Фуко о христианстве, византийская история, семинары по Библии и аудиокниги Толстого

22.04.2024
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Some Image

Великий пост

Великий пост — это дорога, ведущая к Пасхе. 40 дней бодрствования и аскезы, цель которой — обновление духовных, душевных и телесных сил. А основным эквивалентом слова «сила» в церковнославянском языке является слово «добродетель». Почему добродетелей семь? Число 7 — полнота и совершенство. Семь таинств в Церкви, 7 дней в неделе, 7 богатырей в русских сказках. Традиционный список добродетелей включает в себя: благоразумие, мужество, справедливость, умеренность, веру, надежду, любовь. Сегодня «добродетель» воспринимается как нечто неопределенное и скучное. Попытаемся вернуть этому слову его первозданное сияние! Как говорят о добродетелях Святые Отцы и как они отображаются в живописи таких европейских мастеров, как Пьеро дель Поллайоло, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Сандро Боттичелли, Иероним Босх, рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко. Новые видеоролики:

Вера: крест и свиток

Справедливость: глобус и меч



Нужна ли православному человеку психология? И, наоборот, нужна ли религия психически здоровому человеку? Что такое молитва с точки зрения психолога — самовнушение, гипноз или аффирмация на день? В новом видеоцикле психолог, автор образовательного проекта «Психология для Церкви» Марина Филоник отвечает на вопросы о том, можно ли обойтись без психотерапевта, если есть Бог? Что делать, если священник и психолог дают противоположные советы? Как выявить, что я на самом деле хочу и принять верное решение? Как простить и отпустить, если сжигает обида? Повторяющиеся грехи — что это? Часть моей конституции или незакрытые базовые потребности? И как, доверяя телу, справиться со стрессом и тревогой? Новые видеоролики:

Как сделать выбор и не пожалеть?

Одни и те же грехи по кругу. Что делать?



Во время Великого поста Православная Церковь обращает внимание на чтения из Ветхого Завета. Книга Екклесиаста не включена в богослужебное употребление, поэтому можно уделить ей особое внимание. Читаем ее и размышляем вместе с библеистом Владимиром Сорокиным. Новые статьи:

Край. Мудрого и глупого постигает одна и та же участь, а если так, то какой смысл в мудрости?

Тонкая грань надежды. Екклесиаст все же нашел в мире нечто такое, в чем можно увидеть смысл и чем можно жить, хотя оно оказалось довольно далеко от того, что он в то время считал мудростью.

Статьи

Кто зажигает Благодатный огонь? Исторические детали и богословие обряда в 12 тезисах

Архимандрит Феогност (Пушков) рассказывает, как получилось, что обряд пасхального благословения огня выделился в особую службу, а самому зажжению огня стали придавать статус чуда.



«Лествица» как кинический, постмодерный, дадаистский текст

Владимир Шалларь: давайте мы дадим себе возможность прочитать «Лествицу» как в первый раз, как незнакомую книгу. Если мы позволим себе такое чтение, то поразимся скандализирующему, разрушительному панк-посланию «Лествицы», бьющему нас наотмашь.

Молимся по-русски

Последование елеосвящения над больными в новом русском переводе архимандрита Феогноста (Пушкова).



Великий канон Андрея Критского в новом русском переводе игумена Силуана (Туманова).

Some Image

Книги

Сочинения выдающегося византийского историка Прокопия, служившего секретарем Велизария, полководца императора Юстиниана, так что «Войны» Прокопия написаны очевидцем, находившимся в центре событий. Прокопию принадлежит также трактат «О постройках», посвященный строительной активности Юстиниана, и памфлет «Тайная история» — острокритический текст о правлении Юстиниана.



Собрание сочинений Боэция, политического деятеля, философа и теолога поздней Античности / раннего Средневековья. Государственный деятель Остготского королевства, обвиненный в заговоре, арестованный, он в тюрьме, перед казнью успел написать одну из главных книг западного мира — «Утешение философией», размышление о непротиворечивости человеческой свободы и Промысла Божьего, о Боге как Разуме истории, о фортуне (случайности) и фатуме (роке), о теодицее, добре и зле, о совпадении в Боге бытия и блага. В своих трактатах закладывает основания латинской, средневековой образованности, философии, теологии: «Комментарии к Порфирию», «Каким образом Троица есть Единый Бог, а не три божества», «Могут ли “Отец”, “Сын” и “Святой Дух” сказываться о Божестве субстанциально», «Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциальными», «Против Евтихия и Нестория».



«Живое предание. Православие в современности» — сборник 1937 года ведущих богословов русского зарубежья:

Предисловие
Прот. Сергий Булгаков. Догмат и догматика
A. Карташев. Свобода научно-богословских исследований и церковный авторитет
И. Лаговский. Возвращение в отчий дом
B. В. Зеньковский. Проблема космоса в христианстве
Н. Н. Афанасьев. Неизменное и временное в церковных канонах
Владимир Ильин. О творчестве
Г. Федотов. Древо на камне
Л. Зандер. «И согласно славим Всесвятаго Духа»
Архимандрит Киприан. Левитство и пророчество как типы пастырствования
Архимандрит Кассиан. Церковное предание и новозаветная наука
Б. Сове. Евхаристия в древней Церкви и современная практика



«Нужно защищать общество» — курс лекций Фуко, где помимо прочего можно найти следующую концептуальную констелляцию: История есть дискурс господства — история королей, военных побед, «славных достижений» — все это нужно для поддержки верховной власти. В конце Средних веков, в начале Нового времени появляется «контристория»: дискурс, утверждающий, что помимо победителей есть и побежденные; помимо господ, есть и рабы. Эта контристория есть, как утверждает Фуко, библейски понятая история, ибо Библия и сама по себе есть и служила для Запада антигосподским, антитираническим дискурсом — фундаментом для вызова властям, фундаментом восстания. И вот эта библейская контристория (история угнетенных, а не господ) послужила истоком революционного дискурса. Так история Запада есть противоборство двух историй — истории Рима и истории Иерусалима. И Фуко становится на сторону Иерусалима, Библии, Революции.

Над иметь в виду, что эта описанная концептуальная констелляция располагается в стратегически важнейшем месте исследований Фуко — между публикациями «Надзирать и наказывать» и «Воли к знанию», то есть между классическим Фуко, исследующим генеалогии дискурсов, и поздним Фуко, исследующим практики себя.



«Безопасность, территория, население» — лекционный курс 1977–1978 гг. Мишеля Фуко. В центре — проблема «управленчества», «правительственности», то есть современных политических форм в их отличии от суверенитета, господства, классических форм властвования. Фуко считает, что исток управленчества, его первомодель — христианское пастырство, «управление душами» — вещь совершенно уникальная и до и вне христианской Церкви не встречающаяся больше нигде, кроме христианства. Зародившись в монастырях, распространившись на весь христианский мир (Запад) через Церковь, начиная с Нового времени пастырская модель уничтожила господскую модель, породив современные общества, современную политику. Христианство задает модели современности; секуляризация — не отмена христианства, а исполнение его программ в социальных практиках; в данном случае Фуко прослеживает христианский генезис современной политики, но все специфические реалии современности имеют христианский характер.



К собранию творений святого Фульгенция Руспийского добавили «Инструменты веры» и «Книги к Тразамунду».



Добавили аудиокнигу и радиоспектакль по «Крейцеровой сонате» — шедевру позднего Толстого. Рассказ о жизни и «философии», даже — богословии — убийцы своей жены. Толстой здесь — вот так радикально — думает над кризисом современной семьи, брака, отношений полов, о том, что современность как будто специально делает так, чтобы сфера межполовых отношений наполнялась грехом.

Some Image

Лекции

Семинары библеиста Владимира Сорокина по Книге пророка Аввакума (2024 г.; Общедоступный православный университет).



Религиозные мотивы романов И. А. Гончарова «Обыкновенная история» и А. Штифтера «Бабье лето»: в лекции рассказывается о жизненном пути главных героев русского и австрийского романов. Каким образом молодые люди познавали мир? Как менялись их личности на протяжении сюжета? Чем отличаются представления обоих авторов о гармоничном развитии человека? Как перекликаются эти романы с античной мифологией и библейскими текстами? Лектор — Анна Владимировна Скворцова, кандидат философских наук, доцент Российского технологического университета (МИРЭА).

Some Image

Музыка

20-й и 21-й диски из серии «Cornerstone Works Of Sacred Music From The Middle Ages To The 20th Century» содержат образцы песнопений «Стояла мать скорбящая» (страдания Девы Марии во время распятия Иисуса и молитва грешника к Богородице): Перголези, Вивальди, Россини, Боккерини.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle