Благовещение: литургическое почитание, богослужебные особенности, иконография

Священник Алексей Ремизов

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Благовещение Пресвятой Богородицы описано только в одном Евангелии — от Луки (Лк 1:26–38). Это событие посвящено воспоминанию сообщения архангелом Гавриилом хорошей новости (собственно, благовещение) Деве Марии о том, что через рождение от Нее Господь войдет в земной мир.

Согласно повествованию апостола Луки, архангел Гавриил явился Приснодеве в Назарете в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи. Вестник обратился к Деве со словами, которые вызвали в Ней смущение: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». И затем продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Но продолжение речи архангела лишь увеличило недоумение Марии, «не знавшей» Своего мужа, то есть не состоявшей с ним в плотских отношениях. Архангел Гавриил на вопрос Девы о том, как Она родит, ответил, что «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». И напомнил Марии о том, что и престарелая Елисавета смогла забеременеть в преклонном возрасте, потому что на это была воля Божия, для Которого все возможно. Эти слова успокоили Приснодеву, и Она кротко ответила согласием: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Праздник Благовещения отмечается 25 марта (по юлианскому календарю, или 7 апреля — по григорианскому). Эта дата имеет важное значение в византийской традиции, так как считается днем сотворения мира и Воскресения Христова. От нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества пророка Иоанна Предтечи.

Современное название праздника закрепилось за ним только к VII веку. До этого он именовался по-разному на Западе и на Востоке. Например, «День приветствия», «Приветствие Марии», «Благовещение Христа», «Начало искупления», «Зачатие Христа» и др.

Литургическое почитание

Установление праздника произошло в IV столетии. Хотя на росписях в катакомбах присутствуют изображения события Благовещения. Они датируются II–III веками.

Возможно, установление связано с посещением равноапостольной царицей Еленой мест земной жизни Иисуса Христа. В этих местах началось строительство храмов. Особое внимание христиан стали привлекать события Рождества Христова и тайна Воплощения.

Некоторые авторы приписывали установление праздника святителю Кириллу, патриарху Иерусалимскому (313–386 гг.). Однако говорить о повсеместном почитании Благовещения как отдельного праздника в IV–V веке достаточно сложно, потому что письменных источников об этом немного. Но в VI веке появляется кондак на Благовещение, написанный преподобным Романом Сладкопевцем. А с конца VII столетия можно свидетельствовать о том, что Благовещение Пресвятой Богородицы стала одним из самых почитаемых праздников в столице Византии — Константинополе.

Богослужебные особенности

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходится на период Великого поста. В зависимости от того, в какой день он случится, богослужение праздника будет иметь свои особенности.

Вечернее богослужение накануне праздника, если он случится в будний день Великого поста, состоит из великого повечерия с литией (выходом священнослужителей в притвор, а затем на середину храма для возглашения особых прошений и благословения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея) и утрени. Такой состав богослужения хорошо знаком христианам по праздникам Рождества Христова и Крещения Господня.

На утрени поется величание праздника «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», в центре храма читается Евангелие.

О том, что праздник совершается в период Четыредесятницы, будет напоминать то, что великое славословие будет не петься хором (как на утрени в воскресенье или другой праздничный день вне поста), а читаться. В конце богослужения священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина и вместе с молящимися делает три поклона (вместо обычных 16: четырех великих и двенадцати малых).

В сам день праздника совершается чтение 3-го, 6-го, 9-го часов и изобразительных. Вместо Литургии Преждеосвященных Даров будет совершаться Литургия святителя Иоанна Златоуста в соединении с вечерней.

Церковь особо чтит праздник Благовещения. Это отражается в широком и частом использовании тропаря «Богородице Дево, радуйся» в общественном богослужении в храме и в частной молитве дома. На Руси Благовещение праздновалось как начало спасения человека, что породило особый обычай: в день праздника выпускать из клеток птиц на волю.

Иконография праздника

Как уже говорилось выше, самыми ранними изображениями праздника являются росписи в катакомбах, датируемые II–III вв.


Роспись в катакомбах Присциллы, 2-я пол. II — 1-я пол. III в.

На то, что это событие Благовещения, указывает сцена, в которой юноша с протянутой вперед рукой стоит перед женщиной, обращаясь к ней с речью. Похожие композиции («Явление ангела Товии», «Явление Троицы Аврааму») позволяют говорить о том, что здесь изображено именно Благовещение.

Еще один сюжет отражен на рельефе саркофага из церкви Сан-Франческо в Равенне. Ангел с большими крыльями и посохом в левой руке стоит напротив сидящей за пряжей Приснодевы.


Рельеф саркофага из церкви Сан-Франческо в Равенне, V в.

В сюжете Благовещения может встречаться колодец или источник. Это связано с повествованиями из апокрифов — Протоевангелия Иакова и Книги о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя (Евангелие псевдо-Матфея). В них говорится о том, что Пресвятая Дева получила благую весть от архангела у колодца или источника, куда Она отправилась за водой, а после этого — в доме, где Она пряла катапетасму (т. е. завесу) для Иерусалимского храма.


Фреска «Благовещение у колодца» из собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502–1503 гг.

После III Вселенского собора, где за Пресвятой Девой Марией было догматически закреплено именование «Богородица», иконография Благовещения, как и других Богородичных праздников, стала более богатой и торжественной. Так, в римской базилике Санта-Мария-Маджоре Богородица изображена в пышном платье с драгоценными украшениями, а Ее прическа убрана жемчугом.


Мозаика базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме, Италия, 432–440 гг.

В композиции присутствуют фигуры голубя, который символически изображает Святого Духа, и ангела, слетающего с неба. В этой росписи ангелы изображены с крыльями. Во всех последующих иконографических образах эта деталь будет неотъемлемой частью фигуры небесного посланника.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle