В защиту мира: к 80-летию Победы над нацизмом

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Роль Русской Православной Церкви в Победе над нацизмом — тема, ставшая популярной в исторических и богословских исследованиях и дискуссиях последних лет. В честь 80-летия Победы над нацизмом решили посмотреть, как сама Русская Православная Церковь понимала эту тему еще при и изнутри СССР — стране-победителе нацизма. Такой ракурс позволяет прямо взглянуть на проблемность указанной темы: участие Церкви в Победе над нацизмом — Победе атеистического социалистического государства: как это осмыслялось самою Церковью при и изнутри такого государства? — оказывается, осмыслялось в рамках целого систематического миротворческого, социально-демократического богословия, что, конечно, не удивительно: мы могли бы просто сказать: антинацистского богословия. Свою роль во время и после борьбы с нацизмом Русская Церковь ясно и четко артикулировала как защиту мира и социальной правды.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

1/3. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). К миру призвал нас Господь

Компиляция фрагментов из семи статей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), выдающегося пастыря, богослова, ученого, хирурга XX века; четыре первых опубликованы в Журнале Московской Патриархии еще до появления рубрики «В защиту мира», три последних — уже в ней; две первых — еще во время войны. («В защиту мира» — постоянная рубрика Журнала Московской Патриархии, начиная с 40-гг., что само по себе уже достаточно характеризует позицию Русской Церкви при и изнутри СССР; два следующих за текстами святителя Луки взяты тоже из этой рубрики). Статьи святителя Луки совершенно удивительные: здесь он выступает горячим апологетом демократии, социализма, политических и социальных прав: несмотря на внешний атеизм, эти явления подлинно евангельские, считает святитель — прямо в противовес яростно критикуемым им лишь внешне христианскими — и от того еще более гнусными, ибо кощунственными — нацизму, капитализму, империализму, колониализму, милитаризму, репрессиям, ущемлению прав и свобод, эксплуатации, неравенству, войнам. И конечно, суть этих статей — христианская обязанность творить дела правды и милосердия, а в частности — бороться за мир, бороться против войны — в особенности против «христиански» оправданной войны — святитель Лука прямо затрагивает эту тему в тексе 1943 году, говоря о нацистах, прикрывавших христианством развязанную ими войну против атеистического СССР: среди средств борьбы против войны, борьбы за мир свт. Лука упоминает «пропаганду мира», «протесты против войны» (митинги, коллективные петиции), забастовки на связанных с милитаризмом работах и т. п.: не говоря уже о том, что святитель оправдывает даже и вооруженную революционную борьбу даже и под руководством коммунистов-атеистов — в том случае, если цели борьбы носят христианский характер — справедливость, ликвидация угнетения и т. п. Каков же ответ на вопрос: почему христианская правда была за атеистическим социалистическим государством, а не за прикрывавшемся христианством нацистским государством и его союзниками? — критерий по святителю Луке состоит в соответствии провозглашаемых идеалов и реальных дел христианской правде любви, милосердия и справедливости: СССР провозглашал идеалы защиты мира и на поле боя защищал именно этот идеал — прямо наоборот нацистскому милитаризму; СССР (союз бывших «инородцев») провозглашал и проводил в жизнь идеал интернационализма, равенства народов — и победил «арийцев», «расу господ»; СССР провозглашал идеал социальной правды и создал системы пенсионного обеспечения, бесплатных образования и здравоохранения, охраны прав рабочих и пр. — и притом именно «коммунизм» был главным идеологическим, политически врагом нацистов. — Для святителя Луки все это значит, что христианская правда была за СССР как провозгласителя и реализатора в политике христианских принципов любви, милосердия, справедливости. — Таково богословие Победы её современника-святителя, формировавшееся еще до её наступления и в первые годы после этого неё — миротворческое, социально-демократическое, антинацистское богословие.

Несколько цитат:

«Как нам теперь проповедовать Евангелие любви и братства людям, не знающим Христа, но видящим дьявольское лицо немца, числящегося христианином?»

«Не только танки и линкоры бронированы. Но страшно то, что и сердца бронированы. От чего бронированы? Это жутко сказать: от любви, от жалости и сострадания. Только этим можно объяснить не вмещающийся в наше сознание чудовищный факт: запрещение пропаганды мира, протестов против войны».

«Ложь, диктуемая поджигателями войны, навязывается правительствами своим народам. Ее сеет армия журналистов с совестью, готовой на все. Ее воспринимают люди легковерные и легко поддающиеся запугиваниям, ибо от них скрывают все, что может опровергнуть ложь. Их мы ни в чем не обвиняем и искренно жалеем».

«Мы, конечно, совершенно чужды материализма, составляющего идеологическую основу коммунизма, но это не мешает нам видеть все то доброе, полное великой социальной правды, что дал нам наш новый государственный строй, и с чистым сердцем приветствовать его. С радостью, одушевляющей и всех друзей прогресса, приветствуем мы всеобщее политическое равенство, к которому приобщены и многочисленные народы СССР, прежде носившие кличку «инородцев», их огромные культурные успехи; полную эмансипацию женщины, огромный подъем науки, всеобщее бесплатное обучение и великие заботы об охране здравия народа».

«Господь наш Иисус Христос поставил перед нами закон высшего духовного совершенства, закон любви к Богу и ближним. Поэтому тот, кто идет за Христом, не может быть защитником социальных несправедливостей, не может равнодушно взирать на то, как бедняков эксплуатируют, подавляют и унижают богатые и сильные; он всегда будет на стороне угнетенных, будет другом свободы, другом всякой правды; он не будет равнодушно взирать на то, как льется кровь голодных крестьян, которые посмели пахать землю, пустовавшую у помещиков».

«Не первейшая ли обязанность каждого христианина, обязанность Церкви заботиться о бедных, творить дела милосердия, ограждать всеми способами тех, кого угнетают? Разве не наша христианская обязанность заботиться о стариках, бездомных, о покинутых детях, о неизлечимых больных?»

«Поэтому не могут называться христианами те, кто враждует против демократического строя, осуществляющего в невиданных масштабах эти элементарные требования справедливости, когда народ получает права, устраняющие неравенство, когда все получают помощь в старости, в болезни, в инвалидности. Тяжелый грех творят те христиане, которые с враждой относятся к этой великой и благословенной деятельности».

Митрополит Алексий (Ридигер)

2/3. Религиозные деятели в борьбе за мир. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Ридигер)

Небольшой очерк истории религиозного миротворчества после окончания Второй мировой войны авторства митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера), будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, непосредственного предшественника нынешнего московского патриарха Кирилла (Гундяева): в этом очерке будущий патриарх Алексий II особенно выделяет роль Русской Православной Церкви в деле объединения деятелей разных религий в борьбе за мир во всем мире — остро необходимой, как он считает, в контексте угрозы гибели человечества в ядерном мировом пожаре. Что особенно важно в связи 80-летней годовщиной Победы над нацизмом, будущий патриарх предлагает свой очерк истории религиозного миротворчества в контексте 40-летия Победы над нацизмом. — Что делала Русская Церковь после Победы и в связи с ней? — боролась за мир: будущий патриарх пишет, что Победа связывалась с надеждой на прекращение войн вообще — и эту надежду провозгласил сразу же после Победы, в 1945 г. Поместный Собор РПЦ. Победа над нацизмом была достигнута в «мировой» войне, т. е. — глобальной, планетарной; этот момент глобальности, планетарности любого современного конфликта будущий патриарх подчеркивает: любой локальный конфликт грозит мировым ядерным пожаром — и поэтому борьба за мир должна носить мировой, глобальный, планетарный характер.

Несколько цитат:

«Завершение войны соединилось с надеждой на исключение войн из жизни человечества. Поместный Собор Русской Православной Церкви 2 февраля 1945 года выразил эту надежду следующими словами: «И дай Бог, чтобы, наконец, отказалось человечество от разрешения своих споров мечом. Да благословит же Господь всех нас… на неустанную борьбу за торжество во всем мире свободы, истины и добра на вечные времена!»

«Мир не приходит сам собой. За него нужно бороться».

«Мир в наше время на Земле неделим. Где бы ни возник ядерный конфликт, в Европе или в Азии, он неминуемо приведет к глобальной ядерной катастрофе».

