Животные в музыке и богословии; исихазм как Предренессанс; статьи о пророке Илие и Заболоцком

04.08.2025
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Статьи

Пророк Илия: послушание Богу и милостивое сердце

Стефан Парахин: Илия-пророк — святой, который связан в нашем сознании с грозными предсказаниями и ревностной защитой веры. Мы покажем, что на самом деле он был человеком с добрым, милостивым сердцем и старался следовать Божьей воле.


Книги о преподобном Серафиме Саровском

Владимир Шалларь: ко дню памяти преподобного Серафима Саровского, «главного русского святого», собрали тексты о нем.


Пять богословских сочинений архиепископа Василия (Кривошеина)

Тимур Щукин: со дня рождения выдающегося патролога архиепископа Василия (Кривошеина) исполняется 125 лет. Богословские сочинения владыки принадлежат к редкому виду или жанру научного «самопроговаривания» Предания. Это безусловно научные и безусловно церковные тексты, при этом обращенные к духовно заинтересованному читателю. Предлагаем вам обзор сочинений архиепископа.


Может ли юнгианский психоанализ что-то дать христианской психологии? Девять книг к 150-летию Юнга

Владимир Шалларь: о снах теологов, массовой демоноодержимости, возможностях православной рецепции наследия Юнга и мн. др.


Золотой ключ халкидонского догмата

Тимур Щукин: Антону Карташеву, богослову, философу, историку Церкви и церковному политику — формально при Временном правительстве он даже стоял во главе церковного ведомства — исполняется 150 лет. В его многообразном наследии можно найти кое-что объединяющее — богословский принцип, которым он руководствовался при описании самых разных духовных и социальных явлений. Именно об этом принципе, что он из себя представляет и насколько хорошо работает, мы и говорим.

Книги

«Мiръ животных» (2015) — альманах, собранный Татьяной Горичевой, православной мыслительницей, знаменитой своими богословскими исследованиями животных (animal studies).

Оглавление:

Грани творения

Татьяна Горичева. Дневник зоозащитницы
Ойген Древерман. О бессмертии животных
Эндрю Линзи. Этика благородства, или Богословие животных
У животных тоже есть права (интервью Карин Лу Матиньон с П. Сингером, Э. де Фонтене, Б. Цирюльником)
Попечение о животных в императорской России и сегодня (интервью с Ольгой Корзининой, редактором интернет-сайта «Собачья жизнь»)

Званый гость

Быть на стороне животных. С доктором К. Эрве беседует Арина Кузнецова
Кристоф Эрве. Животное как икона. Перевод с французского Арины Кузнецовой

Философия животных

Флоранс Бюрга. Другое существование. Быть животным. Перевод с французского Александра Черноглазова
Горазд Коциянчич. О животных. Перевод со словенского Павле Рака
Андрей Положенцев. Опыт метафизики животного
Константин Пигров. Животное как органон (размышления к поискам смысла)
Павле Рак. Кропоткин и современная биоэтика — взаимопомощь как фактор эволюции
Александр Черноглазов. Евангелие от лошади
Наталья Постолова. Падение в реальность

Зеркало природы

Александр Чех. Эмерсон, Мьюр: предисловие переводчика
Ральф Уолдо Эмерсон. Природа. Перевод Александра Чеха.
Джон Мьюр. По предгорьям с овечьим стадом. Перевод Александра Чеха.

Званый гость

Арина Кузнецова. «От норы до Млечного пути». Животные в живописном и поэтическом космосе Аллы Ивашинцовой

Образы животного

Павел Кузнецов. Нечаянный рай (фрагмент книги)
Ольга Черниенко. Рассказы
Арина Кузнецова. Даниил Андреев и животные: путь к «облагороженному образу»
Свящ. Константин Камышанов. Рассказы
Татьяна Норландер. Под вздохи непроспавшегося ветра


«Жития бессребреников (безмездных врачей)». Эта книга представляет собой собрание житий святых бессребреников (безмездных врачей). К житиям тех святых, что упоминаются в молитве проскомидии при изъятии из третьей просфоры шестой частицы («Святых и чудотворцев, безсребреник… Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых безсребреников»), в молитве таинства Елеосвящения «Отче Святый, Врачу душ и телес…» («святых и исцелителей безсребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты…») и в молитве «Господи, Боже наш, великий в совете и дивный в делех…» последования малого водоосвящения («святых славных и чудотворцев безсребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Моки́а и Аникиты, Фалалеа и Трифона…») здесь присовокуплено также житие Агапита Печерского, безмездного врача, а также в качестве предисловия — статья из Православой энциклопедии «Бессребреники». Все жития заимствованы из «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского.


«Книга о радости и страдании». Наши жизненные пути проходят через боль и страдания. Люди самых разных эпох задавали вопрос: почему с нами это случается? Трудно найти ответ вовне, может быть, даже и вовсе невозможно. Но ответ этот можно обрести внутри себя, через испытания пройдя к подлинной внутренней радости. Книга протоиерея Владимира Архипова об этом пути. Говоря о важнейших вопросах бытия — о Боге и человеке, о добре и зле, радости и страдании, — автор не пытается учить и наставлять читателя, отец Владимир просто делится своим личным опытом обретения радости и ощущения близости Бога.


«Н.А. Заболоцкий: pro et contra. Личность и творчество Н. А. Заболоцкого в оценке писателей, критиков, исследователей. Антология» — собрание текстов об одном из крупнейших поэтов XX в., чья поэзия, однако, была в высшей степени своеобразной и притом была и настоящей полноценной философии: в этом своеобразии и этой философии помогают разобраться: Багрицкого, Мандельштама, Ахматова, Фадеева, Зощенко, Адамовича, Иванова-Разумника, Набокова, Бродского, Седаковой, Аннинского, Жолковского и др.


«Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем» — выдающегося исследователя древнерусской культуры Дмитрия Лихачева и писателя Николая Самвеляна — книга весьма интересная: два представителя гуманитарной элиты СССР в конце 80-х гг. XX в. обсуждают возможные пути развития (и соответственно — возможные опасности) страны и человечества в целом. Лихачев, например, здесь говорит:

«По моему глубочайшему убеждению, XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта обязательна. Технике должна быть определена четко служебная роль. Не иначе. Если этого не произойдет, если техника не займет только «помогающее» человеку место, но не более того, она начнет работать не на человека, а на самое себя. … техника должна быть переориентирована. Вместо того чтобы служить часто авантюристическим, непроверенным целям, так называемым «стройкам века», погоне за немедленным и грандиозным успехом, гигантомании, безудержной «эксплуатации будущего», отбиранию природных богатств у наших потомков, техника должна быть направлена на создание творческой гомосферы. Есть биосфера, это понятие известно всем. А есть и гомосфера — сфера созданной человеком культуры, нравственной среды, без которой он перестает быть человеком. … человек живет не только в определенной биосфере (термин академика Вернадского), но и в некой сфере, созданной в результате культурной деятельности его предков. Человек хозяйственно осваивает природу, изменяет почвы, растительность, строит… Поколения людей создают язык, письменность, литературу, все виды искусств, науку, обычаи, формируют свое поведение. С первых же своих шагов человек попадает в некую гомосферу … самый крупный экономический успех будет идти от успехов нравственных, от развития культуры памяти, от общественной помощи старикам и больным».


«О филологии» — сборник работа выдающегося исследователя древнерусской культуры Дмитрия Лихачева: «Принцип изучения в изучении литературы», «Об общественной ответственности литературоведения», «Еще о точности литературоведения», «История — мать истины», «Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения», «Несколько мыслей о «неточности» искусства и стилистических направлениях», «Контрапункт стилей как особенность искусств», «Будущее литературы как предмет изучения», «Первые семьсот лет русской литературы», «Своеобразие исторического пути русской литературы X—XVII вв.», «Задачи текстологии», «Об искусстве слова и филологи». В книге можно найти множество нетривиальных мыслей вроде этой:

«На Западе характерно появление учения Франциска Ассизского, в Византии — типологически близкого учения Григория Паламы с его индивидуализацией религиозного сознания и первыми элементами оправдания тела. Но Франциск Ассизский и Григорий Палама — это только характерные личности Предвозрождения. Течение Предренессанса широко и глубоко: оно захватывает многие культурные явления, часть которых боролась между собой. Ни одно из культурных явлений XIV — начала XV в. не остается в стороне от течения Предренессанса».

«Для России XIV–XV вв. особое значение все же имели предвозрожденческие мотивы в учении исихастов».

«Поскольку божественное начало пронизывает собой мир (бог обнаруживает себя в мире в бесчисленных несозданных энергиях), тема бессилия полностью выразить словом божественную сущность становится темой бессилия слова вообще. Вот почему «плетение словес» достигает особой напряженности в похвалах святым».

«Близость учения исихастов к предвозрожденческим настроениям и мотивам состоит не в отдельных их утверждениях, которые все в той или иной степени находятся в пределах православной традиции, сколько в акцентах, расставленных по-новому, и в новой «системе» утверждений, в «стиле» его богословствования. […] Предренессанс не перешел в Ренессанс […]. Централизованное государство отнимало все духовные силы».

«Учение исихастов было теснейшим образом связано и с литературной практикой конца XIV — начала XV в. Сомнения в рациональной постижимости мира привели к развитию в литературе эмоциональности, к экспрессивности стиля, к динамичности описаний».


«”Слово о полку Игореве” и культура его времени» — книга, где выдающийся исследователь древнерусской культуры показывает, что ее наиболее известный шедевр («Слово о полку Игореве») — не исключение, показывает его на фоне той культуры, что его породила — христианской древнерусской культуры:

«”Слово о полку Игореве” принадлежит к тому же стилю, к которому принадлежат “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона, «Повесть временных лет» и все другие летописи, жития Бориса и Глеба, “Слово о погибели Русской земли” и вся вообще литература и искусство домонгольской Руси. …

Христианство пришло на смену древнерусскому язычеству — язычеству, типичному именно для родового строя. В древнерусском язычестве гнездился страх перед могуществом природы — природы, враждебной человеку и властвующей над ним. В месте с феодализмом и христианством пришло новое художественное познание мира, создавшее великий монументальный стиль домонгольского древнерусского искусства».


«Очерки по философии художественного творчества» — собрание текстов выдающегося исследователя древнерусской культуры Дмитрия Лихачева, где он, отталкиваясь от своих культурологических, литературоведческих исследований, занимается рядом философских вопросов: «Искусство и наука», «Принцип дополнительности в изучении литературы», «Закономерности и антизакономерности в изучении литературы», «Строение литературы», «О неточности искусства и несколько мыслей о стилистических направлениях», «Контрапункт стилей как особенность искусства», «Через хаос к гармонии», «Обособление творения от творца», «Два типа границ между культурами», «Принцип историзма в изучении литературы», «Литература как общение и полифония», «Концептосфера русского языка».

Музыка

«Начало и становление европейской музыки. Дополнительные материалы». Вниманию читателя представлены аудиофрагменты, сопровождающие курс лекций игумена Петра (Мещеринова) «Начало и становление европейской музыки», вышедший в виде книги в издательстве «Гранат». Порядок композиций соответствует порядку, представленному в книге. Приятного чтения и прослушивания!


«Bestiarium (Animales Y Naturaleza En La Música Medieval)» (Бестиарий. Животные и природа в средневековой музыке) — альбом итальянского ансамбля «La Reverdie» 1991 г.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle