В конце своего главного труда «История франков» святитель Григорий Турский, 1430-летие со дня кончины которого отмечается 17 ноября, перечисляет написанные им книги и умоляет преемников — Турских епископов «не допустить… чтобы эти книги были уничтожены или заново написаны, как если бы из них выбирали одно, пренебрегая другим». Насколько потомкам удалось исполнить завещание святителя, мы сейчас и разберемся, перечислив известные сочинения свт. Григория Турского, отмечая и то, в каком состоянии они до нас дошли.
История франков
Это самое известное и масштабное сочинение святителя, дошедшее во всей полноте и доступное на всех языках христианского мира. Свт. Григорий Турский подчеркивает в нем свою необразованность и неначитанность. Исследователи часто некритично воспроизводят эту оценку, не обращая внимания на то, что это стандартный риторический прием — самоуничижение автора, которое ничего не говорит о реальном уровне образования. В действительности свт. Григорий Турский знаком с трудами своих предшественников — Евсевия Кесарийского, Павла Орозия, блаженного Иеронима, он цитирует галльских авторов вроде Сидония Аполлинария и Авита Вьеннского, о чьих трудах мы знаем только по этим цитатам, епископ работает с документами, приводит житийные тексты, но, конечно, главный его источник — устное предание, не только церковное, но и франкский дружинный фольклор. «История франков» — это целостный, связный рассказ от сотворения мира до конца VI века. В центре повествования — становление галльской Церкви и «игра престолов» меровингских протогосударственных образований, оцениваемая, впрочем, sub specie aeternitatis, с точки зрения конечного торжества Церкви. Христианство побеждает язычество, правая вера побеждает ересь, правоверный король побеждает народы чуждые истине — вот историософия свт. Григория Турского. Но любим мы его не только за глубокую историософию, но и за насыщенный деталями пейзаж франкского общества, за простой и красочный язык, за неожиданный психологизм и вполне ожидаемую сказочность.
И вот в Галлии с крепостью Тавредун произошло великое чудо. А была она расположена на берегу Роны, на горе. Более шестидесяти дней гора издавала какой-то непонятный гул, наконец она раскололась и отделилась от другой, соседней с ней горы, рухнула вместе с людьми, церквами, имуществом и домами в реку и запрудила берега этой реки, отчего вода устремилась вспять. Ведь это место с обеих сторон было закрыто горами, и в ущелье этих гор тек бурный поток. Теперь он наводнил и более высокие места, затопив и опустошив прибрежную местность. А поднявшись еще выше, вода хлынула из берегов, застала людей врасплох и, как сказано, поглотила их, снесла дома, уничтожила скот и своим бурным и внезапным наводнением сорвала и сокрушила все, что находилось на тех берегах до самого города Женевы. Многие передают, что там было так много воды, что она переливалась в упомянутый город через стены. Известно, что, как мы и сказали, река Рона в тех местах текла через горное ущелье и не имела выхода в сторону, куда бы она могла повернуть, так как была ограждена горами. Сдвинутую и обрушившуюся гору река сразу прорвала и таким образом все уничтожила. После этого события к тому месту, где обрушилась крепость, пришли тридцать монахов и стали рыть оставшуюся от разрушенной горы землю, и обнаружили в ней медь и железо. Во время своей работы они услышали шум в горе, какой был слышен и раньше. Но в то время как их здесь удерживала дикая жадность, на них упала часть еще сохранившейся горы, их погребла и раздавила; так их больше и не нашли.
История франков. IV. 31
Книга о чудесах
Это не одна книга, а несколько, объединенных позднейшим авторским замыслом под одной обложкой. «Житие отцов», «О славе мучеников», «О страдании, чудесах и славе святого Иулиана», четыре книги «О чудесах святого Мартина», «О славе исповедников» — это литературно обработанные церковные предания, о которых свт. Григорий Турский узнал «либо сам, либо из рассказов заслуживающих доверия очевидцев — добрых и искренне верующих людей» (предисловие к последней книге). Это бесценный источник о раннехристианских культах святых на галльской земле, от многих из которых не осталось и следа — если не считать свидетельств святителя. Вот типичный пример — рассказ о давно забытой, хотя и очень оригинальной святой:
Блаженная Папула была весьма благочестивой. Она часто упрашивала родителей отдать ее в девичий монастырь, так как в родительском доме была связана постоянными заботами и не могла служить Богу. Когда же они, по любви к ней, не хотели отпустить ее от себя, она остригла свои волосы и, придя в мужском обличье в пределы Турской епархии, вступила в монашеское братство и жила в посте и молитве, сияя многими добродетелями. Жила же она словно муж среди мужей, пол же ее никому не был известен. Родители, хотя и искали ее, но так и не смогли найти.
Тем временем, когда умер аббат того монастыря, монахи, видя постоянство ее добродетелей и не зная о тщательно скрываемой ею тайне, избрали ее настоятелем, хотя она всеми силами этому противилась. Тридцать лет прожила она в монастыре, так никем и не узнанная. Перед погребением это открылось монахам, поэтому она была похоронена, будучи омытой другими женщинами. Многими чудесами она засвидетельствовала свое служение Богу. И теперь многие, страдающие лихорадкой и другими недугами, часто снова возвращаются к ее могиле здоровыми.
О славе блаженных исповедников. 16
О смысле движения звезд
Это небольшое сочинение тоже вполне можно было бы назвать книгой «О чудесах», поскольку в нем святитель предлагает свой — отличный от традиционного античного — список чудес света. И рукотворных, где Колосс Родосский и Александрийский маяк соседствуют с Ноевым ковчегом и храмом Соломона, и природных: океан, растения, птица феникс, гора Этна, Гренобльские источники, солнце, луна и звезды. Последнему из этих чудес — звездам — посвящена большая часть трактата. Кажется, святителю неинтересно устройство небесной сферы в целом, звезды же для него — как сигнальные огни, а точнее лампады, которые зажигаются Богом в определенный час космической литургии (поэтому ratio в заголовке De cursu stellarum ratio можно перевести и как «расчет»). Ее ритму должен следовать насельник монастыря:
В сентябре восходит яркая звезда, которую выше мы назвали Алой; рядом с ней видна звезда поменьше. Если в сентябре она восходит в утренние часы, следует пропеть пять псалмов в антифонах во славу Господню. Если же посреди ночи ты не увидишь на небе это созвездие, наблюдай за Серпом и начинай службу, когда он вступит на то место, где бывает солнце в пятом часу дня. Если же ты захочешь совершить полное ночное бдение, начинай службу, когда появятся звезды, которые выше мы назвали Бутрионом, заверши же [ее] с пением петухов, прочтя до утренней службы восемьдесят псалмов в антифонах.
В октябре восход созвездия Серп указывает на середину ночи. Завершив ночную службу с пением петухов, пропой девяносто псалмов в антифонах. Затем подожди, пока взойдет Алая звезда, и когда она займет то место, где бывает солнце во втором часу дня, пропой десять псалмов, если станешь бить в колокол к утренней службе.
В ноябре, когда ночи [становятся] длиннее, Серп восходит в пятый час ночи. Если ты встанешь в этот час, отслужи ночную службу и с пением петухов пропой сто десять псалмов. Когда в третий час появится Алая звезда, если звенит колокол, на утренней службе прочти не менее двенадцати псалмов в антифонах.
В декабре Серп восходит в четвертый час ночи. Если ты встанешь в это время, с пением петухов дважды исполни ночные гимны, то есть шестьдесят псалмов (ибо перед Рождеством Христовым ты должен служить усерднее), а остальные псалмы спой в антифонах. Если ты звонишь в колокол, когда восходит Алая звезда, следует тотчас пропеть тридцать псалмов. За ней восходят звезды, которые мы назвали Сигмой. Далее восходят в этом месяце звезды, предшествующие Большому Кресту и названные нами Омегой, из которых тебе будет удобнее наблюдать одну, ибо она ярче и медлительней других.
О смысле движения звезд. 36–39
Толкование на Псалмы
Виновны ли в том епископы Тура или более поздние переписчики, но именно этот трактат святителя Григория до нас дошел в жалких фрагментах, которые помещаются на одной страничке в издании Patrologia Latina. Фрагментов всего три. Первый объясняет надписания Псалмов, толкуя их все небуквально, иносказательно. Например, распространенное надписание «в конец» означает «совершенство добрых дел, поскольку этот конец не похож на другие [земные] цели, ведь все они имеют предел, а этот конец восполняем. Ибо конец закона — Христос, к праведности всякого верующего (Рим 10:4) и т. д.» Второй и третий отрывки, толкующие Пс 12:6, рассказывают о последнем воскресении и воздании праведников. А звучат они так:
(1) Ибо если узы беззаконий наших разорваны и умы наши возрадовались во Христе, то мы приносим себя Богу в жертву живую и святую, пребывая с Ним в небесном Иерусалиме <…>
(2) И мы, следовательно, если не ожесточим слух в заповедях Божиих, если с невинностью последуем предостережениям святых, если не сокрушимся о тернии наших дел, если руки наши будут омыты, свободны от всякой крови, Господь Бог наш почтит нас достойными наградами, которыми святые смогут соединиться с Ним навеки. Ему же слава с вечным Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь (перевод мой. — Прим. авт.).
Деяния и мученичества
Несколько сочинений, хотя и дошли под именем свт. Григория Турского, считаются не оригинальными произведениями святого, а вольными латинскими пересказами соответствующих греческих текстов — древних мученичеств и апокрифических деяний апостолов. Наличие таких, хотя бы и небуквальных, переводов (а также цитат из Вергилия, Лактанция, Татиана и т. д.) подтверждает, что слова святителя о его необразованности — форменное кокетство. К «переводным» сочинениям свт. Григория Турского относятся книга «О чудесах апостола Фомы», «Мученичество святого апостола Фомы», «Апостольская история в десяти книгах», «Мученичество семи в Эфесе почивших мучеников» и книга «О чудесах апостола Андрея». Последняя книга — это важнейший источник для реконструкции ранних (возможно, II века) «Деяний Андрея», согласно которым первозванный апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Черного моря, затем, двигаясь на запад через Понт и Вифинию, переправился в Византий, посетил Фракию, Македонию и Ахайю, где в городе Патры принял мученическую смерть на кресте. (Эта традиция противоречит другой (III века), согласно которой уделом апостола Андрея стала Скифия — из этой традиции выросло и предание о посещении Руси.)
После этого блаженный апостол был схвачен проконсулом Эгеем и помещен в темницу. Туда сходились все люди, дабы послушать слово спасения. И сам Андрей не прекращал ни ночью, ни днем проповедовать слово Божие. Прошло несколько дней, и вот его вывели из тюрьмы и, жесточайшим образом избив, подвесили к кресту. И оставаясь на нем, он проповедовал еще три дня, не прекращая говорить о спасителе Господе до тех пор пока на третий день, под плач народа, не испустил дух, о чем более полно можно узнать, прочитав описание его страстей. Максимилла взяла его блаженное тело, обернула его в ароматные ткани и положила в гробницу, и постоянно над ним молилась Богу, дабы служил ей блаженный апостол должным напоминанием.
Из этой могилы являлась манна в виде муки и истекало масло с необычайно приятным запахом. Не иссякло оно и до сих пор, и жители этой местности его показывают. И если пролить на землю хоть капельку этого масла, то земля даст урожай. И если она вправду будет плодоносить, то плодов этих она даст великое множество. Ибо говорят, что это масло протекает до середины святой церкви.
Книга о чудесах апостола Андрея. 36–37