Статьи
Не только Четьи-Минеи: пять важных трудов святителя Димитрия Ростовского
Тимур Щукин: приводим примеры, которые позволят оценить жанровую широту и богословскую глубину сочинений святителя Димитрия Ростовского.
Света проснулась, но это не точно. Кино о тех, кто от него в зависимости
Ольга Лебединская: чем дольше находишься внутри мира кино, тем меньше понимаешь, что с тобой происходит. И почему ты все еще здесь.
Современное язычество: что мы ставим на место Бога
Как вернуть Богу то место, которое заняли другие силы? Говорим об этом со священником Николаем Конюховым и психологом Мариной Филоник.
Священник Алексей Ремизов: пять вопросов об апостоле Иакове Зеведееве.
Владимир Шалларь: фильмы на сюжеты из античной и библейской истории.
В ваш домашний молитвослов. Молитвенные обращения Книги Иудифи
Представляем молитвенные тексты Книги Иудифи. Молитвы Иудифи — воинственные и радостные — напоминают о том, какое оружие нам требуется в борьбе со злом.
Евангелие от Луки — Евангелие радикального милосердия
Стефан Парахин: Благая весть — для всех, и особенно для тех, мимо кого прошли все остальные.
Как найти семейные ценности? Вопросы и литература, которые помогут их обнаружить
Иеромонах Агапий (Голуб): о том, что такое дисфункциональная семья и как избежать конфликтов, мы рассказывали ранее. Сегодня говорим о том, что такое эти пресловутые семейные ценности.
Послания к вечности фестиваля «Послание к человеку»
Анастасия Зарецкая: с 17 по 25 октября в Санкт-Петербурге прошел ежегодный международный кинофестиваль с говорящим названием «Послание к человеку». Анастасия Зарецкая поделилась пятью своими открытиями этого года.
Стрим
Современные книги о вере: короткий гид
От «Лавра» до «Кадавров»: Водолазкин, Иванов, Козлов, Поляринов, Сальников, Рубанов.
Мы привыкли искать религиозные темы в житиях и у классиков. Но сегодня о вере сильнее всего говорят романы без прямой проповеди. Здесь миссионер встречается с шаманом («Тобол»), на героя ложится вина предков («Тени тевтонов»), мир учится жить рядом с ужасом («Кадавры»), а Богородица будто стоит рядом в хосписной палате («Stabat Mater»).
Что остается от христианского смысла в эпоху жанровых масок и постапокалиптики? Говорим с филологом Яниной Солдаткиной о покаянии и надежде, памяти и милосердии, искушении силой и цене человеческого выбора.
Беседу ведет журналист Ольга Лебединская.
Таймкоды:
00:00 Заставка
00:14 Начало
01:10 Обращается ли современная литература к христианским темам, мотивам, образам? Почему обращается?
07:16 Евгений Водолазкин: исследователь русской средневековой культуры
09:40 Алексей Иванов: самый необычный случай
10:54 Мотив «грешного праведника» — новый в русской литературе. «Лавр», «Авиатор», «Чагин» Водолазкина
18:55 Мотив «грешного праведника»: «Тобол» Иванова
21:43 Четыре «героя нашего времени». Мотив «грешного праведника»: «Географ глобус пропил» Иванова («всех любить», «возобладать над собой»)
25:19 Состояние «длящегося апокалипсиса»: его первые почувствовали писатели. «Stabat Mater» Руслана Козлова
32:22 Мотив «длящегося апокалипсиса»: «Кадавры» Алексея Поляринова, «Оправдание острова» Водолазкина
36:14 Новая литература с христианской тематикой выбирает «неожиданные жанры». «A Sinistra» Виктора Пелевина — роман о божественной любви. Страшные притчи для современных людей
43:19 Как отличить проповедь от симулякра?
45:56 «Случай в маскараде» Майи Кучерской: новые святочные рассказы
47:29 «Симон» Наринэ Абгарян: женская проза о святой
49:06 «Человек из красного дерева» Андрея Рубанова: «жесткая» история
53:00 «Оккульттрегер» Алексея Сальникова: городское фэнтези о жизни как жертве
56:53 «Когда запоют мертвецы» Уны Харт: историческое фэнтези о милосердии
59:52 Мода на «темную» литературу.
01:02:56 «Душа моя Павел», «Мысленный волк» Алексея Варламова. Отработка исторических травм. Вектор развития современной русской литературы — прощение, примирение, милосердие, любовь
01:06:48 Молодые авторы и Водолазкин
01:08:26 Зарубежная литература: «Завет воды» Абрахама Вергезе
01:11:00 Что читает спикер? — «Колокольчики Достоевского: записки сумасшедшего литературоведа» Сергея Носова
01:13:37 Рекомендации начинающим. Для женщин — «Симон» Абгарян. Для мужчин — «Авиатор» Водолазкина. Дальше — «Stabat Mater» Козлова. Дальше — «Оправдание острова» Водолазкина
01:16:48 Завершение
(Аудио)Книги
«Притчи Царства» (1935) — книга Чарльза Додда, надпись на обложке которой гласит: «выдающийся библеист рассуждает о природе, цели и контексте притч и прослеживает их место в христианском учении». Прот. Александр Мень в своем «Библиологическом словаре» писал, что «Притчи Царства» Додда сыграли «большую роль в истории новозаветных исследований». Константин Неклюдов в «Большой Российской Энциклопедии» пишет, что в «Притчах Царства» Додд «развил учение о провозвестии Иисуса, эсхатологическая суть которого выражается термином «осуществленная эсхатология» (realized eschatology) … Основное содержание проповеди Иисуса, согласно Додду, иллюстрируют притчи о суде и растущем семени в их первоначальном виде. Суть этой проповеди в том, что возвещаемое Христом Царство Божие уже наступило и является реальностью нынешнего времени и человеческого опыта, а не только ожидаемым в будущем событием (ср. Мф 12:28; Лк 11:20). Именно так нужно понимать и слова: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:15). … Эсхатон в первоначальном смысле не означал «последнего в том, что касается времени», но указывал на «предельное в том, что касается ценности». Цитата из последнего абзаца книги:
«eshaton, предопределенная Богом историческая кульминация уже здесь. И она наступила не в результате человеческих усилий, а по воле Бога. Но это не значит, что внезапно Он деспотично вмешался в ход земной истории: жатве предшествовал длительный период роста зерна. Конечно, Царство Божие наступает в результате божественного вмешательства; но это — не внезапная катастрофа, никак не связанная с предшествующим ходом истории. Процесс роста шел втайне уже давно, и породившее кризис новое действие Бога в этом мире венчает работу Бога в истории, которая ведется с давних пор. … Царство Божие настало, и теперь от людей требуются определенные усилия. Именно такое значение придает Иисус Своему служению, и к этому Он призывает Своих учеников».
Руно орошенное. Беседы и поучения, составленные свт. Димитрием Ростовским в похвалу Пресвятой Богородицы, явившей в XVII веке в Чернигове чудеса исцелений при образе Своем Ильинском, окропленном Божественною росою
«Чуда пресвятой и преблагословенной Девы Марии» — первое дошедшее до нас сочинение святителя. Оно составлено в 1677 году — яркому черниговскому проповеднику 26 лет — и представляет собой 22 описания чудес Богородицы, сопровождаемые авторскими поучениями.
Почти сразу святитель Димитрий выпустил переработанный вариант книги под названием «Руно орошенное»: количество чудес увеличивается до 24, а нравоучения составляются заново. Сюжеты обеих книжек позже использовались в синодиках, народных картинках, иконографии — например, в богородичных образах «Нечаянная радость» и «Целительница». Но еще важнее то, что в этих текстах — по мнению протоиерея Павла Хондзинского — русская мысль формулирует учение о Богородице как посреднике между Богом и человеком, как заступнице, нашей защитнице от гнева Божия. Конечно, эта идея разлита в Предании — в житиях, в молитвах, в поучениях. Но святитель Димитрий создает именно «богословие Покрова».
«И не удивительно, что Дева плачет над нами, как над еле живыми или вовсе уже умершими. Матерь Жизни не хочет видеть нас мертвыми, но — живыми. «Я, — говорит, — не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33:11). И вдовица в городе, называемом Наин, оплакивала своего умершего сына, и не были напрасны ее слезы: увидев ее, Господь сжалился над ней. Не всуе проливаются и теплые слезы Марии, ради Ее слез Господь милосердствует о христианском народе, оставляет беззакония Своих людей, покрывает все их грехи, укрощает весь Свой гнев, возвращается от гнева ярости Своей, воскрешает нас, уже умерших, подаянием Своей благодати и отдает нас Матери Своей в защиту. О, сила слез Марииных!»
«Дети: границы, границы… Как воспитать у ребенка чувство ответственности» — книга о христианском воспитании детей авторства двух психологов — Джона Таунсенда и Генри Клауда. Из предисловия:
«Книга состоит из трех разделов. Часть 1 «Почему дети нуждаются в границах?» объясняет, по каким причинам так важно помочь ребенку научиться быть ответственным. Она дает представление о том, каким является зрелый ребенок со сформированными границами и как должны вести себя по отношению к нему имеющие границы родители. В части 2 «Десять принципов формирования границ, которые необходимо знать детям» объясняется каждый из этих принципов. Из нее вы поймете, что следует не только учить этому детей, но и в реальной жизни иметь границы, основанные на причинно-следственной связи. Только тогда ребенок осознает, что его жизнь — это его проблема, а не ваша. И, наконец, часть 3 «Возводим границы в отношениях с детьми» завершает книгу, предлагая вашему вниманию шесть практических шагов по формированию границ применительно к конкретной ситуации в жизни ребенка.
И последнее. Если решение задачи по воспитанию маленького человека, стремящегося любой ценой уйти от ответственности, отнимает у вас слишком много сил, то спешим вас успокоить. Бог — тоже Родитель, Который в течение многих лет прилагал точно такие же усилия, какие прилагаете вы. Он понимает вас, поэтому направит ваше любящее сердце и поможет вам: «Ибо знает Господь путь праведных» (Псалом 1:6). Просите Его, чтобы Он помог вам, чтобы дал мудрость и силу, и тогда вы и дальше сможете помогать молодым людям расти и созревать в Нем.»
«Полюса евразийства» (Новый мир № 1 (793), январь, 1991 г.) — два важных для понимания евразийства текста: как пример евразийской политической мысли — «Государство и кризис демократии» (перевели с литовского Г. Мажейкис и И. Савкин), статья Льва Карсавина, лидера левого евразийства, классика русского религиозной мысли Льва Карсавина, и как пример критики евразийства — классическая статья прот. Георгия Флоровского, одного из основателей евразийства, классика неопатристической теологии. Таким образом эта публикации позволяет познакомиться с одним из важнейших сюжетов православной политической теологии сразу с двух сторон. Составление А. В. Соболева и И. А. Савкина. Вступительная статья А.В. Соболева. Комментарии Г. Мажейкиса, И. А. Савкина, А. В. Соболева.
«Кант: pro et contra. Рецепция идей немецкого философа и их влияние на развитие русской философской традиции. Антология» — собрание текстов об одной из основных фигур мировой мысли: Юркевича, Страхова, Храповицкого, Грота, Соловьева, Федорова, Лопатина, Новгородцева, Белого, Н. Лосского, Флоренского, Шестова, Бердяева, Степуна, Эрна и др.
Собрание стихотворных драм А. К. Толстого — классической исторической трилогии трагедий «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Из финала трилогии:
Господь карает ложь —
От зла лишь зло родится — все едино:
Себе ль мы им служить хотим иль царству —
Оно ни нам, ни царству впрок нейдет!
К собранию произведений Николая Гоголя и их аудиоверсий добавили аудиоспектакль по «Вию».





