Первая седмица Великого поста посвящена Православию. В воскресение служится чин Торжества Православия — в память о победе над иконоборцами и победе догматической истины. В чем связь поста и догмата? И почему вспоминается прежде всего иконопочитание — на поверхностный взгляд, вещь, скорее относящиеся к культу, но не к догмату, не к богословию?
Пост — время покаяния, метанойи, по-гречески — смены ума. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство» — измените свой ум. Бог, воплотившись, открыл в первую очередь истину о Себе. Не покаявшись, не изменившись внутрене умом, мы не откроем себе путь к Богопознанию.
Церковь преподает истины о Боге в форме догмата. Так, для не покаявшегося догматы останутся лишь древними заумными формулами. Святой — вот истинный богослов. А пост — школа святости. В первую седмицу Поста Церковь напоминает нам об этом.
Догмат об иконопочитании оказывется на поверку наиважнейшим, затрагивающим самую сердцевину Благой Вести. «Бога никто никогда не видел» — следовательно, икона невозможна. Но «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» — Бог воплотился, Он стал человеком во всем. Следовательно, Его можно изобразить, и икона возможна. Тот, кто отрицает икону, отрицает самую суть Благой Вести: если невозможна икона, то и Боговоплощения не было. Нам надо только суметь удержаться на высоте библейского Богпозания, не делать из икон идолов. «Я увидел человеческое лицо Бога, и душа моя была спасена» — так говорил защитник икон Иоанн Дамаскин.
Православие называется Православием, ортодоксией, именно потому, что, как мы верим, оно сохранило учение апостолов неповрежденным. В эти дни мы празднуем чистоту и полноту православной истины.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
Посмотрим, что в эти дни говорит Церковь в своем богослужении.
«Упразднено праматери Евы осуждение, / ибо Ты, Богородица чистая, / родила неизъяснимо всех Владыку, / Чье подобие на иконах / мы ныне целуем». — Бог, воплотившись, умерев на Кресте и воскреснув, спас нас — вот кратчайшее изложение того, во что мы верим. Спас от чего? Прежде всего — от первородного греха. И вот мы «целуем подобие» Того, Кто спас нас.
«Неизобразимое Слово Отчее / при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, / и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, / с Божественною красотой соединило. / И мы, исповедуя наше спасение, / делом и словом его изображаем» — Вот тайна спасения: Неизобразимое, То, что никто никогда не видел, изобразилось, стало Образом, чтобы восстановить наш искаженный образ. Здесь хорошо вспомнить, что, согласно учению Иоанна Дамаскина, нерукотворные иконы — это прежде всего люди, созданные по образу Божьему. Иконы, коим надо отдавать почитание — наши близкие. Поэтому, согласно Дамаскину, мы при встрече должны кланятся.
Бог стал человеком полностью — не видимостью человека, не призраком. Иначе человеческая природа не была бы спасена. «Изображение Твое во плоти восстанавливая, Господи, / мы, как надлежит, его целуем, / изъясняя великое таинство домостроительства Твоего; / ибо не призрачно, как говорят богоборные сыны Манеса, / Ты явился нам, Человеколюбец, / но истинно и в естественной плоти, / и тем возводишь нас к любви Твоей и к Тебе стремлению».
Кто воплотился? Один из Троицы. Господь открыл нам истину о Себе: Он есть Триединство Любви. «Мы единого Господа Бога знаем, / в трех Ипостасях принимающего поклонение, / и Ему Одному служа, / единую веру и единое крещение имеем / и во Христа облечены. / И вот, исповедуя наше спасение, / делом и словом его изображаем».
И вот мы ликуем, исповедуя истину Христову. «День радостный и веселия исполненный сегодня явлен: / ибо светлость догматов истиннейших блистает, / и сияет Церковь Христова, украшенная / ныне восстановленными святыми иконами, / и изображениями, и блеском их красоты, / и осуществляется единомыслие верных богоугодное». Истина прекрасна, Красота истинна.
(Цитаты приводятся по русскому переводу Триоди Постной).
ПОКАЯНИЕ
Эту первую седмицу Великого поста мы читали Великий канон Андрея Критского, молились словами Ефрема Сирина. Так великие святые учат нас покаянию.
Великий Канон вы можете послушать у нас в исполнении хора Киево-Печерской Лавры и Патриарха Пимена.
Толкование Великого Покаянного Канона можно найти у Игнатии (Петровской), отца Александра Шмемана, владыки Виссариона (Нечаева).
Советуем прослушать или прочитать «Книгу скорбных песнопений» Григора Нарекаци — «армянского Андрея Критского».
«Толкование на молитву прп. Ефрема Сирина» содержит саму молитву, стихи Пушкина и Лермонтова, толквание Валентина Свенцицкого и обширные толкования Луки Крымского и Иннокентия Херсонского.
ПРОПОВЕДИ
Предлагаем несколько проповедей в Неделю Православия:
Священномученика Сергия (Мечева) 1929 г.
ДОГМАТ ОБ ИКОНОПОЧИТАНИИ
Об исторической и догматической стороне иконопочитания можно узнать из следующих материалов.
1) Пять лекций Ирины Языковой «Икона в секулярном мире».
2) Ее же замечательная книга «Богословие иконы».
3) Классический труд Успенского «Богословие иконы Православной Церкви».
4) О споре иконоборцев и иконопочитателей можно прочесть во «Вселенских соборах» Карташева.
5) Конечно, главное догматическое сочинение Церкви на тему икон — «Три слова в защиту иконопочитания» Иоанна Дамаскина.