Блог
«Мы молимся о здоровье, которое приятно, а не о том, чтобы Господь нам послал побольше спасительных скорбей. Потому что скорби все равно придут, они все равно понадобятся, но Бог создал нас не для этого», — пишет Владимир Берхин.
Крест, который нам светит впереди
«Как можем мы знать Его? Для этого нам все дано. Прежде всего Его слово, которое звучит в Священном Писании, — вслушайся в Христово слово, и ты познаешь Его», — говорил протоиерей Александр Мень.
Как тайна Вознесения раскрывается в искусстве Востока и Запада
Мы очень плохо представляем, как выглядели Преображение и Вознесение Христа. Художники изображали эти события, опираясь на свой духовный опыт. О различных примерах такого «благодатного произвола» рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко.
«Идиот» в зеркале кинематографа: Куросава, Пырьев, Бортко
Несмотря на множество экранизаций романа Достоевского «Идиот», особенное внимание стоит обратить на то, как он был воспринят и прочитан тремя режиссерами: Акирой Куросавой, Иваном Пырьевым и Владимиром Бортко. Поможет нам в этом филолог, историк, философ Марина Михайлова.
«Боже Сил, для тебя человек — силомер». Поэзия Елены Шварц
Марина Михайлова рассказывает о жизни и творчестве Елены Андреевны Шварц, замечательного, хотя и недостаточно известного русского поэта. Свою жизнь Елена щедро и искренне представила в своих стихах.
Священник Олег Патрикеев: «Мы иконы, но пока об этом не знаем»
Часто мы путаем любовь с собственническими чувствами, с желанием самоутвердиться за чужой счет. Отмотаем же историю мироздания к ее началу и поговорим о любви как принадлежности мира горнего. Своими размышлениями делится священник Олег Патрикеев.
Два художественных описания юности святых
Как стать святым: отвечает русская классическая литература. Империя, коррупция, армия, война: как во всем этом зарождается святость? Ответ на этот вопрос Владимир Шалларь ищет в русской классической литературе.
Медиатека
Продолжаем пополнять собрание сочинений Ивана Тургенева, а также соответствующие аудиокниги:
Иван Тургенев — один из столпов «великой русской литературы», интересный тем, что, в отличие от других «великих русских писателей» (Гоголя, Достоевского, Толстого), религиозность Тургенева — крайне неоднозначная тема: антирелигиозный писатель? не интересующийся религиозными проблемами? — дискутируемый вопрос, вот несколько мнений:
Филолог и теолог свящ. Г. Чистяков: «Тургенев, в отличие от большинства своих современников, открыто признавал свое неверие. «Попов я ненавижу всей душой». Однако есть что-то такое в личности и творчестве Тургенева, что заставляет нас говорить о том, что его нехристианство было скорее декларативным, чем действительным. Если заглянуть в сердце Тургенева, мне видится в нем все-таки вера, христианство».
Писатель и тургеневовед Б. Зайцев: «Некий холодок шел уже на него из «пустой беспредельности» — он называл так небо. При подобном ощущении мира, конечно, ближе ему «влажная лапка утки», или «капли воды, падающие с морды неподвижной коровы», чем голубая безбрежность. Если Бога нет и небо пусто, то уж уютней с уткой и коровой. Он писал, разумеется, и всякие нежности Виардо: в любовь светлее, легче уходишь, чем в коровью морду».
Философ Лев Шестов: «Напомню приводимый Тургеневым рассказ о том, как он разговаривал с Белинским: «мы не решили еще вопроса о существовании Бога, сказал он однажды с горьким упреком, а вы хотите есть». Тут не только Белинский, тут и Тургенев сказался. Такими были и Толстой и Достоевский — почти все выдающиеся и не выдающиеся русские писатели. Они все хотят выпытать у Европы ее последнее слово о Боге. Тургенев отличался от других лишь несколько большей сдержанностью. Ему казалось, что прежде чем спрашивать у Европы ее последнее слово, нужно разобрать ее первые слова».
— Рудин
— Новь. Повести и рассказы 1874–1877
— Ася. Повести и рассказы 1853–1857
— Степной король Лир. Вешние воды. Повести и рассказы 1868–1872
— Дневник лишнего человека. Муму. Повести и рассказы 1844–1854. Статьи и рецензии 1850–1854
Вознесение Господне: радость прощания и надежда на встречу
Прямой эфир с протоиереем Димитрием Юревичем, кандидатом богословия, заведующим кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии. Таинственное и непостижимое явление Вознесения Христова. Что мы знаем о нем? Почему евангелисты так скупы на описание этого чуда? И откуда столько расхождений, противоречий и гипотез о самом Вознесении, о сроках пребывания Христа после Воскресения в нашем мире? Куда вознесся Христос? И почему апостолы ушли с Елеонской горы радостными? Что значит Вознесение для них, для всех остальных людей, для Самого Христа? Что оно значит для нас, живущих сегодня? Говорим об этом с протоиереем Димитрием Юревичем, кандидатом богословия, заведующим кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии. Ведет эфир журналист Ольга Лебединская.
Промысл Божий и научная картина мира
Прямой эфир с ученым и священником Сергеем Кривовичевым — генеральным директором Кольского научного центра РАН, настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы г. Апатиты, кандидатом богословия, преподавателем Санкт-Петербургской Духовной Академии. Почему мир устроен именно так, а не иначе? Какие открытия подтверждают идею сотворения Вселенной для человека как разумного существа? Можно ли увидеть отражение мироздания в красоте земного минерала? Что сокрыто в законах природы? Определяет ли Господь все события, происходящие на Земле? Что такое промысл Божий с точки зрения естествознания? Говорим об этом с ученым и священником Сергеем Кривовичевым — генеральным директором Кольского научного центра РАН, настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы г. Апатиты, кандидатом богословия, преподавателем Санкт-Петербургской Духовной Академии. Ведет эфир журналист Ольга Лебединская.