Комедии Шекспира, рассказы Толстого, романы Дёблина, записки Хайдеггера

10.07.2023
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Блог

Alt

«Уйди от нас!» Исцеление Гергесинских бесноватых

Митрополит Антоний Сурожский: когда кто в горе, в нужде, в болезни, в отчаянии, на него мы умеем обратить внимание. Но случись, что он пришел в себя, вошел в наше человеческое общество и чего-то нас лишил: покоя, порядка, радости, — и вдруг он нам делается чужим.



Alt

Пророк мессианской радости: что мы знаем о личности Иоанна Крестителя

Протоиерей Димитрий Сизоненко: в Библии рассказывается о рождении Иоанна Предтечи, аскетической жизни и трагической кончине. Кем он был? Какой след оставил в религиозной жизни своего времени?



Alt

Как это — простить? Ответы Библии

Владимир Стрелов: прощение — едва ли не ключевая тема всего Нового Завета. Что Писание говорит о прощении? И что изменило в этом вопросе распятие Христово?



Alt

Дорога на Небо, или Зачем снова и снова переводить Евангелие

Протоиерей Димитрий Юревич: Вознесение Господа — это не просто возвращение Его как Сына Божия. Он восходит, как единая личность Сына Божия, но уже с человеческой природой. Такого не было никогда.



Alt

Ник Кейв: восемь песен о любви, вечности и Боге

О пути эпатажного панк-рокера к псалмопевцу рассказывает с помощью музыкальной подборки журналист и радиоведущий Денис Маханько.



Alt

Четыре фильма о том, как найти себя, — особенно если в тебя кто-то верит

Анна Ершова: если в тебя кто-то верит, будь ты даже мелким (во всех смыслах) ничтожеством, у тебя есть шанс!



Alt

Две христианки: старица и переводчица

Владимир Шалларь: жизнь и труды игумении Арсении (Себряковой) // жизнь и труды Натальи Трауберг.

Медиатека

Путь Православия: от славной истории к вызовам современности. Что дальше?

Путь Православия: от славной истории к вызовам современности. Что дальше?

Прямой эфир с протоиереем Константином Костроминым — кандидатом исторических наук, кандидатом богословия, проректором по научной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Расколы, гонения, ереси, секуляризм… чего только не было в истории Церкви. Православию на Руси больше 1000 лет. Сегодня у Церкви новые вызовы, и довольно серьезные.

Обсуждаем их в исторической перспективе. Говорим о том, был ли у князя Владимира другой выбор, о плюсах и минусах нашего культурного кода, сформированного христианством. О том, должна ли Церковь меняться, подстраиваясь под современный мир. И о том, что же ждет Православие в будущем, хотя бы в перспективе 10 лет.



Невидимая кошка

«Невидимая кошка» — сборник текстов переводчицы, литературоведа, богослова Натальи Трауберг о Честертоне, Льюисе, Толкине, Уайльде, Вудхаусе, Берлине и др. Автор свою книгу характеризует как «сборник статей, касающихся словесности. Есть заметки о мемуарах, есть — о переводе, есть — о разных писателях. Почти все они были напечатаны, большей частью — как предисловия. Написаны они после 1988 года, когда возникла возможность публично говорить о вере. Должно быть, это — не литературоведение. По-видимому, очерки эти располагаются в пространстве между справкой и проповедью. Что ж, и то, и другое бывает нужно».



Берлин-Александерплац

«Берлин, Александерплац» Дёблина — наряду с «Улиссом», «В поисках утраченного времени», «Доктором Фаустусом», «Процессом», «Петербургом», «Чевенгуром», еще немногими другими — великий роман XX века. Франц Биберкопф, «бывший цементщик и грузчик», выходит из тюрьмы в межвоенном, преднацистском Берлине, в мегаполисе нищеты, безработицы, убийц и сутенеров: рождение нацизма из духа преступности и несчастья; через описание человека массы — описание социума в распаде, уже готового кристаллизоваться в нацизм; и все это — судьба обывателя, динамика масс, социально-политические процессы — скрученно-возвышенно через библейскую образность (Исаак, Иов, Апокалипсис и т. д.). Цитата:

«И снова наш Франц — самый счастливый человек на свете: всему он рад, всем доволен. А политику — к черту! Очень нужно ему головой стенку прошибать!

А теперь подойди поближе, не бойся, я тебе кое-что покажу. Вот она, смотри — великая блудница, имя же ей Вавилон, сидит она на водах многих. И ты видишь жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И она облечена в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держит золотую чашу в руке своей. И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать мерзостям земным, и жена упоена кровию праведных…

Франц Биберкопф идет своей дорогой; бродит день-деньской по улицам и думает: врешь, не возьмешь, дай только окрепнуть да сил набраться. Лето стоит жаркое, и Франц колесит по пивным — посидел в одной, пошел в другую».



Пощады нет

«Пощады нет» — первый роман Дёблина, написанный в эмиграции, после бегства из Германии, где пришли к власти нацисты. Роман пытается осмыслить путь человечества к катастрофе нацизма и новой мировой войны, и вот что тут интересно: это самый реалистический, социально-психологический из романов Дёблина, чуть ли нет «соцреализм» (описание жизни героев как иллюстраций социальных процессов) — напрямик, рассказывающий о катастрофе капитализма и возлагающий надежды на пролетарское восстание; и вместе с тем с этого романа начинается тот процесс, что приведет Дёблина к христианству.

Итак: описание жизни семейства, «счастливо» идущее к буржуазному успеху (успешное предприятие и пр.) на волне подъема экономики; описание духовно-нравственной, экзистенциальной сущности этой «успеха» — гниения, пустоты, ничтожества, смерти; описание внешнего краха этого успеха — как элемента гнилого в своем принципе мирового капитализма (Великая депрессия), и тут важный разворот: этот внешний крах — шанс и для экзистенциального, и для социального возрождения (вот эта взаимосвязь, взаимопереход внутреннего/экзистенциального и внешнего/политически-экономического — главная удача романа): пролетарское восстание — шанс освободиться от сил мертвечины и учредить новый мир; намечается путь спасения; но «восстание было потоплено в крови»; духовно герои спасаются, материально — проигрывают. Таков финал романа; за его пределами: подавленное пролетарское восстание при обвальном крушении капитализма дает нацизм и мировую войну.



Черные тетради. 1931–1938. 1938–1939. 1939–1941. 1942–1948

«Черные тетради. 1942–1948» — записи Хайдеггера времен Второй мировой войны и первых послевоенных лет.



«После бала» — рассказ Л. Н. Толстого о двойственности нашего мира: прекрасный бал и жестокая казнь… Кроме текста рассказы вы здесь также найдете:

После бала. Два гусара. Сочинения, воспоминания, письма. Моноспектакль Георгия Тараторкина. Автор сценария — Татьяна Сахарова. Режиссер — Максим Осипов. Композитор — Андрей Попов. Премьера на радио «Культура» 16 и 17 января 2010 г.



Комедии

Добавили к коллекции комедий Шекспира две радиопостановки: «Два веронца» и «Сэр Джон Фальстаф».



Собрание трудов о Новом Завете экзегета и богослова XIX века Михаила (Лузина), о которых протоиерей Димитрий Юревич говорил: «Порекомендую незаслуженно забытого исследователя Священного Писания епископа Михаила (Лузина) — ректора Московской Духовной Академии. Он написал толкование на все четыре Евангелия, на книгу Деяний и на соборные Послания, где обращается к смыслу греческого текста, к смыслу оригинала. А главное, очень удачно совмещает толкование и комментарии Святых Отцов».



Песнопения дня славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Тропари, кондаки, стихиры и другие песнопения в честь апостолов Петра и Павла в исполнении ансамблей «Сирин», «Рустави», «Валаам» и др.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle