В прошлый раз мы увидели, что духовный человек, каковым является Аврам, должен не только быть благодарным и кротким, но и смелым, готовым активно действовать, защищать тех, кто ему дорог.
Однако есть вопросы, которых не решить решительными действиями. Остается ждать, надеяться, верить. Об этом – сегодняшнее чтение.
Вера и терпение Аврама
1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.
В предыдущем эпизоде Аврам отказывается от награды, которую предлагает ему царь Содома, — и этим показывает, что тем более не собирается заключать с ним завет взаимной поддержки.
Кто же защитит его, если восточные цари захотят отомстить?
Бог Сам является Авраму и уверяет, что будет и его защитой, и даст Ему награду – вместо царя Содома. Когда мы отказываемся от чего-то недолжного, на самом деле мы приобретаем.
Свт. Иоанн Златоуст прибавляет, что все это не случайно происходит ночью. Аврааму нужно отдельное время, чтобы выключиться из суеты, чтобы побыть наедине с собой и Богом.
2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
Но у Авраама немирно на душе. У нас тоже так бывает: казалось бы, есть все, но чего-то важного не хватает… Что мы делаем в таком случае?
Можно «устать» надеяться, и о каких-то вещах уже просто не вспоминать, задвинуть их на край сознания, чтобы лишний раз не было больно.
Можно обидеться, сказать, что, раз Ты не помогаешь, то Тебя и нет — и жить так, как будто Его и вправду нет.
Можно, напротив, делать вид, что «все хорошо». В конце концов, разве не в этом смирение перед Богом, и разве не должны мы быть благодарны за все?
Но Аврам не думает о том, каким он «должен быть» перед Богом — и предстает таким, какой он есть: «Вот, Господи, о чем я думаю, вот где мое самое сильное желание. Вот где я Тебя, прости, не вижу. Что ты на это ответишь?»
Возможно, Аврам и Лота-то взял с собой как вариант продолжить род – а тут и Лота нет… Неужели наследство Авраама должен получить чужой человек (хотя и весьма преданный, как мы увидим из 24 главы)?
И Господь отвечает:
4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
У Бога планы больше и лучше того, что мы только можем себе представить. Он обещает Аврааму, что именно у него родится сын. А дальше потомков будет как звезд на небе. Именно эта вера — вопреки очевидному — делает Авраама отцом всех верующих.
Об этом особо рассуждает ап. Павел в послании к Римлянам, 4 главе (лучше прочесть по одному из современных переводов, например, М.П. Кулакова).
Когда псалмопевец будет молиться:
«Услышь, Боже, вопль мой,
внемли молитве моей!
От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего;
возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага» (Пс.60:2-4) —
это вполне в духе Авраама. Гора для меня непосильна — но Ты можешь меня туда возвести…
Так действительно случается в жизни верующих. Опыт.
А диалог продолжается:
7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
9 [Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,
15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй;
16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.
Когда речь идет о чем-то серьезном в отношениях, человеку нужна точка отсчета, чтобы сказать: да, мы действительно договорились, это не моя фантазия. Лидеры современных государств, договариваясь о совместных планах, обмениваются подарками, подписывают протоколы о намерениях, устраивают совместный ужин. В договоре прописываются обязанности сторон. Древность в этом не была исключением. До нас дошли договоры хеттов, которые начинаются преамбулой (я, такой-то царь, сделал для своего вассала то-то), далее описывается, что каждая из сторон обязуется соблюдать. В соответствии с этим выстроен и этот завет, и завет на горе Синай (Исх. 20 гл).
Вначале Бог называет Себя и описывает историю взаимоотношений: «Я, Яхве, Который вывел тебя из Ура Халдейского» — ты не сам дошел сюда, это Я хранил тебя в пути, ограждал от врагов.
Дальше Бог обещает Авраму в дар землю. Но что может предложить Богу Аврам? Вероятно, такой вопрос возникал периодически и у Аврама…
Для заключения завета Бог повелевает рассечь животных надвое, а птиц (вероятно, положив друг напротив друга) не рассекать. Каких только аллегорических толкований не предлагали на эти стихи – усматривали здесь и Троицу, и этапы жизни народа Божия, и разные добродетели! Меж тем, буквальный смысл обряда в том, что участники завета должны пройти между рассеченными частями, и наглядно убедиться в том, что их ждет, если они дерзнут уклониться от завета направо или налево.
Хищные птицы, которым попущено нападать на жертвы, предположительно могут быть символами тех государств, которые будут нападать на потомков Аврама. Например, сокол может быть связан с божеством Египта, Гором… Но это может быть и образ того, что завет сохранить не так-то просто – Аврааму приходится сохранять бдительность до самого вечера.
Все последующее Аврам помнил как будто из сонного видения (тардема – особый сон, подобный тому, что был наведен на первого человека в Эдеме).
Сначала Аврам был потрясен близким присутствием Бога (чье Присутствие вовсе не напоминает тех пухлощеких ангелочков путти, которых любили изображать художники Возрождения). Когда человек сталкивается с Его Присутствием, он ослеплен (ср. Павел в Деян. 9), он падает ниц перед Тем, Кто сотворил все миры, Кому подвластно время (ср. Иоанн в Откр. 1:17), Кто настолько свят, что человек не может этого выдержать (ср. Исайя в Ис. 6).
Бог предсказывает Авраму египетский плен, освобождение потомков, и обретение этой земли. Но это произойдет не благодаря заслугам его детей, не потому, что они – особые, «избранные», а из-за того, что беззакония местных жителей просто нельзя будет терпеть (ср. Втор. 9:4-6).
17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными].
18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,
20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,
21 Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.
Интересно, что не Аврам должен пройти между жертвами. Сам Бог в виде дыма и огня (ср. Исх. 13:22, 19:16-18) проходит между этими животными.
Аврам просил подтверждения (ст. 8), и Бог готов снизойти до того, чтобы поступить, как поступают в подобных случаях люди, по-человечески, — потому что Аврам для него не просто «раб», Бог видит в нем своего друга (Иак. 2:23)… Много поколений спустя потрясающие слова о дружбе между Богом и человеком прозвучат уже как призыв ко всем нам (Ин. 15:15)! А подтверждения дружбы, верности и любви будут даны на Кресте.
Но в этом тексте есть и то, что как будто не исполнилось.
Дело в том, что территория, которая описана в 18 стихе, огромна — от Нила до Евфрата. Хотя Давид создал микроимперию, ни при нем, ни при Соломоне в IX-X веке до Р.Хр. царство не достигало этих границ, а позже и вовсе разделилось и сократилось. Возможно, если бы потомки Авраама были такими же, как Авраам… Мечта Божия вступает в противоречие с человеческим грехом, и обещание исполняется не в полной мере.
Второй шанс был дан уже христианам. Казалось бы, они некоторое время были успешнее иудеев, и владели этой территорией в V-VI вв… Но, погрязши в церковных спорах, они просмотрели появление ислама или даже поспособствовали его возникновению, и в результате тоже потеряли землю…
И вот уже три авраамических религии ведут спор о том, кому владеть этой землей. Человеческий грех постоянно мешает исполниться замыслу Божию, и Богу приходится изобретать все новые пути, чтобы просветить землю светом знания путей Своих.
Сара предлагает Агарь Авраму
И вот Авраму даны непреложные обещания. Наверняка он поделился этим с Сарой. Она по-своему поняла сказанное. Аврааму важен ребенок. Что ж, для этого есть средство: по древним законам она могла «одолжить» Аврааму свою служанку, а потом принять ее ребенка как своего. Усыновление в младенчестве и ей самой хоть отчасти принесет радость материнства. Прекрасное решение, казалось ей.
1 Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.
2 И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары.
3 И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.
4 Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.
Библия не дает прямых оценок действиям Сары. Лишь косвенно, по плодам можно понять, что это было не то, чего хочет Бог.
Впрочем, мы, живя после Иммануила Канта, уже знаем, что другой человек никогда не должен служить для другого средством достижения чего-либо.
Думает ли Сара о своей служанке не как об имуществе, не как о способе решить проблему, а как о человеке, личности? «А обо мне кто-нибудь думал так, когда я оказалась в гареме фараона?» – могла бы возразить Сара. Что ж. Хоть Сара и поторопилась, мы не имеем права судить ее. Она заботилась не о себе.
В лице Авраама и Сары мы видим праведников, которые находятся в самом начале пути. Так, действительно, поступали в их время. Дай Бог нам, сегодня, через четыре тысячи лет, действовать иначе. [1]
Агарь убегает от Сары и встречает Ангела
5 И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.
6 Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее. И она убежала от нее.…
Агарь стала относиться к Саре с презрением, возможно, перестала делать домашнюю работу — и это при их огромном хозяйстве! Законы Хаммурапи, отражающие общую практику того времени, даже имеют специальную статью, как поступать в подобном случае: «(§ 146) Если человек взял в жены бесплодную женщину, а она дала своему мужу рабыню и та родила сыновей, а затем эта рабыня стала равнять себя со своей госпожой, то, так как она родила сыновей, ее госпожа не должна продавать ее за серебро, но она может наложить на нее рабский знак и причислить ее к рабыням».
Таков закон. Но таков ли закон Божий?
Агарь убегает в пустыню — это равносильно смерти. Но Бог заботится и об Агари:
7 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.
8 И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.
9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.
10 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.
11 И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое;
12 он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.
13 И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.
14 Посему источник [тот] называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом.
15 Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.
16 Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.
Удивителен диалог с Ангелом Яхве (некоторые отцы считали, что это сам Христос до воплощения). С одной стороны, ангел показывает всеведение, называя Агарь по имени; с другой, он задает ей вопрос, откуда она, и куда идет. Разве Бог не знает, что произошло?
Может быть, это вопрос с очень глубоким смыслом, над которым важно задуматься и читателю: «Откуда ты пришел (вспомни свое прошлое), и куда идешь (к чему ты на самом деле стремишься)?»
Но, быть может, это очередное снисхождение к человеку, и вопрос означает просто: «Где ты, как ты?» Можно предположить, что отвечала она на него не без слез…
Бог слышит наши страдания (ст. 11). Мы даже не знаем, молилась ли Агарь, убежав от Сары, но Бог услышал (кстати, именно это «Да услышит Бог!» и означает говорящее имя Исмаил).
Ангел повелевает Агари вернуться к прежней жизни — но дает и надежду, связанную с рождением сына. Ее как будто осенила тень благословения Аврама — ее потомство будет многочисленно, так что нельзя и посчитать. Впрочем, подобно ей, сын и его потомки будут упрямы и своенравны. Наверняка Бог предвидит и сегодняшнюю вражду между евреями и арабами, и все же дарует жизнь и благословляет это дитя…
И, к слову сказать, Бог поистине нелицеприятен: именно рабыня Агарь раньше Сары, своей госпожи, чужеземка, удостаивается видения Бога.
Перемена имени и обрезание
1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
4 Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
Казалось бы, мы читаем почти повторение того, о чем было сказано. Но обратите внимание: именно здесь Господь указывает, чего Он ждет от Аврама: ходи предо Мной и будь непорочен. Живи в моем присутствии, не поступай, как прочие люди, храни себя. Аврам здесь уподобляется праведному Ною (Быт. 6:9).
Бог также обещает, что завет распространится и на потомков Аврама. С ними — каждым лично — он также будет заключать завет.
Бог меняет имя, и Аврам становится Авраамом, «отцом множества народов». Это знак перемены судьбы. Так, много столетий спустя, Симон станет Петром, Иоанн и Иаков — сыновьями Грома. Но Авраам — первый, чья жизнь так радикально изменится.
9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
10 Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой.
Знаком этого Завета становится обрезание. Оно будет служить напоминанием, что именно Бог дает жизнь, и что Авраам и его потомки принципиально отличны от других народов, не знающих Бога. Обрезание — это и знак, удостоверяющий, что благословения, данные Аврааму, относятся к его обрезанным потомкам.
Ребенок от Сары и Божье попечение об Измаиле
15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;
16 Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
17 И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
18 И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!
Меняется судьба не только у Авраама, но и у Сарры — они же «одна плоть». Но не только. Говорят, что рядом с любым достойным мужчиной стоит не менее достойная женщина (на языке Библии – «соответствующая ему — Быт. 2:20). Сарра, как бы остающаяся в тени на фоне Авраама, по-справедливости, достойна отдельного повествования, и хочется надеяться, что когда-нибудь мы увидим рассылку о праматерях Господа нашего.
Но как же трудно в это поверить! Авраам сомневается.
19 Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него.
20 И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.
21 Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.
22 И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него.
Бог не укоряет Авраама за сомнения. Со свойственным Ему терпением и любовью Он укрепляет Авраама в вере, давая знамение будущего — открывая имя сына, обещая именно с ним заключить завет вечный.
Кто-то возмутится: разве это знамение? Разве это какое-то сверхъестественное событие, чудо? Просто слова. И не просто. То, что дает Бог, видение будущего, укрепляет сильнее всего, – стоит лишь этому поверить.
Авраам беспокоился об Измаиле — и внимательность и щедрость Бога таковы, что Измаил тоже не будет обойден вниманием. Благословений Божиих хватает на всех.
23 И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог.
24 Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
25 А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
26 В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его,
27 и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников.
Так Авраам и его потомки получили постоянное и зримое удостоверение своей жизни в Завете веры. [2]
Уже двадцать четыре года Авраам ждет обещанного… И вот…
Гостеприимство Авраама
1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
Авраам, вероятно, отдыхает – основные работы по хозяйству приходятся на более прохладные утро и вечер. И вдруг в это время, когда все ищут тени, он видит трех спутников, появившихся будто ниоткуда.
Как среагирует Авраам? Просто прикажет своим рабам оказать необходимое гостеприимство – все-таки он столетний патриарх, имеет право не прерывать отдыха?
Нет, Писание показывает, что в нем продолжает действовать благословение Божие: он встречает их в открытости, бежит к ним как юноша, полный сил. Он устраивает для них настоящий пир – свежеприготовленные лепешки, нежное мясо, сквашенное молоко. Бог поистине благословил его и жизнью, и богатством, и щедростью сердца…
9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал [один из них]: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: “неужели я действительно могу родить, когда я состарилась”?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры [будет] сын.
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.
С первого взгляда этот эпизод выглядит устрашающе. Пришельцы объявляют Аврааму волю Божию о рождении сына, и каким-то образом узнают, как к этому относится Сарра, находящаяся вне поля их зрения. Они будто упрекают Сару за маловерие, а она от испуга пытается все отрицать, но тщетно.
Более внимательное, молитвенное чтение показывает, что вообще все это посещение – исключительно ради Сарры. Авраам уже знает о том, что у него будет сын от Сарры. Теперь нужно, чтобы сама Сарра убедилась и поверила. Страх Сарры – не страх наказания за неверие. Она напугана тем, Кто снизошел до того, чтобы говорить к ней.
К ним пришел Сам Господь.
На самых древних иконах обычно изображался один ангел с крестчатым нимбом (Христос), в окружении двух спутников, обычных ангелов — и это точно иллюстрирует текст.
Но преп. Андрей Рублев после года молчания и молитвы увидел этот сюжет иначе. Это уже не «гостеприимство Авраама» — с отроками, тарелками и овощами, прислуживающими Авраамом и Саррой. У него мы видим уже Святую Троицу, размышляющую о судьбах мира, дерево, храм и скалу – символы Церкви. Стол становится жертвенником, в центре которого – Чаша с Агнцем, и все Трое, глядя друг на Друга, соглашаются и благословляют ее…
Пока же они благословили Сарру. И в ней тоже, как в Аврааме, пробуждается жизнь, и скоро она будет смеяться – уже не с сарказмом, а от полноты сердца.
[1] История толкования этого эпизода наглядно показывает, почему мы не можем удовлетвориться толкованиями прошлого.
Например, Златоуст здесь обвиняет… Агарь: «Таков обычай рабов: получив малое счастье, они не удерживаются в своих пределах, но тотчас забывают о своем звании и увлекаются в безрассудство; так случилось и с этой рабой.
Заметив свою беременность и не размышляя ни о дивной мудрости своей госпожи, ни о низком состоянии, но возгордившись и возмечтав много о себе, она стала презирать госпожу». Оказывается, решение было дивно мудрым, и виновата в случившемся только Агарь, ее социальное происхождение…
Златоуст как будто прав – Агарь не получила должного воспитания и как египтянка (язычница), и как рабыня. Но с другой стороны, он не прав. В Новом Завете мы имеем удивительный документ, всего 25 строчек — письмо Павла к Филимону о беглом рабе Онисиме. В нем апостол язычников произносит, между прочим: «Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня — не как раба, но как брата возлюбленного»…
Достоинство личности не зависит от социального происхождения. Оно основано на том, что мы все — дети Божии во Христе Иисусе.
Да и вообще, по словам Христа, «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12) Безусловно, сам образ Иисуса Христа, Сына Божия, пришедшего к нищим, обездоленным, коренным образом заставит пересмотреть отношение к людям с низким социальным статусом.
В оправдание Златоуста можно сказать, что в толкованиях на послания он призывает отпускать рабов. И все же он так же, как и Сара, остается сыном своего времени в вопросе отношения к ним.
Как ни странно прозвучит, но видение человека, соответствующее представлению об образе Божием, заложенном в каждом, возможно, лучше всего выражено во Всеобщей декларации прав человека (документе, во многом вдохновленном христианами) и соборном документе Церкви Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.
[2] Говорить об этом завете нужно отдельно — как и о всех заветах. С одной стороны, это завет о вере и доверии Богу — и в этом смысле это завет вечный для всех верующих. Но вот знак этого завета должен особо выделить потомков Авраама, не дать им смешаться с окружающими языческими народами, научить сохранять святость. Для христиан из язычников знаком веры будет служить Крещение. Заветы с Богом этим не исчерпываются, о чем более подробно можно узнать из лекций И. Я. Грица.