В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» публикуется текст с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».
В этот раз мы чуть изменили наш формат: ниже вы найдете фрагменты из семи статей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), выдающегося пастыря, богослова, ученого, хирурга XX века; четыре первых опубликованы в ЖМП до появления рубрики «В защиту мира», три последних — уже в ней. Полные версии статей вы можете найти в соответствующих номерах ЖМП или в книге «Святитель Лука, Архиепископ Крымский (Войно-Ясенецкий) — публицист и «Журнал Московской Патриархии». Сборник материалов». Статьи совершенно удивительные: здесь святитель Лука выступает горячим апологетом демократии, социализма, политических и социальных прав: несмотря на внешний атеизм, эти явления подлинно евангельские, считает святитель — прямо в противовес яростно критикуемым им лишь внешне христианскими — и от того еще более гнусными, ибо кощунственными — капитализму, империализму, колониализму, милитаризму, репрессиям, ущемлению прав и свобод, войнам. И конечно, суть этих статей — христианская обязанность творить дела правды и милосердия, а в частности — бороться за мир, бороться против войны — в особенности против «христиански» оправданной войны: среди средств такой борьбы свт. Лука упоминает «пропаганду мира», «протесты против войны» (митинги, коллективные петиции), забастовки на связанных с милитаризмом работах и т.п.: не говоря уже о том, что святитель оправдывает даже и вооруженную революционную борьбу даже и под руководством коммунистов-материалистов — в том случае, если цели борьбы носят христианский характер — справедливость, ликвидация угнетения и т.п.
Кровавый мрак фашизма
Помните ли вы, как плакал Св. пророк Иеремия над гибелью Иерусалима, как изливалась на землю печень его и перевертывалось сердце его? Страшно было горе, которое он оплакивал; и много, много еще было в истории человечества невыразимых страданий и горя; море слез пролили глаза человеческие в длинной цепи веков, перевитой мучениями, омоченной кровью, потоками крови, пролитой Чингиз-ханом и Батыем, Тамерланом, гуннами.
Когда читали мы в истории об ужасах этих давних времен, об инквизиции и Варфоломеевской ночи, то содрогалось сердце наше, и думали мы с благодарением Богу: «Какая радость, что мы живем не в эти страшные времена, что глаза наши не видят этого невыносимого!»
А теперь…
Безмерны, неописуемы страдания наши и всех народов Европы, четыре года живущих в кровавом мраке фашистской оккупации и зверских насилий разбойников-немцев и их союзников.
Нужны потоки слез, подобные Волге и Енисею, чтобы оплакать это всечеловеческое горе, это попрание надежд и чаяний всех христианских народов.
Германский народ, более тысячи лет считавшийся христианским народом, народ, родивший Лютера, Гете, Канта и Гегеля, Гельмгольца и Вирхова, явил всему миру, народам-братьям во Христе и народам нехристианским неслыханно страшное лицо варвара.
Как нам теперь проповедовать Евангелие любви и братства людям, не знающим Христа, но видящим дьявольское лицо немца, числящегося христианином?
Нам, пастырям Христова стада, надо вспомнить слова Св. Пророка Исаии: «Утешайте, утешайте народ Мой, — говорит Бог наш». «Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его» (Пл. Иер. 1:2). Дошла до колен кровь человеческая, затопили людей потоки беззакония, грабежа и разбоя, и жаждет народ высшей правды, суда Божьего над варварами и суда человеческого.
Пусть карающая Десница Божия скорее опустит свой грозный меч над главой извергов рода человеческого и да сбудется над ними правда евангельских слов: «Взявший меч, от меча погибнет».
Источник: ЖМП. 1943. № 4 (декабрь). С. 24–25.
Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров (по поводу великих успехов Красной армии и наших союзников)
«Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, — если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых поглотили бы они нас, когда возгорелась ярость их на нас» (Пс 123).
Так скажем и мы, глубоко веря, что историческими, судьбами народов управляет промысл Божий.
Гитлеровские полчища напали на нас, кощунственно провозгласив своим девизом: «С нами Бог», и в то же время закапывая живыми в землю или сжигая тысячи женщин, детей и стариков. Они с чисто дьявольской жестокостью истребляли миллионы мирных жителей, разрушали наши великие святыни, города и села. Мог ли Господь оставить их безнаказанными?
Свой разбой и грабеж Гитлер начал, якобы, во имя освобождения нас и Церкви нашей от большевиков.
Мы его об этом не просили и в этом не нуждались.
Ниспровергнув власть царя, помещиков и капиталистов, народы СССР в результате колоссального мирного товарищеского труда создали новый мир на небывалых в истории основаниях социальной правды и всеобщего равенства. Нам нужен был только мир и свобода труда. И без новоявленных «крестоносцев» мы нашли бы путь к высшей, Христовой правде.
Удивительное условие поставил нам Господь Иисус Христос: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Детская чистота сердца, простота, доверчивость, отсутствие гордости и самомнения необходимы для того, чтобы воспринять и исполнить закон Христов.
Между маленькими детьми, еще не развращенными примером взрослых, не существует никаких перегородок. Дети русских и евреев, узбеков и киргизов, французов, арабов и негров играют вместе и любят друг друга, не видя никакой разницы между собой.
Злые, гнусные перегородки воздвигнуты были при царизме между национальностями и классами. Для угнетателей «сарт», «киргиз» и всякий «инородец» был низшим существом. Рабочих, мастеровых, прислугу и «мужиков» называли простонародьем, чернью, и «господа» резко отмежевывались от них.
Ядом антихристианской гордости и чванства было пропитано почти все так называемое «высшее общество», а «простой народ» это озлобляло. Эти
антихристовы национальные и классовые преграды не давали места христианской любви и братству. Но, несмотря ни на какие преграды, эта любовь то теплилась, то ярко горела в сердцах тех, кто ненавидел неправду.
А в чистых сердцах, в которых крестом Христовым была разрушена основная преграда между Богом и людьми, и совсем не было места этим вторичным, меньшим преградам.
Наш народ, чуткий к социальным неправдам, в великой и тяжелой двадцатишестилетней борьбе за разрушение национальных и классовых привилегий явил смущенному и изумленному миру, какие огромные силы ума и духа таятся в «простом народе». Перед русским рабочим, крестьянином, воином Красной армии, построившими первое в истории совершенное государство и несущими всему миру освобождение от гитлеровских сил ада, уже преклонился с глубоким уважением весь мир.
Никто не смеет более издеваться над «инородцами», ибо освобожденные узбеки, казахи, азербайджанцы, получив доступ к высшему образованию и управлению государством, уже показали все богатство своих духовных сил на поприще науки, политической деятельности, искусства, поэзии и музыки, проявили беспримерную отвагу и геройство в защите своей социалистической Родины.
А мы в отношениях наших к этим народам приблизились как к чистым душою детям.
Как бесконечно далеко это от нацистско-фашистского презрения ко всем народам, столь угодного сатане!
Велики во всех отношениях достижения советских народов за двадцать шесть лет. Но самое важное это то, что разрушены все преграды к товарищескому труду, и это товарищеское единение многих миллионов людей и отдельных народов, входящих в состав СССР, впервые достигнутое в истории человечества, имеет огромное нравственное значение; ибо искреннее и глубокое товарищество в труде и жизни приближает людей к великому христианскому идеалу братства и любви.
«Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, – о том помышляйте» (Фил 1:3).
И все лучшие представители человечества, все алчущие и жаждущие правды размышляют теперь о великой социальной правде, осуществленной в советском государстве, всеобщем равноправии и уничтожении национальных и классовых перегородок, изумляются доблести нашей Красной армии. Они глубоко задумываются над тем, что, по-видимому,
только всемирное товарищество в труде и жизни может избавить человечество от страшного позора и безмерных бедствий мировых войн, от гитлеровских и иных грядущих сил ада.
Только те, кому чуждо все, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, только враги человечества могут сочувственно помышлять о фашизме и ожидать от Гитлера свободы Церкви.
Гитлер, часто повторяющий ими Божие, изображающий с великим кощунством крест на танках и самолетах, с которых расстреливают беженцев, должен быть назван антихристом.
Богу нужны сердца людей, а не показное благочестие.
Сердца нацистов и их приспешников смердят пред Ним дьявольской злобой и человеконенавистничеством, а из горящих сердец воинов Красной Армии возносится фимиам беззаветной любви к Родине и сострадания к замученным немцами братьям, сестрам и детям.
Вот почему Бог помогает Красной армии и ее славным союзникам, карая выступивших якобы во имя Его гитлеровцев.
Источник: ЖМП. 1944. № 9 (сентябрь). С. 21–22.
Возмездие совершилось
Поднялись змеиные головы сторонников фашизма, стремившихся к торжеству его во что бы то ни стало. В Англии они даже кощунственно прикрываются христианским именем и в то же время провозглашают культ Гитлера. В Мексике, Северной Италии, Албании они взялись за оружие, и к стыду католической Церкви, во главе некоторых террористических фашистских банд стояли священники.
Пусть помнят защитники фашизма слова Пророка Исаии: «Горе тем, которые называют зло добром, а добро злом, тьму почитают светом, а свет тьмою» (Ис 5:20).
Светом правды озарится земля, если на ней утвердится повсюду истинная демократия. Кровавой тьмой покроется она, если возобладает фашизм, — тьмой человеконенавистничества и рабства, угнетения и мракобесия.
Источник: ЖМП. 1946. № 1 (январь). С. 28–29.
«К миру призвал нас Господь» (1 Кор 7:15)
Настал исключительно серьезный момент мировой истории. Враги мира готовят новую войну.
Зачем она нужна? Можно ли ее предотвратить?
Она нужна тем, кто хочет повернуть назад колесо истории.
Возможно ли это? Конечно нет, ибо колесо это неотвратимо катится вперед. Это, разумеется, понимают и умные, просвещенные люди даже из числа поджигателей войны.
Почему же все-таки поджигают? Потому что знают, что колесо истории, если нельзя повернуть вспять, то можно на время остановить. Даже на долгое время. И надеются остановить страшной ценой третьей мировой войны, ценой истребления атомными бомбами миллионов мирных людей, их городов, всей их многовековой культуры с ее бесценными сокровищами.
Конечно, для такого страшного решения нужны очень серьезные мотивы. Невозможным оказалось опровергнуть цифры грандиозных прибылей, полученных от второй войны магнатами капитала.
Итак, первый мотив — ненасытное желание новых военных прибылей и стремление [империалистов] к экономической и политической власти над всем миром.
Конечно, не только стремление монополистов капитала к обогащению, но и страх перед надвигающимся экономическим кризисом и желание предотвратить его.
Открыто выраженные империалистические стремления к экономическому и политическому господству во всем мире не новость в истории.
Знает она, чем кончались грозные завоевания Тамерлана, Александра Македонского, Римлян, Наполеона; а всего ближе к нам финал нацистского предприятия овладеть всем миром.
Нам же, христианам, всего важнее и дороже уроки библейской истории. Забудем ли мы буйно-помешанного Навуходоносора, отлученного от людей, обросшего как зверь волосами, этого грозного владыку древнего мира, наказанного Богом за гордость и превозношение? Забудем ли бледного, дрожащего Валтасара, с трепетом следящего за рукой, пишущей на стене таинственные слова: «мене, текел, упарсин»? Забудем ли страшную ночь, в которую ангел Господень истребил 185 тысяч ассирийского войска, хотевшего овладеть Иерусалимом? Забудем ли грозные слова пророков Иезекииля и Исаии о гневе Божием на народы, превозносившиеся своей силой и попиравшие Божию правду и страх Божий?
Верим, глубоко верим мы, что агрессивные империалистические планы чужды сердцам миллионов «простых людей» [империалистских держав]. Верим и горячо надеемся, что не позволят они своим милитаристам осуществить их кровавые планы. Со слезами молим Бога о том, чтобы братской христианской любовью воспламенил Он сердца этих добрых людей, наших братьев о Христе.
А тем немногим, которые дрожащими руками загребают доллары, запачканные кровью, напомним полные истины слова апостола Павла: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим 6:10).
Но, как ни важны для [империалистов] их планы экономического и политического господства над миром, как ни велика власть доллара, – это не единственный мотив их решимости прибегнуть к атомным бомбам. Еще важнее их страх пред неотвратимо надвигающимся социализмом и коммунизмом.
Страх основательный. Раскрепощенной мысли народов нельзя удержать никакими силами.
Можно искоренять «вредные мысли» жестоким террором, кровью и виселицами… но не надолго.
И как сказал Галилей: «а все-таки она вертится», так скажем и мы: «а все-таки демократия неизбежно победит». Значит ли это, что мы отождествляем демократию с коммунизмом? Нет, не значит; но коммунизм, идущий дальше демократии, включает в себя и демократию, не такую, которая уживается в дружбе с Франко и называет фашистское Греческое правительство демократическим.
Поджигатели войны, смертельно испуганные призраком коммунизма, всякого не по-фашистски мыслящего причисляют к коммунистам.
Все главы православных Церквей Востока и Восточной Европы после Собора Русской Православной Церкви 1945 г., на котором они присутствовали, обратились с воззванием к христианам всего мира, в котором они осуждали фашизм и призывали к упрочению великого дела мира.
Мы, конечно, совершенно чужды материализма, составляющего идеологическую основу коммунизма, но это не мешает нам видеть все то доброе, полное великой социальной правды, что дал нам наш новый государственный строй, и с чистым сердцем приветствовать его. С радостью, одушевляющей и всех друзей прогресса, приветствуем мы всеобщее политическое равенство, к которому приобщены и многочисленные народы СССР, прежде носившие кличку «инородцев», их огромные культурные успехи; полную эмансипацию женщины, огромный подъем науки, всеобщее бесплатное обучение и великие заботы об охране здравия народа.
А тем, кто готовит атомные бомбы, скажем мы: «Позор для христианского мира в том, что забыты страшные слова Господа нашего Иисуса Христа: «Когда придет Сын Человеческий, найдет ли веру на земле?»
Где же вера, неотъемлемая от любви у тех, которые закон любви, великий закон Христов, забыли, и точно сами хотят приблизить исполнение страшного пророчества Христова о приближении Страшного Суда: «Восстанет народ на народ и царство на царство»; не боятся страшного апокалипсического всадника на рыжем коне с большим мечом, которому дано отнять мир на земле, и чтобы убивали друг друга (Откр 6:4).
Не их ли предупреждал апостол Павел: «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал 5:14–15).
Источник: ЖМП. 1948. № 1 (январь). С. 61–64.
Защитим мир служением добру
Господь наш Иисус Христос поставил перед нами закон высшего духовного совершенства, закон любви к Богу и ближним. Поэтому тот, кто идет за Христом, не может быть защитником социальных несправедливостей, не может равнодушно взирать на то, как бедняков эксплуатируют, подавляют и унижают богатые и сильные; он всегда будет на стороне угнетенных, будет другом свободы, другом всякой правды; он не будет равнодушно взирать на то, как льется кровь голодных крестьян, которые посмели пахать землю, пустовавшую у помещиков.
Не могут быть христиане и на стороне колониальных держав, творящих кровавую неправду, поддерживающих ужасы фашизма, насилующих волю народа.
Не первейшая ли обязанность каждого христианина, обязанность Церкви заботиться о бедных, творить дела милосердия, ограждать всеми способами тех, кого угнетают? Разве не наша христианская обязанность заботиться о стариках, бездомных, о покинутых детях, о неизлечимых больных?
Поэтому не могут называться христианами те, кто враждует против демократического строя, осуществляющего в невиданных масштабах эти элементарные требования справедливости, когда народ получает права, устраняющие неравенство, когда все получают помощь в старости, в болезни, в инвалидности. Тяжелый грех творят те христиане, которые с враждой относятся к этой великой и благословенной деятельности.
Для нас, православных, глубоко чуждо и непонятно то, что написано в § 8 Cиллабуса папы Пия IX 1864 г.: «Осуждается, (если кто полагает, будто) Римский Первосвященник может и должен мириться и сообразовываться с прогрессом, либреализмом и с новым государственным порядком».
Мы признаем неправильным вывод Римского престола о том, что не должно считаться с прогрессом и с новым государственным порядком.
Мы, христиане, должны содействовать всему доброму и справедливому, к чему с такой могучей энергией стремятся народы, сбросившие ярмо эксплуатации, социального неравенства и колониального угнетения.
И, конечно, мы должны быть в первых рядах борцов за мир против поджигателей третьей мировой войны.
Но в чем и как может выразиться наше содействие всему доброму и справедливому в великой борьбе народов за правду общественных и международных отношений?
Противодействовать злу войны и всякому социальному злу Церковь может только своим служением добру, ибо зло побеждается только добром. Непобедимая сила Церкви в том, что она состоит из миллионов верующих, родственных по духу преподобным Сергию и Серафиму и следующих завету ап. Павла Тимофею: «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим 6:11).
Источник: ЖМП. 1950. № 5 (май). С. 32–33.
Ко Второму Всемирному конгрессу сторонников мира
К вам, собравшимся на Всемирный конгресс сторонников мира, рвутся сердца наши, горящие гневом и мукой, терзаемые потоками крови наших бедных братьев, их неописуемыми и неисчислимыми страданиями, реками слез женщин и стариков, обезумевших от ужаса детей.
Не только танки и линкоры бронированы. Но страшно то, что и сердца бронированы. От чего бронированы? Это жутко сказать: от любви, от жалости и сострадания. Только этим можно объяснить не вмещающийся в наше сознание чудовищный факт: запрещение пропаганды мира, протестов против войны.
Апостол Павел восклицал: «Как прекрасны ноги благовествующих мир!» А его ученики готовы перебить ноги благовествующим мир.
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», — сказал Господь наш Иисус Христос в Своей прощальной беседе с учениками. Это могли бы причислить к «опасным мыслям».
К сотням миллионов добрых людей, обращаю я голос мой: благословенны вы, столь различные по политическим воззрениям и вере, по нравам и языку, по возрасту и полу; благословенны вы за то, что сердца ваши мягки и добры, потому что алчете и жаждете правды и ненавидите неправду!
Благословенны вы за то, что в сердцах ваших горит священный огонь гнева против неправды, которой так много на земле!
Этот огонь праведного гнева сотен миллионов добрых людей да устрашит сердца поджигателей войны, а тепло любви вашей к миру, сострадания к несчастным жертвам алчной агрессии пусть растопит оледеневшие сердца тех, чьи уста не страшатся говорить: «Пусть горит мир, но погибнет коммунизм!»
О вы, присвоившие себе власть апокалипсического всадника на бледном коне! Не знаете ли вы, что первые сгорите в зажженном вами пожаре? Ибо «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал 6:7).
О вы, усердные читатели Библии! Не помните ли вы слов 84 псалма: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются»? Отвергнув всякую милость, надеетесь вы утвердить на земле истину? Надеетесь, что мир, о котором вы смеете говорить, облобызается с вашей черной неправдой?
Уйдем, уйдем от них, о друзья мои, съехавшиеся со всех концов земли на Всемирный конгресс сторонников мира!
Объединимся в непреодолимом стремлении к общечеловеческой правде, к братству всех народов, к великой правде международных отношений!
Объединимся в любви против жестоких сердцем, объединенных ненавистью против нас ради алчной власти над всем миром!
Источник: ЖМП. 1950. № 11 (ноябрь). С. 17–18.
Размышления о правде и лжи (К первой сессии Всемирного Совета Мира)
«Ложь — гнусное бесчестье человека». Св. Иоанн Златоуст.
Никому не приятно, чтобы открывались его худые дела; никто не хочет, чтобы обнаруживалась его ложь. Недавно я говорил, что поджигатели войны готовы перебить ноги благовествующим мир. Тогда это была только метафора. А 12 марта в Эссене (Западная Германия) действительность превзошла это. Сто жестоких людей — автоматов «мобильной полиции» пролили кровь юношей и девушек, собравшихся на митинг протеста против войны, разбивая им головы резиновыми дубинками.
Опьянели от жажды крови и захлебываются от злобы. Но они уже получили отпор от тех, от кого всего менее ожидали — от собственных эссенских полицейских, отказавшихся избивать молодежь; и им пришлось выписать «мобильную полицию» из Дюссельдорфа. Это — предупреждение и серьезное основание к беспокойству для поджигателей войны. В этом радость и надежда для друзей мира.
Яркие и страстные, полные гнева речи на Берлинской сессии Всемирного Совета Мира не только обнаружили худые дела и ложь поджигателей войны. Они показали нам подлинное лицо современного человечества, которого мы не знали пять лет тому назад. Вглядимся же в это лицо.
Помните ли вы песнь пророка Исаии о винограднике Возлюбленного Божия?
«У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы…» Он все сделал для того, чтобы виноградник принес добрые грозды, а он принес дикие ягоды…
«Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль».
Утучненная кровью бесчисленных мучеников Христовых земля нового Виноградника — Церкви Христовой стала приносить добрые и чудные грозды.
Так было. А теперь… опять несется к Небу страшный вопль, опять кровопролитие, несравненно более страшное, чем небольшие кровопролития времен пророка Исаии! И пророк опять говорит:
«Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис 5:1–8).
Почему несется к Богу страшный вопль истребляемого мирного корейского народа и реками льется кровь не только в Корее, но и в Греции, Малайе, Вьетнаме?
Это новые идолопоклонники приносят в жертву своему истукану — золотому Молоху гекатомбы человеческих тел. Но — что всего более невыносимо — они смеют говорить, что делают это во имя сохранения христианской культуры.
О ложь, о черная неправда!
Но она неизбежно связана со злом.
Ибо так говорит пророк Давид:
«Вот нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил.
Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Псал 7:15–17).
О том же говорит Иов многострадальный:
«Опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства. Он зачал зло и родил ложь, и утроба его приготовляет обман» (Иов 15:34–35).
Христианская культура сохраняется теми, кто своими чистыми делами являет миру любовь, кто страдает правды ради, а не теми, которые возжигают пламя ненависти и заставляют неописуемо страдать других.
Поклонники золотого тельца, открыто пишут в своих газетах:
«Всегда можно прибегнуть к вооружениям, если частная деловая активность приходит в упадок».
«В результате войны легко создать обстановку военной истерии, и она, почти наверняка, приведет к большим ассигнованиям на вооружение».
«Тогда, когда нации говорят о мире, перед [империалистами] встает экономическая катастрофа».
«Война означает для [империалистов] больше прибылей, больше автомашин, домов и продовольствия».
Это не «советская пропаганда», это выдержка из речи настоятеля Кентерберийского собора, д-ра Хьюлетта Джонсона на Берлинской сессии Всемирного Совета Мира.
Спросим новоявленных защитников христианской культуры, посмеют ли они после своих военных подвигов когда-либо посылать своих миссионеров с проповедью Евангелия любви к народам Азии, Африки и Австралии, которые никогда не забудут их предметных уроков ненависти, злобы и черной неправды?
В страшных клубах дыма горящих городов и сел видим мы многие тысячи жестоких и озверелых людей, непосредственных исполнителей вопиющих к Небу злодейств, которыми руководят генералы. Страшны холодно-жестокие лица летчиков, сбрасывающих смертоносные бомбы на мирные города и села, расстреливающих из пулеметов толпы бегущих от пожаров стариков и женщин с малыми детьми.
Почему эти люди, прежде занимавшиеся у себя на родине мирной работой, теперь так страшны? Потому что их бросили в пламя огня и море крови. Потому что в бою не на жизнь, а на смерть люди звереют. Но эти же самые люди, когда успокоятся и опомнятся в казармах для военнопленных, шлют своим правительствам гневные протесты против несправедливой войны, против лжи, которой их опутали.
Мы ждали правды… — «и вот вопль».
Ждали мира — «и вот кровопролитие».
Ложь, диктуемая поджигателями войны, навязывается правительствами своим народам. Ее сеет армия журналистов с совестью, готовой на все. Ее воспринимают люди легковерные и легко поддающиеся запугиваниям, ибо от них скрывают все, что может опровергнуть ложь. Их мы ни в чем не обвиняем и искренно жалеем.
Бурно волнуется все море человечества, населяющего землю. Такой бури еще не бывало во всей его истории. Ее волны захлестывают самые дальние и спокойные уголки земного шара. Гонят на убой в Корею и Малайю негров Африки, Новой Гвинеи и папуасов, потому что их можно гнать, не считаясь с их волей, как гонят коров на бойню. Их гонят потому, что культурные австралийцы отказываются воевать.
О, бедные люди «низших рас», никого не трогающие, не имеющие никакого представления о Корее и Малайе, мирных жителей которых им велят убивать!
Какая черная неправда, какое насилие, какое зло!
Всех ли волнует эта неправда, у всех ли горит сердце негодованием и протестом?
К горю нашему, не у всех. Но к чести человечества, это только меньшинство, и притом незначительное. А большинство – честные, простые люди. Это не только «простые люди», как докеры Франции, Бельгии, Англии, отказывающиеся разгружать пароходы с вооружением; в рядах честных людей и множество носителей высокой культуры, подобных преподавателям университетов, обратившихся к Трумэну с коллективным протестом против вооружений и милитаризации.
Есть уже и мученики за правду протеста против готовящейся войны, томящиеся в тюрьмах юноши и девушки, которым проломили черепа в Эссене, которые своими телами защищали своих малолетних товарищей. Есть и герои, как молодая француженка Раймонда Дьен, легшая на рельсы, чтобы остановить поезд с оружием. Их имена не будут забыты.
Bce это — непобедимая сила правды, которая неизмеримо более велика, чем даже страшная сила атомных бомб. Ложью, этим гнусным бесчестием человека, и атомными бомбами, может быть, и можно на время утопить в крови правду, но уничтожить ее нельзя, ибо правда – от Бога и потому бессмертна.
Ибо «Бог поругаем не бывает» (Гал 6:7).
А ложь — от древнего змия, главу которого стер Господь наш Иисус Христос.
Источник: ЖМП. 1951. № 5 (май). С. 8–11.