«Признанные Отцы» Церкви, 2: латиняне и александрийцы

Владимир Шалларь

Автор ТГ- и ВК- ресурса «Либертарная теология».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

 

Киприан Карфагенский

Родился в знатной языческой семье в Карфагене, крупном интеллектуальном и экономическом центре того времени. Киприан Карфагенский преподавал риторику, был адвокатом. Уже в зрелом возрасте, после долгих раздумий Киприан становиться христианином.

Киприан становиться епископом Карфагена незадолго до жестокого гонения императора Декия (250 г.). Декий потребовал от всех христиан принести жертвы языческим богам. Так как до этого гонений не было целых 20 лет, многие пошли на это.

После смерти Декия в Церкви разгорелся спор о принятии обратно падших. Киприан защищал позицию, согласно которой принятие падших должен осуществлять епископ, его противники считали, что исповедники.

Также Киприан Карфагенский участвовал в важном споре о действительности еретического крещения, которую он отвергал. Тут его оппонентом выступил Папа Римский Стефан. Они не успели завершить свой спор — оба приняли мученические венцы в гонении императора Валериана. Все эти споры спровоцировали Киприана Карфагенского на экклесиологические размышления. И, действительно, Киприан Карфагенский один из самых авторитетных Отцов в учении о Церкви. Ввел в русло Предания богословие Тертуллиана.

Киприан Карфагенский внес огромный вклад в решение некоторых канонических и дисциплинарных вопросов. Церковь, как учит Киприан Карфагенский, есть «место», где человек встречается с Богом. Человек входит в Церковь Крещением. Природа Церкви евхаристична. В богословии Киприана Карфагенского акцентируется внимание на единстве Церкви, понимаемом в сакраментальном и иерархическом ключе.



 

Амвросий Медиоланский

Епископ Милана, один из самых почитаемых Отцов Запада. Проповеди Амвросия вернули Августина к вере. Будущий медиоланский епископ вырос в аристократической семье, с давними христианскими традициями, выдающийся государственный служащий. Согласно преданию он был выбран епископом еще некрещеным: в разгар споров православных и ариан о новом епископе, детский голос прокричал: «Амвросий — епископ», и собравшиеся выбрали Амвросия.

Заставил покаяться императора Феодосия Великого за фессалоконийскую резню, где погибли около семи тысяч жителей. Вообще, проявлял стойкость и принципиальность в отношениях с властью.

Творения Амвросия Медиоланского посвящены догматическим, экзегетическим и нравственно-аскетическим вопросам. Ввел на Западе аллегорический метод экзегезы.

Аверинцев так характеризовал Амвросия Медиоланского: «энергично боролся как против язычества (спор об алтаре Победы в сенате) и арианства, так и против складывавшейся со времен Константина и проявившейся, например, у Евсевия Кесарийского идеологии сакральной «христианской» государственности как подобия Царства Бога на земле. Амвросий сформулировал принцип: «император может быть внутри Церкви, но не над Церковью», — и осуществил его на практике, отлучив на некоторое время от церковного общения императора Феодосия I за устроенное им избиение жителей Фессалоники. Утверждение независимости Церкви от светской власти не мешало Амвросию деятельно сотрудничать с последней в целях спасения римского порядка перед лицом глубокого кризиса».



 

Иларий Пиктавийский

«Афанасий Запада», один из величайших богословов Церкви, к стыду всех очень мало известный в России (переведено лишь несколько фрагментов).

Родился в семье влиятельных язычников в Галлии. Ввел активные духовные поиски: шатался от стоицизма до гедонизма, перепробовал много религиозных сект и учений, пока наконец не натыкается на иудаизм. Чтение Евангелия от Иоанна решает дело: будущий святитель принимает крещение. Почти сразу после этого его выбирают епископом родного города.

В это время император Констанций решает насадить арианство на Западе. Церковь Галлии поддается на политическое давление. В этой ситуации Иларий возглавляет антиарианскую оппозицию. За это его ссылают на Восток, в М. Азию, что оказалось огромной ошибкой власти: там святитель знакомится с восточным богословием и становится одним из самых ярких участников антиарианской полемики.

При Юлиане Отступнике возвращается на родину, где побеждает арианство. В Милане ему это не удается, в следствие чего он удаляется от полемики и полностью посвящает себя богословию.

Илария можно считать образцом в борьбе с ересями. Он никогда не занимал чрезмерно жесткой позиции, всегда шел на диалог. Ему хватало мудрости на то, чтобы признать, что причина споров не всегда в вере, а часто в терминах, в подробностях их понимания. Так он убеждал приверженцев подобосущия, что они на самом деле верят в единосущие.

Как уже говорилось, Иларий — выдающийся богослов, но надо еще добавить, что не менее талантлив он был и как писатель. Его знакомство с восточным богословием сыграло очень важную роль: так Запад познакомился с тонкостями восточных споров, тринитарного богословия, «духовной» экзегезы.

О. Клеман писал о богословии Илария: «Своим насыщенным, усложненным языком Иларий первый на Западе ясно выразил утверждение об извечном рождении Слова. Отец есть Бесконечность в ее источнике; Сын — образ Бесконечности, то есть Красота, Дух — ее благодать, то есть Радость. Неохватная Бесконечность вписывается нашей радостью в образ Красоты. В глубине мышления Иларий открывает таинство воплощенного Слова, из образа раба ставшего образом Красоты. Иларий настаивает на славе преображенного Христа, но в то же время — в противовес Оригену — и на плотности, свойственной твари. Эсхатологическая полнота, которой мы достигаем во Христе, преображает саму материю, и таким образом “вечный свет” проникает через “око сердца” в тело».



 

Лев Великий

Одна из главных фигур в истории Церкви. Лев Великий получил прекрасное образование, но выбрал другой путь. Был учеником св. Целистина, папы Римского. После Лев Великий становится архидиаконом при святом Папе Сиксте III, а после его смерти был избран новым Папой.

Лев Великий нес свое служение в крайне трудные времена нашествия варваров, полного хаоса на Западе. Святой Папа Лев взял на себя роль защитника народа в этих трудных условиях. В 452 году Лев Великий встречается с Аттилой и уговорил его не разрушать Рим (кстати, именно он дал ему прозвище Бич Божий). С другим варваром Льву Великому договориться не удалось — вандал Гейзерих захватил Рим. Однако, когда Гейзерих вторгся в Рим, Лев Великий сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать невинной крови.

Однако основное значение Льва Великого заключается в его защите Православия от монофизитов. Томос Льва Великого вошел в основу халкидонского вероопределения, закрепившего главный догмат Церкви — догмата Богочеловечества, единства Божественной и человеческой природ во Христе (значит, и в Церкви) в полном и совершенном единстве без слияния и смешения.



 

Блаженный Августин

Блаженный Августин Аврелий, величайший Отец Запада, философ, влияние которого ощущается в европейской мысли до сих пор.

Сын язычника и христианки. Блаженный Августин проделал долгий и трудный путь от наивной детской веры через манихейство, скептицизм и неоплатонизм к зрелой, обогащенной опытом, выстраданной вере в Христа. До своего обращения (около 30 лет) Августин имел карьеру преподавателя.

«Исповедь» описывает этот путь таким образом, что он становится философским анализом пути человека к Богу вообще (не просто так «Исповедь» — одна из самых читаемых христианских книг, ставшая парадигматичной для Средневековья).

«О граде Божьем» — книга, написанная в ответ на катастрофу античного мира — взятие варварами Рима. В ней Августин развивает великую христианскую историософию: град небесный, созидаемый в истории, движущийся к эсхаталогической радости против града земного, основанного на крови убитого брата (Ромул и Рем, Каин и Авель).

«О Троице» — один из главных триадологических трактатов Церкви, где Августин делает попытку вывести тринитарное богословие из образа Божьего в человеке (таким образом, это еще одно из важнейших свидетельств христианской антропологии).

Разработанные Августином темы памяти, времени, свободы, личности стоят в центре всего дискурса западной культуры.



 

Петр Александрийский

Руководитель Александрийского училища, александрийский епископ, мученик. Священномученик Петр родился и вырос в Александрии, по некоторым данным был воспитанником епископа Феоны, которого сменил на александрийской кафедре. Именно Петр Александрийский отлучил от Церкви еретика Ария. В Предание он вошел прежде всего своими Правилами, взятыми из его «Слова о покаянии». «Слово о покаянии» адресовано христианам, которые пытались избежать мученичества (иногда ценой отречения от Христа).



 

Афанасий Великий

«Отец Православия», хронологически первый представитель «золотого века» патристики. Его бурная жизнь, вся без остатка была посвящена борьбе с арианской ересью, борьбе за истину Православия. Пять раз он ссылался за веру в единосущие Христа Отцу.

Вопрос стоял о судьбе Церкви: если Христос не Бог, то Бог не воплотился, значит обожение, соединение с Богом, спасение невозможно («Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» — суть богословия). Афанасию Великому удалось защитить истину и с неподражаемой точностью зафиксировать ее в своих текстах. Именно ему удалось найти слова для описания тринитарной антиномии, адекватные своему предмету, но такие, которые не сводили бы веру к словесным формулировкам, не убивали бы Тайну.

Христология Афанасия Великого, пожалуй, наилучшая из всех созданных до сих пор («О воплощение Слова», вообще, центральный текст христианства: фактически, описывает все вероучение, причем, без обычных перегибов в ту или иную сторону).

Афанасий Великий один из первых кто запечатлел опыт отцов-пустынников словесно, его «Житие Антония» станет образцом для подобной литературы. Подвижничество противопоставляется Афанасием Великим философии: подвижник делает то, о чем философ только говорит (интересно, что косвенно это обличение подтверждает истинность философии).

Так богословие Афанасия Великого совмещая опыт Пустыни и необычайно тонкую богословскую мысль, свободную от обычных для александрийцев соблазнов эллинистического интеллектуализма, с необыкновенной полнотой, ясностью и гармоничностью передает веру Церкви.



 

Феофил Александрийский

Феофил — патриарх Александрийский. Четырнадцать правил, составленных Феофилом Александрийским, вошли в Каноны Православной Церкви. Политик и богослов. «Прославился» главным образом борьбой с Иоанном Златоустом, кончившийся Собором под Дубом, где Феофил был председателем. На Третьем Вселенском соборе читали его сочинения, на Пятом его авторитет был подтвержден — хотя много позднее свт. Марк Эфесский отказывался признавать авторитет Феофилда из-за гонения на Златоуста. За крайнее властолюбие, интриги, подкупы и пр. получил прозвище «фараона».



 

Кирилл Александрийский

Епископ Александрии. Кирилл Александрийский известен своими толкованиями Ветхого Завета. Боролся с несторианством, утверждал веру в Христа как Богочеловека.

Для той эпохи истории Церкви (Третий Вселенский Собор, осудивший несторианство) «вера Кирилла» стала синонимом Православия. К сожалению, Кирилла Александрийского нельзя назвать идеальным архипастырем: он один из участников «собора под дубом», осудившего Златоуста, Кирилл подогревал фанатизм и нетерпимость толпы (при нем толпа убила Гипатию), вообще методы борьбы Кирилла Александрийского не всегда были христианскими.

Тем не менее, именно его богословие сыграло определяющую роль в формировании православной доктрины, Церковь не потеряла веру в Богочеловечество Христово (правда, здесь же можно сказать, что богословие Кирилла сыграло решающую роль и в формировании монофизитства — ереси, потерявшей правильную перспективу Богочеловечества).

НАЧАЛО ЗДЕСЬ

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle