Три подборки Владимира Шалларя:
Власть и насилие в древнерусской тео-полито-логии: семь текстов. Дракула, антихрист, Москва-Рим-Вавилон, грозный царь, страстотерпцы, иосифляне, нестяжатели.
Книги о преподобном Серафиме Саровском. Недавно Церковь вспоминала 190-летие со дня кончины преподобного Серафима Саровского, «главного русского святого». Собрали тексты о нем.
Дневники святых и несвятых. Дневниковые записи святителя Николая Японского, праведного Иоанна Кронштадтского, Н. Пирогова, М. Пришвина и других.
Два материала о Богоявлении:
Богоявление: литургическое почитание, богослужебные особенности, иконография. Диакон Алексей Ремизов: Правда ли, что в древности Рождество Христово и Крещение праздновали одновременно? В чем различия богослужения на Рождество и Богоявление? Разбираемся вместе.
Крещение Господне. Дарья Сивашенкова: омовение водой — это окончание Ветхого Завета, приготовление к завету Новому. Новозаветное крещение, которое примут люди из рук Христа, соединит их со Спасителем гораздо крепче, чем омовение в водах Иордана.
Два просветительских материала:
Откуда в христианстве священники. Сегодняшняя церковная реальность существенно отличается от атмосферы ликования и радости вокруг Христа во время Его проповеди: вместо свободы появляется Устав. Как появились священники в Церкви? Разбираемся вместе с протоиереем Димитрием Сизоненко.
Клайв Льюис. Путешествуя по труднодоступным местам. Сочинения Клайва Льюиса предсказали деспотический потенциал мнения большинства, основанного на искусственно созданной морали, оторванной от реальности. Как взгляды Льюиса проецировались на его творчество? И можно ли его считать «анонимным православным»? Об этом размышляет Эдит Хамфри в книге «Ввысь и вглубь. Христианские беседы с К. С. Льюисом».
Статьи в «Новом Граде» и «Пути». Собрание статей великого христианского философа Николая Бердяева в журналах «Новый Град» и «Путь». 20–30-е гг. XX в.: эпоха нарастающей полномасштабной катастрофы после Первой мировой — перед Второй мировой. Абсолютная классика политической, религиозно-философской публицистики. Вот несколько заголовков: «Война и эсхатология»; «Христианство и социальный строй»; «Персонализм и марксизм»; «Многобожие и национализм»; «Утопический этатизм евразийцев»; «Спор о монархии, о буржуазности и о свободе мысли»; «О духовной буржуазности»; «Христианство и революция»; «О социальном персонализме»; «Парадоксы свободы в социальной жизни» и т. д. и т. п.
Довыложили собрание сочинений Салтыкова-Щедрина, классика сатиры XIX века, о котором игумен Петр (Мещеринов) говорил: «Салтыков-Щедрин — писатель сложный, трагический и при всех его сатирических уколах в адрес современного ему клира писатель глубоко христианский».
Господа Головлевы. Убежище Монрепо. «Я знал формы, в которых проявлялось созидание полной чаши, но не понимал внутреннего содержания этих форм. Для меня оставалась скрытой та страшная масса усилий, физического труда, изнеможений, пота, ропота и отчаяний, которыми сопровождалось устроение полной чаши. Кажется, что я думал так: стоит папеньке с маменькой только приказать старосте Лукьянычу – и у нас будет и рожь, и овес, и сено…»
Невинные рассказы. Сатиры в прозе. «Россияне так изолгались в какие-нибудь пять лет времени, что решительно ничего нельзя понять в этой всеобщей хлестаковщине. В публичных местах нет отбоя от либералов всевозможных шерстей…»
Губернские очерки. «Жили мы тут как у Христа за пазушкой; съездишь, бывало, в год раз в губернский город, поклонишься чем бог послал благодетелям и знать больше ничего не хочешь. Этого и не бывало, чтоб под суд попасть, или ревизии там какие-нибудь, как нынче…»
Благонамеренные речи. «Во-первых, скажите, на какой такой «образ действия» я, русский фрондёр, могу претендовать? Агитировать — запрещено; революции затевать — тем паче. Везде, куда бы я ни сунул свой нос, я слышу: что вы! куда вы! да имейте же терпение!»
Критика. Публицистика. Статьи. Проза. Рецензии. Разные произведения
Довыложили собрание месс великого композитора XVIII века Гайдна:
Missa in angustiis (Nelson Mass). «Месса из смутных времен» — последняя из написанных Гайдном месс; многие считают ее величайшим его произведением. «Смутные времена»: разгар наполеоновских войн, смутное время для Европы, для родины композитора в частности.
Missa Cellensis (Mariazeller Messe). Missa in tempore belli (Paukenmesse). «Месса во время войны» — месса, написанная Гайдном во время объявления в Австрии всеобщей мобилизации, когда правительство запретило даже говорить о мире.