В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» будет публиковаться по тексту с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».
14 января 1892 года родился пастор Мартин Нимёллер, один из главных противников и обличителей нацизма, один из лидеров Исповедующей церкви (объединившей христиан-антинацистов). Ему принадлежат знаменитые слова о нацистах — причинах их политической победы:
Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я же не был коммунистом.
Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я же не был социал-демократом.
Когда они хватали членов профсоюза, я молчал: я же не был членом профсоюза.
Когда они пришли за мной — заступиться за меня было уже некому.
Сегодня мы публикуем текст митрополита Никодима (Ротова) в честь 80-летия (отмечавшегося 14.01.1972) пастора Мартина Нимёллера — в память этого выдающегося представителя христианского антинацизма и антимилитаризма — и как своего рода предисловие, историческую иллюстрации к следующему за ней тексту — речи митрополита Никодима на открытии заседания КОПРа 25 мая 1973 года. Митрополит Никодим — одна из значительнейших фигур в новейшей истории Русской Церкви, чье влияние ощущается в ней до сих пор; достаточно вспомнить, что патриарх Московский Кирилл (Гундяев) или, например, митрополит Тульчинский Ионафан (Елецких) — ученики митрополита Никодима. Мы начали этот цикл публикаций как раз с его фундаментального систематического очерка православного миротворческого богословия — и сегодня продолжим знакомство с текстами этого выдающегося представителя русского православного миротворческого социально-экономически-политического богословия — богословия в данном случае примененного к диагностике и прогностике конкретных политических проблем того исторического момента, а в частности — проблем переплетения экологии и политики, технологий и нищеты, постколониальности и эксплуатации и т. п. — притом эта диагностика и прогностика разворачивается в контексте своеобразной апологии глобализации, «планетизации», понятой как конкретная, социально-экономически-политическая актуализация богословской истины единства человеческого рода.
Митрополит Никодим. К 80-летию пастора д-ра Мартина Нимёллера
Жизнь некоторых людей измеряется не годами, но содержанием пройденного ими пути. Таков пастор д-р Мартин Нимёллер, человек большого сердца, проницательного ума и сильной воли. Своим «горячим сердцем», как справедливо говорят немецкие коллеги пастора Нимёллера, он боролся и продолжает бороться «за свою Церковь, за свой народ» и, добавим мы, — за благо человечества в его настоящем и будущем. В таком его борении находит свое проявление неиссякаемый запас любви к ближнему, которым исполнено его сердце. Но, как это нередко бывает, у окружающих эта любовь подчас вызывает беспокойство, а ее носителю приносит страдания. И всё–таки, именно сердцем живет каждый, кто, подобно пастору Нимёллеру, стремится следовать за своим Господом в Его несении Креста любви и страданий.
Кажущиеся иногда дерзновенными поступки пастора Нимёллера опираются на глубокий анализ современной ему общественной и политической обстановки, который он делает с позиций служителя Христова. Мы убеждены, что дух евангельской правды и любви помогает ему с наибольшей эффективностью совершать своё служение.
Мы знаем пастора Мартина Нимёллера как видного участника экуменического движения и выдающегося борца за мир во всем мире. Вместе с тем мы не можем представить его иначе, как выразителем интересов и судеб родного ему народа. Личные борьба и страдания д-ра Мартина Нимёллера неразрывно связаны с его отчизной — Германией. Он всегда со своим народом: и в мундире морского офицера, и в сюртуке пастора, и в одежде узника концентрационных лагерей; он всегда с ним: и на церковной кафедре, и на собраниях западногерманских борцов за мир, и на трибунах межхристианских или других международных форумов. Будущее немецкого народа, внутреннее развитие в Федеративной Республике Германии, роль этого государства в международной сфере — все это составляет предмет глубокой озабоченности д-ра Мартина Нимёллера и во всем этом он выступает, прежде всего, с подлинно прогрессивных позиций, убежденным сторонником демократического пути развития Западной Германии, непримиримым противником германского милитаризма и реваншизма.
Именно это обстоятельство определяет политическую линию пастора Мартина Нимёллера, нередко вызывая конфликты с ним религиозных и светских кругов на его родине. Для д-ра Мартина Нимёллера политика реальности есть и политика национальная. Исходя из факта двукратного на протяжении его жизни мирового бедствия, источник которого проистекал из Германии, пастор Нимёллер стремится уберечь свой народ и народы других стран Европы от новой мировой катастрофы, которая привела бы многие из них к гибели.
Единственно оправданной политикой в наше время, — считает д-р Нимёллер, — может быть только политика мира и мирного сосуществования. Таково политическое кредо пастора Мартина Нимёллера, созвучное каждому реалистически мыслящему человеку.
«Сегодня пришел конец политике насилия и злоупотребления властью; теперь наша программа, хотим мы этого или нет, должна быть политикой мира» — этими словами пастор Мартин Нимёллер определил линию собственного «пацифизма».
По словам д-ра Нимёллера, он на протяжении всей своей жизни «учился христианскому пацифизму», который для него означает активную борьбу за мир.
Звание лауреата Международной Ленинской премии за укрепление мира между народами как нельзя лучше характеризует значение плодов этой его борьбы для прогрессивной международной общественности. Многочисленные выступления против атомного вооружения Германии и за всеобщее разоружение, за status quo результатов второй мировой войны, за международно-правовое признание ГДР, против агрессии США во Вьетнаме и за право вьетнамского народа самому решать свою судьбу, за мир на Ближнем Востоке, его многолетняя и плодотворная деятельность в Христианской Мирной Конференции и во Всемирном Совете Мира, его экуменические усилия в сфере Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей — всё это этапы многогранного приложения пастором Мартином Нимёллером своей неисчерпаемой энергии, источник которой питается его глубокой убежденностью в правоте своей миссии и его горячей верой в Творца и Промыслителя.
И в миротворчестве, и в экуменизме пастор Мартин Нимёллер выступает как неподкупный свидетель и участник событий своего времени, как трибун современного ему общества.
Отклик пастора Мартина Нимёллера на события времени тем и значителен, что он реально побуждает его соотечественников и единомышленников к солидарности и сотрудничеству в решении встающих перед человечеством проблем — будь то возникновение очага войны, или насилие над каким-либо народом, или голод. Солидарность общечеловеческая и солидарность христианская — таковы силы, вызываемые пастором Мартином Нимёллером для их служения нуждам современного мира. Не являются ли результатом приложения и этих сил к запросам времени недавние политические акции, улучшившие атмосферу во взаимоотношениях между ФРГ и СССР, ФРГ и Польшей и оказывающие безусловное влияние на развитие международных отношений в Европе?
Верующие люди в Советском Союзе видят в пасторе Мартине Нимёллере друга нашего социалистического Отечества, понимающего его преобразующее значение для человечества. Чада Русской Православной Церкви ценят и понимание пастором Мартином Нимёллером роли Церкви в социалистическом обществе, в котором она совершает свою евангельскую миссию.
Взгляды и деятельность д-ра Мартина Нимёллера свидетельствуют о том, что он является верным другом и соработником каждого человека доброй воли, верующего или неверующего, но полагающего свои силы для служения ближним. Мы благодарны за это пастору Мартину Нимёллеру. Да укрепит Господь духовные и телесные силы брата нашего д-ра Мартина Нимёллера на долгие годы.
Никодим, митрополит Ленинградский и Новгородский, президент Христианской Мирной Конференции
Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 1, 1972 год.
Доклад президента Христианской Мирной Конференции митрополита Ленинградского и Новгородского НИКОДИМА на открытии заседания КОПРа 25 мая 1973 года
Дорогие друзья, братья и сестры во Христе!
Современное человечество переживает новую эпоху исторического развития. Радикальные и быстротекущие изменения неотвратимо приобретают всеохватывающий, всемирный характер. Для XX века характерно говорить о всеобщей научно-технической революции, о крушении мировой колониальной системы, о проблемах объединенных наций, о политических, экономических, социальных кризисах, так или иначе затрагивающих интересы всего мира. Человечество навечно сохранит печальную память о двух мировых катастрофах, потрясавших нашу планету в XX веке. Во вторую мировую войну 1939–1945 гг., напомним, было втянуто четыре пятых населения земного шара. В ней участвовало 40 государств с населением около 2 млрд человек, которые поставили под ружье более 100 млн человек.
Ныне, по словам Антуана де Сент-Экзюпери, мы все связаны вместе, «уносимые одной и той же планетой» [1]. Экономические и социальные преобразования, научно-технический прогресс, демографические сдвиги, развитие культуры способствуют сплочению некогда разрозненно существовавшего человеческого рода в некую целостность, хотя весьма и неоднородную, пронизанную все умножающимися разнохарактерными взаимоотношениями. Все народы включены ныне в общую историческую картину мира. Национальная замкнутость уступает место всесторонней связи и всесторонней зависимости народов друг от друга. Воочию, по словам известного католического религиозного философа и ученого отца Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955), происходит своеобразный «мегасинтез» — планетизация человека и человечества, как реального социального организма [2].
[1] Сочинения. Μ., 1964, с. 288.
[2] П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. Μ., 1965, с. 247.
Человечество — вот та действительная перспектива, в которой современный человек может и должен воплотить свои земные, «предконечные», как говорит Бонхёффер, идеалы, этот отблеск Божественной премудрости.
Человечество, целый Адам (по выражению прп. Макария Великого), соединено посредством Воплощения, Креста и Воскресения Адама Последнего (1 Кор 15:45). второго Человека — «нас ради человек» Господа с небес (1 Кор 15:47), Который, вкусив «по благодати Божией, смерть за всех» (Евр 2:9), «есть Спаситель всех человеков» (1 Тим 4:10).
Целый Адам! Ибо «Бог, сотворивший мир и все, что в нем… от одной крови… произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы селения их» (Деян 17:24, 26).
Все мы, по неизреченной премудрости Божией, изначала связаны узами единства и братства. Ибо, по словам св. Климента Александрийского, человечеству в его множественности предшествовало природное единство в Адаме [3], во всечеловеке, по св. Григорию Нисскому, заключающем в себе всё человечество [4]. Ибо мы все сотворены братьями и покорены заповеди Божией о любви друг ко другу (Ин 13, 34; 15, 12, 17).
«Раз, в бесконечном бытии, неизмеримом ни временем, ни пространством, — по словам великого русского писателя Ф. Μ. Достоевского, — дана была некоему духовному существу, появлением его на Земле, способность сказать себе: «Я есть, и я люблю». Раз, только раз, дано было ему мгновение любви деятельной, живой, а для того была дана земная жизнь, а с нею времена и сроки… [5], в кои он «должен исполнить работу трудную, но великую и святую» [6].
[3] Строматы, I, 18.
[4] Об устроении человека.
[5] Собрание сочинений, т. 9. Μ., 1958, с. 403.
[6] С. А. Котляревский. Ламенне и новейший католицизм. Μ., 1904, с. 470.
И эта любовь, любовь к ближнему, которая, по словам Фелиснте де Ламение, есть добровольное, полное неизъяснимых восторгов самоотвержение, соделывая общими все радости и страдания, «расширяет беспрестанно наше существо и стремится сделать из всех люден как бы одного человека, обожествленного в некотором роде своим единением, постоянно растущим, постоянно более внутренним с Божеством. Чтобы это единение совершилось, Бог Сам помогает человеку, постоянно изливая Свое могущество, свет и любовь, которые становятся светом, любовью и могуществом человека» [7].
[7] Там же, с. 469.
Мысль о единстве человеческого рода, о братстве между всеми людьми пронизывает человеческое сознание издревле, с самого его возникновения. В древнейшем из памятников письменности — Эпосе о Гильгамеше мы находим такие слова:
«Разве навеки делятся братья?
Разве навеки ненависть в людях?» [8]
[8] Эпос о Гильгамеше. Μ. — Л., 1961, с. 71.
Эти две строки неврежденно сквозь тысячелетия доносят до нас, достигших последних веков (1 Кор. 10, 11), миропонимание и чаяния человека и человечества тех далеких времен, кои положили начало истории цивилизации на Земле.
Само историческое течение жизни, предначертанное Творцом, поставило человека в отношения общения и сосуществования и возложило на него определенный долг содействования с другими людьми. Господь создал человека не для жизни в одиночестве, ибо изначала «мужчину и женщину сотворил» (Быт 1:27) Он, и их союз стал первой формой общения человеческих существ (Gaudium et spes, 12).
«Силою и необходимостью, — по словам св. Иоанна Златоуста, — покорил нас Бог друг другу… дал нам одно жилище — этот мир, возжег всем один светильник — солнце, простер над нами один кров — небо и предоставил один стол — землю… вложил в дела человеческие такой закон, что польза одного непременно соединяется с пользой другого… и не попустил достигать своей пользы иначе, как путем пользы других» [9].
[9] Творения, т. 12, с. 471–472.
Будучи, по мысли св. Иоанна Златоуста, неизреченною премудростью Божией вовлечен в общественные связи, человек необходимо вступает в должное взаимодействие с социальной средой, обнимающей все стороны его бытия. И в этом взаимодействии осуществляются те бесконечные возможности, которые заложены в его богозданной природе [10]. Воспринимая и усваивая опыт предшествующих поколений, будучи в некоторой степени детерминирован этим опытом, он активно вступает в жизнь, влагая в каждое свое деяние частицу своего творческого «я» и тем самым оказывая определяющее, детерминирующее влияние на течение бытия в настоящем и будущем поколениях.
[10] В. С. Соловьев. Духовные основы жизни. Собрание сочинений, т. III, с. 269–270.
И в этом созидательном труде в пользу будущего, в пользу прогресса во всех его проявлениях человек является не чем иным, как соделателем Божиим в творении, способствуя «конечному выполнению предназначения мира в Иисусе Христе» [11]. И в этом благом делании человек принимает на себя ответственность за жизнь его поколения, за жизнь человечества, за жизнь каждого человека на земле в настоящем и будущем.
[11] Р. Teilhard de Chardin. Srodowisko Boze. Warszawa. 1964. p. 21.
«Это похвала Церкви, — восклицает св. Иоанн Златоуст, — это спасения возвещение — не о своем лишь заботиться, но и о делах ближнего. Ибо помысли, в сколь великое достоинство возведет себя тот, кто весьма трудится для спасения брата по человеческой возможности таковой подражает Богу» [12].
[12] ЖМП, 1972, № 12, c. 67.
Одним из поразительных следствий идеи всеобщего человеческого единства, апостольской идеи спасаемого человечества (1 Ин 2:2) является это единство ответственности, всеобщей братской солидарности. «Истину говорю во Христе, не лгу, — восклицает св. апостол Павел, — свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим 9:1–3). Для всех св. апостол стремился соделаться «всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор 9:22), угождая «всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих» (1 Кор 10:33).
Подвиг нес он ради всех, «дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол 2:1–2).
Ответственности каждого человека на Земле за всех и за вся, человеческой солидарности посвящены глубокие размышления писателя Ф. Μ. Достоевского. «Каждый из нас, — говорит у него старец Зосима, — виноват за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично… Сие сознание есть венец пути… всякого на земле человека. Тогда лишь умилилось бы сердце наше в любовь бесконечную, вселенскую, не знающую насыщения».
Мир такой живой любви, по словам Ф. Μ. Достоевского, восполняет правду Божию. Деятельная любовь подвигает человека на «благое делание», на «братское служение человечеству» во имя братства и целостности людей. И в целостности этой — «попробуйте разделиться, попробуйте определить, где кончается ваша личность и начинается другая…».
Проникновенны слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Я понимаю, наконец, почему любовь к Богу наложила на люден ответственность друг за друга и предписала им надежду как добродетель. Ведь каждого человека она превращала в посланца одного и того же Бога, в руки каждого отдавала спасение всех» [13].
[13] Антуан де Сент-Экзюпери. Сочинения. Μ., 1964, с. 409.
И эта ответственность за судьбу каждого человека, за судьбы всего человечества, за судьбы мира, эта всечеловеческая солидарность поднимает ныне миллионы и миллионы людей доброй воли на Земле, людей неодинакового склада мышления, различных верований, несхожих традиций и разнообразных убеждений на борьбу против проявлений зла в межчеловеческих и межнациональных отношениях, на борьбу за мир, за справедливость, за человеческое достоинство, за лучшую жизнь на нашей планете.
И в тесном сплочении с многомиллионным отрядом борцов за мир и справедливость выступают христиане, и в их числе те, кто объединил свои усилия в Христианской Мирной Конференции.
«Христианская Мирная Конференция, — провозглашает первый параграф Устава ХМК, — представляет собой экуменическое движение, в котором находит свое проявление ответственность христиан за мир, социальную справедливость, достойную человека жизнь для всех людей. Христиане, воспринявшие Евангелие о Христе и Воскресении как надежду для мира, глубоко сознают свой долг служения во имя укрепления мира и помощи ближнему…. Поскольку все эти проблемы могут получить свое разрешение лишь на путях всемирного сотрудничества, Христианская Мирная Конференция выступает за сотрудничество с другими религиозными и светскими организациями и движениями, стремящимися к тем же целям и борющимися за мир среди народов мира».
Христиане-миротворцы, во исполнение завета Божия, завета жизни и мира (Мал 2:5), направившие стопы свои на путь благовествования и утверждения мира во всех пределах (Пс 147, 3) для созидания правды и справедливости в межчеловеческих отношениях, которые являются источным началом подлинного, прочного, постоянного мира (Иер 14:13), по слову древнего провидца и пророка Исаии, этого ветхозаветного евангелиста: «Делом правды будет мир, и плодом справедливости — спокойствие и безопасность вовеки» (Ис 32:17).
Христиане-миротворцы, объединившие усилия в своем мирном Движении, в приведенных словах Статута его видят предначертание стратегии миросозидающей христианской инициативы: последователи Христа. Провозвестника мира (Деян 10:36) и правды (Пс 97:2), верные призыву Его (1 Кор 7:15: Ис 42:6; Зах. 8. 19), должны искать мира и стремиться к нему (1 Пет 3:11) в созидании правды (Ис 56:1) — сообща, во взаимопонимании, единомыслии и единодушии со всеми людьми доброй воли независимо от их традиций и мировоззрения, со всем устремленным к миру человечеством, полагая в основу этого священного служения взаимную общность интересов и действий в совместной ответственности за судьбы мира на Земле, утверждая его на краеугольном камне общечеловеческой солидарности. Ибо проблемы, возникающие в настоящее время, слишком велики, скажем мы, для любой отдельной категории людей. «Частичные решения окажутся бесплодными, цивилизация может быть спасена только благодаря общим усилиям» [14]
[14] Цит. по: Выступление дост. Тих Хат Ханя на Всемирной конференции «Религия и мир» в Киото 16–22 октября 1970 г.
И главной проблемой, которая затрагивает интересы каждого человека, каждого народа, интересы всех стран и континентов, остается проблема обеспечения подлинного и прочного мира на Земле.
Аргументация здесь проста. Современное развитие военной техники, накопленный в мире военный потенциал ставят человечество перед недвусмысленной альтернативой: быть или не быть!
«Мир возможен, — говорил в своем Обращении к участникам III ВМК блаженнопочивший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, — ибо к миру зовет всех Господь наш, ибо мира жаждет человеческая душа. По от доброй воли самого человечества зависит его будущее: мир или гибельная вражда, жизнь или бесцельное истребление и смерть. Спасти человека, обеспечить людям возможность спокойного и беспрепятственного развития в условиях мира, без которого нс может быть свободного и разумного обращения к Богу для множества душ, страждущих от неведения или от человеческого эгоизма и ненависти, — такова священная задача нашего времени. Будучи общечеловеческой, эта задача по своему внутреннему смыслу есть в то же время и подлинно христианская. И потому христианам надлежит быть в первых рядах борцов за ее осуществление» [15].
[15] «ЖМП», 1968, № 5, с. 2.
Это побуждает истинных служителей и поборников мира на «неусыпное бодрствование, как бы постоянное стояние на страже у Господа» (Лев 8:35), чтобы не дать возможности силам зла и ненависти обмануть людей доброй воли, усыпить их бдительность и «строить ковы, чтобы проливать кровь» (Мих 7:2), ради «подавления истины неправдой» (Рим 1:18).
В самом деле, «имея божественное призвание быть сынами мира (Лк 10:6), христиане не могут позволить себе равнодушного отношения к политике бесчеловечного истребления ни в чем не повинных людей, к политике аннексий. Стражи Господни не должны умолкать ни днем, ни ночью (Ис 62:6). Их предупреждающий голос должен быть слышен для всех» [16].
[16] Там же, с. 1–2.
Статистические разработки одного швейцарского ученого, проведенные им в середине столетия, сделали нас обладателями поучительного факта. Согласно ему, за всю свою историю человечество пережило около 15 тысяч больших и малых войн, в которых погибло ни много, ни мало 3 640 млн человек, что равно численности современного населения планеты! Эти жертвоприношения молоху войны были совершены в течение тысячелетий. Огненно-радиационный смерч Хиросимы поставил уже единожды погибшее человечество на край великой пропасти, — пропасти термоядерного истребления, в которую оно может быть повержено в одно мгновение и — безвозвратно. И опасность подобного исхода, к сожалению, еще пока не устранена, еще беснуется Иродиада — силы зла и ненависти, еще мятутся и замышляют тщетное (Пс 2:1) ненавидящие мир (Пс 119:6), еще рвутся они к войне (Пс 119:7), еще неумолимо движется джаггернаутова колесница торговцев смертью — фабрикантов оружия.
Проблема борьбы за мир многогранна. Мировую общественность продолжает тревожить положение на Ближнем Востоке. Израильские экстремисты уже осуждены судом народов, но продолжают упорствовать в худом деле (Ек 8:3), в своем безрассудстве, собирая праведный гнев (Рим 2:5). «Ибо не о мире (помышляют) они. но против мирных земли составляют лукавые замыслы» (Пс 34:20).
Христианская Мирная Конференция вместе со всеми миролюбивыми силами должна добиваться скорейшего урегулирования ближневосточного кризиса на основе известных международных решений, требующих вывода израильских войск со всех оккупированных территорий, и способствовать нормализации обстановки в этом районе с учетом жизненных интересов всех населяющих его народов, в том числе и палестинского.
Друзей мира не может не радовать прекращение войны во Вьетнаме. Многолетняя и многожертвенная борьба героического и свободолюбивого вьетнамского народа при широкой и активной поддержке всех прогрессивных сил привела к прекращению империалистической агрессии на его многострадальной земле.
Однако по прошествии почти четырех месяцев, как недавно писала американская газета «Нью-Йорк таймс», «в Южном Вьетнаме бон свирепствуют порой так же ожесточенно, как и до объявления мира». Сайгонская администрация, правоэкстремистские элементы в сайгонской армии по-прежнему стремятся сорвать условия урегулирования мира во Вьетнаме. Это стоило жизни уже после подписания мирных соглашений 20 тысячам человек.
Христиане-миротворцы, обретая силы и поддержку в единоустремленности всех сторонников мира, должны неуклонно содействовать окончательному позитивному решению вьетнамской проблемы. Реальную основу для этого создает инициатива, с которой на консультациях в парижском пригороде Сель-Сен-Клу недавно выступила делегация Временного Революционного правительства Республики Южный Вьетнам, предложив Сайгону немедленно прекратить военные действия, незамедлительно приступить к урегулированию нерешенных внутренних проблем, освободить всех взятых в плен и содержащихся под стражей гражданских лиц, обеспечить населению все демократические права, провести всеобщие выборы, создать совет национального примирения. И эти справедливые предложения, станем деятельно уповать, будут способствовать умиротворению в Южном Вьетнаме, что создаст благоприятные предпосылки для дальнейшего укрепления мира во всем мире.
Обращаясь к военным действиям американского империализма в Камбодже, мы хотим отметить действия в направлении их прекращения.
Некоторое время тому назад даже палата представителей конгресса США, как отмечал корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» Джои Финни, впервые за шесть лет поддержала антивоенную поправку к законопроекту, блокирующую использование средств, запрошенных на финансирование действий авиации США. Это наглядно показало критическое отношение многих на Капитолийском холме к ожесточенным бомбардировкам Камбоджи, которые сенатор-демократ Майкл Мэнсфилд, высказывая не только личную точку зрения, охарактеризовал как «возмутительные». Многие сенаторы заявили, что с выводом американских войск и освобождением военнопленных во Вьетнаме нет оснований продолжать налеты на Камбоджу без санкции конгресса.
По-прежнему актуальна проблема европейской безопасности. То, что некогда было, по древней мифологии, возможно Юпитеру, не может быть позволено ныне Марсу. Новое похищение Европы для войны должно быть предотвращено. Народы Европы хотят жить на земле своей безопасно (Иез 28:25, 26). И мы с удовлетворением можем отмстить значительные позитивные сдвиги в этом направлении. На континенте, в утверждение принципа мирного сосуществования, получает дальнейшее развитие политическое, экономическое и культурное сотрудничество государств с различным общественным строем, расширяется договорная практика в отношениях между ними, способствующая признанию нерушимости существующих в Европе границ и выдвигающая в качестве основы для взаимоотношений этих стран принцип отказа от применения силы, принцип, получивший авторитетную путевку в международную жизнь на XXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которой по инициативе Советского Союза была принята специальная резолюция по этому вопросу, в которой говорится также и о необходимости запрещения навечно применения ядерного оружия. Сегодня мы уже можем говорить не о прорыве, а о ликвидации дипломатической блокады Германской Демократической Республики, отношения с которой установило большинство государств мира.
Мы являемся свидетелями замечательного явления в международной жизни: постепенного утверждения в отношениях между государствами различных общественных структур принципа мирного сосуществования, являющегося одним из основ внешней политики Советского Союза. Об этом свидетельствует развитие в последние годы отношений СССР с Францией, США, ФРГ и другими странами. В этой связи мы приветствуем позитивные результаты переговоров Л. И. Брежнева, которого ХМК совсем недавно приветствовала в связи с присуждением ему международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами», с руководящими деятелями ФРГ.
Несмотря на то, что современному мощному процессу оздоровления международной жизни пытаются противостоять еще в определенной степени сохраняющие свои силы глашатаи «холодной войны», мы с удовлетворением сознаем, что в западных политических и общественных кругах ныне ширится мнение об анахронизме «атлантического содружества». Все убежденнее звучат голоса с требованием окончательной ликвидации пережитков «холодной войны» и установления широкого, равноправного международного сотрудничества вне замкнутых блоков и без ограничений.
Ныне первоочередной задачей, предстоящей европейским народам и народам всего мира, является проведение общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества, которое должно послужить обеспечению добрососедства и содействия в межнациональной жизни континента, что станет значительным вкладом в глобальный процесс разрядки напряженности и всеобщего примирения. Многосторонние консультации в Хельсинки по подготовке совещания продолжаются. Мировое общественное мнение должно безотлагательно способствовать устранению препятствий эффективному ходу консультации, учитывая приближение предполагаемого времени проведения этого межгосударственного форума.
Мы не можем также оставить вне поля зрения христианской экумены и всей мировой общественности вопрос о сокращении вооруженных сил и вооружений в сердце Европы.
С советской стороны уже более двух лет тому назад было выдвинуто конкретное предложение о сокращении путем переговоров между заинтересованными сторонами вооруженных сил и вооружений в Европе [17].
[17] «Правда», 15 мая 1971.
Христианская Мирная Конференция, уже неоднократно выступавшая в поддержку подготовки и проведения соответствующих переговоров по этому вопросу, и впредь должна способствовать прогрессу этой неотложной в интересах обеспечения стабильности и безопасности в Европе проблемы, что будет, в качестве одной из частичных мер, служить радикальному разрешению проблемы всеобщего и полного разоружения, — проблемы, решение которой самым непосредственным образом может повлиять на многоразличные стороны жизни человечества. Экономический аспект её разрешения тесно связан с проблемой ликвидации бедности на планете.
Проблема обеспечения для каждого человека достойного уровня жизни, т. е. проблема ликвидации нищеты и отсталости, имеет, безусловно, многоплановый характер. Мы коснемся нескольких моментов, связанных с вопросом развития стран так называемого «третьего мира», в которых проживает половина всего человечества. Эти страны занимают важное место в системе современных международных отношений. Народы бывших колоний и зависимых стран всё решительнее заявляют, что они не могут и не хотят жить по-старому. Кардинальное решение их проблем необходимо для надежной стабилизации международной жизни. И решение этих проблем зависит самым непосредственным образом от успехов в борьбе за мир и сотрудничество всех народов, от успехов в преодолении империализма и неоколониализма.
Экономическая отсталость, низкий жизненный уровень в этих странах — следствие не только многовековой колониальной зависимости, но и всё еще продолжающейся эксплуатации их капиталистическими монополиями Разрыв в жизненных уровнях достигает в настоящее время 13-кратного размера и обнаруживает очевидную тенденцию к углублению. В 60-е годы в развивающихся странах ежегодно голодало от 300 до 600 млн человек. Голодная смерть стала там массовым социальным бедствием. Она уносит до 70% человеческих жизней — 35 млн из 50 млн общих ежегодных утрат (по данным на 1970 год) Для преодоления экономической отсталости и достижения современного уровня в течение 20–25 лет развивающимся странам, по имеющимся оценкам, необходима внешняя помощь в размере 500 млрд, долларов. Наиболее реальный путь обеспечения такой помощи — направление в экономику этих стран средств, которые могут быть высвобождены при позитивном решении проблемы всеобщего и полного разоружения.
Несколько статистических оценок. По подсчетам видного американского ученого, профессора Принстонского университета Ричарда Фолка, с начала XX века на военные цели человечеством потрачено более 4000 млрд. долларов [18]. Ныне ежегодные военные расходы в мире составляют более чем 200 млрд долларов, что равно валовому национальному продукту стран Южной Азии, Дальнего Востока и Африки вместе взятых с населением около 1,3 млрд. человек. Одной лишь месячной суммы военных затрат НАТО (годовой бюджет превышает 100 млрд долларов) хватило бы для полного орошения пустыни Сахары.
[18] Richard Falk. This Endangered Planet: Prospects and Proposals for Human Survival. N. Y., 1971, p. 127.
Если обратить военные бюджеты на мирные созидательные цели, то человечество обретет благоденственное мирное житие. Перед человечеством встают всё новые проблемы. Планета, которая является ныне колыбелью для менее чем четырехмиллиардного населения, скоро, к 2000 году, должна будет на себе нести около 7 млрд человек. Прогнозы позволяют нам смело смотреть в будущее. Планетарные ресурсы могут обеспечить всеобщее изобилие, по осторожным оценкам, для человечества численностью в 28 млрд, человек. Но уже отныне, по замечанию издателя журнала «Санентифик америкэн» Дж. Пиля, нужда «является… вызовом не технологии, а экономике и политике».
Вместо того, чтобы прекратить неоколониалистическую эксплуатацию развивающихся стран и дать им возможность достичь высокого экономического уровня, империалистические круги пытаются различными псевдотеориями оправдать оскорбительный для достоинства населения этих стран статус-кво с целью его увековечения. В качестве основания для этого они выдвигают тезис об истощении ресурсов нашей планеты и свою озабоченность экологической проблемой. Несправедливость в вопросе распределения земных благ обрекает многие миллионы людей на нищету и голодное существование. Вместе с тем совершенствование технологии открывает перед нами новые перспективы. И посему мы опять приходим к необходимости вспомнить вышеприведенные слова Дж. Пиля. Однако мы не можем не видеть в этом тезисе самом по себе, без связи с сложными концепциями, и разумное зерно:
человечество должно помнить об относительной исчерпаемости ресурсов планеты и бережно относиться к сокровищам Земли, данной ему Создателем для хранения и возделывания, т. е. для обладания ею. К этим сокровищам относится и экологическая среда, защита которой — одна из важнейших современных общечеловеческих проблем.
Но «экологические» соображения не должны диктоваться узкими, эгоистическими целями. И когда «экологи» выступают против промышленного развития стран «третьего мира», выдвигая псевдоэкологические заботы в качестве аргумента (дым-де африканских заводских труб может нарушить экологическое равновесие), то не вызывает сомнения подлинная неоколониалистская подоплека такой постановки вопроса, имеющая целью задержать индустриальный и экономический рост названных стран, что обрекает их и в будущем на статус «мировой деревни», сырьевых придатков развитых империалистических государств.
Прогрессивное человечество видит свою историческую задачу в том, чтобы всячески содействовать экономическому раскрепощению развивающихся стран и созданию в них своего национального независимого хозяйства, которое было бы способно обеспечить подъем их материального и культурного уровня.
Для христиан, поборников правды и справедливости, открыто здесь поле деятельности, в последовании завету св. Иоанна Златоуста, служить «не тем, кто пребывает в благоденствии и славе мирской, но тем. кто в угнетении, в несчастье, в оковах, кто всего лишен и не получает утешения» [19]
[19] «ЖМП», 1972, № 12, c. 66.
Мы не можем забывать и о тех наших братьях, которые и поныне стонут под игом колонизаторов и расистов в странах Африки. Около 30 млн. обездоленных и угнетенных в португальских колониях Анголе, Мозамбике. Гвинее (Бисау), в расистской Южно-Африканской Республике, которая, вопреки решениям ООН, незаконно оккупирует Намибию (Юго-Западную Африку), в бывшей английской колонии Родезии в своих устремлениях к свободе и независимости неизменно обретают солидарную моральную, политическую и материальную помощь всех люден доброй волн. Христианская Мирная Конференция, которая неуклонно выступает в поддержку национально-освободительных движении в этих странах, должна и впредь солидарно прилагать постоянные усилия, чтобы способствовать вовлеченности в этом направлении всё более широких кругов африканских христиан, принимающих участие в деятельности Христианского мирного движения.
Заканчивая краткое обозрение предлежащих нашему Движению задач, считаю необходимым еще раз отметить, что решение их возможно только на пути
широкой консолидации наших усилий с усилиями последователей различных религий и всех людей доброй воли на пути общечеловеческой солидарности, основой которой, по нашему убеждению, являются:
– сознание единства происхождения человеческого рода;
– признание равенства и достоинства каждого человека;
– «признание… идей любви, братства, справедливости и мира высшими началами человеческих взаимоотношений и… устремленность к смыслу человеческого бытия, постижение которого не может быть отделено от претворения… этих идей в жизнь» [20].
[20] Заявление Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами по основам, практике и перспективам совместных усилий различных религий в поддержку сотрудничества и мира между народами. Загорск, июль 1969 г.
Ибо, по словам св. Иоанна Златоуста, «ничто не может сравниться с единомыслием; при этом и один бывает равен многим. Если, например, будут единодушны два или десять, то один уже перестает быть одним, а каждый из них становится в десять раз больше, «и… в десяти найдешь одного, и в одном — десять». И далее, приглашая братьев обрести силу любви и утвердить себя в безопасности, великий вселенский учитель продолжает: «И, кроме того, есть ли какая стена столь несокрушимая, столь укрепленная совокупностью огромных камней, столь недоступная для нападения врагов, как союз любящих друг друга и сплоченных между собой единомыслием?»
Христианская Мирная Конференция, в соответствии со своим Уставом, не переставала обращаться к вопросу сотрудничества с представителями различных религиозных и общественных миротворческих организации и движении. В частности, Рабочий комитет ХМК на своей сессии в Нью-Дели в марте 1972 года подчеркнул необходимость содействовать диалогу между последователями различных религии по практическим вопросам мира.
Этому важному вопросу уделил внимание Отдел изучений ХМК на заседании в Букове (апрель 1972 г.).
На Московской сессии Рабочего комитета в марте сего года вопрос о широкой консолидации усилий всех миролюбивых сил получил новое освещение и углубление в связи с предстоящим созывом в октябре нынешнего года в Москве Всемирного Конгресса миролюбивых сил за международную безопасность и разоружение, за национальную независимость, сотрудничество и мир.
Мы приветствуем созыв этого Конгресса, и я верю, что Христианская Мирная Конференция примет активное участие в его работе.
Рабочий комитет ХМК на своей мартовской сессии в Москве обратился «ко всем Церквам и экуменическим организациям, ко всем христианам и ко всем людям доброй волн с братским призывом и настоятельным приглашением внести свой добрый вклад в подготовку и проведение» этого форума.
Настоящее наше собрание, главной темой которого является «Человеческая солидарность — задача христиан в борьбе против нищеты и за мир во всем мире», призвано вновь обратиться к жизненно важному вопросу широкой солидарности сторонников мира, в число которых входят и
христиане, объединяющие свои усилия с усилиями всех людей доброй воли для совместной борьбы с войнами, эксплуатацией, расизмом, голодом, во имя созидания на Земле прочного и справедливого мира.
Позвольте выразить надежду, что присутствующие среди нас высокие гости, которые являются представителями различных христианских Церквей и христианских организаций, представителями других религий, религиозных и общественных организаций из различных стран мира, окажут нам деятельную помощь при обсуждении здесь, в Лавре Преподобного Сергия, общей всем нам проблемы.
Да будет между нами, дорогие друзья, подлинно братский диалог!
В заключение хочу пожелать всем участникам заседаний неиссякаемой энергии и плодотворной работы в поисках конструктивных решений, которые должны стать руководящими в деятельности Христианского мирного движения на предлежащее время Станем же деятельно творить дела любви, и Бог мира будет со всеми нами (Рим 15:33).
Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 8, 1973 год.