Еще раз о «купаниях» на Крещение. Четыре важных принципа

Иеромонах Агапий (Голуб)

Насельник Успенского Жировичского монастыря (Беларусь). Член Координационного совета Белорусского экзархата по противодействию наркомании и алкоголизму.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Одни стараются не пропустить возможность окунуться на Крещение — в купелях, прорубях, прудах. А другие всерьез задумываются: не происходит ли при этом профанация освящения вод? Наш постоянный автор иеромонах Агапий (Голуб) составил список постулатов, которые могут помочь христианину сформировать свое мнение на этот счет.

Соборное сознание Церкви не занимается вопросами, за которыми нет серьезных духовных и богословских вызовов. Поэтому по вопросу окунания на Богоявление могут быть разные мнения. И, наверное, мы имеем дело с тем случаем, где каждый принимает свое решение, руководствуясь собственной совестью, духовным опытом и благоразумием. Стараясь не порицать других, принявших иное решение.

Лично я, как человек практики, могу высказать следующее, исходя из наблюдений и обмена опытом с другими священнослужителями.

1. Это не религиозное действие, а народная традиция

Окунание в различных водоемах в крещенские дни — не религиозное действие. И какого-то дополнительного освящения или очищения грехов дать не может. То ощущение обновления и прилива жизненных сил, которым порой делятся люди после окунания, – всего лишь биохимическая реакция организма на воздействие очень холодной воды (что-то подобное происходит при приеме контрастного душа, после парилки и т. д.). Плюс психологическое воодушевление.

Данное действо — постсоветская народная традиция, привязанная к церковному празднику.

2. Почему бы не окунуться, это весело

Возможно, его положительное значение окунания в том, что это — один из редких моментов, когда заигравшиеся во взрослость люди хоть как-то снимают с себя официоз, формальность, «маски». И позволяют себе раздеться в прямом и переносном смысле, демонстрируя здоровую непосредственность, делая (правда, очень маленький) шажок к подлинному «я». Жаль, что на короткое время. Насколько меньше мы бы причиняли себе и друг другу зла и боли, если бы учились прислушиваться к настоящим себе всегда!

Но в любом случае я бы рекомендовал делать это без фото- и видеосъемок. Чтобы это было в самом деле целиком для себя, а не для кого-то.

3. Будьте осторожны со здоровьем!

Однако массовость окунаний таит в себе небезопасность. Когда «все окунаются — и я окунаюсь», велика вероятность, что погружаться в очень холодную воду будут и те, кому это противопоказано. Кто-то — гипертоник высокой группы риска. Кто-то может и не подозревать, что он на грани микроинсульта. Кто-то — всего лишь слегка простывший, но при низком иммунитете. Резкий перепад температуры и быстрое (пере)охлаждение организма может спровоцировать серьезные проблемы — не только зимой, но и летом…

Кто-то в толпе идет окунаться с подспудной мыслью, что это — хороший повод потом «согреться», и не порцией глинтвейна, а чем-то более крепким, и в объеме, значительно превышающем 20 граммов спирта. Может, уже и окунается в состоянии не очень трезвом. Как перепад температуры будет взаимодействовать с подкожными кровеносными сосудами (расширенными или уже резко суженными, скажем, под действием алкоголя) и прочими частями организма – заранее не предскажет ни один врач.

А если кто-то окунается в прорубях — есть риск затягивания под воду, под лед. При этом человек может не выбраться самостоятельно, и даже с помощью посторонних не всегда возможно спасти.

В любом случае окунание лучше совершать в присутствии других людей, которые, в случае нужды, смогут вовремя вытащить из воды — например, если в воде случится спазм мышц и самому выбраться затруднительно.

4. Ответственность несет организатор

Если кто-то решает организовать массовые окунания (священник, турагентство, руководитель предприятия) — значит, данное лицо или организация несет свою часть ответственности за вышеупомянутые риски. Потому им желательно подумать о наличии если не бригады «скорой» или врача, то хотя бы просто человека, обученного оказывать первую медицинскую помощь и имеющего необходимый набор соответствующих медсредств.

Хорошо бы заранее позаботиться о заметных и читабельных объявлениях с правилами поведения и соответствующими рекомендациями по вопросам безопасности.

Дополнительно к первому пункту добавлю — к разочарованию надеющихся как-то обновить свою душу через окунание на Крещение. Нет какой-то безликой «благодати», которая может действовать независимо от образа жизни и религиозного развития. Есть такое учение — о нетварных (несотворенных) энергиях Бога. Суть его в том, что благодать Божия неотделима от Его Личности. И даже священнослужители не могут ею как-то распоряжаться, если Бог не соизволит внять их молитве.

Вспомните: семья или коллектив становятся сплоченней и ближе друг к другу в той мере, насколько каждая сторона работает над отношениями, вырабатывает общую систему ценностей… Бог приблизился к нам предельно, насколько возможно в нашем больном обезбоженном мире — об этом и праздники Рождества, Богоявления, Сретения, Пасхи. Если мы хотим освобождения от грехов, освящения — то теперь наш ход навстречу Ему. Нам следует строить живые отношения с Богом как Личностью — в согласии с Его Новым Заветом нам.

А для этого сначала с Богом нужно познакомиться. И, как есть инструктора, обучающие вождению, — так есть священнослужители, которые могут помочь обучаться применению Новозаветного Откровения во всех сферах нашей жизни.

Принять или не принять эти рекомендации — выбор каждого из нас. Но при любом выборе важно помнить, что жизнь, здоровье, духовное развитие — в первую очередь, зона личной ответственности. Умение эту ответственность брать на себя — один из признаков взрослого человека.

Фото: сайт Санкт-Петербургской митрополии

Еще про окунания на Крещение читайте здесь и здесь.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle