Древнерусская космология и русский космизм; философия права Е. Трубецкого; поэзия и проза Г. Иванова

18.11.2024
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Статьи

В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви путем регулярной публикации текстов с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».

1670 лет назад, 13 ноября 354 года, родился блаженный Августин, один из величайших Отцов Церкви. В честь этого републикуем эссе священника В. Петрова о учении Августина о войне и мире — один из вкладов в миротворческих дискурс ЖМП со стороны патрологии:

«Мирные соглашения между народами несравненно предпочтительнее даже справедливой войны».

«Причины раздоров и войн между людьми, по словам блаж. Августина, разнообразны. Стремление к нарушению мирных добрососедских отношений, нападение одних народов на другие, захват чужих земель и покорение других народов связано с гордостью, заносчивостью, своеволием. А это, согласно общему учению блаж. Августина, коренится в глубокой испорченности человеческой природы, как следствие грехопадения первых людей, — «первородного греха», тяготеющего над человечеством. Отсюда вытекают стремление к господству, алчность и злобность, непримиримая враждебность к народам, говорящим на иных языках».



Радость с горчичное зерно. Обязанность ненавидеть

Архимандрит Савва (Мажуко) — о старообрядчестве, Ленине и групповой идентичности.



Православная политическая теология: евразийский кейс

Владимир Шалларь: правые и левые евразийцы как политические теологи. Евразийство, взятое как политическая теология, очень подкупает своим пафосом, постановкой задач, а конкретно двумя чертами: 1) пафос систематичности, подробности и конкретности; 2) пафос футуризма.



Георгий Иванов: от «Божьего инока» до «Распада атома»

Галина Ершова: поэзию и прозу Георгия Иванова сложно считать христианской, однако в определенном смысле можно считать религиозной. Эта религиозность считывается в сомнении и поиске, свидетельствующих о жизни души.



О святости, агрессии и поддержке

Мария Пискунова: жития мучеников хранят мало свидетельств о том, как проходила их жизнь. Восстановить их образ иногда возможно благодаря помощи, которую святой оказывает по молитвам к нему. Именно так складывается гармоничный образ великомученика Димитрия Солунского.



В поисках высоких понятий. Как история царских подданных помогает занять внятную гражданскую позицию

Наталья Басай: в кинопрокат вышел документальный фильм Наталии Гугуевой «Верные» о подданных, разделивших с императором Николаем II его ссылку и казнь.



Архимандрит Феогност (Пушков) запрещен в священнослужении. Но мы продолжаем его публикации

Владимир Берхин: мы никогда до конца не знаем, что и почему на самом деле согрешил человек и что видит в нем взгляд любящего Отца, по определению и более компетентный, и более добрый, чем взгляд всякого человека.



Суицид: смертный грех, но не приговор

Архимандрит Феогност (Пушков): если мы окружим теплом и заботами самого что ни на есть больного человека, он не решится от нас уйти.

Some Image

Книги

«Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина “О Граде Божием”» — сочинение, за которое священноисповедник Амвросий (Полянской) по окончанию Казанской духовной академии получил степень кандидата богословия: евангельское учение о Царстве Божием; название Царства Божия в учении о нем блаженного Августина; внутренняя природа, сущность и внешняя история Царства Божия в учении блаженного Августина; «тайны» Царства Божия в учении о нем блаженного Августина; земное царство; замечания об учении блаженного Августина о Царстве Божием и воззрение протоиерея Светлова на это учение; значение учения блаженного Августина о Царстве Божием по отношению к современным ожиданиям золотого века на земле.



«Августин: pro et contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология» — собрание текстов о великом Отце Церкви Скворцова, Иванцова-Платонова, Е. Трубецкого, Бриллиантова, Попова, Булгакова, Карсавина, Мейендорфа, Роуза, Майорова, Бычкова, Неретиной, Лосева и мн. др. (также здесь помещены несколько русских переводов текстов самого блаж. Августина).



«Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях» — сборник, результирующий работу двух секций Ежегодной богословской конференции ПСТГУ — «Наследие блаженного Августина и его рецепция в западной и восточной традиции» (2013), «Блаженный Августин и августинизм XVII в.»: Богословие истории блаж. Августина. Священник как грешник в мысли св. Августина. Августин и римское богословие государства. Был ли возможен диалог Московской Руси с августинизмом? Французский августинизм и русские споры о «чистой любви». И мн. др.



«Философия русского космизма» — собрание эссе о русском космизме в том числе таких выдающихся авторов как Степин, Гаврюшин, Семенова, Гачева, Неретина, Огурцов, Гиренок: «Активное христианство Н. Ф. Федорова», «П. А. Кропоткин: “Попытка выработки новых форм жизни”», «Космизм или персонализм: антиномии русской историософии», «Космизм и эволюционизм в русской религиозно-философской традиции» и мн. др.



«Философия космизма и русская культура»: Звезды у акмеистов. «Осенний сон» Елены Гуро и философия воскрешения. Л. Добычин и русский космизм. Инверсия в прозе А. Платонова в свете философии Н. Федорова. Отголоски русского космизма в романах Чингиза Айтматова. И мн. др.



«Космологические произведения в книжности Древней Руси»: собрание комментированных древнерусских текстов по космологии: Из богословия Иоанна Дамаскина. Геоцентрические идеи в Шестодневе Иоанна экзарха Болгарского. Подборка естественно-научных и космологических статей. Астролого-астрономические статьи. И мн. др.



Собрание сочинений Георгия Иванова: Том первый. Стихотворения; Том второй. Проза; Том третий. Мемуары. Литературная критика.

Отметим среди прозы — «Распад атома», шедевр экзистенциалистской прозы с выходом в христианство. Но главное, конечно, — поэзия; Иванов — один из главный русских поэтов XX века; цинизм, под ним — тоска, под ней — свет; форма: просто, коротко, ясно («парижская нота»). Может быть, неприятны игра в цинизм, кокетничанье и удовольствия цинизма, «чесания» безнадежности, отчаяния: но этот выверт типичен для невротического субъекта современности: оправдано тем, что правда. А главное, все это на поверхности, когда как на глубине: «о самом главном промолчать», «этой жизни нелепость и нежность», религиозный (в подлинном, не как показное благочестие, смысле) свет, сквозь грусть — ожидания/памяти … чего-то: «звезды», «того, что выше пониманья».



«Труды по философии права» крупного философа права и религиозного мыслителя Евгения Трубецкого: «Лекции по истории философии права», «Лекции по энциклопедии права», «Социальная утопия Платона», «Философия права профессора Л. И. Петражицкого», «Новое исследование о философии права Канта и Гегеля», «Учение Б. Н. Чичерина о сущности и смысле права».

Some Image

Музыка

«Sacred Treasures of Christmas: Music for Christmas, Epiphany & Candlemas» (священные сокровища Рождества: музыка Рождества, Крещения и Сретения): полифонических произведения эпохи Возрождения на латинские тексты, посвященные Рождеству, Крещению и Сретению Господним в исполнении хора мальчиков London Oratory Schola Cantorum.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle