20 патериков из второго тысячелетия

Владимир Шалларь

Автор ТГ- и ВК- ресурса «Либертарная теология».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В Древнем патерике есть такая история:

«В начале (деятельности) апы Евагрия он пришел к одному старцу и сказал ему: «Апа, скажи слово мне, как мне спастись?» Он сказал ему: «Если ты хочешь спастись, не презирай (никого), и если ты придешь к кому‑либо, не говори первым» пока он не спросит тебя». Он был поражен (этим) словом, повергся перед ним (говоря): «Прости мне, поистине я прочел множество книг и не знал мудрости». И он получил (духовную) пользу, и ушел».

«Не презирай, и если придешь к кому-либо, не говори первым» — вот как надо читать Отцов: замолчать и впустить в себя их голоса. Не мы читаем Писание и Отцов, а они нас, и наша задача — услышать и вступить в диалог.

Прошлый выпуск мы начали с мучеников и кончили «причесанными» житиями Симеона Метафраста. Конечно, ни святость, ни литература о ней не кончилась в Х веке. Посмотрим патерики и сборники житий, написанные во втором тысячилетии и завершим это рассмотрение житиями новомучеников. Оглядывая историю христиансва «с высоты птичьего полета», ясно видишь, что наши дни ближе к эпохе раннего христианства, времени апологетов и мучеников, чем к спокойному периоду, в который жил Метафраст.

Итак, представляем вам наиболее интересные патерики и сборники житий, написанные во втором тысячелетии. А все жития и патерики вы найдете в специальной рубрике.



Печерский патерик

«Киево-Печерский патерик» — собрание разнородных историй, так или иначе связанных с Киево-Печерской Лаврой, главным образом жития насельников Лавры.В основание Киево-Печерского Патерика вошли два послания, написанные в XIII веке. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 году) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Во втором этот самый Поликарп также рассказывает киево-печерскому архимандриту Акиндину об иноках обители.

Позднее к Патерику присоедили сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика», а иногда и без всякой связи с ним: ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и прочее.



 

Волокаламский патерик

Волоколамский патерик — сборник рассказов о жизни святых иосифлянской школы русского монашества, прежде всего произведений о самом Иосифе Волоцком, его учителе Пафнутии Боровском, сподвижниках и учениках, а также сказаний, бытовавших в этой монашеской среде. По определению историка Георгия Федотова, Волоколамский патерик — «единственный патерик Северной Руси».



 

«Новый эклогион»
Никодим Святогорец

«Новый Эклогион» — жития пятидесяти святых, выбранные и пересказанные преподобным Никодимом Святогорцем. «Новый Эклогион» — один из этапов большой «издательской программы» Никодима Святогорца, призванной возродить православие и дать миру необходимую литературу. Первым вышло «Добротолюбие», а потом — эта книга тоже.

Никодим Святогорец выбрал неизданные жития из афонских библиотек и переложил их в современной, доступной манере.



 

Афонский патерик

«Афонский патерик, или Жизнеописание Святых, на святой Афонской горе просиявших» — собрание житий афонских подвижников. Жития святых размещены в Афонском патерике в календарном порядке.



 

Соловецкий патерик

Соловецкий патерик — собрание житий соловецких святых и не канонизированных подвижников неизвестного автора, от основания монастыря и до XIX века.

«Наша цель — представить благосклонному вниманию читателя то, что сохранилось в письменных памятниках об особенно замечательных Соловецких отцах. Наше повествование, начинаясь с основателей и первоначальников Соловецкого иночества, продолжается чрез ряд веков до настоящего времени. Святое семя иночества, насажденное подвижническою рукою преподобных Зосимы и Савватия на дикий и необитаемый остров студеного моря, не переставало приносить плоды до ближайшей к нам современности. Надеемся, что оно, при благословении Божием, останется также плодоносно и на будущее время».



 

«Святые южных славян»
Филарет (Гумилевский)

Кажется, до сих пор эта работа является уникальной. Свт. Филарет — не только канонизированный духовный писатель, но и прекрасный историк, поэтому он не только собирал жития, но и стремился сделать их исторически достоверными.



«Святые подвижницы Восточной Церкви»
Филарет (Гумилевский)

Сборник житий святых женщин Востока вплоть до X века, составленный выдающимся русским патрологом и агиографом XIX века, ныне прославленным в лике святых — епископом Филаретом (Гумилевским).



 

«Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви»
Михаил Сабинин

Одна из немногих книг, позволяющих русскоязычному читателю познакомится с грузинским православием. Огромное достоинство труда Сабинина состоит в том, что он основан на первоисточниках.



 

«Отечник»
Игнатий (Брянчанинов)

Знаменитое собрание житий и высказываний святых отцов, составленное святителем Игнатием (Брянчаниновым).

«Внимательное чтение этих изречений и повестей может направлять деятельность на истинный путь Богоугождения, доставляя на эту деятельность самые верные взгляды, приносить утешение в разнообразных скорбях, восстающих в душе, может питать и поддерживать мирное и молитвенное настроение…

Кто усвоит себе предложенное здесь учение Отцов, тот, находясь и среди общества человеческого, стяжет сердечное безмолвие. Кто же останется чуждым этого учения, тот и в уединеннейшей пустыне будет возмущен молвою помыслов и живописью мечтаний, будет проводить жизнь мирскую» — начинает свой «Отечник» свт. Игнатий (Брянчанинов).



 

«Легендарные характеры»
Николай Лесков

Нередко можно услышать, что христианство «унижает женщину», а православная литература рассматривает ее исключительно как соблазн для мужчины.

В ответ на это обвинение великий русский писатель Николай Лесков решил обратиться к источникам. Он взял одну из самых популярных православных книг в России — «Пролог». С глубокой древности эту книгу читали в народе, это массовая религиозная литература, оказывшая наибольшее влияние на сознание и жизнь народа. «Пролог» — собрание житийных историй, патериковых рассказов, притч и святоотеческих наставлений. Оказалось, что в него входит среди прочих тридцать пять «женских» историй, лишь две из которых имеют негативный характер.



 

Подвижники-миряне

Одна из самых популярных книг в православном мире — и совершенно заслуженно. Книга уникальна: собрание жизнеописания современных подвижников-мирян. Автор пожелал остаться анонимным, но известно, что это афонский монах, один из учеников Паисия Святогорца.



 

Оптинский патерик

Оптинский патерик — собрание житий оптинских старцев и новомучеников. В книгу также входят: история и описание Оптины, а также ряд очерков про «окрыленных Оптиной»: свт. Игнатия (Брянчанинова), митр. Трифона (Туркестанова), К. Леонтьева и др.



 

«Старчество на Руси»
Игнатия (Петровская)

Нечто среднее между отечником и собранием очерков историка. Первая часть книги посвящена истории русского старчества. Вторая — личностям старцев, как они предстают на страницах их творений. В третьей размещены избранные творения русских старцев.



 

«Церковные песнетворцы»
Игнатия (Петровская)

Классический труд о святых поэтах. «Церковные песнотворцы» блестяще совмещают объективность научного очерка, глубину духовного размышления и богословский анализ. Читатель найдет в книге монахини Игнатии очерки о творчестве Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Германа Константинопольского, Кассии Константинопольской, Феофана Начертанного, Феодора Студита, Иосифа Песнописца, русских гимнографов.



«Жития русских святых»
Сергей Смирнов

Над представленными здесь житиями велась кропотливая критическая работа. Часто это пересказ первоисточника. Начал эту работу А. А. Завьялов. Работу Завьялова продолжил И. С. Смирнов, выдающийся русский историк, ученик Ключевского и Голубинского. Свой окончательный вид «Жития русских святых» приобрели уже в наше время.



 

«Жития русских святых»
Таисия (Карцова)

Долгие годы монахиня Таисия собирала жития русских святых. Плодом этих многолетних трудов стали «Русские святые», насчитывающие около четырех сотен имен. Вереница русских святых от равноапостольных Кирилла и Мефодия до преподобного Силуана Афонского.



 

«Жатва Духа»
Мария (Скобцова)

«Жатва Духа (новонайденные жития)» — уникальный опыт переложения житий великой святой XX века, монахиней, поэтом, философом преподобномученицей Марией (Скобцовой).

«Центральную роль в сборнике играет просветление и расцвет чужих душ в результате жертвенного служения святых подвижников. Она писала об египетском иноке Серапионе, который готов был отдать последнее и самое драгоценное имущество — рукопись Евангелия — в пользу «нищих и бродяг». Когда его спрашивали, куда он девал Евангелие, он отвечал: «Я продал слово, которое научило меня: продай имение свое и раздай нищим». Она писала также о Никифоре, дружба которого со священником Саприкием, длящаяся почти всю жизнь, порвалась из-за пустяковой ссоры. Саприкий упорно отказывался от примирения; гордыня, которая у него развилась из-за ссоры, привела его к отступничеству в пору гонений на веру. Никифор же, отвергнутый и поруганный другом, принял мученическую смерть вместо него и ради него. Яркие и светлые примеры служения были ей известны из истории монашества» — писал отец Сергий Гаккель в своей книге о св. Марии.



 

«Святые Древней Руси»
Георгий Федотов

Одна из самых замечательных книг о православии, сумевшая совместить увлекательное изложение, глубокую мысль и научную строгость.

«Святые Древней Руси» — серия очерков о русских святых до XVII века, этих живых иконах Христа. Эта честная книга без лжеблагочестия и задних мыслей показывает, как Евангельские идеалы воплощаются в жизнь.

Помимо прочего, Федотов выдвигает ряд интересных идей о исторических путях Церкви и России. Древнерусская святость, начатая Борисом и Глебом, закончилась тем, что Федотов назвал «трагедией русской святости» — семнадцатым веком, когда, грубо говоря, «святые кончились», а Древней Руси не стало. Начался новый — петербургский — период, который тоже кончился трагедией — уже явной попыткой уничтожения Церкви как таковой. Где мы сейчас?

«Святые Древней Руси» Федотова — в каком-то смысле образец подлинно церковной истории и богословия. Ведь подлинная история Церкви — история святых, подлинное богословие — жизнь во Христе, святость. В этом смысле «Святых Древней Руси» Федотова надо воспринимать не как историографический опус, а как патерик. И читать его, по выражению Палладия Еленопольского, надо «для возбуждения ревности к подражанию в мужах, желающих вести жизнь небесную… и в пример любви к Богу для жен, хотящих украситься венцом воздержания и чистоты». Тем более, что он написан в современной, внятной для нас манере.



 

«Восточные Отцы IV века»
Георгий Флоровский

Великий труд Флоровского об Отцах Церкви, совмещающий научную строгость, истинно церковное понимание и глубокое богословское умозрение. Это одновременно емкие, яркие очерки о жизни великих Отцов и вдумчивое изложение их учений.

«Восточные Отцы IV века» полезны как для тех, кто просто хочет познакомиться с историей и верой Церкви (для них это солидное историко-философское исследование), так и для тех, кто хочет прикоснуться к опыту великих святых (для них это жития и наставления святых).

«Восточные Отцы IV века» охватывают то, что принято называть «золотым веком патристики»: Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Великие Каппадокийцы, Кирилл Иерусалимский и др.



 

«Отцы-святогорцы и святогорские истории»
Паисий Святогорец

Простые и короткие истории про афонских монахов, живших в недавнее время. Паисий Святогорец рассказывает о том, что видел сам или слышал от самих монахов.



 

Новомученики балканские

Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского.

Сюда вошли жития мучеников: Ангелиса Константинопольского, Николая Лавочника, Хрисы (Златы), Анастасия Эпирского, Георгия Хиосского, Георгия (Зорзиса), Антония Афинского, Феодора, Иоанна Калфы, Иоанна Кулика, Михаила Смирнского, Дуки Портного, Аргиры, Ахмеда Калфы, Аргироса Солунского, Марка Хиосского, Михаила Огородника.



 

Слава и боль Сербии. О Сербских новомучениках

Собрание житий мучеников и исповедников Сербии XX века.



 

Новомученики, исповедники и подвижники благочестия

В этой книге собраны жития новомучеников, исповедников и подвижников благочестия Русской Церкви XX века, прославленных на Архиерейском Соборе 2000 г.

В XX веке Церковь вернулась к своим первым временам, когда исповедование Имени Христова стоило жизни. Тертуллиан, богослов эпохи первых гонений говорил: «кровь мучеников — семя церкви». Если XX век соответствует первохристианской эпохе, то наш век — нечто вроде начала «константиновской эпохи».

Поэтому нам всем не лишне вспомнить слова Иоанна Златоуста на этот счет, слова предупреждения об опасностях, ждущих Церковь в «безопасные времена»: «безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, — хуже всякого гонения. Никто не понимает, не чувствует опасности, — безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а диавол умерщвляет спящих».

Тем важнее не забывать мучеников — истинных столпов Церкви.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle