первые глубокие нежные чувства к своей гражданской супруге проснулись у Льюиса, как оказалось, довольно поздно. Смертельная болезнь Джой означала, что счастье хоть и постучалось в дверь Джека, но совсем ненадолго.

Если вы когда-то знакомились с биографией этого замечательного христианского философа, наверняка помните, при каких обстоятельствах было написано его самое пронзительное произведение «Боль утраты». Вот об этих обстоятельствах — и сюжет картины.

Несколько месяцев, проведенных со своей женой, объяснили Льюису то, о чем он мог рассуждать лишь теоретически — отчего Бог попускает страдания. Второй раз столкнувшись в своей жизни со смертью дорогого человека, великий писатель, кажется, с одной стороны, сломленным и отчаявшимся. Но с другой — он вспоминает завет Джой о том, что «сегодняшняя боль — это частица вчерашнего счастья» и шаг к взрослению. А значит, одно без другого быть не может.

Эта память помогает ему и 8-летнему сыну Джой немного успокоить душу. Фильм оканчивается на светлой ноте и вселяет надежду на то, что жизнь продолжается и здесь, и уже там, в вечной Нарнии.

4. «Крамер против Крамера», США, 1979 г., 12+

Не всем женам легко дается терпеливое ожидание мужа с работы и безвылазное сидение дома с ребенком на протяжении 6 лет. Но и на такой отчаянный во всех смыслах шаг, как уход от верного супруга и маленького сына в поисках самореализации, отважится тоже не каждая женщина. Джоан, главная героиня фильма, блистательно сыгранная Мерил Стрип, запуталась вконец и оставила семью, потому что муж не слышал ее и не считал нужным ее творческое развитие.

Вскоре и сам главный герой, Крамер, столкнулся с суровой реальностью отца-одиночки: выживать и на работе, и в быту и при этом посвящать достаточное время сыну, который очень тоскует по маме и винит себя в том, что она ушла из семьи.

Герою Дастина Хоффмана и так приходится нелегко, и он уже почти научился справляться, как спустя полтора года внезапно объявляется жена и хочет забрать сына к себе. И тут начинается непростое испытание уже для всех троих. Но что победит? Упрямство, мстительность и эгоизм или же взаимопонимание, милость и житейская мудрость?

Автор картины не дает прямого ответа, но намекает, что, возможно, у этой семьи, все еще может быть хорошо…

5. «Одиножды один», СССР, 1974 г.

Эта кинолента повествует о вечно флиртующем и ищущем приключений Дон Жуане — Иване Каретникове, роль которого так живо исполнил Анатолий Папанов. В уже преклонном возрасте главный герой оказывается брошенным своей возлюбленной. А для него это невыносимый удар — ведь всех своих предыдущих женщин он оставлял первым!

И, кстати, оставлял не потому, что не любил, а якобы оттого, что его талант (полотера, исполнителя частушек и просто веселого парня) должен был служить обществу. Ну а брак был помехой на пути к этому. Так он объяснял себе и людям.

Талант полонатирания? Но, оказывается, автоматизированные машины уже отлично справляются с этой задачей. Пустота потихоньку овладевает Иваном Каретниковым. Он осознает, что остро нуждается в доме и семье. Тогда он отправляется в разные уголки страны ко всем своим прошлым женам — проведать их и общих детей. Но вот рады ему оказываются только в одном месте — там, где последней жены уже год как нет, а дочь и внучка живут одни. Точнее, с таким же свободолюбивым и отсутствующим мужем, Толей, каким в молодости был и сам герой Папанова.

Судьба словно позволила вновь встретиться с самим с собой в лице зятя, героя Николая Караченцова, лихо и рьяно отплясывающего на вечернем танцполе. Только вот выглядит теперь это уже как-то абсурдно. Иван Каретников не находит общего языка с Толяном, при этом назойливо упрашивает его вернуться к семье.

Иван уже и сам обрел тут дом, покой, любящую дочь и внучку, но зять ставит условие — он станет чаще навещать семью, только если занудный тесть больше не попадется ему на глаза. И ради блага близких наш герой выбирает уйти. Правда, теперь уже — в никуда…

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle