Воскресение Христа в изобразительном искусстве

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Событие Воскресения Христова не имеет свидетелей. В отличие от Преображения, которое видели три ученика Иисуса, и от Крещения, которое совершалось при Иоанне Крестителе, само чудо Воскресения не видел никто. В христианском изобразительном искусстве на протяжении веков происходит осмысление события Воскресения, приоткрывающее перед нами новые грани и глубокие смыслы этой тайны.

Как ребенок в утробе матери не знает, что происходит снаружи, так и мы ничего не можем сказать о тайне Воскресения Иисуса Христа. В Священном Писании мы встречаем тонкие намеки на суть этого чуда, а также описание событий, произошедших с учениками Господа после Его Воскресения. Эти сведения явились пищей для размышлений в христианском изобразительном искусстве, плоды которого дают нам возможность стать чуть ближе к Тайне Воскресения Господа Иисуса Христа.

Искусство римских катакомб, говоря о Воскресении, часто изображает сцены из Ветхого Завета: пророк Иона, сброшенный с корабля и проглоченный морским чудовищем, пророк Даниил, оставшийся живым во рве со львами, три отрока в огненной печи. Эти сюжеты предполагают, что зритель будет видеть не только то, что изображено, но и то, что за этим стоит.

История пророка Ионы. Фреска из катакомб святого Каллиста

Изображение ветхозаветных сцен и пророчеств как способ размышления о воскресении встречается и в иудейских синагогах. Разумеется, речь идет не о Христе, но о всеобщем воскресении из мертвых. Такие изображения найдены в синагоге древнего города Дура-Эвропос, бывшего пограничным пунктом между Персидской и Римской империями. Между прочим, они подтверждают, что в иудаизме существовала традиция изображения людей.

Иллюстрация к пророчеству Иезекииля о воскресших костях из синагоги в Дура-Эвропос, III в.

Древнее христианское искусство для изображения Воскресения использовало также новозаветные образы и события. Например, сцена воскрешения Лазаря. Здесь Иисус изображен как римлянин с короткой стрижкой. В руках у Него волшебная палочка. Она отсылает нас к ветхозаветному чуду в пустыне, когда пророк Моисей ударил жезлом Аарона о камень, и из камня истекла вода. Жезл в руках Моисея и палочка в руках Иисуса указывают нам, что в обоих случаях чудо совершает Бог.

Воскрешение Лазаря. Катакомбы Джордани. IV в.

Один из способов изображения Воскресения Христова — хризма, монограмма имени Христа, окруженная символами победы и славы. Так на стенках римского саркофага мы видим сцены последних дней жизни Иисуса, а в центре над спящими у входа в гроб воинами — крест, оканчивающийся наверху хризмой. Хризма вписана в венок славы и символизирует победу над смертью. На кресте, как на древе жизни, сидят птицы.

Латеранский саркофаг Страстей, 350 г.

Постепенно в христианском искусстве на смену символам приходят нарративы. Все чаще художники изображают иллюстрации к евангельским событиям, описывающим Воскресение Христово. Один из классических сюжетов — жены-мироносицы, приходящие ко гробу. Интересно, что гроб может изображаться не как пещера, а в виде ротонды, напоминающей Кувуклию храма Гроба Господня.

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Реликварий. Резьба по кости. 420–430 гг.

В синоптических Евангелиях и в нашем церковном календаре смерть на кресте и воскресение разнесены во времени. В Евангелии от Иоанна оба эти события происходят в одно мгновение. Эта мысль отражается в изображениях, где распятие Иисуса и явление Ангела женам Мироносицам подается в едином виде. Такое объединение указывает на то, что Христос умер смертью, которая есть воскресение.

Обложка Евангелия периода Каролингов. Слоновая кость. IX в.

Как единое событие может быть также представлено явление Ангела женам-мироносицам и Вознесение. Это объединение, а также то, что Иисус держится за руку, протянутую Ему с Небес, отсылает нас к Книге Деяний святых апостолов: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, Он был вознесен десницею Божиею…» (Деян 2: 32–33). Можно встретить точную иллюстрацию к тексту, такую как аворий 400 года. Изображение дерева в подобных сюжетах не случайно. На данном изображении оно произрастает из Гроба Господня и является символом райского древа жизни. Одновременно дерево в Библии — символ человека. Потому что человек — это существо, у которого корни уходят на небо, а плоды и листва здесь, на земле. В Псалтири образ праведника — дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет (Пс 1:3).

Аворий. Воскресение и Вознесение Христа. Ок. 400 г.

В сюжете о женах-мироносицах особый акцент иногда делается на фигуру Ангела. Он приходит с вестью от Бога и всегда является маленьким фрагментом божественного глагола, а значит, указывает на присутствие Господа. Белая одежда ангела у гроба, упомянутая в Евангелии, отсылает нас к описанию белой одежды Иисуса во время Преображения: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк 9:3).

Фреска «Белый ангел». Монастырь Милешево. XIII в.

В сюжете о женах-мироносицах у гроба Господня главным указание на Воскресение является зияющая пустота гроба. «Его нет здесь», — говорит о Христе Ангел (Мф 28:6; Мк 16:6; Лк 24:6). Пустой гроб Господа — первая весть о Его Воскресении. Сам Иисус не изображен, однако Он невидимо присутствует здесь, как победитель смерти. Подобно этому в святая святых Иерусалимского храма местом присутствия Бога считалось пространство между крыльями херувимов.

Архимандрит Зинон (Теодор). Жены-мироносицы у пустого гроба. Федоровский собор, Санкт-Петербург

В сюжете «Уверение апостола Фомы» может быть сделан акцент на закрытые двери, через которые Иисус входит к ученикам. Закрытые двери не являются преградой для Господа. Это один из символов иконографии Воскресения. Христос ломает двери ада, спускаясь туда после смерти, и отваливает камень от гроба, воскресая. Христос поднимает руку в знак приветствия, как победитель смерти, а апостол Фома не только трогает своим пальцем рану Спасителя, но и указывает на нее. Довольно характерно, что явление Иисуса апостолам и женам-мироносицам изображается одновременно.

Уверение апостола Фомы. XI в.

Сюжет «Ужин в Эммаусе» особую популярность получил в эпоху контрреформации, когда шли горячие споры о том присутствует ли реально Христос в Евхаристии. История благословения хлеба и узнавания Иисуса учениками свидетельствовала о том, что Христос, ставший невидимым для Своих сотрапезников в Эммаусе, также невидимо присутствует и в Евхаристии. Многие европейские натюрморты так или иначе перекликаются с трапезой, изображенной Караваджо на его картине «Ужин в Эммаусе».

Караваджо. Ужин в Эммаусе. 1601–1602 гг.

Интересно размышление о смерти и Воскресении Спасителя, которое мы можем видеть в изображениях Изенгеймского алтаря, написанного для монастырской больничной часовни, где лечили больных чумой. На створках алтаря в их закрытом состоянии изображено распятие и положение во гроб. Страдания Иисуса показаны очень подробно. К тому же Его тело покрыто чумными язвами, как и у больных, приходящих молиться в часовню. Каждый болящий, глядя на этот алтарь, мысленно соединялся со страдающим Христом. По определенным датам алтарь раскрывался, и тогда справа на крайней створке можно было увидеть воскресшего Христа в окружении божественного света, парящего над землей. Однако в нижней части алтаря молящиеся продолжают видеть сцену положения во гроб.

Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь. Между 1510 и 1515 гг.

Серьезного внимания заслуживает формирование иконографии сошествия во ад. В Новом Завете есть только небольшое указание на присутствие Христа в аду: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет 3:18, 19) В то же время апокрифы и многочисленные толкования описывают сошествие Христа во ад как грандиозное событие. Христос разделяет общую участь усопших, спускается в ад, ломает его двери и освобождает узников.

В иконографическом сюжете «Анастасис» под ногами Иисуса сломанные замки и врата ада, а рядом — свидетели, которых по закону должно было быть два. Это цари Давид и Соломон. Они здесь для того, чтобы засвидетельствовать, что Тот, кто спустился во ад, действительно их потомок, новый Давид. Указывая на свое родство с Иисусом, цари свидетельствуют, что Он совершенный человек. Здесь же находятся первые люди Адам и Ева.

По мере развития этого сюжета появляются новые свидетели. Рядом с царями изображают Иоанна Крестителя, жестом указывающего на Христа. Это он первым указал на Спасителя, говоря: «Се агнец Божий» (Ин 1:29). Справа рядом с Евой изображают юношу с посохом. Это Авель — первый человек, который принял смерть. История, начавшаяся с насильственной смерти Авеля, завершится новым Авелем — Христом.

Сошествие во ад. Монастырь Хора. Константинополь. XIV в.

Современное искусство также обращается к евангельским сюжетам, расставляя при этом новые акценты. Отвлекаясь от всего внешнего, оно наблюдает за мыслями и чувствами героев. Все временное вымывается. Остаются динамика и глубина.

Дэвид Винн. Христос и Мария Магдалина. Оксфорд. 1963 г.

В христианском изобразительном искусстве осмысление события Воскресения Христова проходило разные этапы. В первые века христианства художники, изображая Воскресение Христово, используют намеки и аллегории. Для размышления о событии Воскресения они предлагают нам ветхозаветные пророчества и императорские символы победы. И художник, и зритель должны при этом знать и понимать, на что указывают видимые изображения. Постепенно христианское искусство обращается к евангельским текстам и сюжеты становятся более иллюстративными. Внимание привлекают события, произошедшие после Воскресения: жены-мироносицы у гроба, уверение апостола Фомы, ужин в Эммаусе. Со временем появляется задача изобразить богословское осмысление события Воскресения. Так формируется знакомая нам всем иконография — сошествие Христа во ад.

Современное искусство вновь обращается к евангельским сюжетам, делая при этом акцент на психологизм и динамику участников событий, связанных с великой тайной Воскресения Христова.

Текст подготовила Мария Пискунова

По лекции протоиерея Димитрия Сизоненко «Воскресение Христа в изобразительном искусстве»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle