Успенский пост и Успенский праздник: происхождение и особенности

Диакон Алексей Ремизов

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Начался Успенский пост — один из четырех многодневных постов в Православной Церкви. Когда был установлен этот пост и какие тут богослужебные особенности? Когда появилось празднование Успения Богородицы и что составляет чин Погребения? Разбираемся с «Преданием».

Происхождение праздника

Пресвятая Богородица является исключительной личностью среди человечества, поэтому и Ее кончина особенна. В названии праздника отражается то, что Богородица не умерла, но уснула, чтобы пробудиться для вечной жизни.

Священное Писание практически ничего не говорит о жизни Богородицы. Большинство свидетельств мы имеем из апокрифических источников (особенно из «Протоевангелия Иакова»).

За три дня до успения архангел Гавриил возвестил Богоматери об Ее кончине. В последний день земной жизни вокруг смертного одра Приснодевы собрались все ближайшие апостолы Христа, кроме апостола Фомы. Через три дня после успения Богородицы ко гробу пришел опоздавший ученик. Ради Фомы апостолы отвалили камень от пещеры, но не обнаружили в нем тела Приснодевы. Оно чудесным образом было вознесено на небо. В тот же день Она явилась апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

Праздники, посвященные Богородице, в Церкви появились не сразу. Успение Богородицы не является исключением: это событие земной жизни Приснодевы в некоторых местах стало отмечаться с IV века в качестве местного праздника. А позже, с VI века, праздник приобрел общецерковное почитание на Востоке при императоре Маврикии (592–602).

Установление Успенского поста

Так как само празднуемое событие было установлено достаточно поздно, то и пост, предшествующий ему, имеет позднее происхождение и является самым «молодым» среди четырех многодневных постов Православной Церкви. Но вместе с тем и самым строгим (наравне с Великим постом). В период Успенского поста церковный устав не разрешает употреблять не только мясные и молочные продукты, но и рыбные. Исключением является только двунадесятый праздник — Преображение Господне (6/19 августа): в этот день разрешается вкушение рыбы. Продолжительность поста составляет всего 14 дней.

Установить точную дату, когда Успенский пост стал повсеместно обязательным, непросто. В некоторых уставах он отсутствует еще в XIV веке. Хотя самые ранние упоминания о нем встречаются в источниках IX столетия.

По словам святителя Симеона Солунского (сконч. 1429), пост был установлен в память поста, который держала Богоматерь, предчувствуя приближение Своей кончины. Не стоит забывать и про обычай христиан поститься перед наступлением торжественного, особо чествуемого праздника, в который все верующие приступали к таинству Евхаристии. Именно к такому роду праздников и стало впоследствии относиться событие Успения Пресвятой Богородицы.

Богослужебные особенности

Праздник имеет один день предпразднства (как и большинство других двунадесятых праздников, за исключением Рождества Христова и Крещения Господня) и восемь дней попразднства.

В день предпразднства Церковь подготавливает верующих к грядущему событию. А в дни попразднства продолжается чествование наступившего праздника. Таким длинным периодом попразднства подчеркивается величие события. Он безмерно превозносится над другими Богородичными праздниками и ставится в один ряд с величайшими двунадесятыми праздниками — Крещением и Рождеством Христовым.

Накануне праздника перед вечерним богослужением Плащаница Божией Матери, как правило, украшается живыми цветами. До утрени она лежит на престоле, а во время полиелея выносится Царскими вратами и полагается на середине храма.

Богослужебные тексты, посвященные празднику, лишены печали и уныния, но наполнены тихой радостью, нежностью и надеждой. Например, в одном из тропарей канона мы слышим такие слова:

Церковнославянский текст:     Прииди́те, вéрнии, ко грóбу пристýпим Бóжия Ма́тере, и обы́мем сердцы́ и устна́ми, очесы́ и лицéм чи́сто прикаса́ющеся и почерпа́юще исцелéний незави́стныя да́ры от Истóчника приснотекýщаго. Русский перевод
(по М. Н. Скабаллановичу):
  Придите, верные, приступим ко гробу Божией Матери и обнимем (его), чисто прикасаясь сердцами, устами, очами, лицом и почерпая обильные дары исцелений из Источника всегда текущего.  

В сам торжественный день все чтения и песнопения посвящены исключительно празднуемому событию.

Одной из самых значимых особенностей богослужения, связанных с праздником, является чин Погребения.

Чин Погребения

Только два раза в год совершается чин Погребения: в Великую субботу и накануне третьего дня праздника Успения Пресвятой Богородицы (но также может совершаться накануне Успения либо на праздничном вечернем богослужении или в один из ближайших к празднику дней попраздненства).

Чин Погребения имеет иерусалимское происхождение и подражает чину утрени Великой субботы. В Гефсимании, где и произошло празднуемое событие, чин Погребения совершается накануне праздника вечером.

Сам чин не является древним. А на Руси он получил распространение в XVI веке. Его совершали в Киево-Печерской лавре и в Богоявленском монастыре в Костроме. Стоит отметить, что в редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет.

Служба Погребения Божией Матери включает в себя богослужения великой вечерни с литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородицы и первого часа.

Фото: пресс-служба СПбДА

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle