Блог
Мир по святоотеческим воззрениям
В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» будет публиковаться по тексту с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».
В этот раз — двухчастная статья А. Андреева, посвященная святоотеческому учения о мире, конкретно — свт. Григория Богослова и свт. Иоанна Златоуста.
Русское богословие в музыке английского композитора
О творческих поисках Джона Тавенера, о том, почему в его произведениях так много «русского», рассказывает музыковед, научный сотрудник Российского института истории искусств Георгий Ковалевский.
Сериал «Корона» и сакрализация власти — безопасный способ любить монархию?
Елена Володченко: как сериал сочетает правду и вымысел, что о нем думают историки и какие недочеты можно отыскать в масштабной истории от Netflix?
Владимир Берхин: «Мошенников много, но “просящему дай”»
Владимир Берхин: так уж повелось: там, где деньги, там и мошенники. И в сфере благотворительности их немало. Чтобы не стать жертвой «мутных схем», нужно соблюдать некоторые правила. О них рассказывает Владимир Берхин — президент фонда «Предание». А также делится христианским видением этой проблемы, в русле которого эффективность помощи отходит на второй план. А на первом — сам «дающий» и его отношения с Богом.
Рок-н-ролл, любовь и вера. Памяти Сергея Ефременко
Протоиерей Андрей Битюков: ушел в вечную жизнь Сергей Ефременко, лидер группы Markscheider Kunst (23.01.1972 — 22.01.2024). Иногда приходят в твою жизнь люди, посланные Богом, чтобы видеть на практике, как стать лучше. Весь — радость, весь — свет, праздник, ритм и звук.
Кто установил праздник Крещения Господня и кем написана первая праздничная икона?
Архимандрит Феогност (Пушков): с 6 по 14 (по новому стилю с 19 по 27) января православные христиане празднуют Крещение Господне. Откуда пришел сам праздник и кто написал самую древнюю из дошедших до нас икону праздника?
Политика, культура чувства, ксенология свт. Феофана Затворника
Владимир Шалларь: к 209-летию рождения великого учителя духовной жизни: реформатор-мистик, возгревание эмоций и инопланетяне. мы представим три темы, о которых не часто вспоминают при разговорах о наследии свт. Феофана Затворника: его учение о совместимости политики и умного делания, его учение о «возгревании чувств», его интереснейшая ксенология (учение о не-человеческом) — три необычных ракурса.
Люби, если осмелишься. Четыре фильма о том, как строить отношения
Анна Ершова: как мы понимаем слово «любить»? Если бы нам представилась возможность отомстить за детские обиды, смогли бы мы выжечь все дотла? Подумаем об этом во время совместных киновечеров.
Крещение Иисуса Христа и крещение в моей жизни
Протоиерей Димитрий Сизоненко: вокруг Крещения всегда бывает много разговоров, но почти никогда не упоминается самое главное и интересное. Поговорим об основных смыслах этого праздника.
Петр Чистяков: «Отец учил, что Бога можно чувствовать везде»
Воспоминаниями о священнике Георгии Чистякове делится его сын Петр Чистяков — кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ и кафедры философии и религиоведения ПСТГУ.
«Бог не ушел, Он здесь». Пришвин не только о природе: беспоповство, революция, философия
Владимир Шалларь: 70 лет назад, 16 января 1954 года, преставился Михаил Пришвин — известный большинству из нас как автор «рассказов о природе для детей». Между тем внутренняя эмиграция в «природу» была вынужденной: при советском тоталитарном строе нельзя было писать о темах, подлинно интересовавших писателя, таких как религиозная философия, старообрядчество, и в особенности — беспоповцы, политические аспекты того и другого.
Медиатека
Юрий Арабов — поэт, прозаик, теоретик кино и педагог, кинорежиссер. Но более всего известный как киносценарист, наверное, главный в постсоветском кинематографе — автор сценариев фильмов «Мысленный волк» Гай Германики, «Монах и бес» Досталя, «Орда» Прошкина, «Юрьев день» Серебренникова, «Господин оформитель» Тепцова и множества других, в частности, большинства фильмов Александра Сокурова. В них как раз лучше всего и видна уникальность Арабова — сценариста-философа, притом христианского философа. В книгу «Солнце и другие киносценарии» вошли сценарии Арабова к фильмам «Господин оформитель», «Посвященный», «Молох», «Телец», «Солнце», «Апокриф: музыка для Петра и Павла», а также интервью, фильмография и предисловие Сокурова.
«Христианско-социальное движение в Англии» — небольшая книга известного в свое время экономиста Л. Брентано. Здесь излагается не только теории английских христианских социалистов, но и история их практики, история их участия в рабочем движении: религиозные и социальная воззрения христианских социалистов, возникновение христианского социализма, начало образования христианско-социальных союзов, их распространение и крушение, успехи движения христианских социалистов.
Кроме самой работы Брентано здесь есть предисловие С. Булгакова (выдающегося русского религиозного мыслителя), а главное несколько работ самих английских христианских социалистов:
— Людлов. «О рабочих и бедных»
— «Новая идея» (вступительная статья журнала The Christian Socialist)
— Кингслей. «Политика Библии, или оправдание Бога перед народом» (статья)
— «Два Евангелия» (статья из журнала «The Christian Socialist»)
— Кингслей. «Благовестие Церкви рабочим» (проповедь)
— Морис. Программа деятельности «Коллегии для рабочих»
«Далекое» — авторский сборник очерков Бориса Зайцева о Блоке, Белом, Бальмонте, Вяч. Иванове, Бердяеве, Керне, Бенуа, Муратове, Мочульском, Пастернаке, Цветаевой, Бунине, Балтрушайтисе. Завершает сборник блок очерков о Италии. Предисловие:
«Это книга о разных людях, местах — по написанию она разного времени, но все о давнем. Никого нет в живых из упоминаемых в ней, потому и много о смерти. Но как и мы, еще живущие, составляли они часть своего времени, а вернее сказать — были цветом той полосы российской, которая стала уже теперь историей. Все оставили след, больший ли, меньший, в литературе, культуре нашей. Все связаны с юными годами автора, видит он их в воздухе своей молодости. Никак не рассчитывая на полноту, передает просто то, что в душе, памяти осталось — сквозь призму лет, всегда накидывающую на былое свой покров. Большая часть книги — о России. Но в конце и об Италии. Без нее трудно обойтись автору, слишком она в него вошла, да и не в него одного. С давнего времени — с эпохи Гоголя, Жуковского, Тютчева, Тургенева, и до наших дней тянется вереница русских, прельщенных Италией, явившейся безмолвно и нешумно в русскую литературу и культуру — по некоему странному, казалось бы, созвучию, несмотря на видимую противоположность стран. Как бы то ни было, автору хотелось оставить о России, а частию и об Италии, некоторые черты виденного и пережитого — с благодарной памятью, иногда и преклонением».
«Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан, затворник Вышенский» — небольшая работа М. Таубе, посвященная трем представителям оригинальной православной культуры — философа Хомякова, писателя Достоевского, учителя духовной жизни свт. Феофана Затворника.
«Письма о христианской жизни» — сборник писем свт. Феофана Затворника, составленный им самим: о молитве, трезвении, о внимании ума и т. д. и т. д.
«Собрание писем. Из неопубликованного» — сборник писем свт. Феофана Затворника. Из предисловия:
«В этих новых для сегодняшнего читателя письмах личная жизнь великого Затворника раскрывается с особой глубиной: мы видим и заботливого духовного отца, пекущегося о спасении чад, и увлеченного труженика, не допускающего праздности в быту. Занятия астрономией и фотографией, иконопись и резьба по дереву, труды по изданию книг и уроки музыки — вот только немногочисленные бытовые подробности затворнической жизни святителя, о которых узнают читатели. Помимо того, в письмах рассматриваются важнейшие вопросы церковной и светской истории, взаимоотношения на Православном Востоке, проблемы спиритизма и сектантства, обитания на других планетах живых существ, сущности Ангелов, бытия бесов… Как жизнь многогранна, многогранны эти письма для внимательного читателя».
«Минуты уединенных размышлений христианина» — книга богослова XIX века Кирилла (Наумова), епископа Мелитопольского: «Жизнь есть драгоценнейший дар Божий»; «Пути спасения»; Любовь к Богу; «Любовь к Богу»; «Сила молитвы»; «Жизнь будущего века» и т. п.
«Лесная капель. Кладовая солнца» — собрание произведений Пришвина тридцатых — начала пятидесятых годов, в частности знаменитой и всеобще любимой повести-были — «Кладовая солнца», шедевра того жанра, которым прославился Пришвин — «рассказа о природе для детей», хотя, конечно, тут не только «природа», и не только «для детей». Кроме того добавили аудиоверсию «Кладовой солнца».
Смыть грех — родиться заново: иеромонах Иоанн (Гуайта) о Крещении в Иордане и купании в проруби
Наши храмы на Крещение заполняются людьми, стоящими в очереди за «крещенской водой». Вторая очередь — к «крещенским купелям». Все у нас перемешалось — таинства, праздники, обряды, смыслы и образы. Так все-таки Крещение — это таинство или обряд? И что мы празднуем 19 января? Зачем крестился Бог? И может ли быть христианином человек, над которым не совершалось это таинство? Записаны ли некрещеные в Книгу Жизни, и если да, какой с них спрос?
Говорим с иеромонахом Иоанном (Гуайтой) — клириком прихода храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, итальянским и российским историком, писателем, исследователем восточного христианства.