Протоиерей Всеволод Чаплин
Отошёл ко Господу протоиерей Всеволод Чаплин. Мы написали о нём некролог: «Он был бы к месту совсем в другой эпохе, во времени серьезном и буквальном, а в XXI веке то, во что он, кажется, действительно верил, обозвали троллингом. И это, наверное, было хуже ругани и проклятий. Потому что убеждения были настоящие, а стоящая за ними душа — бесхитростной и чистой, носившей консервативные концепции как скафандр в атмосфере инфляции понятий».
Выложили книгу отца Всеволода: «Лоскутки. Записки священника» — его дневниковые записи, личные размышления.
Христианские мыслители о социальных проблемах
Собрание работ Владимира Эрна, философа Серебряного века, по социальной философии. Главный текст сборника — «Христианское отношение к собственности». Короткий, но важнейший текст, удивительным образом суммирующий все, что можно сказать о христианском отношении к экономике: Евангелие и сама внутренняя логика христианства обязывает христиан к социализму, иные формы экономической жизни немыслимы, невозможны между христианами; заповедь любви — главнейшее в христианстве — властно требует активной борьбы против экономического порабощения людей. Логика Эрна блистательна: отношение к собственности сначала рассматривается на уровне отдельного человека (христианину должно отречься от собственности и помогать ближнему), на уровне общины (община христиан обязана иметь общение имуществ — это прямое воплощение христианской любви), на уровне общества (христиане обязаны участвовать в борьбе с капитализмом — во имя любви к своим братьям и сестрам). Социализм есть просто выполнение заповеди любви на общественном уровне, и христианин не может думать иначе. Эрн делает, однако, важное замечание: социализм и христианство все же не одно и то же, социализм есть наиболее христианский экономический уклад для христиан в этом падшем мире — но саму падшесть человека и мира он, конечно, не преодолевает, это уже чисто религиозная задача.
Также в сборник вошли работы Эрна «Социализм и проблема свободы», «Идея христианского прогресса», «Разговор о логике с социал-демократом».
Три статьи по социальной философии Николая Лосского, представителя русского религиозного Ренессанса:
«Коммунизм и философское мировоззрение». Здесь Лосский высказывает в сущности простую, но чрезвычайно важную мысль: материализм есть наихудшая «идеология» для коммунизма, материалисты не смогут построить коммунистическое общество и жить в нем. А вот христиане были бы идеальными коммунистическими гражданами.
«Экономический строй и интеллектуализация общества». Лосский, начиная с утверждения «современный экономический кризис явным образом требует глубокого изменения капиталистического строя», напоминает, однако, о «несоизмеримости исканий социализма и анархизма с идеалом абсолютного добра». Иными словами, коммунизм возможен только сверхисторически (как апокалиптическое Царство), а в истории возможно лишь некое приближение к нему, лишь относительная и частичная реализация Царства, подведение к Царству, но не самое его осуществление: «идеально совершенный социально-экономический строй должен обеспечить каждому члену общества духовные и материальные условия нормального развития, ведущего к порогу Царства Божия».
«Свобода и хозяйственная демократия». Исходя из христианского идеала свободы и любви Лосский призывает к распространению свободы из области политической в область экономическую. А это, как мы понимаем, есть главное требование марксизма. Также он вполне здраво говорит о том, что свобода — ценность на самом деле не всем очевидная и что вполне возможен отказ от свободы за те или иные материальные блага. Тем самым лучшая «идеология» для общества свободы — христианство, религия свободы, а никак не материализм, из коего ценность свободы никак не вытекает.
«Избранные труды» крупного мыслителя русского религиозного Ренессанса Федора Степуна. Центральное место занимает цикл очерков «Мысли о России», который Степун начал писать после высылки из советской России. «Мысли о России» по-христиански продумывают русскую революцию, большевизм, религиозную тему социализма и прочие темы христианской социальной философии. Также в этой книге вы найдете такие работы, как «Христианство и политика», «Религиозный смысл революции», «О свободе», «Пролетарская революция и революционный орден русской интеллигенции», «Нация и национализм», «Империя» и др.
В другой сборник работ Федора Степуна вошли:
— Книга «Большевизм и христианская экзистенция»: борьба либеральной и тоталитарной демократии вокруг понятия истины, пролетарская революция и революционный орден русской интеллигенции, «Бесы» и большевистская революция и пр.
— Книга «Встречи»: работы о Бунине, Пастернаке, Вяч. Иванове, Зайцеве, Толстом, Достоевском и пр.
— Статьи разных лет, например «Письма из Германии (Национал-социалисты)», «Католичество и православие», «О корнях большевизма, о демократии, свободе и будущем России» и др.
— Рецензии Федора Степуна.
— Статьи о Федоре Степуне.
Собрание писем крупного философа русского религиозного Ренессанса Федора Степуна: письма Риккерту, Тиллиху, Шпенглеру, Федотову, Вейдле, Бердяеву, Вышеславцеву, Франку, Шаховскому, Зайцеву. Особое место занимает эпистолярный роман Степуна с А. А. Оболенской фон Герсдорф.
Другие книги
«Красота Бесконечного. Эстетика христианской истины» Дэвида Харта — шедевр современной православной мысли. Если вы вдруг ничего не читали по православному богословию, почитайте эту книгу, хотя бы потому, что она удивительно хорошо написана, чудеснейший красивейший текст, настоящая литература. В плане философии: нет лучшего доказательства, что у Православия есть философия, и философия гениальная. Лучшего источника, чтобы узнать, во что верят православные, православную догматику, как по мне, чем «Красота Бесконечного» — нет.
Центральная и большая часть книги посвящена изложению православной догматики: Троица, Творение, Спасение, Эсхатон (на основе Григория Нисского, Блаженного Августина и др. авторитетов Древней Церкви, но в современном философском и богословском контексте). Первая и последняя части суть полемика против постмодернистской мысли, изложение христианских истин в современных философских, социальных и т. д. условиях.
«Катехизические беседы в кронштадтском соборе» св. праведного Иоанна Кронштадтского: простыми словами здесь излагаются основы православной веры: Бог-Троица, творение мира, грехопадение, Промысел, Бог-Спаситель.
Добавили аудиоверсии:
— «Старческих советов» св. праведного Алексея Мечева.
— «Послания Варнавы», важного раннехристианского текста.
«О христианском браке» — небольшое, очень живое, теплое наставление протоиерея Павла Адельгейма: доверие, верность, счастье, иерерахия семьи, ревность и другие вопросы христианского брака.
Лекции
«”Я не могу оторвать глаз от Тебя”. Как Гребенщиков* пел о Боге»
Христианское прочтение песен “Аквариума” от Марины Михайловой. В середине 80-х годов прошлого века, когда церкви были закрыты, религия запрещена, а о потустороннем говорилось разве что в связи с полтергейстом, советская молодежь услышала странные прекрасные песни, объяснить которые никто толком не мог. Это явление называлось рок-группа “Аквариум”, и захватило оно определенный пласт интеллектуальной молодежи на многие годы.
“Джа даст нам все”, — пел серебряный тенор, и у вчерашних школьников, недавно снявших пионерские галстуки, мурашки бежали по спине, ведь о духовных практиках тогда никто не слышал, а от этих непонятных песен так сильно веяло чем-то неизведанным! “Все, что я хочу, — это ты”… И слышались за этими словами нечто большее, чем простая любовь к девушке. Что-то необъяснимое разумом, неизведанное.
Эта музыка завораживала, слушать Бориса Гребенщикова* стало кодовым ключом молодых единомышленников, по нему сверяли вкусы и мировоззренческие установки. Недаром же критерий “Аквариум — это образ жизни” не выходил из обихода долгий период.
О чем же пел Гребенщиков*? Откуда в эту унылую сложную эпоху он черпал такую радость? Почему его песни цепляют не одно поколение?
Художественный мир, созданный “Аквариумом”, невероятно богат. Нас будет интересовать одна из сторон этого мира — та, где можно встретиться со Христом. Вместе с Мариной Михайловой мы слушаем несколько песен и стараемся услышать их.
*Борис Гребенщиков внесен в реестр иностранных агентов.
«Пока Земля еще вертится”: о чем молился Окуджава»
Андрей Свяцкий поет песни Булата Окуджавы и рассказывает о нем. Булат Окуджава – поэт, переводчик, прозаик, драматург, композитор… Но широкий слушатель знает его именно как исполнителя собственных песен. Авторская песня для второй половины XX века стала символом альтернативной культуры. Это своеобразный монотеатр, в котором автор должен выполнять одновременно роли поэта, композитора и исполнителя и рассказывать о том, о чем с эстрадной сцены даже не упоминалось.
Булат Шалвович Окуджава был одним из самых известных авторов-исполнителей того времени. Кто не слышал «Виноградную косточку в теплую землю зарою»? Сегодня, когда от той эпохи нас отделяет уже полвека, хочется взглянуть на творчество поэта по-новому. Обращался ли к высшим силам Окуджава? Что поддерживало и вдохновляло его? Верил ли он и в кого, будучи обычным советским атеистом? О чем его песня «Молитва»?
Певец и артист Андрей Свяцкий рассказывает о жизни и творчестве Окуджавы и о том, почему он стал глотком воздуха не для одного поколения. И исполняет его песни: «Виноградная косточка», «Молитва», «Песенка о молодом гусаре», «Ах, Надя, Наденька», «Синий троллейбус», «До свидания, мальчики» и другие.
«Волосы, кожа, ногти как индикаторы внутреннего состояния организма»
Какие основные болезни влияют на состояние нашей внешности? На что в первую очередь стоит обращать внимание, если вам не нравится свое отражение в зеркале? К какому специалисту обратиться? Как поддерживать качество кожи, волос, ногтей?
Лектор: Артур Бернацкий, врач-гастроэнтеролог, диетолог, терапевт и онколог. Занимается профессиональной деятельностью 12 лет, автор научно-медицинского журнала «Медицинский совет. Онкология», медицинский консультант на радиоканале «Бизнес FM».
Статьи
«Бытие и техника, 1» — рецензия Владимира Шалларя на книгу Дэвида Харта «Бог» — блестящую апологию теизма, памфлет против «нового атеизма».
«Бытие и техника, 2» — рецензия Владимира Шалларя на «Черные тетради 1939-1941» Мартина Хайдеггера, записей философа посреди мировой бойни.
Также В. Шалларь подготовил интересные тексты о главных событиях жизни Иоанна Предтечи.
«Принц Гарри и пути к святости»
Татьяна Зайцева (Пашковская): “Важно отказаться от самоидентификации себя как «грешника», так и «святого» в смысле безгрешного человека — это может мешать двигаться к Богу”.
«Запомнились от встречи его улыбка и веселье”. О протоиерее Александре Мене»
Протоиерей Лев Большаков: “Когда он говорил о Христе, я сокрушался, что только один это слышу, это надо слышать всем!”
«Булка как дар ближнему»
Анна Бутусова: “Самым тяжелым для меня стал панихидный стол. О, эта уверенность сельских прихожан в том, что батюшку с семьей они должны прокормить”.
«Богоявление: объединяя иудеев и язычников» Протоиерей Димитрий Сизоненко: “Купающиеся не осуждайте некупающихся, а некупающиеся не осуждайте купающихся”.
«Глаза Серафима Саровского»
Монахиня Елисавета (Сеньчукова): “Я на каждой службе подходила к иконе преподобного Серафима и молилась очень странной молитвой: «Пожалуйста, придумай для меня что-нибудь». Я даже не знаю, чего именно я просила. А он знал”.
«Обрезание Господне: что принес в жертву Христос» Монахиня Елисавета (Сеньчукова): “Мы народ Божий — значит, мы тоже Богу принадлежим, как весь Израиль. Значит, по идее, мы и от себя, и от своих детей должны кусочек жертвовать”.
Музыка
Алеся Храмова подготовила подборку англоязычных песен, которые сочетанием мелодичности и смысла смогли завоевать любовь многих и давно стали классикой мировой эстрады. Читайте про эти песни, а потом слушайте их.