В первые три месяца мы собрали триста тысяч рублей

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Владимир Берхин об истории создания «Предания».

Владимир Берхин в лектории “Предание.ру”

Как начиналось «Предание»? Владимир Берхин отвечает на этот вопрос очень просто: «Бог так хотел». Об истории «Предания», о том, какой наш читатель и жертвователь, президент фонда беседует с журналистами Анной Ершовой и Софией Жуковой.

АЕ: Фонду «Предание» исполнилось 10 лет, это довольно большой срок. А расскажите, с чего все началось?

ВБ: Десять лет назад – а точнее, 29 июля 2009 года – мы получили первое пожертвование и формально считаем это время моментом начала работы. Но еще до этого, с 2005 года существовал портал «Предание.ру», который организовали мы с Вадимом Щербаковым. Тогда мы были двумя юными православными людьми, ходили в группу чтения Священного Писания, где читали Библию, и пытались понять, чего же Бог от нас хочет. И в один момент Вадим решил, что Бог хочет, чтобы мы на одном сайте собрали все православное аудио, которое только сможем найти. Причем не музыку, а именно содержательные аудиозаписи: лекции, аудиокниги, проповеди. Вадим – веб-мастер и программист, человек, близкий к гениальности, и, как многим гениям, ему претит монотонный труд. А для такого проекта в 2005 году монотонно трудиться приходилось много: загружать аудио и подписывать файлы приходилось вручную. И Вадим позвал меня делать скучную работу.

Награждение участников совместного с добровольческим движением “Даниловцы” проекта, 2012 г.

Где-то через полгода к нам пришел еще один человек, которого я не буду называть по имени, и сказал: «Друзья, вы делаете отличную работу, давайте я буду вам платить зарплату, чтобы вы не отвлекались». Мы его специально не искали, мы вообще не думали, что за это можно получить какие-то деньги. Зарплату он действительно платил нам много лет, небольшую, но мы могли спокойно развиваться и не думать, где взять денег на хостинг. К моменту, когда он пришел к нам с этим предложением, я работал на стройке, монтировал какие-то конструкции, а Вадим ходил по клиентам и устанавливал Windows – была когда-то такая работа! В следующем году мы придумали, что на свете много хороших книжек, которые почему-то еще никто не озвучил, и открыли свою аудиостудию. Мы нашли знакомого, который умел начитывать книги, потому что, когда его жена лежала в больнице, он ей записал на кассетах (героического устроения человек) всего «Властелина колец»! Напомню, что такое кассеты: если ты где-то ошибся, то тебе придется крутить ее туда-сюда, чтобы перезаписать, в общем, это был титанический труд.

Освящение офиса на Ленинском пр., 2010 г.

А еще через полгода к нам пришел один белорусский мигрант и сказал: «Ребята, то, как вы пишете аудиокниги, – стыд и позор, так делать не надо. Давайте я покажу вам, как надо. Я звукорежиссер». Он добавился в нашу команду и до сих пор что-то записывает. К 2008 году мы додумались поставить на наш сайт счетчик, и он показал, что ежедневно по сайту бродит пять тысяч человек. И мы подумали, что, наверное, они зря ходят просто так: нет, они, конечно, слушают нашу аудиопродукцию, но хорошо бы предложить им что-то более реальное. И Вадим придумал сделать благотворительный фонд. До того как прийти к нам, он какое-то время работал программистом в фонде «Дети.мск.ру». И был уверен, что отлично знает, как работают благотворительные фонды. Со временем оказалось, что знает он не очень хорошо, но, благодаря своему полузнанию, то, что он не знал, он придумал. И придумал очень здорово. Сейчас для всего этого есть крутые технологические решения, а тогда это все делалось на коленке, но было придумано настолько хорошо, что этим теперь пользуются абсолютно все фонды, работающие в Интернете в России.

Мы год делали сайт, год регистрировали юридическое лицо, потому что были молодые, зеленые и глупые. Кому-то надо было становиться директором фонда. Вадим занимается сайтом, другой наш учредитель дает деньги на всю эту радость, кто-то третий должен стать директором. И директором стал я. Первых своих подопечных мы попросили у фонда «Подари жизнь». За нас поручились знакомые, которые сказали: «Да, этим людям можно доверять». Из других фондов нас выгнали, сказав, что не знают, кто мы такие: приходят какие-то непонятные люди и говорят: «Дайте нам контакты каких-нибудь детей». Если бы ко мне так пришли, я бы тоже выгнал! Ну, во всяком случае точно не стал бы радостно раздавать контакты… А дальше все как-то пошло само. В первые три месяца мы собрали триста тысяч рублей, в следующие три – миллион, сейчас мы собираем от трех до шести миллионов в месяц и сами живем на пожертвования тех, кто жертвует на наше существование. Вадим со временем от нас ушел, выбрав себе другой путь в жизни, другой человек ушел тоже, а фонд остался со мной.

АЕ: Сейчас, можно сказать, проект «Предание» состоит из нескольких частей: сам фонд, медиатека, лекторий и блог.

Слушатели лектория

ВБ: У нас еще есть раздел евангельских групп, находящийся сейчас в спящем состоянии, потому что некому этим заниматься, да и денег на это нет. Да, у нас есть медиатека – помимо аудио, мы сделали библиотеку текстов, видеораздел и раздел с церковной музыкой. Плюс у нас есть блог «Живое Предание», потому что нам захотелось что-нибудь сказать о том, с какими проблемами сталкиваются современный верующий человек. Не в смысле оплаты за ЖКХ или политической ситуации – все началось с простого вопроса: «Я 15 лет хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь, а почему-то ничего не меняется. Скажите, что со мной не так?». Нам повезло, что у нас в команде оказалось много пишущих людей, так и возникло наше «Живое Предание». Иногда мы, к сожалению, скатываемся в пошлую злободневность, без этого журналистика, кажется, не существует, но так или иначе блог живет, и материалы появляются там регулярно. Еще у нас есть лекторий, он состоит из двух частей: одна часть находится в Москве, а другая – в Санкт-Петербурге. На сайте «Предания» есть программа, где можно прочитать, какие лекции у нас будут, они проводятся регулярно, и с осени мы снова придумаем много интересного.

Московский лекторий проходит на благотворительной площадке “Все вместе”

СЖ: Знаете ли вы своего читателя? Кто это?

ВБ: Это люди, которых в той или иной степени волнуют духовные проблемы. Это жители больших городов, в основном европейской части страны. Это мы знаем по динамике пожертвований. Как только на Урале наступает ночь, пожертвования заканчиваются. И как только они начинаются снова – люди идут на работу. Это Москва, Петербург и другие крупные российские города.

СЖ: А если взять не географический аспект, а категории людей? Какой возраст? Чем занимаются?

ВБ: Это в основном люди старше 25 лет. Люди интеллектуального труда. Мужчин и женщин примерно поровну. Мужчин чуть больше, я не знаю почему. Может, это какая-то наша особенная стезя, потому что и в фонде у нас работают в основном мужчины, что крайне нехарактерно для российской некоммерческой сферы и церковных инициатив. Мы никак не связаны с церковным священноначалием. Мы абсолютно мирянское начинание и даже в определенном смысле этим гордимся.

Помощь беженцам с юго-востока Украины, 2014 г.

СЖ: Можно спросить, как обстоит вопрос с пожертвованиями?

ВБ: Нужно зайти на сайт и просто посмотреть… В свое время мы придумали все публиковать: сколько нам жертвуют и сколько мы тратим. И до сих пор интересующиеся могут зайти на сайт и там найти размер моей зарплаты. Мы живем на частные маленькие пожертвования, других источников у нас практически нет. У нас нет поддерживающего бизнеса, нет государственных денег, кроме пары сторонних проектов, на которые мы получили гранты, но это именно сторонние проекты, они очень мало влияют на нашу жизнь. На сайте фонда есть раздел «Как помочь сразу всем подопечным фонда». Заходите туда и видите наши радостные лица – основных сотрудников фонда – с рассказом, кто чем занимается. И вам предлагается подписаться на регулярное пожертвование: раз в месяц с вашего счета будет списываться небольшая сумма для поддержки фонда «Предание». На эти деньги, собственно, мы и живем. Другого источника доходов у нас практически нет.

Участие в проекте “Учимся жить вместе”, 2012 г.

СЖ: Как вам удается убедить человека пожертвовать? Как объясняете своим читателям, что это нужно сделать?

ВБ: Мы говорим им правду. У нас нет другого способа. Мы говорим: смотрите, мы делаем вот это. Мы занимаемся книгами, христианским просвещением; пытаемся осмысливать в независимом ключе те проблемы, которыми живет современный верующий, и параллельно занимаемся благотворительностью. К нам каждый день приходят люди, у которых кто-нибудь болеет или умирает, что-нибудь плохо, что-нибудь сгорело. Мы эту информацию проверяем, обрабатываем, собираем пожертвования. А потом приходим к нашим подписчикам и говорим: вот, дорогие друзья, смотрите, что у нас есть, сколько всего мы сделали, и мы хотели бы продолжать. Продолжать спасать людей от болезней и смерти, продолжать заниматься культурной и религиозной работой, и если вы хотите, чтобы это продолжалось, – подпишитесь на регулярные пожертвования. На триста рублей, на пятьсот, на тысячу – неважно. Главное, чтобы мы знали, что оно есть сегодня и оно будет в следующем месяце. Люди откликаются. Вот сейчас регулярных жертвователей 1060 человек – мы существуем благодаря этим людям, и мы им очень благодарны.

Андрей Савик – фандрайзер “Предания” и инициатор участия в различных проектах

СЖ: Вы сами жертвуете на какие-то другие подобные проекты?

ВБ: Я подписан на регулярные пожертвования в несколько благотворительных фондов, в основном в те, которые заняты какой-то сложной непопулярной темой – например, фонд «Кислород», помогающий людям, больным муковисцидозом. Это не очень «популярная» болячка. Я жертвую в несколько правозащитных проектов, потому что этим людям труднее жить, чем нам. Иногда я помогаю каким-то еще проектам, в конце прошлого года работал в Гринписе, в той части, которая занимается тушением природных пожаров силами добровольцев. Им нужны деньги на различное оборудование. Невозможно призывать людей к тому, чем сам ты не занимаешься. Это нечестно!

Празднование 5-летия фонда в 2015 г.

АЕ: Как невозможно, с другой стороны, жертвовать в фонд, в котором работаешь…

ВБ: Нет, почему? Возможно. Я иногда жертвую в «Предание» на какие-то вещи, которые по-другому не реализовать. Если я пишу у себя в фейсбуке «помогите вот этому человеку», там обязательно есть мои пятьсот рублей, потому что иначе у меня просто нет морального права призывать участвовать в том, в чем я не участвую сам. Если я зову людей на какой-нибудь митинг, это значит, что я на него пойду. Если я зову людей жертвовать, это значит, что сам я тоже уже что-то пожертвовал. По-моему, это обязательное этическое правило.

Материал подготовлен на основе интервью, записанного для
«Радио Мария»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle