Август богат на Господские праздники — то есть праздники, посвященные Господу. Появление трех Спасов — так именуются августовские праздники в народе — в последнем месяце лета неслучайно. И хотя они все установлены для прославления Бога, богослужебная торжественность каждого из них различна.
Медовый Спас, или викториальный день
Первый Спас, называемый также Медовым, Мокрым или Спасом на воде, празднуется 1/14 августа (по старому и новому стилю). Он связан с торжеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Эта память была установлена по случаю побед в 1164 г. греческого царя Макуина над сарацинами и русского князя Андрея Боголюбского над болгарами. Такие памятные даты с XVIII века в Русской Церкви стали называться «викториальными днями» (от лат. victoria — победа). Несмотря на то, что событие произошло в XII веке, богослужение по этому поводу было установлено на Руси не ранее XV столетия. До этого, вероятно, в этот день совершалось только молебное пение. Интересно, что в Греческой Церкви 1 августа совершается богослужение только в честь Честных Древ Животворящего Креста Господня. У нас этот праздник до недавнего времени соединялся с воспоминанием Крещения Руси.
Почитание Всемилостивого Спаса отразилось в отечественной иконографии. Если до XII века Спаситель изображался как нелицеприятный Судия, строгий и аскетически-суровый, то с этого времени стало преобладать изображение Христа как Доброго Пастыря, кроткого, смиренного, любящего и милосердного к людям.
Яблочный Спас на горе
6/19 августа Церковь вспоминает Преображение Господа на горе Фавор. О нем повествуют трое евангелистов (Мф 17:1–13; Мк 9:2–13; Лк 9:28–36). Термин «преображение» с греческого языка буквально означает «превращение в другой вид» или «изменение формы». В народе эта дата именуется Яблочным Спасом, Спасом на горе.
Праздник относится к числу двунадесятых (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать), то есть он входит в состав одного из двенадцати великих праздников, которые посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Однако событие вошло в церковный богослужебный календарь не раньше V века. В это время появляются первые Слова (вид литературного жанра) у Святых Отцов на Преображение. К середине VIII столетия он уже входил в число одиннадцати важнейших.
Совершение празднования Преображения в августе связано с тем, что 6-го числа были освящены три храма на Фаворской горе. Протопресвитер Александр Шмеман отмечает, что «до своего “оформления” в отдельный праздник воспоминание Преображения несомненно было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “да егда Тя узрят распинаема…”. И на Западе евангельский рассказ о Преображении до сих пор составляет чтение первого воскресения Великого поста».
Так Хлебный или Ореховый Спас?
Ореховый Спас, Спас на полотне (Спас на холсте) или Хлебный Спас празднуется 16/29 августа. В этот день Церковь вспоминает перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году. При земной жизни Спасителя Эдесса была столицей северного государства в Месопотамии — Осроэны. Ее царь Авгарь V Черный (13–50 гг.) был поражен проказой. Услышав об Иисусе, он уверовал в Него и отправил к Нему весть с просьбой об исцелении. При этом он послал к Божественному Учителю своего живописца, чтобы тот привез изображение Господа. Художник встретил Спасителя и получил от Него убрус, то есть полотенце, которым Он отер Свое лицо после умывания. На этом холсте отобразился лик Иисуса, от которого царь впоследствии получил исцеление, а святыне уделил особое место в своем дворце. В 944 году византийский император Константин Багрянородный (912–959 гг.) выкупил Образ и торжественно перенес его в православную столицу империи.
Какие богослужебные особенности и традиции трех Спасов?
В день памяти Изнесения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса на Утрени из алтаря на центр храма выносится Крест для поклонения верующим. Это один из трех раз в году: Крест также полагается на середине храма в праздник Воздвижения Креста и в Крестопоклонную Неделю в Великом посту. В этот день освящается вода. В Византии август был очень жарким, что дополнительно провоцировало вспышки болезней и их распространение. В связи с этим из императорского дворца износился Крест. С ним совершались шествия по всему Константинополю. За день до памяти в честь Успения Богородицы (15/28 августа) Крест возвращали в царские палаты.
Совершается освящение меда, которое связано с тем, что в это время начинается основной сбор этого нектара. В некоторых местах есть традиция освящать мак, так как название этого растения созвучно с прозвищем семи мучеников — Маккавеи. Их память приходится также на этот день. Кроме того, с 1/14 августа начинается Успенский пост, который продлится две недели.
Богослужение праздника Преображения Господня совершается более торжественно, чем на Медовый или Ореховый Спасы. На Утрене после полиелея поется величание. А после Божественной литургии освящаются фрукты. На Руси к этому времени поспевали яблоки. Отсюда и название — Яблочный Спас. На Востоке к началу августа созревали виноград и злаки, которые верующие приносили в храм в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. В первые века часть урожая христиане жертвовали для совершения Таинства Евхаристии.
Освящение орехов в день перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа обосновано тем, что в нашей стране к этому времени созревают лесные орехи.
Смысл не в освящении плодов!
Смысл празднуемых событий заключается не в освящении тех плодов, которые отражены в народных названиях праздников. Освящая снеди, мы приносим в храм начатки нового урожая в качестве пожертвования, посвящая их Богу. Конечно, они никоим образом не «заряжаются» благодатью. Смысл приношения — получить благословение на ту бо́льшую часть своего достатка, от которого была отделена условная «десятина». Она идет на поддержание служащих храма, которые, согласно Писанию, питаются от жертвенника. А также используется для поддержки нуждающихся в еде и для трапез, которые верующий устраивает в честь Господа. Такая практика восходит еще к ветхозаветному времени. Иудеи приносили в Храм часть от всего, что только возрастало в их хозяйстве.
Событие Преображения Господня заключает в себе важный богословский смысл. Оно изображает состояние, в котором христианин будет находиться после Второго Пришествия. Этого удостоятся те, кто будет пребывать в Царстве Небесном вместе с Творцом. В приписываемом святителю Иоанну Златоусту Слове на Преображение ясно говорится:
«Христос преобразился не напрасно, но чтобы показать нам будущее преображение природы, будущее спасение, второе пришествие на облаках с голосом архангельским».