Восемь семейных фэнтези-фильмов, которые не скучно посмотреть с детьми

Алеся Храмова

Журналист, мама троих детей, православная христианка.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Начну список с трех фильмов, которые многие из нас наверняка смотрели в детстве. Тогда это называлось простым словом «сказки». Вроде бы да, это сказки, но, как ни странно, слово «фэнтези» придает им дополнительный вес в глазах зрителя постарше. Поэтому их можно смело смотреть всей семьей от мала до велика. Равнодушным никто не останется.

«Сказка странствий», режиссер А. Митта, СССР, Чехословакия, Румыния, 1983 г.

Удивительный, грустный и местами даже страшный фильм-притча с любимым многими Андреем Мироновым в главной роли и пронзительной музыкой Альфреда Шнитке. Фильм, лишь отчасти являющийся сказкой, а по сути — это глубокое философское кино о трагизме мира и о поисках доброго в нем.

По сюжету мальчика, обладающего странным даром — находить золото, — похищает злодей (тут его очень убедительно играет Лев Дуров), а его сестра отправляется на поиски брата. По дороге она встречает бедного ученого-странника, который помогает ей в поисках и становится для нее дорогим и близким другом. Спустя много лет она наконец найдет своего брата, но будет ли ей эта встреча в радость?

При каждом просмотре фильма в конце неизменно хочется плакать. А первый раз я смотрела его лет в 10. И потом много лет старалась посмотреть снова, настолько некоторые образы впечатались в память.

Это фильм о вере в человека, о его одиночестве, страдании, высоком призвании и о том, кем он может стать в зависимости от своих убеждений и воспитания — праведником или злодеем.

«Сказка, рассказанная ночью», режиссер И. Рауш, СССР, 1981 г.

Фильм-сказка с прекрасным актерским составом (А. Лазарев, И. Костолевский, А. Калягин), снятая по мотивам произведения Вильгельма Гауфа «Холодное сердце», которое тут является скорее второй сюжетной линией, сказкой в другой сказке.

Итак, в глухом лесу заблудились два подмастерья и, прячась от разбойников, попросились на ночлег в домик, где, на счастье, горел свет. Там находились молодой студент и пекарь, они впустили путников и, чтобы интереснее провести время, стали рассказывать друг другу страшные истории.

Одной из историй и был рассказ о бедном юноше Петере Мунке, продавшем свое сердце Михелю-Голландцу в обмен за богатство. Кстати, в отличие от оригинальной сказки, где Михель более похож на зловредного ростовщика, тут герой А. Калягина изображен куда более интригующе. По стилистике он даже чем-то напоминает героя Аль Пачино из «Адвоката дьявола».

Фильм о совести и доброте, о смелости, чести и любви. Смотрится на одном дыхании. Детям понравится ореол мистичности — местами и вовсе как в триллере.

«Старая, старая сказка», режиссер Н. Кошеверова, СССР, 1968 г.

Это комедийная добрая сказка, снятая по мотивам произведения Х. К. Андерсена «Огниво». Как и в предыдущем фильме, тут одна сюжетная линия в другой, намного более короткой, но не менее значимой для осмысления.

Главный герой, блистательно сыгранный Олегом Далем, — бедный сказочник. Он сочиняет сказку, в которой хитроумный, но славный солдат с помощью огнива надеется получить руку и сердце капризной принцессы. Как и всегда в сказках, все заканчивается хорошо. Принцесса влюбляется и готова следовать за ним. А вот в жизни реального сказочника все складывается совсем иначе…

Фильм можно пересматривать по многу раз, настолько герои становятся родными. Это светлое, доброе кино. Необыкновенно легкий юмор, особенно запоминаются перлы отца принцессы, непревзойденного В. Этуша. Фильм о многом. Но главное — о любви, честности и долге.

Следующие пять фильмов относятся уже скорее к взрослым вариантам сказок, я и сама смотрела их отнюдь не в детстве, но впечатления они оставили самые приятные. Уверена, они будут не менее интересны и детям старшего возраста, и подросткам.

«Эта замечательная жизнь», режиссер Фрэнк Капра, США, 1946 г.

Трогательное и лиричное рождественское кино. Фильм-сказка о том, что никогда не стоит отчаиваться, а стоит верить в Промысл в своей жизни, в людей и… в своего Ангела-хранителя.

Джордж Бейли — это selfmade-бизнесмен, достигший многого своим упорным трудом. О его пути — первая половина фильма. Она чуть затянута и интересна скорее как социальный эскиз американского общества 20–30-х годов.

Вторая же часть посвящена жизненному кризису нашего героя. Да, у него теперь есть почти все: дом, любящая семья, много детей, но проблемы на работе и угроза разорения подрывают веру в свои силы и доводят до попытки совершить страшный и отчаянный шаг. И тут на помощь приходит он. Забавный, в меру упитанный Ангел второго класса по имени Кларенс. И уже непонятно, он спасает главного персонажа или наоборот, Джордж помогает Ангелу продвинуться по карьерной лестнице.

Это фильм о главном — о победе любви человеческой и Божьей к нам, о верности, дружбе и о том, что каждый из нас, кажется, находится в этом мире на своем месте. Доброе рождественское настроение после просмотра гарантируется.

«День сурка», режиссер Харольд Рэмис, США, 1993 г.

Если вы еще не смотрели этот чудесный во всех смыслах фильм, то уж наверняка использовали само выражение «день сурка», ставшее крылатым именно благодаря фильму. Означает оно, собственно, то, что происходило с главным героем. А именно однообразное повторение событий прожитого дня.

Популярный телекомментатор, обаятельный, но эгоистичный циник Фил Коннорс приезжает в провинциальный городок, чтобы сделать репортаж о ежегодном Дне сурка, вместе с двумя своими коллегами, прекрасной Ритой и оператором Ларри. Но по какой-то причине (о ней каждый может подумать сам) время для него останавливается. И каждый новый день становится хорошо известным вчерашним. Так будет всегда, это наш герой уже понял, пока…

А вот что должно произойти, чтобы Фил таки прорвался на следующий уровень и проснулся под новую музыку в будильнике и с другой погодой за окном, остается за кадром до самого конца. Но зритель интуитивно чувствует — чтобы вырваться из замкнутого круга, измениться стоит самому герою и, как во всех сказках, конечно, в лучшую сторону.

В фильме отлично «проигрываются» некоторые модели жизни – «бери от жизни все», «шли все лесом», «рискуй по полной» и даже «найди простой способ свести с ней счеты». Каждая модель оказывается полной ерундой, кроме одной… Кино подходит для семейного просмотра уютным зимним днем, но с детьми более старшего и подросткового возраста.

«Собачья жизнь», режиссер Лассе Халльстрем, США, Индия, 2017 г.

В оригинале название фильма переводится как «Цель жизни собаки». Вместе со щенком, только появившимся на свет, мы слышим его совсем не собачьи вопросы. В чем смысл жизни? В чем мое, собачье, предназначение? Зачем я тут?

Перед глазами зрителя проходят жизни самых разных собак и их хозяев, но за кадром звучит авторский голос будто бы одной и той же, мудреющей с годами собаки, ищущей ответы на свои вопросы.

Что это, реинкарнация? Вряд ли таков был замысел, да и не столь это важно. Главное — усмотреть в коротких сюжетах пищу и для своих размышлений о смысле жизни, счастье, верности и любви.

Фильм хорош для просмотра с детьми и подростками, но надо быть готовыми, что лента по эмоциональному напряжению сродни советскому фильму «Белый Бим Черное ухо» – то есть возможны слезы, и даже много. Но думаю, все, что трогает за душу, способно и многому научить.

Следующая пара фильмов о том, что иногда Бог выходит на связь с людьми прямо-таки как в самых настоящих библейских сюжетах, лицом к лицу. А человек с трудом узнает Его и не особо-то стремится прислушиваться к необычному Гостю в своей жизни. В роли Бога, если можно так выразиться, в обоих фильмах выступает неподражаемый Морган Фримен.

«Брюс Всемогущий», режиссер Том Шедьяк, США, 2003 г.

Брюс — простой телеведущий, у которого есть любимая девушка, нормальная работа, но свою жизнь он рассматривает как набор неудач и постоянно сетует на это Творцу. Конечно, на Иова наш герой не тянет, но Бог все-таки решает ответить на его, Брюса, претензии  в стиле «критикуешь — предлагай». Парню было позволено попробовать себя в роли Бога в самом что ни на есть пантократорском варианте. А именно — с возможностью установления справедливости на свой лад, с чудесами, пророчествами и прочей мистикой.

Что ж, поначалу выходит довольно недобро, хоть и забавно, а потом герою и вовсе эта роль надоедает. За всеми этими метаморфозами наблюдает скромная девушка Брюса, у которой в жизни, как говорится, и так все «слава Богу», хоть и без излишеств. И ей довольно трудно понять имперские планки бойфренда.

Эта история, конечно, кончится хорошо. В процессе просмотра будет много смеха (а как иначе с Джимом Керри!) и даже немного грусти. А в конце фильма, наверное, придет мысль, что в жизни всегда можно найти место благодарности Господу и что для счастья нужно не так много.

«Эван Всемогущий», режиссер Том Шедьяк, США, 2007 г.

Политик и конгрессмен Эван — примерный муж и отец, забавно практикующий аутотренинг и позитивный настрой по утрам. У Эвана все под контролем. А как иначе у человека на столь ответственной должности? Но вдруг появляется Некто, требующий изменить жизнь под какой-то безумный, по мнению Эвана, план. Построить ковчег! Это в XXI веке! Зачем? Почему? Для чего? Почему я? Все эти вопросы Эвану следует забыть. И полностью, в лучших библейских традициях довериться Богу и быть послушным Ему до конца.

Надо так надо. Но вот незадача, нужно ведь и свое окружение убедить в целесообразности своих действий и в необходимости спасения на борту ковчега! А как решить эту проблему, если кругом люди, считающие Эвана безумцем? Но Бог не оставляет Своего пророка.

Фильм изобилует чудесами в подтверждение правоты главного героя. А прав он не только в вопросах доверия Богу, но и в своей политической проэкологической позиции по одному объекту, лоббируемому местным политиком-олигархом.

Кино очень доброе, смотрится с улыбкой. Почти на пальцах, метафорически показана логика Бога и логика людей. Это очень интересно наблюдать в современном сюжете. После просмотра фильма многие вопросы о жестокосердности Бога, если они есть, уступают место доверию и принятию Его промысла о нас.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle