Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Христос воскресе!

Христос воскресе!

Поздравляем вас со светлым праздником Воскресения Христова!

Желаем, чтобы радость о воскресшем Спасителе наполняла каждый день вашей жизни. Чтобы мир и Божие благословение зримо были на вас и ваших близких. Чтобы каждый день какой-то стих Писания открывался по-новому, освещая вашу жизнь Светом Христовым, принося мудрость, счастье, силы.

Чтобы порадовать вас, наших читателей, мы сделали небольшой видеоролик. Он прекрасно передает атмосферу величия, простоты и тайны, которые сопровождали земную жизнь Спасителя.

Посмотрите и перешлите друзьям — так пасхальная радость будет умножаться.



Святые Отцы о Пасхе

 

Огласительное слово во Святую Пасху

Иоанн Златоуст

Этот текст священник читает во время пасхального богослужения. Тем самым — Церковь свидетельствует, что это Слово Златоуста выражает полноту истины о Пасхе. Давайте еще раз прислушаемся к это полному ликования гимну:

«Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство. Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение воссияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исаия предвидел, когда взывал: «ад», говорит, «огорчился» (Ис. 14:9). Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» (1 Кор. 15:55)? Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе!»



 

Слово на Святую Пасху

Григорий Богослов

Слово Златоуста ближе к поэзии, это гимн. Проповедь же Григория Богослова — описывает богословие Пасхи. Это одно из самых глубоких святоотеческих творений о Пасхе.

Он рассматривает «вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими» о том, кому принесена Жертва — много позже это назовут «теорией искупления». И Григорий Назианзин, величайший восточнохристианский богослов, не знает ответа.

Конечно, жертва принесена не дьяволу — это было бы абсурдом. Но и не Отцу, ведь это было бы еще более абсурдным: «по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо обещанной жертвы дав овна».

Свт. Григорий знает только одно — Бог хотел освободить нас, а не получить удовлетворения. «Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием». Проблематика «теории Искупления» у свт. Григория выглядит так: надо отказаться от самого вопроса, кому принесена Жертва и помнить о главном — Бог спас нас, а все остальное отдается молчанию. Этот урок молчания от Назианзина — пожалуй, самое ценное здесь.

Итак, Златоуст учит нас радоваться о Христе. А Григорий Богослов — учит молчать. Согласитесь, часто это намного труднее.



 

Слово о Пасхе

Мелитон Сардийский

За две тысячи лет христианства много чего произошло. Церковь создала удивительно богатое богословие, и одновременно — образовались кучи словесного мусора «по поводу». Главным же и тогда и сейчас остается одно — радость о Воскресшем Господе. Об это напоминают Отцы первых веков.

«Слово о Пасхе» — важнейшее творение Мелитона Сардикийского, бесценное свидетельство веры ранней Церкви (нач. II века). Рискну назвать это произведение одной из лучших христианских проповедей.

«Подвесивший землю — подвешен, Утвердивший небеса — пригвожден, Укрепивший все — укреплен на Древе, Владыка — презрен, Бог — убит, Царь Израильский — уничтожен десницей израильтян».

Мелитон Сардикийский видит в Пасхе всю тайну христианства, которую невозможно постичь. Христос находится в центре его богословия. Творчество святителя Мелитона глубоко поэтично, насыщенно образной символикой, парадоксами и антитезами.



Мыслители ХХ века о Пасхе

«На пути в Эммаус»

Д. С. Мережковский

«Сегодня люди говорят: Христос воскрес. Но что при этом думают и чувствуют? Может быть, похожее на то, что чувствовали ученики Господни, когда шли в Эммаус, разговаривая с неузнанным Спутником о распятом, погребенном и не воскресшем Господе:

— А мы надеялись было.

Сегодня Христос воскрес, а завтра сытый отнимет хлеб у голодного так же, как отнимал вчера. Сегодня Христос воскрес, а завтра выйдут проститутки на улицу так же, как выходили вчера… <…>

Христос воскрес, но все осталось по-прежнему. Мир как лежал во зле, так и лежит. «А мы надеялись было».

«Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша». Не тщетна ли, если даже воскрес?

Почему мы перестали верить? Потому ли, что доказана невозможность физическая того, во что мы верили? Но физическая невозможность относится не к вере, а к знанию, к порядку явлений, порядку здешнему; вера же — прорыв, прозрение (интуиция) в иной порядок, «касание мирам иным». Нельзя доказать, что невозможное здесь невозможно и там. Нет, не потому мы не верим, что доказана невозможность физическая, а потому, что открылась — или кажется нам, что открылась — ненужность метафизическая того, во что мы верили. Не как можно, а зачем нужно верить — вопрос для веры убийственный. И в самом деле, зачем нужно верить в воскресение Христа?»



 

«Миф ли Евангелие?»

Р. Жирар

«Это миф» — говорят нам о Воскресении Христа: указывают на бесчисленных языческих Дионисов и Осирисов — умирающих и воскресающих богов.

Жирар не просто показывает, что Еванглие не является мифологией. Эта короткая статья доказывает, что Евангелие по сути — антимиф, оно навсегда ниспровергает всякую мифологию.



 

«Искупление и обожение»

В. Н. Лосский

«Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Богом». Эти глубокие слова, которые мы впервые находим у св. Иринея, встречаются затем и в трудах св. Афанасия, св. Григория Богослова, св. Григория Нисского. Впоследствии отцы Церкви и православные богословы повторяли их из века в век, желая выразить в этой лапидарной фразе самую сущность христианства: неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти, — снисхождения, открывающего людям путь восхождения, безграничные горизонты соединения твари с Божеством».

Классическая статья Лосского. Он дает общий очерк православного учения о Искуплении и Пасхальной победе. Здесь же дается резкая критика так называемой «юридической» теории искупления.



Пасхальные песнопения

 

Предлагаем послушать пасхальные песнопения в исполнении
Митрополичьего хора Русского Кафедрального Собора в Париже
Мужского хора Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни.



Поздравьте нас!

Сделать это просто — оформите регулярное пожертвование на зарплаты сотрудникам портала. Это лучший подарок — и вот почему.

Самая большая радость для нас — видеть, что работа портала востребована и приносит плоды. Мы радуемся, когда в медиатеке много посетителей, когда люди читают наши рассылки, когда помогают подопечным фонда.

Поле приносит хороший урожай, если его благословит Бог. Но оно не приносит урожая, если над ним не потрудится человек. Предание.ру — это большое поле, и над ним каждый день трудится полтора десятка сотрудников: редакторы, координаторы помощи, звукорежиссер, программисты, системный администатор, менеджеры по SMM и контекстной рекламе — и, конечно, президент и учредители фонда.

Если бы мы смогли однажды отобедать все вместе (дай-то Бог!) — пришлось бы накрыть большой стол. И если сложить все наши зарплаты за год, прибавить налоги и отчисления — получается большая сумма. Мы тревожимся, удастся ли её собрать.

Сотни людей оформили регулярное пожертвование на зарплаты сотрудникам портала — с их карт раз в месяц (или реже) списывается определенная сумма денег. Сумма регулярных пожертвований куда меньше суммы зарплат, но они позволяют нам немного меньше тревожится о будущем.

Поэтому лучший способ нас поздравить — это оформить регулярное пожертвование.

Что еще подарить?

Свое время. Было бы несправедливо говорить о сотрудниках и не упомянуть волонтеров, которые так успешно помогают нам онлайн. Есть разные вакансий, и можно предложить свою. Хотите стать волонтером — заполните анкету.

Новый офис (или информацию о нем). Мы пытаемся сократить административные расходы и потому ищем новый офис. Если вы можете беспатно или недорого предложить помещение в Москве от 60 м², в котором приятно работать и до которого удобно добираться — пожалуйста, пишите: mb@predanie.ru.

Доброе слово. Порой моральная поддержка важнее материальной. Мы будем рады вашим поздравлениям и пожеланиям — оставляйте их в комментариях на этой странице.

Молитвенную память. Каждый понедельник мы молимся о плодотворной и благополучной работе портала (так называемая «молитва по соглашению»). Для тех, кто хочет в этом участвовать, есть отдельная рассылка (пишу я туда нечасто). Чтобы подписаться и узнать подробности — перейдите по ссылке.

Спасибо!



Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!