Блог
В рубрике «Московская Патриархия в защиту мира» публикуем одну из речей митрополита Николая (Ярушевича), «златоуста XX века» (клише, которое вы найдете во множестве аттестаций наследия митрополита Николая), выдающегося проповедника, богослова, педагога, дипломата, одной из центральных фигур истории Русской Церкви 20–50-х гг. XX в., один из основных участников возрождения структур Московской Патриархии после встречи Сталина с тремя митрополитами в 1943 г. (одним из них был как раз митрополит Николай), первого главы ОВЦС, главы Издательского отдела, члена Советского комитета защиты мира и Всемирного совета мира. Митрополит Николай — один из создателей того православного миротворческого, антимилитаристского богословия, которому посвящен наш цикл — один из плодовитейших авторов по этой тематике; Анатолий Ведерников, один из классиков этого богословия, статью которого мы публиковали в прошлый раз, — сотрудник митрополита Николая; митрополит Никодим (Ротов), публикацией фундаментального очерка которого мы начали этот цикл, сменяет митрополита Николая на перечисленных выше постах. Вот цитаты из предлагаемой речи митрополита Николая:
«Те, чья пища — пот трудящихся и братоубийственная кровь, на протяжении веков внушали забитым человеческим массам «аксиому», что война есть такое же неизбежное стихийное бедствие, как землетрясение, наводнение, ураган, засуха, мор. Но не ясно ли, что зверя войны выпускает на волю не «неизбежность», не «судьба», а недобрая человеческая воля?!
Апологеты человекоистребления утверждают, что война способствует пробуждению в человеке самых высоких его чувств: самопожертвования, мужества, отваги, благородства. Но не очевидно ли, что спасти утопающего, рискуя собственной жизнью, более благородно, чем с наибольшим искусством убить себе подобного?!»
Владимир Шалларь: к 190-летию преставления классика мистико-аскетической литературы исследуем пять ее жанров.
К 120-летию Ивлина Во: «злобно веселое и существенно религиозное нападение на современный мир»
Владимир Шалларь: обзор всех романов христианского сатирика. 28 октября исполняется 120 лет со дня рождения Ивлина Во. Эдмунд Вилсон, выдающийся американский критик, называл Во «единственным первоклассным комическим гением, который появился в английской литературе начиная с Бернарда Шоу»; но надо ухватить, что этот комический гений ведет сущностно религиозную, христианскую борьбу с современным миром, с элитами Британии (золотой молодежью империи, ее журналистикой, ее колониализмом, ее военно-бюрократической машиной, ее нравами, ее — и всей современности — пустотой, распадом).
Загадка Яконовского храма, или Зачем сегодня реставрировать церкви
Сейчас кажется, что дешевле построить новый, чем реставрировать старый храм. Но есть люди, которые горят идеей восстановления церквей. Зачем это им нужно, рассказывает реставратор Елизавета Орловская, несколько лет возрождающая сельский храм.
Можно ли культивировать любовь?
«Возлюбить ближнего» — это некий модный психологический тренд или необходимое условие, без которого невозможно выполнить заповедь? Никита Плащевский пытается разобраться с тем, что такое любовь и можно ли ее «взрастить» в себе.
Надоело, все по кругу? Где точка отсчета у христианина
Протоиерей Владимир Хулап: состояние «духовной нищеты» — пустота в сердце человека. Пустота — не как уныние, депрессия или разочарование, а как свобода — свободное место, куда может прийти Бог и наполнить его.
Вечной жизни нет там, где нет Бога. Вселенская родительская суббота
Архимандрит Виктор (Мамонтов): «Церковь молится за всех, кто жил в этом мире временном, и кто его покинул, и эта молитва творится ради жизни, потому что у Бога мертвых нет, все живые, и Господь всех нас призвал к вечной жизни».
Правда у Бога — в воскресении мертвых
Проповедь святителя Луки Крымского в Неделю 20-ю по Пятидесятнице:
«Скажите, в наши страшные дни, когда в несчастной стране корейской творятся чудовищные преступления, чудовищные злодеяния, от которых содрогаются сердца милосердных людей, как, как может быть, чтобы Господь попустил уничтожить этот героический народ?
О, не может быть, никогда не может быть!
Если даже останутся разбойники-агрессоры безнаказанными теперь, в жизни этой, то ждет их воскресение — страшное воскресение на суд.
И предстанут они, с ног до головы облитые кровью детей и женщин, стариков и старух Кореи, предстанут эти разбойники, сжигавшие напалмом жилища мирного населения.
Получат воздаяние все несчастные, все страдавшие, все гонимые, все преследуемые за Христа — получат воздаяние в радости райской.
Получат воздаяние и те окаянные, которые попирали закон Христов, которые сеяли везде сатанинскую ненависть».
Стримы
Совсем недавно были найдены магнитофонные записи богослужений второй половины 60-х гг., сделанные в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. То время — начало эпохи митрополита Никодима (Ротова) — блестящего церковного иерарха XX в. Оно было сложным для Церкви. И сохранилось мало аудио- и видеоматериалов тех лет. Поэтому так интересны и важны эти записи. На них можно услышать голоса архимандрита Ювеналия (Пояркова), епископа Филарета (Вахромеева), будущего Патриарха Антиохийского Игнатия и других. Как были найдены эти записи? Как появился проект «Митрополит Никодим: литургическое наследие»? Какова была певческая культура и особенности богослужения тех лет? Об этом рассказывает руководитель проекта протоиерей Александр Сорокин — кандидат богословия, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, ответственный редактор журнала Санкт-Петербургской митрополии «Вода живая».
Что такое спасение и что мы можем сделать для ушедших
Спасение — центральная идея христианского мировоззрения и цель христианской жизни. Но что это такое конкретно? В какой момент будет понятно, что человек спасся? Все ли будут спасены, если Христос уже искупил наши грехи? А если не все? Есть ли тогда смысл стараться? Будет ли счастлива мать в раю, зная, что ее сын, грешник, погиб навсегда? Может ли она умолить Господа простить его? И можем ли мы своими молитвами облегчить посмертную участь ушедших близких? Как правильно это делать? И чего делать не стоит? Говорим об этом с протоиереем Максимом Первозванским — клириком храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе.
Книги
«Мир и Эрос. Антология философских текстов о любви» (М., 1991, составитель, автор вступительных статей и комментариев Р. Г. Подольный) — сборник античных, средневековых, христианских, исламских, индийских, ренессансных, нововременных, западноевропейских и российских текстов о любви, в частности — апостола Павла, Августина, Паскаля, Честертона, Льюиса, Фромма, Толстого, Соловьева, Розанова, Шестова, Бердяева и многих, многих других.
«Европа святых. Социальные, политические и культурные аспекты святости в Средние века» — коллективная монография: Представления о святости на европейском Востоке и европейском Западе. Экстремальные и парадоксальные формы святости в византийско-православных и латинских культурах. «Политическая» святость и политические функции культа святых. И многое другое.
Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология (материалы международной конференции Неаполь, май 1997). Составитель Б. А. Успенский: К вопросу о «религиозности» русской интеллигенции: религиозный язык у эсеров-террористов начала XX в. Существует ли в Западной Европе общий социальный тип, соответствующий русской интеллигенции? и пр. и пр.
«Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания» — трехчастное исследование Татьяны Касаткиной: в первой методологической части она обосновывает субъект-субъектный метод чтения, понимания, преподавания, исследования художественных произведений; вторая и третьи части применяют этот метод к экспликации богословских смыслов «Записок из подполья» и художественных текстов «Дневника писателя» Достоевского.
Полное собрание сочинений преподобного старца Зосимы Верховского (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006): «Житие монаха и пустынножителя Василиска», «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска», «Жизнь и подвиги Петра Алексеевича Мичурина в пустынях Сибири», «Поучение о послушании», «Поучения», «Письма». Также в этот том вошло множество материалов о прп. Зосиме: статья «Старец Зосима Верховский и его значение в русской духовной традиции», «Записная книжка преподобного Зосимы с географическими заметками», «Краткие заметки о родословной преподобного Зосимы», «Из архива Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни», «Из Тобольского архива», «Из архива Святейшего Синода», «Из книги И. С. Конюхова “Памятная историческая записка, или летопись, о городе Кузнецке», «Сказание о встрече преподобного старца Зосимы с преподобным Антонием Радонежским (Медведевым)», «Беседа святителя Филарета, митрополита Московского, по освящении храма Пресвятыя Троицы в Троице-Одигитриевском общежитии», «Письма святителя Филарета, митрополита Московского, к настоятельнице Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни игумении Вере (Верховской). 1846–1867 гг.», «Тропарь, кондак и молитва преподобному старцу Зосиме Верховскому».
Литература и музыка
Добавили несколько книг Ивлина Во:
— «Полвека без Ивлина Во» — номер журнала «Иностранная литература» (2016 № 04), посвященный Ивлину Во: сборник статей, эссе, интервью, рецензий Ивлина Во на фильмы и книги.
— «Новая Европа Скотт-Кинга» — повесть Ивлина Во, классика английской литературы: политическая сатира на европейские правые диктатуры.
— Добавили аудиоверсии нескольких рассказов Во.
— Добавили аудиоверсию романа Во «Черная беда», политической и социальной — весьма жестокой — сатиры. Власти страны «третьего мира» решили модернизировать страну. Во высмеивает, однако, не столько «отсталую страну», сколько западных модернизаторов. Англичанки — защитницы животных, например: «сегодня кормили собачек на рыночной площади. Дети пытались отобрать у собачек пищу. Прожорливые паршивцы».
Добавили аудиоверсию романа «Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой», позднего романа Грэма Грина. Доктор Фишер, магнат, ставит своеобразные эксперименты над людьми, пытаясь выяснить границы их жадности и на какие унижения готовы они пойти движимые ею. Жертвой такого эксперимента становится муж его дочери, чему и посвящена книга. Неожиданный финал ставит вопрос о сути человеческого бытия.
Византийские песнопения в исполнении хора братии монастыря свв. мчч. Киприана и Иустинии (Фили, Греция)