Я недостоин причащаться!

Игумен Силуан (Туманов)

Председатель издательского совета Санкт-Петербургской митрополии. Настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Парголово.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Разные мысли о «частом» и «редком» причащении.

Участвуют ли в Литургии те, кто стоит в очереди на исповедь? Хороший вопрос. За последние века участие в Литургии мирян воспринимается исключительно пассивно. Этому способствует и практика тайного чтения священнических молитв, которые в большинстве своем выражают общую молитву стоящих в храме. Даже так называемые «личные» молитвы священника (молитвы Херувимской песни, например) наполнены глубоким назидательным смыслом, полезным для всех в храме. Если Литургию надо просто пассивно отстоять (а именно так сейчас понимают участие в службе), не вдумываясь в тексты, не отвечая на возгласы священника, то проще это сделать, двигаясь в очереди на исповедь. И тогда нет никакого противоречия и проблемы совмещения этих двух совершенно разных дел. Что-то красивое поют и читают, очередь на исповедь движется, можно даже немножко подпеть хору, скоро причащение. Какие проблемы?

***

Вот вас позвали на обед. Ну, регулярно зовут на обед, и сейчас позвали. Не прийти нельзя — люди уважаемые. Долго готовились, чистили перышки, прихорашивались, приоделись. Пришли. Сели за стол. Перед нами положили приборы.

Стоп! Что значит «есть предложенную еду»? Что значит «произносить тосты/здравницы хозяину с наполненным бокалом»? А ты уверен, что достоин этого?! Нет уж!!! Режь ножом воздух, говори красивые слова и чокайся пустой рюмкой. Только так! Пока не чувствуешь в себе готовности обедать каждое воскресенье, надо попробовать на обеде сидеть с чувством благодарности к позвавшим вас людям. Ведь участие в празднике – это прежде всего благодарность, неужто за неделю не найдется поводов для этого? Так и не превратишь семейный обед в привычку, ведь раньше у людей смерть за плечами стояла, а с нами-то ничего не случится… (Это сарказм, если что.) А Хозяин дома вновь будет смотреть на тебя — отказывающегося от незаслуженной, но необходимой трапезы — печально и изумленно.

Но вот в какой-то момент путем сложных умозрительных вычислений и рассуждений вы решили, что сегодня — можно. Сели за стол, начался обед. Вам подносят Пищу, наливают Вино в чашу. Наступает ваша очередь произносить тост. И тут вы, не довольствуясь общей фразой о своем недостоинстве (что вообще-то давно ни для кого не секрет), требуете, чтобы кто-то из старших гостей сначала допустил вас до этого. И не просто, но чтобы один на один выслушал, почему именно вы считаете себя недостойным и сколько нехорошего вы натворили. И за рукав его в прихожую тянете. И тут другие гости тоже вскакивают и требуют, чтобы сначала об их безобразиях в уголке прихожей выслушали, а без этого есть/пить они больше не будут… А как иначе!

***

Самое забавное в Светлую седмицу, когда один и тот же батюшка сначала вдохновенно читает слова святителя Иоанна Златоуста о том, что Трапеза для всех — постившихся и не постившихся — уготована, и придите все насытиться, а потом так же проникновенно запрещает причащаться не подготовившимся и не постившимся.

***

Нельзя часто причащаться, говорят, а то привыкаешь. Пропадает благоговение. Да, наверное, правильно. Поэтому:

— Нельзя часто молиться — привыкаешь. Пропадает благоговение.

— Нельзя часто ходить в храм — привыкаешь. Пропадает страх Божий.

— Да и вообще. Часто видеться с женой нельзя — привыкаешь. Пропадает любовь.

— Родителей не надо баловать вниманием — привыкаешь, перестаешь относиться с уважением.

— Детей надо менять или встречаться с ними четыре раза в год и в День ангела, а то привыкаешь.

— Дышать часто не надо — привыкаешь.

— Есть часто не надо — четыре раза в год и на Пасху! Ой, на Пасху тоже нельзя. Значит, в день ангела только. А то пропадает благодарность Богу за хлеб насущный.

— А пить вообще раз в год! А то пропадает жажда!

Так, может, это неплохо — привыкнуть к хорошему?

***

Как мне кажется, было бы разумно проводить предпричастные беседы для тех, кто в первый раз или редко ходит, на запричастном стихе, наподобие тех огласительных бесед, которые перед Крещением стали обязательными. И регулировать их по усмотрению настоятеля в зависимости от того, кто пришел. А то на исповеди занимаемся объяснениями всего подряд, вместо собственно исповедания грехов и покаяния. И вообще хорошо бы официально «развести» исповедь и причастие, как у греков сейчас. Выделить под исповедь, скажем, субботу, до всенощной (во время и после, как показывает практика) или другой день. А если есть два священника на требы, то разделить очередь желающих причаститься на два потока: те, кто в первый раз или редко ходят, и постоянные прихожане. Последних, впрочем, и без исповеди можно — ведь если совершен смертный грех, все равно причащаться нельзя.

Ну а если все это никак нельзя сейчас внедрить – то, думается, стоит причащаться за каждой Литургией с верой и благоговением, а исповедоваться раз-два в месяц отдельно, по благословению духовника.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle