В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» будет публиковаться по тексту с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».
Первый текст нашей новой рубрики — фундаментальный, систематический очерк православного миротворческого богословия, обоснованного притом как аспект социального, экономического, политического богословия — принадлежит митрополиту Никодиму (Ротову), не только потому что недавно исполнилось 45 лет со дня его кончины, но и потому, что митрополит Никодим — одна из значительнейших фигур в новейшей истории Русской Церкви, чье влияние ощущается в ней до сих пор; достаточно вспомнить, что патриарх Московский Кирилл (Гундяев) или, например, митрополит Тульчинский Ионафан (Елецких) — ученики митрополита Никодима.
Основной доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима
Произнесен 30 сентября 1971 года.
Дорогие братья и сестры, дорогие гости, всё досточтимое собрание!
Размышляя над основной темой настоящего IV Всехристианского Мирного Конгресса «Наша совместная ответственность за лучший мир», мы, как христиане, как последователи «нашего Господа и Спасителя мира, прежде всего, естественно, ставим перед собой вопрос о закономерности принятия на себя столь высокой ответственности и о доступных нам средствах для её успешного выполнения и в поисках ответа на него обращаемся к вечному слову Бога Живаго, как оно запечатлено на страницах Священного Писания и воплощено в мудрости Церкви, в опыте её верных сынов, в глубинах христианского сознания.
В самом деле, не должны ли мы, казалось бы, избегать вовлеченности в житейские заботы, столь волнующие массы людей, но. на первый взгляд, далекие от тех «сокровищ на небе» (Мф 6:20), которые Господь словами Своей нагорной проповеди заповедал нам собирать? Да и станет ли мир лучше, зададим себе вопрос, если будет расти его обеспеченность материальными благами, если распределение этих благ станет более справедливым и равномерным? Ведь, по слову евангелиста, «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк 12:15). Наконец, скажем себе, разве вверена нам нашим Господом какая-то ответственность за дела мира, и не стоит ли самая мысль о такой ответственности в противоречии со словами апостола «о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол 3:2)?
Только крайне узкий взгляд на вещи может подобного рода ссылками на отдельные отрывочные изречения слова Божия закрывать от человеческого взора сияющую истину духа Христова учения — Божественного учения о любви, милосердии и чуткости, о непреклонном стоянии за правду и заботе о людях перед лицом всех видов зла, о деятельном подвиге ради ближних.
Ни один святой подвижник, ни один христианский аскет, прославляемый Церковью за подвиг самоотречения, доходивший в этом подвиге до крайней степени умерщвления в себе «ветхого человека» (Рим. 6, 6) и отказывавший себе во всем ради чаемых благ будущей жизни, никогда не пытался так спиритуализировать учение Христа Спасителя, чтобы христиане превратились в безразличных к миру резонеров, умеющих лишь бесстрастно рассуждать о преимуществах небесных благ перед земными и увещевать угнетенных и страждущих к пассивному терпению перед лицом воинствующего зла или торжествующей неправды…
«Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25, 42-43) — в этих полных справедливого гнева словах поруганной и оскорбленной Любви Божией отверстый для восприятия истины слух христианина ясно слышит Божественное обоснование христианской ответственности за физическое и нравственное, материальное и духовное состояние мира, слышит Божественное предупреждение о тяжких и грозных последствиях за уклонение от принятия на себя этой ответственности, от действий, этой ответственностью требуемых.
В свете этого обоснования и предупреждения не становится ли очевидным, что не сама но себе вовлеченность в дела мира и в житейские заботы людей может быть предосудительной и неполезной для христианина, а только такая форма этой вовлеченности, при которой эти житейские заботы «отягчают сердца» (Лк. 21. 34) христиан, иссушают в них любовь к Богу и ближнему, содействуют эгоистическому настроению. «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет нм: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела, что пользы?» (Иак. 2, 15-16). Разве не идет здесь речь о «житейских заботах», в которых христианин обязан принять самое живое и непосредственное участие? Разве не на такого рода «житейских заботах» проверяется верность христиан своему долгу?
В свете приведенного Божественного обетования и предупреждения не ясно ли и то, что утверждение о независимости жизни человека от изобилия его имения должно пониматься лишь в связи с его естественным контекстом, где речь идет об опасностях порока любостяжания (см. Лк 12:15). Что же касается безразличия к нуждам братьев, то оно квалифицируется св. апостолом и евангелистом Иоанном Богословом как отсутствие любви и даже как ненависть к ним, делающая её носителя человекоубийцей (ανϋρωποχτόνος) — 1 Ин 4:20; 3:15–18). Это сильное выражение апостола не просто бичует жестокосердного человека, «затворяющего сердце свое от брата» (ст. 17), но и показывает весь ужас преступления, совершаемого тем, кто снимает с себя ответственность за нужды братьев: он становится убийцей брата, ибо отказывает ему в любви и помощи и травмирует его душу своей жестокостью.
Если бы нам возразили, что забота о ближних и милосердное к ним отношение должны исчерпываться личной благотворительностью или, в крайнем случае, действиями социального порядка, то мы встретили бы такое возражение контрвопросом: а если этими средствами явно не обеспечивается элементарная справедливость, требуемая повелением Господа, чтобы мы накормили и напоили ближнего и дали ему всё потребное для достойного человека существования,— неужели в таком случае мы смеем остаться безучастными к участи миллионов людей, умыв, подобно Пилату, руки в знак того, что мы неповинны в бедствиях, на которые они обречены всем многообразием человеческой несправедливости? Нет. Совесть христианина не может допустить такого субъективистского и искаженного выражения духа евангельской истины.
«Помышлять о горнем, а не о земном» должен, без сомнения, каждый христианин. Однако это означает вовсе не то, что он должен быть равнодушен к происходящему вокруг него — в семье, в обществе, в международной жизни — и сосредоточиваться всецело и исключительно на потустороннем. Из контекста этих апостольских слов опять-таки совершенно ясно видно, что «помышлять о земном» означало для апостола Павла: жить греховными навыками и устремлениями. «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту. страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления… Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий» (Кол 3:5–6; 12:14–15).
§ 1. «Град Божий» и «град земной». Средства выполнения ответственности
Будучи по призванию своему к богообщению и к деятельному богоуподоблению гражданином «града Божия», христианин в то же время, по условиям своей жизни на земле и связанным с нею нравственным задачам, является членом «земного града», или вселенской человеческой семьи. Еще в древние времена церковной истории блаженный Августин подчеркивал существование неразрывной связи между Церковью и миром, между «градом Божиим» и «градом земным». Говоря об этой связи, он писал: «Два града переплетены и взаимно перемешаны в настоящем веке, пока не будут разделены на последнем суде» («О граде Божием», 1, 35). Причину такой взаимосвязанности земных судеб Церкви и остального человечества блаж. Августин видел в Промышлении Божием о всех, без исключения, людях. «Никоим образом нельзя подумать. чтобы Бог судил оставить царства человеческие вне законов Своего Провидения» (5, 11). Состоянием Церкви и «земного града», а также обстоятельствами и силой их взаимного влияния друг на друга определяется. согласно блаж. Августину, облик различных эпох и различных цивилизаций. «В настоящем веке этот град (т. е. град Божий) не жил обособленно, но оба они, как и вначале, всегда вместе, преимущественными с той или другой стороны успехами в роде человеческом, сообщали временам различный характер» (18, 1).
Обращаясь к «земному граду». Церковь не судит его никак прежде времени (1 Кор 4:5), хотя и предупреждает о гибельности следования злу и порокам. Она принимает во внимание неуклонное воспитывающее воздействие Божие на человеческие общества и народы. «Как идет правильно поставленное образование одного человека, так и образование рода человеческого… совершалось по известным периодам времени, как бы по возрастам» (10, 14). Церковь признает истинными благами многие ценности «земного града», помня лишь о надлежащей иерархии ценностей: «Земной град… имеет свои блага на земле… Несправедливо говорят, будто блага, к которым он стремится, не суть блага… Только, если, пренебрегши теми лучшими благами. которые относятся к вышнему граду… привязываются более к этим благам, или, считая их единственными, пли любя их более тех благ, которые признают лучшими, тогда несчастие последует неизбежно» (15. 4).
Исторические обстоятельства, среди которых жил и действовал блаж. Августин, были неблагоприятны для дальнейшего развития его мыслей в направлении более объективной оценки тенденций развития «земного града». В ряде мест своего сочинения он рассматривает «земной град» почти исключительно как область низменных желаний и безнравственного поведения, как объект диавольского мучительства. Бесконечные войны того времени, нашествия варваров, беспросветная социальная несправедливость — всё это порождало и обостряло пессимизм блаж. Августина в отношении мирской жизни, чуть ли не доводя его до ощущения полной безнадежности. Чрезвычайно характерно в этом отношении следующее место его труда: «Общество смертных, рассеянное на земле повсюду и, при всевозможном различии местных условий, соединенное однако же известной общностью одной и той же природы… по большей части разделяется само против себя, и часть, которая пересиливает, угнетает другую. Побежденная подчиняется победительнице, предпочитая не только господству, но и самой свободе хоть какой-нибудь мир и спасение: и это до такой степени, что те составляли предмет великого удивления (!), которые предпочитали лучше погибнуть, чем переносить рабство (!!)» (18. 2).
Понадобились многие века, чтобы па почве прогрессирующего развития общественных отношений, совершавшегося в ходе всё более целеустремленной борьбы за социальную справедливость, под влиянием гуманизма, просвещения и революционных учений, христианская мысль смогла произвести коренную переоценку ценностей и взглянуть на «земной град» значительно объективнее, избегая как излишней его идеализации, так и недооценки его значения в плане общепромыслительной и спасающей деятельности Божией, направляющей весь мир к полноте времен, когда вся, способная к вечной жизни, тварь будет чудесно преображена и соединится под Главой Христом в славе торжествующего Небесного Иерусалима (Еф 1:10; Рим 8:21–23; Евр 12:22).
Происхождение «земного града» тесно связано с историей спасения. С самого начала подготовка человечества к будущему воссозданию всего творения Божия (Откр 21:5) животворящей энергией богочеловечества происходит двумя различными путями: непосредственно в Церкви, или в «граде Божием», и за ее видимыми границами — в «земном граде». Конечно, ближайшим и ценнейшим плодом пересоздающей мир Божественной деятельности является Церковь, но область Царства Божия шире, чем область собственно церковной жизни. Христос — Спаситель всех человеков (1 Тим 4:10), будучи Главой Церкви, действует и явно, и сокровенно в душах всех людей, ради спасения коих Он пришел на землю (1 Тим 2:4). Но отсюда следует, что и Церковь, как Его тело, простирает свое действие в той или иной степени на всё человечество. За пределами «града Божия» происходит также постепенное обновление мира, состоящее в созидании сокровенных элементов Царства Божия, на основе рассеянных среди «земного града» и зреющих в нем «сперматических логосов» истины и добра. Процесс этот имеет преимущественно этический характер и имеет основание главным образом в том факте, что и после грехопадения в человеческой природе сохранились многие черты нетленного образа Божия и осталось врожденное стремление к совершенствованию.
Именно поэтому «земной град» — это не просто антипод «града Божия» и не одна лишь область жизни «по плоти», по мотивам эгоизма и греховных влечений. Скорее следует считать его местом великой борьбы добра и зла, света и тьмы — той борьбы, в которой совместно участвуют на стороне добра и подлинные граждане «града Божия», и множество других людей доброй воли, в среде которых есть много друзей этого града, по прекрасному выражению блаж. Августина, «еще неведомых и для себя самих» (1, 36). Борьба эта ведется с различных позиций и различными средствами, по она едина по своему объективному значению. Христиане и другие люди доброй воли могут, таким образом, являться как бы естественными союзниками в этой священной борьбе, будучи разумными орудиями или даже служителями и соработниками Божиими в Его преобразующей человечество деятельности.
Само собой разумеется, что христианство не должно и не может, ограничив себя, раствориться в простом гуманизме. У Церкви есть своя высокая задача, как у Царства, которое «не от мира сего» (Ин 18:36). «Церковь была основана Иисусом Христом для того, — говорит папа Иоанн XXIII,— чтобы все люди, с течением времени, приходя в её лоно и её объятия, находили полноту более возвышенной жизни и уверенность спасения» («Mater et magistra». Введение). И эта особая, именно Церкви и только Церкви присущая задача осуществляется и до конца времен будет осуществляться не только непосредственно в границах «града Божия», в области собственно церковной жизни, но и в самой гуще повседневных отношений между, людьми: в жизни семейной, внутригосударственной и международной. «Душа заключена в теле — писал неизвестный автор «Послания к Диогнету»,— однако именно она удерживает тело в гармонии; так и христиане заключены в мире… но именно они удерживают мир в согласии… Таково высокое назначение, которое Бог определил христианам, и для них незаконно отказываться от его выполнения» (гл. 6).
Участвуя в сакраментальной жизни Церкви, христианин почерпает здесь силы и вдохновение для того, чтобы жить жизнью более возвышенной, чем жизнь чисто мирская. Но было бы неправильно понимать под этой более возвышенной жизнью только личное благочестие, мистические переживания и участие в богослужении. Более возвышенная жизнь христиан, делающая истинных последователей Христа «закваской» (Мф 13:33) и «солью земли» (Мф 5:13), не ограничивается благодатной сферой храма и домашнего молитвенного очага, хотя и имеет здесь свой центр и свою опору. Она простирается в пределы «земного града», на все области человеческого бытия и деятельности и протекает здесь не как что-то совсем инородное и внешнее, но как органически цельная духовно-телесная жизнь. Понятно, что и средства выполнения христианами своего призвания, долга и ответственности хотя и отличаются от средств чисто мирских большим соответствием духу спасающей любви Божией, тем не менее не представляют собой чего-то совершенно необычного и инородного по отношению к средствам, которыми пользуется для переустройства и совершенствования человеческого общества любой человек доброй воли, движимый идеалами борьбы за мир, свободу и справедливость.
Слово примирения (2 Кор 5:19), свидетельство любви и правды Божией, обличение врагов правды (Деян 13:10) и разрушителей мира (Авв 2:12), защита угнетенных и обездоленных (Ис 1:17), отстаивание человеческого достоинства, провозглашение братства народов — таков арсенал средств и отдельных христиан, и христианских Церквей, посвящающих себя, во имя любви Христовой, служению человечеству с его неотложными нуждами, с его стремлениями к миру, правде и подлинной человечности.
В Церкви, как теле Христовом, объединяющем со Христом и во Христе множество спасаемых, естественно, пребывает полнота «более возвышенной» богочеловеческой жизни. Опытно познавая радость этой спасительной жизни, христианин приобретает через это силу нравственного воздействия на окружающих. Сам принимая деятельное участие во всём добром и достойном, отвергая и преследуя злое и постыдное, он, как гражданин и «земного града», становится выразителем лучших сторон земных отношений и земной деятельности. «Когда они (христиане) поселяются либо в греческих, либо в негреческих городах… и подчиняются обычаям страны в одежде, пище и в образе жизни вообще, то весь их жизненный уклад делает всё это (участие в общей жизни) достойным восхищения» («Послание к Диогнету», гл. 5). Подавая пример другим, христиане и сами учатся многому от своих сограждан по «земному граду», в постоянном и широком общении с ними приобретают опыт реалистического восприятия действительности, необходимого для распознавания знамений времени и для правильного определения своей ответственности в изменяющемся и развивающемся мире. Справедливо говорится в Пастырской конституции II Ватиканского Собора о Церкви, что «дело всего народа Божия… слушать, различать и истолковывать различные знаки нашего времени, вынося суждение о них в свете слова Божия» («Gaudium et spes», п. 44).
§ 2. Лучший мир — мир справедливости и человечности
Высокое служение миротворчества для того, чтобы не обратиться в простое провозглашение абстрактной, хотя и бесспорной истины, должно сочетаться с ясным пониманием причин отсутствия мира на земле. Только выясняя действительные причины конфликтов и войн, мы можем правильно оценить, в каком направлении нужно действовать, чего следует неотложно и настойчиво добиваться, дабы способствовать развитию событий в сторону умиротворения, достижения прочного мира и укрепления отношений человеческого братства и взаимопомощи.
Несмотря на значительное разнообразие частных причин и конкретных обстоятельств возникновения и развития конфликтов в современном мире, можно утверждать, что в их основании всегда лежит эгоистическая заинтересованность в экономическом и политическом господстве, которое требует создания или поддерживания несправедливых отношений к отдельным группам населения или к целым народам и нуждается в принуждении этих групп или народов к примирению с навязанной им несправедливостью. Одним из наиболее характерных видов несправедливости, породивших и порождающих почти все прочие формы несправедливых отношений и конфликтов, является несправедливость социальная.
Социальная несправедливость и связанное с ней угнетение народов издревле были главной причиной кровавых столкновений и войн.
Со времен глубокой древности, с самых первых страниц летописи человеческой истории беспрерывной вереницей следуют и предстают перед нашим мысленным взором эпохи и события, отмеченные печатью крайней социальной несправедливости и человеческого унижения. На протяжении многих веков жизнь человечества омрачалась жестоким и противоестественным институтом рабства. Люди, предназначенные быть «венцом творения», наделенные способностью преобразовывать первозданную природу в чудесный мир красоты, гармонии и совершенства, люди, происшедшие «от одной крови» (Деян 17:26) и потому, естественно, призванные быть братьями, жить друг для друга, соревноваться во взаимном служении и бескорыстной любви, оказались ввергнутыми в унизительное состояние неравенства и разделения на имеющих возможность насильственно принуждать и на вынужденных безропотно подчиняться. Человек превратился или в бессердечного угнетателя, или в простую вещь в руках господина,— вещь, которую господин мог продать, подарить, жестоко искалечить или даже просто безнаказанно уничтожить.
С течением времени рабство сменилось другими формами социальной несправедливости, внешне несколько смягченными, но но существу не менее жестокими и противоестественными: отношениями феодальной зависимости, различными модификациями крепостного права. Наконец, появилось самое утонченное, но по-прежнему бесчеловечное, экономическое угнетение формально свободных тружеников, основанное на формах частной собственности. Таковы виды социальной несправедливости, доныне продолжающие омрачать жизнь человеческой семьи бесчисленными проявлениями социального неравенства, жестокости, черствости, наживы и прожигания жизни в безумной роскоши при полном равнодушии к судьбам других людей, при забвении о высоком человеческом призвании и человеческом достоинстве.
Христианская Церковь в лице лучших её представителей всегда остро ощущала и сурово обличала ненормальность социальных отношений, при которых одни в изобилии пользуются всеми благами мира, другие же умирают от голода и изнурительного труда. Подходя к этому вопросу в этическом плане, Церковь усматривала корень зла в стяжательстве и в злоупотреблении собственностью. «Послушайте вы, богатые,— говорит апостол Иаков,— плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих па вас… Золото паше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас… Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак 5 1:3–4).
«До каких пределов, богачи,— восклицает св. Амвросий Медиоланский,— простираете вы свои безумные вожделения? Разве вы одни обитаете на земле? Отчего вы исключаете соучастника природы и присваиваете себе владение природой? Земля — общее достояние всех, богатых и бедных. Почему же вы, богатые, приписываете право собственности себе одним? Природа, которая рождает всех бедными не знает богатых…» (Migne, Р. L. 14, col. 731). Подобных гневных обличительных слов на страницах святоотеческих творений очень много. В них звучит голос правды Божией. повторяется суровый приговор, который был изречен еще в Ветхом Завете «удерживающим плату у наемника, притесняющим вдову и сироту» (Мал 3:5). «прибавляющим дом к дому, присоединяющим поле к полю, так что другим не остается места» (Ис 5:8), тем, у кого «зубы — мечи и челюсти — ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми» (Притч 30:14). Суровые обличения социальной несправедливости во множестве рассеяны на страницах творений св. Василия Великого (Migne, Р. Gr. 31, col. 276), св. Григория Богослова (Migne, Р. Gr. 35, col. 892). св. Иоанна Златоуста (Migne. Р. Gr. 61, col. 91; 48, col. 980). св. Астерия Амасийского (Migne. Р. Gr. 40, col. 209), бла ж. Августина, блаж. Иеронима. Климента Александрийского. Лактанция и других отцов и учителей Церкви и церковных писателей.
Бог мира (Рим 15:33) есть и Бог правды (Ис 30:18). И от служителей примирения Он требует, чтобы они были также дерзновенными служителями справедливости. «О, человек! Сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия…» (Мих 6:8).
Любить ближнего должно «не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин 3:18). И ближайшая, непосредственная задача истинного миротворца состоит, конечно, в исполнении проповеди мира личным деятельным служением ближнему. Христианская благотворительность всегда рассматривалась Церковью как одно из её важнейших служений, и история знает немало примеров самоотверженного выполнения христианами разных конфессий этого высокого нравственного долга. Однако, как показывает действительность, на путях индивидуальной или даже хорошо организованной коллективной христианской благотворительности немыслимо удовлетворить огромные растущие и подлинно неотложные нужды современного человечества, измученного социальной несправедливостью.
Там, где «оковы неправды» (Ис 58:6) столь крепки, что никакие обращения к совести угнетателей, никакие усилия помочь угнетенным посредством дел милосердия не приводят к сколько-нибудь достаточным результатам, дух евангельских и библейских наставлений и призывов властно требует от миротворцев деятельной поддержки тех усилий людей доброй воли, которые ставят своей целью радикальное преобразование социальных отношений.
Говоря о необходимости такой поддержки, нельзя не подчеркнуть важности преодоления в среде самих христиан всё еще имеющей место некоторой нерешительности.
Отчасти социальные причины (принадлежность к привилегированным слоям общества, влияние связей с господствующими классами), отчасти привычка к неумеренной спиритуализации христианской доктрины и ограничению задач Церкви исключительно внутренними её потребностями привели к образованию в среде христиан таких кругов и групп, которые держатся нейтральной, а иногда, к сожалению, и отрицательной позиции в отношении прогрессивных социальных движений нашего времени, добивающихся решительной перестройки общественной жизни.
К сожалению, отдельные руководители христианских Церквей, не разумеющие знамений времени (Мф 16:3), не способствуют полному участию своих Церквей в миротворческом служении, но, напротив, иногда облачаются в обветшалые одежды апологетов борьбы с новыми, прогрессивными социальными структурами. Таким христианам нужно напомнить, что последователи Христа должны, согласно совету апостола, «поступать осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем» (Еф 5:15). и стараясь «познавать, что есть воля Божия» (ст. 17).
Занимая реакционную позицию в отношении стремлений провести радикальное преобразование социальных отношений, христиане могут становиться виновными в продлении невыносимых человеческих страданий от различных форм социальной несправедливости.
Если такая позиция была, в какой-то степени, объяснима в те времена, когда само общество еще не созрело для активной и последовательной борьбы за свои права, то теперь, когда народы проявляют великое мужество, добиваясь осознанных ими прав, христиане, занимая реакционную позицию, рискуют стать повинными в противлении воле Творца и Промыслителя и навлечь на себя «гнев Божий с неба (обращающийся) на всякую неправду человеков, подавляющих истину неправдой» (Рим 1:18), уподобиться лжеучителям, через которых «путь истины может оказаться в поношении» (2 Пет 2:2).
Радикальные социальные преобразования в зависимости от обстановки, от соотношения сил борющихся сторон, от степени напряженности, созданной силами противления, стремящимися сохранить «статус-кво», могут протекать либо эволюционным, либо революционным. т. е. скачкообразным путем. В ряде случаев возникают обстоятельства, вынуждающие революционные силы применять меры активного принудительного и даже насильственного характера, иногда осложняющиеся вооруженной борьбой и кровопролитием. Вполне понятно, что само многообразие возможностей, возникающих в ходе борьбы за радикальные социальные преобразования, не позволяет раз навсегда однозначно сформулировать правильную и безупречную позицию, которой должны придерживаться христиане в обстановке этой борьбы. Многое определяется конкретными условиями, не говоря уже о влиянии специфических традиций данной христианской группы (пацифистские группы, допускающие для христиан применение только ненасильственных средств, или, напротив, христиане. допускающие в некоторых случаях применение насильственных мер, как единственно действенного в данной ситуации средства искоренения нетерпимого зла).
Однако некоторые общие указания, помогающие христианам ориентироваться в отношении радикальных и, в частности, революционных социальных преобразований, всё же могут и должны быть сделаны. Первая попытка этого рода была сделана в Христианском мирном движении еще в 1965 году на заседании Совещательного комитета продолжения работы ХМК, состоявшемся в Будапеште (13–17 октября 1965 гэда). В резолюции этого заседания содержится следующее заявление: «Наша солидарность — с людьми в Родезии, Анголе, Мозамбике, Конго, Южной Африке, Доминиканской Республике и других государствах Латинской Америки, которые борются за свою независимость или находятся под угрозой кровопролития… В этих государствах происходит революционный процесс, в котором борются и воюют за то, чтобы искоренить социальную несправедливость, расовую дискриминацию, голод и порабощение… Мы должны и хотим помочь тому, чтобы угнетенные добились своего права. Те революционные движения, которые ведут к высшей гуманности и к осуществлению всех человеческих прав, мы признаем частью развития, ведущего к истинному прогрессу. Мы призываем всех участников открыть свободную дорогу справедливости без кровопролития».
В общей резолюции, принятой сессией Совещательного комитета ХМК в Софии (17–23 октября 1966 года), говорится: «Мы не побуждаем к применению насилия в революции, но мы констатируем, что возникают ситуации, когда люди не имеют другой возможности… Мы стараемся исследовать и подчеркнуть гуманную задачу революции, как инструмента нового, мирного и справедливого построения мира».
В докладе Рабочему комитету ХМК, составленном участниками 3-й сессии Комиссии ХМК по изучению богословских вопросов (Дриберген, Голландия. 1–4 мая 1967 года), имеются следующие мысли по вопросу о христианском участии в революциях: «Многие люди, особенно наши братья из Южной Америки, часто спрашивают нас. христиан, о том, не дозволено ли им, или, вернее, не надлежит ли им участвовать в попытках насильственных переворотов. При этом они указывают на то, что режим, господствующий в большинстве южноамериканских государств, в среднем вызывает в год больше смертей от голода и отсутствия медицинской помощи, чем на полях сражений во время второй мировой войны… Совещательный комитет на своей сессии 1965 года в Будапеште ответил на вопрос наших братьев утвердительно… В своем последовании Христу, как Спасителю людей, и в своей надежде на Него, как на Господа истории, христиане должны стремиться к тому, чтобы вносить во все человеческие отношения и преобразования — эволюционные, революционные и послереволюционные — дух любви и мира. При этом они должны прежде всего помогать достижению и созиданию справедливых человеческих отношений, которые необходимы для материального и духовного прогресса».
Важное значение для определения правильного отношения христианина к революционным преобразованиям имеют соображения, включенные в Обращение III Всехристианского Мирного Конгресса. Этот вопрос рассматривается здесь преимущественно в свете ситуации, характерной для стран «третьего мира» и, в частности, для Латинской Америки. «Состояние отсталости в большинстве стран третьего мира, — говорится в Обращении, — не случайное явление. Оно произошло по той причине, что развитие, индустриализация и увеличение богатств в развитых странах, особенно в странах Западной Европы и в Соединенных Штатах, были результатом эксплуатации стран, являющихся их колониями, полуколониями и неоколониями в Африке, Азии и Латинской Америке… То. что при существующей системе называется помощью, находится в связи с несоразмерно малыми ответными услугами и постоянной вопиющей эксплуатацией бедных стран богатыми. Все это, особенно по отношению к Латинской Америке, делает революцию обязательной, поскольку необходимо радикальное изменение структур на благо народа в целом, так как только он способен — после того, как приобретет политическую власть—победить империализм и начать работу по созданию общества, постоянной целью которого будет создание глобальных условий, в которых каждое человеческое существо может реализовать свои потенциальные возможности всецело в качестве свободного и ответственного деятеля… Революционный процесс может проходить с применением силы, однако. с другой стороны, эксплуатация является наиболее упорной формой насилия. В каждом положении следует установить, может ли действие без применения силы оказаться эффективным против системы, решившей не сдавать свою позицию власти и не дать место справедливости… В современной международной обстановке Церкви должны отказаться от своего равнодушия по отношению к указанным проблемам и поощрять активное вмешательство христиан в дело осуществления необходимого справедливого изменения. Церкви должны стараться, чтобы их структуры не оказались препятствием к действенному включению христиан в революционный процесс, необходимый для создания нового общества, и должны поощрять христиан к участию в борьбе за создание этого нового общества, в котором должны быть обеспечены социальная справедливость, мир и возможность каждого человека полностью развивать свои способности».
Говоря об участии христиан в борьбе за радикальные социальные преобразования, я хотел бы упомянуть о некоторых примерах такого участия, побуждающих всё более трезво и объективно подходить к проблеме христианской оценки революционных движений и к осознанию христианами своего нравственного долга в революционных ситуациях. Латиноамериканским братьям хорошо известно имя римо-католического священника из Колумбии Камилло Торреса, который пожертвовал своей жизнью во имя того, чтобы в христианских кругах революционная борьба за новый общественно-политический порядок в странах Латинской Америки перестала рассматриваться как нечто, противное христианству и Евангелию. Я напомню вам и другое имя — имя известного бразильского римо-католического архиепископа Хельдера Камары. «Я социалист,— говорит он, — Бог создал человека по образу и подобию Своему, дабы он стал Его помощником… Так как же можно согласиться с тем, что большинство людей живет в рабстве и угнетении? Я не вижу никакого решения в капитализме. Признаю, что марксистский опыт вызывает ошеломляющее впечатление, что Советский Союз добился величайшего прогресса, в корне изменив всю структуру…» Затрагивая вопрос социальной несправедливости и борьбы с ней, архиепископ Камара говорит: «Существует колониализм внутренний и внешний… Приведу лишь два небольших примера. За последние 15 лет США вывезли из Латинской Америки 11 миллиардов долларов. Или такой пример: за поставку одного канадского трактора Ямайка должна выплачивать 3200 тонн сахара. Что же касается внутреннего колониализма, то достаточно сослаться на пример Бразилии. На севере Бразилии имеются районы, назвать которые слаборазвитыми было бы слишком мягко. Имеются районы, пребывающие еще в доисторическом состоянии, где жители, живущие как пещерные люди, счастливы найти хоть какое-нибудь пропитание в мусорных ящиках! Что же мне говорить им? Что они должны страдать. чтобы попасть в рай!? Нет, вечность начинается здесь, на земле, а не в раю!.. Это мы, священники, ответственны за тот фатализм, с каким бедняки постоянно примирялись с нищетой, а слаборазвитые народы — со своим положением…». Наконец, касаясь вопроса о революционных восстаниях, архиепископ Камара говорит: «Я не могу представить себя не священником… не могу вообразить себя не в рясе. Если бы так случилось, я, возможно, стал бы священником с ружьем за плечом… Я никогда не считал аморальным и антихристианским применение оружия против угнетателей… Церковь требует, чтобы я занимался освобождением души. Но как я могу освободить душу, если тело не свободно? Моя цель — посылать на небо людей, а не подопытных собачек, изуродованных пытками и с пустыми желудками».
Социальная несправедливость, типичным выражением которой служили и продолжают служить отношения капитала к наемному труду, в современном изменяющемся и переплетенном многообразными связями мире осложнена другими, тесно связанными с ней, а иногда и являющимися производными от нее формами несправедливости.
Таково прежде всего экономическое угнетение народов бедных и слаборазвитых — бывших колониальных и полуколониальных — стран экономически мощными монополистическими кругами богатых стран — бывших метрополий — или иных государств, проводящих политику империалистической экспансии. Это угнетение, нередко характеризуемое как неоколониализм, имеет своими скрытыми мотивами желание воспользоваться с максимальной выгодой природными ресурсами слаборазвитой страны и стремление как можно дольше задержать её собственное развитие. Нередко при этом экономическое давление подкрепляется политическим нажимом, разного рода угрозами и в особенности политикой скрытого вмешательства во внутренние дела развивающихся стран.
Особыми разновидностями несправедливости, используемыми в общем плане социального угнетения, а также при осуществлении экономической экспансии и колониальной политики, являются расовая дискриминация и апартеид.
Антихристианская сущность последних всем нам, конечно, достаточно очевидна. И здесь я считаю необходимым обратить наши мысли к страстному борцу за права негритянского населения США баптистскому пастору д-ру Мартину Лютеру Кингу, чья яркая и жертвенная жизнь трагически оборвалась в апреле 1968 года. Мы горячо приветствуем находящегося среди нас ближайшего сподвижника и преемника дела д-ра Кинга — д-ра Ральфа Абернети, возглавляющего Конференцию южного христианского руководства. Исполненные глубокой симпатии к делу, которому служат д-р Абернети и его коллеги, мы горячо желаем благословенной помощи Божией в их борьбе за преодоление расовой дискриминации в Соединенных Штатах Америки.
Многие христианские Церкви, национальные и международные организации и движения стремятся ныне действенно участвовать в искоренении всех форм расовой дискриминации и апартеида. Напомню, что на IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Упсале в июле 1968 года, в работе которой участвовали представители большинства Церквей, к которым мы принадлежим, было принято решение, чтобы «Всемирный Совет Церквей разработал подробную программу по настоятельному вопросу о расизме для руководства членов Всемирного Совета Церквей». В августе 1969 года Центральный комитет ВСЦ на своем заседании в Кентербери учредил программу борьбы с расизмом. Одновременно было вынесено решение образовать специальный фонд по борьбе с расизмом в сумме 500 000 долларов США, который должен распределяться среди организаций, борющихся за экономическую, социальную и политическую справедливость, для жертв расовой дискриминации. На заседании Исполнительного комитета ВСЦ в августе — сентябре 1970 года в Арнольдсхайне, ФРГ, получили одобрение направление деятельности Программы борьбы с расизмом и, особо, финансовая поддержка организаций, активно выступающих против расового угнетения.
На заседании Центрального комитета ВСЦ в Аддис-Абебе в январе 1971 года одним из центральных вопросов было всестороннее обсуждение Программы борьбы с расизмом, которая получила единодушную поддержку участников сессии. Центральный комитет поддержал решение ООН объявить 1971 год Международным годом действий ООН по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией. Дальнейшее развитие Программа борьбы с расизмом ВСЦ получила на заседании Исполнительного комитета ВСЦ в сентябре 1971 года в Софии. Я полагаю, что это направление деятельности ВСЦ, в котором принимают участие Церкви-члены, к которым мы принадлежим, заслуживает глубокой симпатии и всяческой поддержки.
Наиболее яркими показателями массовых страданий, причиняемых различными формами несправедливости, являются объективные данные относительно населения земли, страдающего от голода, нищеты, отсутствия медицинской помощи, невозможности получить образование. Ограничусь лишь несколькими примерами. По данным опубликованного в 1970 году доклада ООН о продовольственном положении в мире. 375 миллионов человек на континентах Азии, Африки и в Латинской Америке живут на грани голодной смерти. Из этого числа, по данным региональной конференции ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, состоявшейся в Венесуэле в 1970 году, более 130 миллионов составляют латиноамериканцы. По данным, приведенным заместителем министра здравоохранения Никарагуа доктором Робертом Кастильо, свыше 200 детей из каждой тысячи, ежегодно рождающихся в странах Латинской Америки, умирают от голода. Латиноамериканские дети, отметил Кастильо, находятся в самом бедственном положении. Свыше 40 процентов детей, поступающих в начальные школы, не могут их окончить, так как вынуждены своим трудом помогать родителям.
Проблема борьбы со всеми видами человеческой несправедливости вплотную подводит нас к вопросам борьбы за мир, за обеспечение условий мирного существования и развития человеческих отношений. С одной стороны, «никакой подлинный мир невозможен без справедливости» (Документы I Всехристианского Мирного Конгресса, «…and on Earth Peace». Prague. 1961, p. 120), и подлинному, нерушимому миру должна быть предпослана победа над злом в личной, общественной и международной жизни. И с этой точки зрения вопросы радикальных социальных преобразований и должного участия в них христиан являются актуальными и неотложными. «Надобно спешить,— справедливо говорит Папа Павел VI в своей энциклике «Populorum progressio». Слишком велико число страдающих людей, и постоянно возрастает расстояние, отделяющее прогресс одних и застой и даже регресс других… Есть такие положения вещей, несправедливость которых вопиет к небесам. Когда население целых обширных областей земли, лишенное необходимого, живет в такой зависимости, что она препятствует всякой инициативе и ответственности, а также какой бы то ни было возможности культурного развития и участия в общественной и политической жизни, велико тогда делается искушение разрушить силой подобного рода оскорбительные стеснения человеческого достоинства» (п. 29 и 30).
С другой стороны, только мир является той наиболее благоприятной обстановкой, в которой могут созревать полноценные плоды действительной справедливости. «Плод правды, — говорит св. апостол Иаков — в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак 3:18). С христианской точки зрения мир на земле (Лк 2:14), рассматриваемый как «шалом» в широком смысле слова, представляет собой нормальное состояние человеческого общества, при котором его материальные средства и духовная энергия не растрачиваются напрасно в братоубийственных войнах, а разумно используются и целесообразно направляются людьми доброй воли к созиданию всё более и более справедливого строя жизни, строя, постепенно реализующего в себе с возможной для земных условий полнотой евангельскую идею Царства Божия. Разумеется, понятие «шалом» не тождественно с секулярными понятиями о мире, как отсутствии войны и введении в жизнь принципов мирного сосуществования. Однако не подлежит сомнению, что устранение из человеческой жизни войн и соревнование различных социальных систем являются необходимым условием для того, чтобы усилиями людей доброй воли, включая и последователей Господа Иисуса Христа, мог беспрепятственно созидаться лучший, чем имеющийся ныне в наличии мир, — мир справедливых и гуманных отношений, идеальным прототипом которого для христианского сознания будет «шалом», т. е. мир полноценной и гармоничной жизни, открывшийся в Воплощении, Искуплении, Воскресении, полный благодатной энергии, постепенно преображающий сотворенный Богом космос в новое творение, предназначенное некогда войти в славу грядущего века…
§ 3. Христианское мирное движение: достижения и трудности
Христианское мирное движение родилось в христианских кругах как реакция на начавшуюся вскоре после окончания второй мировой войны в ряде стран Запада враждебную кампанию против мира и связанное с ней наращивание вооружений и пропаганду новой войны.
С самого начала деятельности всемирного движения сторонников мира, возникшего в 1949 году по почину Международного комитета связи деятелей культуры в защиту мира и охватившего широкие круги мировой общественности, независимо от национальности, вероисповеданий и политических взглядов, христианские Церкви и отдельные христиане приняли в этом движении самое активное участие.
Из числа многих видных христианских борцов за мир того времени достаточно назвать хотя бы некоторых. Таковыми были пастор д-р Мартин Нимёллер, профессор Ганс Иоахим Иванд, настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон, пастор Рагнар Форбекк, профессор Богуслав Поспишил, профессор Иосиф Громадка.
Стремление, наряду с участием в общей борьбе за мир людей доброй воли, иметь возможность осуществлять свою собственную, специфически христианскую миротворческую деятельность, базирующуюся на христианском учении о мире и путях его достижения, привело ряд видных участников Христианского мирного движения из стран Восточной и Западной Европы к идее создания постоянной Христианской Мирной Конференции. Три подготовительные конференции, состоявшиеся в Праге в 1958, 1959 и 1960 годах, сосредоточили свое внимание преимущественно на вопросах разоружения и особенно на необходимости добиться запрещения атомного оружия. «Когда атомная бомба взорвалась над ничего не подозревавшим городом Хиросимой, мы вступили в новый век. Человеку даны сегодня невиданные силы к доброму в злому… При помощи самых разнообразных средств массового уничтожения он может погубить всё человечество..» (из Послания ко всем христианам Второй Пражской Конференции в защиту мира, апрель 1959 года).
В Обращении же к христианам всего мира Третьей Пражской Конференции 1960 года говорилось: «Мы, объединяемые служением, к которому обязывает нас наша вера в Евангелие Иисуса Христа, в единстве духа и в союзе мира, просим и предостерегаем: всё человечество должно объединиться в активном протесте против всех средств массового уничтожения, оскорбляющих благость Божию и являющихся предательством по отношению к человеку и ко всему творению. Ни один христианин не должен принимать участия в атомной войне или в подготовке к ней».
Сущность и задачи ХМК были определены в ее Уставе, принятом на ближайшей после 1 Конгресса ХМК сессии Совещательного комитета, которая состоялась в Карловых Варах в мае 1962 года. 1-я статья Устава, или «базиса» ХМК была тогда сформулирована следующим образом: «Христианская Мирная Конференция является международным движением христиан — богословов, духовных лиц и мирян, — возникшим на основе их веры и их убеждений в период усиливающейся международной напряженности, холодной войны, гонки вооружений — особенно в области ядерного оружия и продолжающейся угрозы мировой катастрофы. Цель движения — побудить христиан осознать их соучастие в обеих мировых воинах и необходимость решительно приступить к служению дружбы, примирения и мирного сотрудничества в среде народов; сосредоточить все силы исповедающих по всему миру христианскую веру на совместных действиях в пользу мира и скоординировать группы сторонников мира, находящиеся в отдельных Церквах, и их совместные активные выступления за мирное построение современного человеческого общества» (см. «Christliche Friedenskonferenz», № 4, S. 106–107).
Естественно, что как изменения в мировой обстановке, так и накопление опыта внутри Христианского мирного движения содействовали уточнению целей и задач Христианской Мирной Конференции, побуждали избирать новые темы или изменять акценты при обсуждении прежней проблематики. Однако основные задачи ХМК оставались теми же самыми, что и при её основании: борьба за разрядку международной напряженности, за устранение угрозы войны, за укрепление дружбы и сотрудничества между народами, за созидание прочных основ всеобщего мира в условиях которого могли бы наилучшим образом осуществляться социальный прогресс, преодоление всех видов несправедливости, разумное использование производительных сил и свободное развитие человеческой личности.
Три Всехристианских Конгресса — 1961, 1964 и 1968 голов — можно рассматривать как своего рода условные границы периодов жизни и деятельности ХМК. На первом этапе своей деятельности (1958–1961 гг.) ХМК видела свою ближайшую задачу в объединении христианских усилий с тем, чтобы трудиться ради разоружения, призывать к запрещению и уничтожению оружия массового уничтожения (прежде всего атомного и ядерного оружия), содействовать преодолению духа холодной войны, популяризировать идею и принципы мирного сосуществования.
Второй период деятельности ХМК (1961–1964 годы) характеризуется стремлением облегчить взаимопонимание между христианами Востока и Запада на базе более объективного анализа двух систем и преодоления антикоммунистической пропаганды, служащей прикрытием империалистических устремлений. Вместе с этим находит признание убеждение в необходимости сотрудничества в деле созидания и упрочения мира с представителями других религий и с людьми неверующими.
В течение третьего периода (1964–1968 годы) большое внимание ХМК уделяла проблемам мира, справедливости, мирного сосуществования и революционных изменений. Подчеркивалась тесная взаимосвязь между очагами напряженности. Широко обсуждались вопросы развития «третьего мира», проблемы борьбы освободившихся политически народов за свободу и независимость в выборе путей дальнейшего развития, за радикальные социальные перемены.
Наконец, четвертый этап деятельности ХМК (1968–1971 годы) характерен дальнейшим развитием в направлении, определившемся в предшествующие годы Углубляется понятие служения примирения, причем примирение ставится в самую тесную связь с христианским пониманием справедливости. Продолжается обсуждение вопроса о радикальных социальных изменениях. Вновь выдвигается вопрос о необходимости активной и последовательной борьбы за разоружение, в особенности ядерное. Подчеркивается актуальность мирного решения европейских проблем, как одного из важнейших условий укрепления мира во всем мире. По-прежнему проявляется большая озабоченность ситуацией в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Происходит интенсивное расширение сферы деятельности ХМК: имеют место многочисленные специальные тематические встречи, накапливается опыт полезных дискуссий и сотрудничества с христианами римо-католиками.
Вместе с тем происходит преодоление некоторых внутренних трудностей, вызванных стремлением отдельных участников ХМК превратить её в место острых неконструктивных диалогов и даже в своего рода «третью силу».
На протяжении около двух лет (между сессиями Рабочего комитета в Масси, близ Парижа, 1–4 октября I968 года, и в Будапеште 29 сентября — 1 октября 1970 года) Христианская Мирная Конференция оказалась втянутой во внутренний кризис, который временно внес в некоторые её составные части растерянность и ослабил дееспособность ХМК.
Внешним поводом для виновников кризиса послужили известные события в Чехословакии. С согласия большинства членов Рабочего комитета и Международного секретариата на совместном заседании этих органов ХМК в Масси в октябре 1968 года состоялась дискуссия по вопросу о положении в Чехословакии.
Однако, несмотря на разногласия, объективно отраженные в Коммюнике заседания Рабочего комитета в Масси, в том же Коммюнике нашли место следующие обнадеживающие заявления: «Мы снова осознали, на сколько существенны и глубоки различия между нами. Мы хотим, однако, продолжать стараться совместно и конструктивно трудиться для мира. В этом смысле мы снова утверждаем свою решимость продолжать вместе во имя Христово нашу борьбу за мир со справедливостью и достоинством для всего человечества».
В период после Масси серьезной критике подверглась деятельность генерального секретаря ХМК д-ра Ярослава Ондры. Многие видные деятели Христианского мирного движения открыто заявили д-ру Я. Ондре, что они не считают его работу на посту генерального секретаря полезной для ХМК. Наибольшей остроты эта критика достигла на сессии Рабочего комитета ХМК в Букове (ГДР, 21–24 октября 1969 года). В связи с этим д-р Я. Ондра подал в отставку с по ста генерального секретаря ХМК.
Как видно из Коммюнике заседания Рабочего комитета ХМК, состоявшегося в Букове «подробные дискуссии были посвящены внутренней проблематике Движения и улучшению деятельности ХМК, а также деятельности Отдела изучения, комиссий и консультаций». Был намечен план целого ряда мероприятий, которые и осуществлялись затем в разных частях мира, на разных уровнях и при участил различных партнеров.
26 декабря 1969 года скончался многолетний президент ХМК профессор д-р Иосиф Громадка. Мне хотелось бы напомнить вам в этой связи полные любви, уважения и искренности слова, сказанные о покойном д-ре Громадке Рабочим комитетом в Коммюнике его внеочередного заседания, состоявшегося 27–28 февраля 1970 года в Праге «Рабочий комитет чтит его память с глубокой скорбью и любовью. Д-р И. Л. Громадка был не только одним из основателей, но и заслуженным президентом ХМК. Мы будем вспоминать о нем с уважением, благодарностью и любовью, как о замечательном богослове, исповеднике Христовом, истинном христианине, хорошем брате и неустанном апостоле христианской любви, покаяния, прощения и примирения человечества, хотя мы и не всегда и не во всём все были согласны с ним».
Естественно, что эти обстоятельства по ставили перед руководством ХМК неотложную задачу быстрейшего решения вопроса о том, в какой форме полезнее всего осуществить в период до следующего Всехристианского Мирного Конгресса заместительство в отношении постов президента и генерального секретаря ХМК. Для этого по предложению председателя Комитета продолжения работы Христианской Мирной Конференции в Москве и 2 февраля 1970 года имела место консультация вице-президентов ХМК Рассмотрев вопросы внутреннего положения Конференции и задачи, стоящие перед Христианским мирным движением, вице-президенты решили созвать на конец февраля 1970 года чрезвычайное заседание Рабочего комитета ХМК в Праге. Они разработали также рекомендации для Рабочего комитета, которыми предусматривалось, в частности: а) чтобы коллегия вице-президентов коллективно выполняла роль президента ХМК до IV ВМК под председательством председателя Комитета продолжения работы ХМК и б) чтобы д-р Януш Маковский, член Рабочего комитета, был назначен исполняющим обязанности генерального секретаря ХМК Вице-президенты в своей Декларации призывали «к усилению активности Христианской Мирной Конференции в направлении, указанном в решениях Третьего Всехристианского Мирного Конгресса».
На состоявшемся в Праге 27–28 февраля 1970 года внеочередном заседании Рабочий комитет одобрил рекомендации Совещания вице-президентов Вечером 27 февраля 1970 года. Рабочий комитет уполномочил вице-президентов в течение переходного времени коллективно исполнять обязанности президента под руководством председателя Комитета продолжения работы ХМК. Рабочий комитет уполномочил своего члена д-ра Януша Маковского исполнять обязанности генерального секретаря ХМК.
К сожалению, несколько западных братьев — членов Рабочего комитета решили не присутствовать на следующий день на заседаниях и направили Рабочему комитету и Международному секретариату письмо с сообщением, что они временно прерывают свое сотрудничество в Рабочем комитете и Международном секретариате.
Рабочий комитет в специальной резолюции отметил в связи с этим, что он «выражает свое глубокое сожаление относительно образа действий некоторых членов Рабочего комитета и Международного секретариата, который не имеет прецедента в истории ХМК и согласно которому они решили нарушить единство сотрудничества с братьями, находящимися в единстве, в период, когда напряженность в международном положении настоятельно требует единства христиан, которое позволило бы выполнить свои обязательства в деле служения миру. Эта акция, независимо от того, как подписавшие письмо пытаются оправдать её, показывает, что их чувства братской любви оскудели или даже угасли, что они не стремятся найти выход из кризиса и отказываются содействовать обновлению ХМК. а также оставили базис ХМК и её программу, как она была формулирована Третьим Всехристианским Конгрессом. Мы считаем, что этот поступок наших братьев является следствием того, что они оказались во власти своих эмоций. Поскольку мы пытаемся объединять все любящие мир силы в христианстве, мы не закрываем дверь для их возвращения к положительной деятельности в ХМК в сотрудничестве со всеми членами Рабочего комитета и Международного секретариата».
Неоднократные попытки к тому, чтобы эти братья продолжали сотрудничество, не увенчались успехом.
Рабочий комитет на своей сессии в Будапеште 29 сентября — 1 октября 1970 года выразил глубокое сожаление по поводу сепаратных действий нескольких своих членов. Рабочий комитет подчеркнул, что ХМК открыта для всех христиан, готовых к служению делу мира . Рабочий комитет в Будапеште «принял решение созвать в 1971 году IV Всехристианский Конгресс в защиту мира. Этот Конгресс, говорилось в Коммюнике, призван помочь всем христианам, действующим на благо мира во всем мире, найти свое место и определить свои задачи в борьбе за мир».
Последующая сессия Рабочего комитета, состоявшаяся в Гуммерсбахе (ФРГ) 16–18 марта 1971 года, уже имела возможность констатировать, что истекший период — со времени встречи в Будапеште — ознаменовался продолжением консолидации внутренних сил ХМК. вступлением Конференции на путь активной подготовки IV Всехристианского Мирного Конгресса, оживленной деятельностью по обеспечению участия ХМК в разрешении насущных международных проблем. развитием более тесного сотрудничества ХМК с другими организациями, посвятившими себя служению миру между народами.
§ 4. Современная обстановка и задачи ХМК
Мы должны весьма серьезно анализировать истекший после III Всехристианского Мирного Конгресса период, дабы верно оценить основное направление международной жизни за это время и понять смысл наиболее характерных для нее событий. Несомненно, что как недооценка положительных сдвигов в мировой политике последнего времени, так и неумеренно оптимистические представления о ней будут для нас весьма неполезными крайностями, впадение в которые означало бы для нашего Христианского мирного движения искажение перспективы его деятельности, неправильное определение своих ближайших задач, а следовательно, нерациональное расходование сил и энергии в чрезвычайно сложной и ответственной обстановке современной нам действительности.
Все мы хорошо знаем, что в области международных отношений и специально в Европе в последние годы появились несомненные признаки потепления, связанные с усилением тех политических тенденций, которые исходят из реалистических оценок действительности и тем самым открывают выход из тупика, пребывание в котором столь долго и столь угнетающе действовало на всю мировую обстановку. 12 августа 1970 года, после долгих и трудных переговоров, в Москве был подписан Договор между Советским Союзом и Федеративной Республикой Германии, вслед за чем, через короткое время, был подписан аналогичный Договор между ФРГ и Польской Народной Республикой Эти договоры, подтвердившие неприкосновенность сложившихся в Европе границ, в том числе границы между Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германии, а также западной границы Польского государства, встретили широкое одобрение миролюбивой общественности, как первый важный и необходимый шаг, могущий при продолжении подобного рода усилий оказать благотворное влияние на развитие двусторонних отношений и на положение в Европе вообще.
3 сентября 1971 года в Западном Берлине состоялось подписание четырехстороннего соглашения между правительствами четырех держав — союзниц по борьбе с гитлеровской Германией (СССР, Франции, США и Англии) по вопросам, относящимся к Западному Берлину. Это соглашение по проблеме, казавшейся столь трудной и даже вряд ли разрешимой, по крайней мере в ближайшее время, было встречено европейской общественностью с единодушным одобрением.
Знаменательным событием в международной жизни явилась недавняя встреча в Крыму Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и Федерального канцлера ФРГ В. Брандта, которая, несомненно, окажет свое положительное влияние на развитие добрых отношений между СССР и ФРГ и на оздоровление обстановки в Европе в целом.
Говоря о других событиях и фактах, которые в период времени после III Всехристианского Мирного Конгресса явились ободряющими признаками улучшения международной обстановки, следует упомянуть о двух международных договорах, служащих ослаблению военной опасности посредством попытки ограничить рост вооружений, и в особенности процесс наращивания и совершенствования ядерного оружия. 12 июня 1968 года 22-я продолженная сессия Генеральной Ассамблеи ООН подавляющим большинством голосов одобрила Договор о нераспространении ядерного оружия, который и был 1 июля 1968 года подписан странами-депозитариями (Советским Союзом, Великобританией и Соединенными Штатами Америки). Впоследствии этот договор подписало большинство государств мира. В текущем, 1971 году был заключен Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Следует также отметить ряд мирных инициатив, о результатах которых говорить еще преждевременно, но которые не могут не привлечь к себе широкие симпатии всех, кому дороги интересы мира и устранение угрозы войны. Сюда относятся принятая в 1970 году Декларация ООН об укреплении международной безопасности; предложение Советского Союза и других социалистических стран о подготовке и проведении в возможно ближайшем будущем общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества; внесенное 8 сентября с. г. в ООН предложение СССР рассмотреть вопрос о созыве всемирной конференции по вопросам разоружения с участием всех держав; внесенный 5 августа с. г. группой социалистических стран на рассмотрение Комитета по разоружению в Женеве пересмотренный проект Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении, и ряд других предложений.
Отдавая должное всей ценности намечающегося в международных и, в частности, европейских отношениях положительного развития и стремления к разрядке напряженности, мы не можем в то же время закрывать глаза на весьма многие отрицательные и опасные черты общей обстановки в мире, еще почти или даже вовсе не затронутые этим положительным развитием: на продолжающиеся по-прежнему многие агрессивные акции империалистических сил, на сохраняющиеся многочисленные нетерпимые явления в социальной жизни многих народов, на невыносимо бедственное экономическое положение во многих странах, на неизжитые формы унижения и оскорбления человеческого достоинства, на действующие до сих пор очаги конфликтов, на огромную и поныне потенциальную угрозу мирового конфликта, связанную с наличием в мире громадных запасов оружия неслыханной разрушительной силы.
Многострадальный народ Вьетнама по-прежнему испытывает все ужасы агрессивной войны, которую ведет против него самая могущественная держава капиталистического мира — Соединенные Штаты Америки, а зона военных действий в Индокитае распространилась и на Камбоджу, и Лаос. Продолжаются бомбардировки демилитаризованной зоны и прилегающих к ней районов Северного Вьетнама. За семь лет, в течение которых США ведут войну в Индокитае, они израсходовали на нее 120 миллиардов долларов! Какая бездна человеческих страданий не только на фронтах, но и в беззащитных мирных селениях стран, подвергшихся иноземному вторжению, скрывается за этой колоссальной цифрой!.. Парижские четырехсторонние встречи и переговоры по Вьетнаму не дают положительного результата из-за упорства американской стороны. США до сих пор не дали ответа на мирные предложения Временного Революционного Правительства Республики Южный Вьетнам, сделанные 1 июля 1971 года, хотя эти предложения представляют собой, по мнению широких кругов мировой общественности, разумную основу для мирного урегулирования вьетнамской проблемы.
Может ли эта затянувшаяся и жестокая война не вызывать тревоги за судьбы мира и вместе с тем самого решительного осуждения со стороны христиан, если они действительно стремятся изжить войну из области человеческих отношений, заградить путь насилию, если они в самом деле чувствуют все моральное значение своей ответственности за лучший мир – мир справедливости и гуманности?
Не изменилось к лучшему и положение на Ближнем Востоке, сложившееся в результате агрессивной войны и оккупации государством Израиль в 1967 году ряда арабских территорий. Сотни тысяч арабов, изгнанных с родных мест, влачат жалкое существование. В нарушение международных норм и соглашений осуществляется «израилизация» Иерусалима, сопровождающаяся изгнанием из города коренного арабского населения и уничтожением арабских жилищ Израиль до сих пор отказывается от единственно возможного способа мирного урегулирования ближневосточной проблемы, основа которого указана в резолюции Совета Безопасности ООН от 22 ноября 1967 года, где подчеркнута «недопустимость приобретения территории путем войны» и утверждается, что справедливый и прочный мир на Ближнем Востоке должен включать… вывод израильских вооруженных сил с территорий, оккупированных во время конфликта. Между тем очевидно, что затягивание разрешения ближневосточного конфликта таит в себе большую потенциальную угрозу значительно более крупного столкновения и весьма серьезную опасность для международного мира. Имеет ли моральное право христианин закрывать глаза на эту опасную ситуацию и не настаивать на быстрейшем справедливом и разумном решении, на прекращении оккупации, удовлетворении законных требований пострадавшей от нападения стороны и на создании необходимых предпосылок для такого мирного урегулирования, которое могло бы создать прочную основу для спокойной мирной жизни всех народов Ближнего Востока, для их развития и процветания в условиях дружбы и взаимного сотрудничества?! Не является ли нашим долгом напоминать об опасности промедления и активно поддерживать усилия, направленные на то, чтобы побудить Израиль уважать авторитет Организации Объединенных Наций?!
В результате социальной неустроенности в мире, связанной с несправедливыми формами владения ценностями и распределения доходов и национальных богатств, значительная часть человечества испытывает и поныне тяжкие лишения и страдания. Известно, что в развитых капиталистических странах около 8 миллионов человек не имеют работы, при чем число безработных имеет тенденцию к возрастанию. Отсутствие работы особенно пагубно в условиях стран с недостаточно развитой экономикой Можно представить, каким национальным бедствием является, например для Уругвая наличие 120 тысяч безработных при общей численности населения страны в 3 миллиона человек! Другим показателем размеров человеческих нужд в современном неустроенном мире является наличие многих взрослых людей, не имеющих не только высшего или среднего, но даже и начального образования. Согласно распространенным в ООН данным ЮНЕСКО, в мире всё еще насчитывается 783 миллиона неграмотных.
На фоне этих данных как яркий вызов человеческой совести выглядят колоссальные военные расходы, связанные с безудержным наращиванием вооружений. За одни только прошлый, 1970 год на военные цели государствами мира было израсходовано 204 миллиарда долларов. В целом на производство вооружении и содержание армии тратится во всём мире значительно больше средств, чем на нужды народного образования или здравоохранения. По сведениям печати, только в США за последние пять лет было истрачено на военные цели около 400 миллиардов долларов. Вовлеченность человечества в это пагубное развитие столь велика и трагична, что даже развивающиеся страны вынуждены ежегодно тратить на содержание своих армий 27 миллиардов долларов. Каков же результат усилии, направленных на наращивание и совершенствование наиболее разрушительных видов оружия? Результат этот ужасен и превосходит всякое воображение. Согласно подсчетам Стокгольмского международного института по изучению проблем мира, мировой запас ядерного оружия всех категорий составляет около 50 000 мегатонн, т. е. около 15 тонн тринитротолуола на каждого человека. Это приблизительно в 2 500 000 раз больше мощности бомбы, сброшенной на Хиросиму и убившей и ранившей более 140 тысяч человек!
Может ли, смеет ли христианин проходить мимо этой страшной и нелепой реальности? Может ли он не присоединиться со своей энергией к растущему и ширящемуся протесту десятков и сотен миллионов людей доброй воли, говорящих «нет» тем силам зла и разрушения, которые, являясь инициаторами увеличения вооружений, обкрадывают человечество и готовят ему истребление и гибель?
Что касается положения в так называемом «третьем мире», то, как известно, для миллионов людей, населяющих многие земли, особенно Южной Африки и Латинской Америки, колониализм и неоколониализм продолжает оставаться ужасной реальностью, определяющей всё их существование. В Мозамбике, Южно-Африканской Республике, Родезии, Анголе апартеид и другие формы белого господства жестоко подавляют элементарные права африканского большинства населения этих стран. О бедственном положении населения во многих странах Латинской Америки мной говорилось выше. Вот почему народы многих стран «третьего мира» избирают некапиталистический путь развития.
Перед человечеством ныне стоят огромной важности неотложные задачи, которые можно решить только в условиях мира, когда станет возможным тесное и плодотворное международное сотрудничество в области науки, техники, культуры и когда средства, расходуемые ныне на военные цели, удастся использовать на мирные нужды. К таким задачам относятся помощь слаборазвитым странам; борьба с загрязнением окружающей среды, создающим опасности, которые могут сравниться только с разрушительными последствиями войны; мероприятия в области профилактики и ликвидации наиболее опасных болезнен, решение проблемы питания в связи с демографическим ростом и т. п. Каждую из этих задач можно рассматривать как импульс для усиления нашего христианского участия в священной борьбе за создание мирных условий человеческой жизни.
Возвращаясь теперь к положительным явлениям в международной жизни, обнаружившимся за истекший год и свидетельствующим об усилении реалистических тенденций, мы должны и здесь подчеркнуть важность усилий, которые могли бы обеспечить дальнейшее развитие событий в желательном на правлении. Остановиться на полпути, полагаясь на «естественный» ход истории, значило бы совершить большую ошибку, недооценивая силу возможного сопротивления со стороны кругов, отнюдь не заинтересованных ни в ослаблении международной напряженности, ни в устранении угрозы войны.
Мы знаем, например, что внутри ФРГ, да и за ее пределами, имеются силы, стремящиеся противодействовать обозначившемуся положительному для дела мира направлению развития и воспрепятствовать решительному повороту в отношениях между СССР и ФРГ в сторону широкого, прочного, долговременного сотрудничества к большой пользе для нынешнего и будущих поколений народов этих стран и их соседей, для упрочения мира в Европе. Деятельность реалистически мыслящих кругов, выступающих за укрепление европейского мира, подвергается этими враждебными миру силами все более ожесточенным нападкам. Долгом христианина перед лицом всего этого является решительная поддержка позитивных действий, закрепляющих уже достигнутые соглашения и расчищающих путь к дальнейшим шагам в пользу мира и сотрудничества в Европе. Христианам же, являющимся гражданами ФРГ, в особенности необходимо сделать всё возможное, чтобы Договоры ФРГ с СССР и ПНР смогли как можно быстрее войти в силу, поскольку их ратификация является той чертой, не перешагнув которой невозможно сделать решающие шаги к наметившейся цели — нормализации двусторонних отношений между этими странами и разрядки напряженности в Европе.
Если, наконец, мы бросим взгляд на мир в целом, и на европейский континент в частности, как на место, где возникло пламя двух мировых войн, причем за время второй мировой войны погибло 55 миллионов человек, то нас неизбежно охватит чувство тревоги за будущее человечества, в связи с непрекращающимися активными явными и тайными мероприятиями военного характера, вызванными наличием зловещих планов сторонников нового мирового пожара.
Можно ли перед лицом суровой действительности, в которой живет наше поколение, не ощутить совместной христианской ответственности за то, чтобы здравый смысл и добрая воля сторонников мира и мирного сотрудничества одержали верх над настроениями, поддерживающими политику «с позиции силы», над стремлениями посеять недоверие, усилить отчужденность, над безумием попыток привести человечество к грани новой мировой войны. Люди во всем мире устали и от «холодной войны», и от «горячих конфликтов», очаги которых до сих пор не затухают во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и в других частях света. Для них с каждым днем делается всё более невыносимой мысль о том, что над миром по-прежнему витает угроза всеобщей ядерной катастрофы.
Объективная почва для всемирной борьбы против угрозы ядерной катастрофы, за запрещение и ликвидацию оружия массового уничтожения, за постепенное разоружение и за созидание прочного мира — мира сотрудничества ради справедливости и человечности — давно уже готова, и многомиллионные массы людей доброй воли, без сомнения, используют все возможности ради достижения этой доброй цели. Христиане, по долгу своей совести, в силу своих убеждений, как служители любви и правды, должны принять самое активное участие в этой священной борьбе за мир, за справедливость.
Я уже упомянул выше о целом ряде ценных мирных инициатив, выдвинутых за последние годы и за последние месяцы, — инициатив, привлекших к себе понятное пристальное внимание государственных деятелей и вызвавших одобрение в широких кругах мировой общественности. Одна из них выразилась в предложении о проведении в ближайшее возможное время общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества. Первоначально к идее такого совещания некоторые официальные круги на Западе отнеслись с настороженностью и некоторым скептицизмом. Однако довольно скоро обнаружилась неоправданность такой позиции. Государственные деятели многих стран уже поддержали идею созыва общеевропейского совещания.
Другая, не менее важная мирная инициатива касается одной из коренных международных проблем современности — проблемы разоружения. Исходя из факта, что, несмотря на ряд важных соглашений, заключенных с целью ограничения наращивания ядерных вооружений, решительного сдвига в деле прекращения наращивания вооружений и ликвидации запасов оружия массового уничтожения до сих пор не произошло, Правительство Советского Союза внесло в ООН предложение о созыве всемирной конференции по разоружению с участием всех держав Это предложение приветствовал генеральный секретарь ООН г-н У Тан, выразивший надежду, что Генеральная ассамблея ООН на своей 26-й сессии с большим вниманием отнесется к новой мирной инициативе. Что касается проблемы разоружения, то следует вспомнить, что еще 14-я сессия Генеральной ассамблеи ООН в своей резолюции, принятой 20 ноября 1959 года, признала «вопрос о всеобщем и полном разоружении… самым важным вопросом, который стоит перед миром в настоящее время». Каждый шаг на пути к разоружению означал бы большой успех дела мира. В частности, эффективное сокращение вооруженных сил и вооружений в Европе, при наличии благоприятной обстановки, открывшейся в результате соглашений между СССР и ФРГ. могло бы содействовать решимости заменить системой коллективной безопасности опасное противостояние друг другу в Европе военных блоков. Я не сомневаюсь в том, что все эти мирные предложения, равно как и целеустремленная программа мира в целом, в разработке которой Советский Союз и другие социалистические страны принимают постоянное и весьма деятельное участие, найдут живой отклик и деятельную поддержку со стороны всех христиан, призванных неустанно «искать того, что служит к миру» (Рим 19).
Дорогие братья и сестры! Лучший мир, ответственность за который мы принимаем на себя, во исполнение заповеди любви к ближним, есть мир справедливости, дружбы, взаимного уважения, человеческого достоинства и гармоничного развития. Такой мир не созидается в одни день и по раз навсегда неизменному, заранее разработанному плану. Никакой футуролог не в состоянии точно предсказать, по каким конкретно путям будет развиваться и совершенствоваться современный разделенный, но обновляемый и стремящийся к единству мир, каким конкретно об разом будут в каждом отдельном случае преодолеваться существующие антагонистические противоречия, через какие коллизии и сближения будет происходить формирование имеющего большую власть над природой человечества.
Но мы твердо убеждены, что весь этот процесс трансформации не является заранее запланированным и не может быть стихийным. Он потребует концентрации огромной человеческой энергии, непредубежденного мышления, объективных оценок, большой открытости к людям, заботливого воспитания личности и глубокой, коренящейся в любви к человеку, принципиальности. Только при наличии всех этих факторов возможны настоящий прогресс человеческой семьи и создание таких человеческих отношений, в которых, в доступной для земных условий форме, МИЛОСТЬ И ИСТИНА ВСТРЕТЯТСЯ, ПРАВДА И МИР ОБЛОБЫЗАЮТСЯ» (Пс 84:11).
Мир, как драгоценный дар милости Божией, может стать обильным и устойчивым лишь в том случае, если истина, ярким выражением которой служит человеколюбие (1 Ин 2:4–5, 7–10), не будет подавляться человеческой неправдой (Рим 1:18) В противном случае праведный гнев Божий, отнимая или умаляя дар мира, возбудит силы, готовые смирить делателей неправды (Ис 2:4). «Делом правды, — говорит древний пророк, — будет мир, и плодом справедливости — спокойствие и безопасность вовеки» (Ис 32:17). В этих словах ясно указано неточное начало подлинного и прочного мира, а именно справедливость в человеческих отношениях. Мира не может быть там, где царит насилие, где господствует социальная несправедливость, где подавляется свобода, где существует расовая дискриминация, где происходит вмешательство в суверенные права народов, где для защиты корыстных интересов совершаются агрессивные акции.
Отчетливо сознавая всё это, наше Христианское мирное движение понимает свое служение делу мира во всем мире как существенно необходимую часть христианского миротворчества, — часть, в которой борьба за мир неразрывно соединена с борьбой за торжество справедливости. Примирение, как один из путей к миру, рассматривается при этом не просто как прощение или компромисс, но как действие, исправляющее несправедливость на основе раскаяния виновного и желания возместить причиненный им другим людям нравственный или материальный ущерб.
В проекте нового Устава ХМК, который предстоит нам принять, так определяются сущность и задачи нашего Христианского мирного движения.
«Христианская Мирная Конференция представляет собой экуменическое движение, в котором находит свое проявление ответственность христиан за мир. социальную справедливость, достойную человека жизнь для всех людей. Христиане, воспринявшие Евангелие о Кресте и Воскресении, как надежду для мира, глубоко сознают свой долг служения во имя укрепления мира и помощи ближнему… Христианская Мирная Конференция стремится быть местом встречи христиан всего мира, познающих волю Божию в политических, социальных и экономических проблемах современности. Христианская Мирная Конференция выступает за созидание и укрепление мира и за сотрудничество всех народов на основе принципа мирного сосуществования. Христианская Мирная Конференция выступает за социальные и экономические структуры, исключающие угнетение и эксплуатацию. Христианская Мирная Конференция и все её члены проявляют солидарность с народно-освободительными движениями, ведущими борьбу с угнетением, голодом, расовой дискриминацией и неграмотностью. Христианская Мирная Конференция выступает против любой формы проявления империализма. Поскольку все эти проблемы могут получить свое разрешение лишь на путях всемирного сотрудничества, Христианская Мирная Конференция выступает за сотрудничество с другими религиозными и светскими организациями и движениями, стремящимися к тем же целям и борющимися за мир среди народов мира».
Понятно, что выполнение христианами своей совместной ответственности за лучший мир — задача непростая. К её решению нельзя подходить с одной меркой или стандартом. Мы должны уметь разбираться в обстановке, находить способы действий, наиболее подходящие к данным конкретным условиям, иметь во всём чувство меры, не забывая при этом о неделимости всечеловеческой семьи и о том, что в иных условиях могут быть необходимы иные действия. Однако в любом случае христианин обязан руководствоваться наставлениями: «Ищи мира и стремись к нему» (1 Пет 3:2), «Научитесь делать добро. Ищите правды. Спасайте угнетенного» (Ис 1:17).
Настоящий, IV Всехристианский Мирный Конгресс, я верю, будет иметь большое значение для дальнейшей деятельности Христианского мирного движения. От его решений и оценок во многом будут зависеть направление нашей работы и наша готовность к совместным действиям в духе искреннего братства и христианского единомыслия, наша способность к последовательной активной и мужественной защите мира во всем мире, к борьбе против войны и всех видов несправедливости.
Мы твердо надеемся на то, что настоящий Конгресс, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф 4:3), со всем вниманием обсудит поставленные жизнью перед нашим Движением вопросы и, при всесильной помощи Божией. наметит необходимые пути и средства нашей общей дальнейшей миротворческой деятельности в защиту жизни, ради победы сил мира, ради блага и беспрепятственного развития человечества в духе любви, дружбы, братства, взаимной поддержки, ради полного торжества справедливости на земле.
Призываю обильное благословение Божие на всех вас, на предстоящие труды нашего Конгресса.
«Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего» (1 Тим 1:2) да будут со всеми вами, братья и сестры.
Никодим, митрополит Ленинградский и Новгородский, председатель Комитета продолжения работы ХМК
Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 1–2, 1972 год