Введение во храм Пресвятой Богородицы: история, богослужебные особенности, иконография

Священник Алексей Ремизов

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

История праздника

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы установлен в память исполнения обета родителей Девы Марии посвятить свою дочь на служение Богу. Евангелие умалчивает об этих событиях. А главными источниками являются апокрифы — «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея». В них говорится о детстве Божией Матери. В том числе о том, что в возрасте трех лет родители Марии, Иоаким и Анна, привели Ее в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Богородица преодолела высокие ступени перед входом в храм, где Ее встретили юные девы с зажженными светильниками и первосвященник. Согласно Преданию, им был Захария, будущий отец Иоанна Крестителя. Он благословил Пресвятую Деву и ввел Ее во Святая Святых, куда мог заходить только первосвященник один раз в год. Это событие ознаменовало особую роль Богородицы в судьбе всего человечества.

С того времени и до двенадцатилетнего возраста Приснодева жила при Иерусалимском храме. Она молилась, изучала Священное Писание и занималась рукоделием.

Литургическое почитание

Почитание события, возможно, началось при равноапостольной императрице Елене (250–330 гг.), когда был построен храм в честь Введения во храм Богородицы. Упоминания об этом событии есть в трудах богословов IV века (например, святителя Григория Нисского и блаженного Иеронима).

Введение во храм. Икона. XV в. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Но об официальном богослужебном почитании праздника можно говорить только с VIII века. Именно в это время появляются приписываемые Константинопольскому патриарху Герману I (634–733 гг.) две гомилии о праздновании Введения во храм Пресвятой Богородицы в Царьграде.

Масштабное распространение праздник получил на Востоке только в IX веке. А окончательно вошел в число двунадесятых гораздо позже — после XIV столетия. Хотя в предшествующие три столетия отмечался почти так же торжественно, как двунадесятый праздник.

Богослужебные особенности

Богослужебные тексты праздника посвящены не только событию Введения во храм Богородицы, но и всей Ее жизни в Иерусалимском храме.

Главной богослужебной особенностью является начало подготовки к другому празднику — Рождеству Христову. Именно во время канона на утрене в праздник Введения во храм Богородицы мы первый раз слышим песнопение «Христос рождается — славите, Христос с небес — срящите» (т. е. встречайте). Оно будет петься на всех праздничных богослужениях вплоть до отдания праздника Рождества (13 января).

Иконография праздника

Изначально события праздника входили в состав цикла жития Богородицы. В X веке встречаются первые самостоятельные сцены изображения Введения во храм. Пример такого изображения сохранился в иллюстрированном сборнике житий святых — Минологии Василия II.

С XII столетия иллюстрирование событий праздника можно встретить на иконах в составе праздничного ряда иконостаса. Основанием для всех изображений праздника становятся описания из ранее упоминаемых апокрифов.

Мануил Панселин. Введение во храм. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в.

На иконах IX–XIII веков изображается несколько фигур. Навстречу к старцу, который стоит за воротами, протянув вперед руки, идет процессия, которую возглавляет маленькая девочка. Старец — это первосвященник, он встречает Богородицу, за Которой следуют Иоаким и Анна и девы с горящими свечами в руках. К этому сюжету добавляется эпизод Благовещения. В последующие столетия иконография праздника Введения во храм Богородицы претерпевала совсем незначительные изменения и во многом сохранила основные черты изображений предыдущих столетий.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle