В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» публикуется текст с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».
Сегодня публикуем одну из речей митрополита Николая (Ярушевича), «златоуста XX века» (клише, которое вы найдете во множестве аттестаций наследия митрополита Николая), выдающегося проповедника, богослова, педагога, дипломата, одной из центральных фигур истории Русской Церкви 20–50-х гг. XX в., одного из основных участников возрождения структур Московской Патриархии после встречи Сталина с тремя митрополитами в 1943 г. (одним из них был как раз митрополит Николай), первого главы ОВЦС, главы Издательского отдела, члена Советского комитета защиты мира и Всемирного совета мира. Митрополит Николай — один из создателей того православного миротворческого, антимилитаристского богословия, которому посвящен наш цикл — один из плодовитейших авторов по этой тематике; Анатолий Ведерников, один из классиков этого богословия, статью которого мы публиковали в прошлый раз, — сотрудник митрополита Николая; митрополит Никодим (Ротов), публикацией фундаментального очерка которого мы начали этот цикл, сменяет митрополита Николая на перечисленных выше постах. Вот одна из речей митрополита Николая.
РЕЧЬ НА ВТОРОЙ СЕССИИ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА МИРА (Вена, 5 ноября 1951 г.)
Дорогие друзья по борьбе за мир!
Не только у человека идейного, честного, руководящегося высокими моральными принципами, но даже у просто человека здравомыслящего не может быть сомнений в том, чем должна окончиться борьба за мир. Ведь кто является участником этой борьбы? С одной стороны — численно ничтожная группа человеконенавистников, для кого проклятия по их адресу звучат слаще славословий, людей, все упрямее и все настойчивее грозящих человечеству новой катастрофой, а с другой — подавляющая масса человечества с его неисчерпаемыми силами жизнелюбия, с его неутомимым, неистребимым и непрестанным стремлением к миру и созиданию.
Что нам нужно делать?
Наше время — время величайшей ответственности, потому что эта борьба приблизилась к зениту.
Первый долг каждого из нас, борющихся за мир,— неустанно, на каждом шагу, всеми честными мерами воздействия влиять на того «среднего» человека, который еще не вошел в наши ряды. Необходимо разъяснять именно ему величайшее значение и ответственность наших дней перед грядущими столетиями и нашего поколения — перед многими поколениями потомков, цель и смысл борьбы за мир и роль в ней его, этого «среднего» человека, его силы, его возможности. Колеблющемуся, сомневающемуся, обманутому, устрашенному надо помочь разобраться в том, что происходит в действительности, что представляется ему, опутанному паутиной лжи, сложным, сумбурным, противоречивым и что на самом деле именно до крайности просто. Разъяснять это ему фактами точными, истинами самоочевидными, примерами наглядными, житейскими, доступными пониманию каждого. Убеждать его в том, что нет в мире силы, более властной и решающей, чем сам человек; что судьба мира во всем мире — в руках его самого, простого человека.
Борьба за мир есть прежде всего борьба с зачинщиками войны. Во взаимности, в единении участников этой борьбы — залог успеха. Человек силен соседом, и надо соседство это всемерно расширять.
И как только сомневающийся, колеблющийся, слабый найдет в себе решимость примкнуть к тем, кто уже определил свою дорогу; как только вступит он в строй объединенных идеей, сильных единой волей, — он обретет те уверенность и спокойствие, которые ведут и приведут борцов за мир к безопасности, к победе над силами зла.
В единении сила! Эта старая истина зовет нас умножать, удесятерять наши ряды, она зовет нас трудиться, не страшась усталости, не жалея сил и энергии, над этим великим делом умножения армии защитников мира!
Это наш священный долг, дорогие друзья, и каждый из нас хорошо отдает себе в этом отчет!
Каким только ядом ни пытаются отравить сознание людей враги мира!
Те, чья пища — пот трудящихся и братоубийственная кровь, на протяжении веков внушали забитым человеческим массам «аксиому», что война есть такое же неизбежное стихийное бедствие, как землетрясение, наводнение, ураган, засуха, мор. Но не ясно ли, что зверя войны выпускает на волю не «неизбежность», не «судьба», а недобрая человеческая воля?!
Апологеты человекоистребления утверждают, что война способствует пробуждению в человеке самых высоких его чувств: самопожертвования, мужества, отваги, благородства. Но не очевидно ли, что спасти утопающего, рискуя собственной жизнью, более благородно, чем с наибольшим искусством убить себе подобного?!
Нет, не человек враг человеку. Призвание человека — это его борьба с настоящим, вековечным врагом — природой, стихией. Именно эта борьба, а не человекоубийство развивает в человеке и мужество, и отвагу, и самопожертвование, и благородство. Оросить пустыню, укротить море, остановить ожигающий ветер засухи, заставить плодоносить мертвые дотоле земли, создать новые, небывалые на земле виды флоры и фауны — какое огромное, восхитительное поле для приложения человеческого разума и сил! Создать для человека такие условия, в которых недолгий земной свой путь прошел бы он с наибольшей отрадой, — какая высочайшая, благороднейшая задача! И задача, разрешение которой лежит отнюдь не где-то в поэтической дали «идеального мира», а вполне, как показало наше изумительное время и прекрасная советская действительность, осуществимая — и в недолгий срок — на земле.
И как же низки, злы, жестоки попытки «распорядителей житейского пира» увести человечество от этого счастья, этого света в ледяной мрак пещерных времен!
Низки и, конечно, будут бесплодны! Новыми глазами озирает человек окружающий его мир, голубое спокойное небо и зеленую землю, готовую стать покорной и щедрой…
И как позорно прислуживанье поджигателям войны со стороны ряда деятелей культуры, искусства, поэзии! Проповедуя культ полной свободы от каких бы то ни было моральных начал, культ насилия, пренебрежения к народам и их прошлому, личной вседозволенности, эти подпевалы зачинателей новой войны служат делу разжигания низменных инстинктов и играют видную роль в военной истерии наших дней.
Маленький пример.
Престарелый «бессмертный» академик Поль Клодель, усердно в свое время холопствовавший перед фашистскими оккупантами, этот давний испытанный бард военных замыслов Ватикана, в злобе на человечество дошел до пределов кощунства. В своем стихотворении «Святой Михаил Архангел» он восхваляет парашютистов-карателей французского экспедиционного корпуса в Индокитае вот какими словами:
«Вы — архангелы. Вы — жандармы Бога,
Вы падаете с неба вертикально,
Как воля Бога…»
Нет, не этих умопомраченных любителей мертвечины, а простых людей Франции, Англии, Америки надо спрашивать, услаждает ли их слух свист и рев падающей бомбы и их зрение — вид обугленного детского трупа…
Такая злоба человеконенавистников и их прислужников таит в себе огромную опасность делу мира.
Чем стремительнее идет накопление и нарастание великих сил мира, тем быстрее вращаются шестеренки страшной и злобной военной машины. Кучка заговорщиков, чувствуя приближение того властного хозяйского «нет!», которое скоро скажет им все человечество, торопится, пока еще, как им кажется, есть у них возможности бросить мир в пучину еще небывалых бедствий. В ответ на это
все активные борцы за мир и должны безмерно умножать свои усилия в приобретении все новых и новых сторонников мира для того, чтобы предупредить замышляемое безумие.
Об опасности, остро нависшей над миром, и необходимости усилить борьбу против зачинщиков новой войны с убедительной отчетливостью говорит известная всем нам резолюция Бюро Всемирного Совета Мира на последнем заседании Бюро в Хельсинки.
Резолюция указывает на то, что непрестанная и кровопролитная, на протяжении целого года, война в Корее, до основания разрушившая страну и уничтожившая более миллиона человеческих жизней, не принесла никаких положительных результатов интервентам. Этот факт резолюция сопоставляет с тем огромным откликом во всем мире, который вызвало первое же известие об инициативе прекращения военных действий в Корее.
В самом деле,
разве не ясно, что если могущественная держава, бросившая в «операцию» огромные материальные и людские резервы, не могла на протяжении столь долгого времени покорить малую страну; если народ этой страны не только выдержал тягчайшие, ужаснейшие испытания, но, поддерживаемый сочувствием всего честного человечества, в этой борьбе за правое для него дело черпает новые силы к сопротивлению чужеземцам-захватчикам, — разве не ясно, что продолжение этой преступной авантюры будет вызывать лишь новую ненависть и ожесточение; что в бездонную пропасть будут низвергаться новые потоки огня и железа, новые десятки и сотни тысяч человеческих жизней на печаль людскую и на радость лишь ничтожной кучки фабрикантов смерти? И не очевидно ли, что самый естественный выход из этого гибельного положения — прекратить бойню, вывести из многострадальной страны все чужеземные войска и предоставить разрешение ссоры самим хозяевам дома?
Не потерял своей силы лозунг всего свободолюбивого человечества: руки прочь от Кореи!
А куда ведет это безумное состязание как можно скорее и как можно большее количество государственных денег превратить в орудия уничтожения? Эта гонка, как уверяют ее инициаторы, носит «мирный», оборонительный характер и направлена против опасности, которая якобы грозит «христианской цивилизации»
со стороны Советского Союза и стран народной демократии. Тезис об этой искусственно созданной «опасности» опровергается огромными экономическими успехами свободных стран, немыслимыми при высоком военном бюджете. В странах этих каждый рачительно сэкономленный рубль, злотый, форинт, лея, лев, широко обращенные на нужды народного хозяйства, возвращаются в государственную казну, увеличенные мирным трудом, и не застывают складами мертвого капитала…
Резолюция раскрывает очаги новой военной опасности, раздуваемые в ремилитаризованных Японии и Западной Германии. В самом деле, какой логикой можно объяснить это стремление возродить в качестве положительных те же самые силы, против которых шесть лет боролось человечество, как против сил губительных и людоедских? Уже и в самом стане империалистов раздаются голоса осуждения и страха, который порождает эта самоубийственно-слепая политика…
Резолюция вновь напоминает о постановлении Всемирного Совета Мира требовать заключения соглашения между пятью великими державами, т. е. заключения Пакта Мира* между этими державами, открытого для всех государств.
[*К заключению Пакта Мира между СССР, США, Китаем, Великобританией и Францией призвала советская делегация в 1949 году на 4-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В течении нескольких лет после этого призыв к заключению этого Пакта был одним из главных лозунгов дипломатии СССР, стран «народной демократии», сочувствующих или подконтрольным им движений в странах Запада и третьего мира.]
Огромным, можно сказать, решающим, было бы это событие, и оно — единственный выход из тяжелой предгрозовой обстановки, потому что все нынешние нестроения, раздоры, тяжбы, конфликты, как дипломатические, так и с применением вооруженной силы, — это результат отсутствия именно такого Пакта. Пакт Мира между пятью великими державами стал бы мощным каркасом мира не только для стран — участниц его, но, несомненно, и для всех других государств.
Действительно, простые люди во всех частях света видят в этом Пакте реальную гарантию сохранения мира и предотвращения войны, реальную гарантию сохранения жизни и предотвращения смерти. Народные массы во всем мире исполнены твердой решимости, говоря словами великого певца Поля Робсона, надеть смирительные рубашки на генералов и дипломатов, раздувающих опасность войны.
Недаром же первый призыв к человечеству в Обращении Всемирного Совета Мира прозвучал как мощный удар набатного колокола и вызвал стремительные отклики во всех, самых отдаленных концах света. Человечество ищет прочного, справедливого, длительного мира.
Потерявшие здравый разум и свободные от совести факельщики новой войны говорят, что, дескать, нет надобности в Пакте Мира, потому что для разрешения всех острых и спорных международных вопросов вполне компетентна ООН. Какой убогий лепет! Разве ООН хоть в самой малой мере оправдала возлагавшиеся на нее всем человечеством надежды, как на организацию мира и безопасности народов? И разве можно лишить участия в международной жизни 475-миллионное население страны**, осуществившей давние народные чаяния, нашедшей прочные формы новых социальных отношений и уже давно занятой созидательной плодотворной работой?!
[**Речь идет о Китайской Народной Республике, ставшей членом ООН только в 1971 году]
Заключения Пакта Мира требует общественная совесть всего мира.
Может быть искривлена личная, индивидуальная совесть, можно отгородиться, закрыть уши на голос совести общественной, но заглушить ее нельзя. Она звучала всегда, во все времена и среди всех народов, на протяжении всей человеческой истории, рождала героев и мучеников, требовательно звала на борьбу за правду. Она звучит сейчас с особенной силой, потому что если никогда раньше не стоял мир перед более катастрофической опасностью, то никогда раньше и не было большего единения племен и народов!
Успех борцов за мир неподделен. Семена призывов к миру падают на хорошо подготовленную самой жизнью почву. Работе борцов за мир отзывается огромное встречное движение, потенциальные силы жаждущих мира, которые мы должны до конца вовлекать в мировое движение в защиту мира.
Если в борьбе двух начал — тьмы и света, зла и добра, войны и мира — для всякого честного человека не может быть сомнений в выборе для себя места, то тем более это отсутствие сомнений, колебаний, нерешительности относится к служителям и верующим Православной Церкви, принимавшим активное участие в борьбе против злодейского фашизма и с той же активностью вступившим в стан борцов за мир с первых же дней возникновения этой борьбы.
В июле 1951 г. в Москве встретились Главы пяти Поместных Православных Церквей — Антиохийской, Русской, Грузинской, Румынской и Болгарской — и, по долгу веры и совести, любви и разума, по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Алексия, еще раз обратились к христианам всего мира с горячим призывом — умножить свои усилия в деле защиты мира во всем мире, тем делая невозможным вторжение в нашу жизнь ада новой мировой войны, и, в первую очередь, отдать свои подписи под требованием Пакта Мира.
Указывая на тот огромный отклик в исстрадавшихся человеческих сердцах, который вызвал первый призыв к заключению такого Пакта, Обращение православных Патриархов говорит: «Миллионы подписей под этим требованием, умножаясь с каждым днем, превращаются в могучую силу, грозную для замышляющих злое, и свидетельствуют о том, что люди доброй воли, в совершаемых ими делах освобождения, идут навстречу Царству Мира и хотят, чтобы оно наступило здесь, а не в каком-то отдаленном месте, сейчас, а не в какие-то отдаленные времена».
Единодушно и единогласно представители пяти Поместных Православных Церквей утверждают, что
непримиримая борьба со злом во всех его видах есть христианский принцип, христианский долг и что поэтому борьба с нищетой, угнетением, несправедливостью должна находить и находит в нас, христианах, естественных союзников.
От лица огромной массы православных верующих Русской Церкви, вместе с Главами упомянутых Церквей, я еще и еще раз подчеркиваю наше всецелое единодушие в вопросе о самой насущной, категорической необходимости заключения Пакта Мира, высказывая твердую надежду на то, что согласными усилиями людей доброй воли Пакт этот будет заключен.
Оканчивая свое выступление, я хочу с этой высокой трибуны особо обратиться к христианам всех исповеданий, еще не осознавшим до конца своего христианского долга защищать дело мира всеми силами души, всей своей энергией, во имя исповедуемого нами Христа, — с пламенным призывом присоединиться к великой армии борцов за мир, к подавляющему большинству человечества, отстаивающему свои права на счастливую, мирную жизнь.
Будем едины в защите мира, братья-христиане!
Будем едины, все простые люди всего мира!
Перед грозной силой нашего единства позорно отступят человеконенавистники, кто благополучие свое строит на людских страданиях и крови.
Единым дыханием почти шестисот миллионов людей, уже подпиравших Обращение, мы произносим, мы требуем и мы утверждаем одно:
миру — мир!
Митрополит Николай
Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 11, 1951 год.