«Проблемы сегодняшнего дня слишком велики для любой отдельной категории людей. Частичные решения окажутся бесплодными. Жизнь, цивилизация и мир могут быть спасены только посредством общечеловеческих усилий. Аргументация здесь проста. Современное развитие военной техники, накопленный в мире военный потенциал уничтожения ставят человечество перед недвусмысленной альтернативой: быть или не быть жизни на Земле. В свете этого жесткого выбора принципиальное значение приобретают совместные усилия религиозных деятелей по спасению мира от всепожирающего пламени ядерного уничтожения».

Митрополит Никодим (Ротов)

3/3. «Мы все сотворены братьями». Митрополит Никодим (Ротов)

Текст митрополита Никодима (Ротова) в честь 80-летия (отмечавшегося 14.01.1972) пастора Мартина Нимёллера — в память этого выдающегося представителя христианского антинацизма и антимилитаризма, одного из лидеров Исповедующей церкви (объединившей христиан-антинацистов). Ему принадлежат знаменитые слова о нацистах — причинах их политической победы:

Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я же не был коммунистом.
Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я же не был социал-демократом.
Когда они хватали членов профсоюза, я молчал: я же не был членом профсоюза.
Когда они пришли за мной — заступиться за меня было уже некому.

Текст памяти Мартина Нимёллера послужил своего рода предисловием, исторической иллюстрацией к следующему за ним тексту — речи митрополита Никодима на открытии заседания КОПРа 25 мая 1973 года. Митрополит Никодим — одна из значительнейших фигур в новейшей истории Русской Церкви, чье влияние ощущается в ней до сих пор; достаточно вспомнить, что патриарх Московский Кирилл (Гундяев) или, например, митрополит Тульчинский Ионафан (Елецких) — ученики митрополита Никодима. Митрополит Никодим — выдающийся представитель русского православного миротворческого социально-экономически-политического богословия послевоенного советского периода, может быть внесший основной в него вклад — богословия в данном случае примененного к диагностике и прогностике конкретных политических проблем того исторического момента, а в частности — проблем переплетения экологии и политики, технологий и нищеты, постколониальности и эксплуатации и т. п. (все актуально и сейчас) — притом эта диагностика и прогностика разворачивается в контексте своеобразной апологии глобализации, «планетизации», понятой как конкретная, социально-экономически-политическая актуализация богословской истины единства человеческого рода. — Кажется этот очерк хорошо подходит как итоговый сегодняшней подборки, поскольку — вслед непосредственной реакции на войну против нацизма от святителя Луки и истории послевоенного миротворчества РПЦ от будущего патриарха Алексия — представляет собой богословски проработанную позитивную программу международных отношений: вот что собственно предлагала (и предлагает: ведь наследие советского богословия с нами) Русская Церковь конкретного позитивного как альтернативу войнам.

Несколько цитат:

«Если обратить военные бюджеты на мирные созидательные цели, то человечество обретет благоденственное мирное житие. Прогнозы позволяют нам смело смотреть в будущее. Планетарные ресурсы могут обеспечить всеобщее изобилие, по осторожным оценкам, для человечества численностью в 28 млрд человек. Но уже отныне, по замечанию издателя журнала «Саентифик америкэн» Дж. Пиля, нужда «является… вызовом не технологии, а экономике и политике».

«Ныне, по словам Антуана де Сент-Экзюпери, мы все связаны вместе, «уносимые одной и той же планетой». Экономические и социальные преобразования, научно-технический прогресс, демографические сдвиги, развитие культуры способствуют сплочению некогда разрозненно существовавшего человеческого рода в некую целостность, хотя весьма и неоднородную, пронизанную все умножающимися разнохарактерными взаимоотношениями. Все народы включены ныне в общую историческую картину мира. Национальная замкнутость уступает место всесторонней связи и всесторонней зависимости народов друг от друга».

«Христиане-миротворцы, во исполнение завета Божия, завета жизни и мира (Мал 2:5), направившие стопы свои на путь благовествования и утверждения мира во всех пределах (Пс 147:3) для созидания правды и справедливости в межчеловеческих отношениях, которые являются источным началом подлинного, прочного, постоянного мира (Иер 14:13), по слову древнего провидца и пророка Исаии, этого ветхозаветного евангелиста: «Делом правды будет мир, и плодом справедливости — спокойствие и безопасность вовеки» (Ис 32:17)».

Поздравляем с 80-летием Победы над нацизмом!

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle