Крестовоздвижение: история, богослужение, иконография

Священник Алексей Ремизов

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Как известно, Крест стал орудием казни Иисуса Христа. После эпохальных событий Распятия, Погребения, Воскресения и Вознесения Господня Крест был утерян. Только в IV в. он был обнаружен равноапостольной Еленой, матерью императора Константина I. Именно по просьбе своего сына св. Елена отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с земной жизнью Спасителя, в том числе и Крест.

Существует несколько версий предания о том, как был найден Крест. Самая древняя связана со свидетельствами историков V в. После приказа императрицы разрушить святилище Афродиты были обнаружены три креста, табличка с Креста Господня и гвозди. Иерусалимский патриарх Макарий, чтобы распознать, на каком из крестов был распят Христос, предложил приложить каждый из них к тяжелобольной женщине. От прикосновения одного из крестов женщина исцелилась. Христиане восприняли это как указание Божие на великую святыню.

Еще одна версия повествует о том, что св. Елена по прибытии в Иерусалим узнавала у местных иудеев, где может находиться Крест. Одна из таких попыток стала успешной: престарелый еврей по имени Иуда указал на храм Венеры. Незамедлительно последовал приказ о разрушении храма, под основанием которого были обнаружены три креста. В это время мимо проносили тело мертвого человека. К нему поочередно приложили кресты. От соприкосновения с одним из них мертвец ожил.

Вторая версия стала наиболее распространенной в XIII–XV вв. Она легла в основание одного из чтений на вечернем богослужении в праздник Воздвижения.

Точная дата обретения Креста не известна, но «Пасхальная хроника», церковный памятник VII в., свидетельствует, что впервые воздвижение Креста было совершено 17 сентября 334 года.

Литургическое почитание

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — таково полное название праздника — отмечается 27 сентября (по старому стилю 14 сентября). Этот праздник посвящен Иисусу Христу, поэтому относится к господским двунадесятым праздникам.

Изначально Воздвижение было продолжением празднования освящения (обновления) храма в честь Воскресения Христова в Иерусалиме в первой половине IV в. Это событие отмечалось наравне с Пасхой и Богоявлением. Празднование длилось восемь дней. На второй день Крест торжественно показывался собравшимся верующим.

С VI века Воздвижение постепенно становится более значимым событием и вытесняет праздник Обновления.

Богослужебные особенности

Накануне праздника на вечернем богослужении совершается торжественное изнесение Креста из алтаря на центр храма для всеобщего поклонения. До великого славословия («Слава в вышних Богу»; один из древнейших христианских гимнов) все богослужебные действия на утрене совершаются в алтаре, в том числе пение величания и чтение Евангелия. Даже если праздник случится в будний день, после евангельского чтения поется песнопение «Воскресение Христово видевше».


Обретение Креста. Настенный минологий в церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Косово и Метохия, Сербия)

Во время пения «Слава в вышних Богу» священник в алтаре трижды кадит престол и лежащий на нем Крест с четырех сторон. При пении Трисвятого он выносит Крест из алтаря на середину храма. Совершается троекратное поклонение Кресту и его целование. По обычаю, в это же время предстоятель под пение особых молитв помазывает верующих освященным маслом.

Примечательно, что в Константинополе в IX–XII вв. поклонение Кресту начиналось за несколько дней до самого праздника. Мужчины приходили 10 и 11 сентября, а женщины — 12 и 13 сентября.

Одной из главных особенностей праздника является чин воздвижения Креста. Он появляется уже в V в. Эту богослужебную особенность в Русской Церкви можно наблюдать только в соборах, как правило, при архиерейском служении. А в монастырях и на приходах совершение чина возможно только с благословения правящего архиерея.

Чин, используемый в современной церковной практике, состоит из пятикратного осенения Крестом восточной стороны, западной, южной, северной и снова восточной. Перед каждым осенением диакон произносит особые прошения, после которых хор 100 раз поет «Господи, помилуй».

На литургии мы не услышим привычное песнопение «Святый Боже». Вместо него будет петься молитва на поклонение Кресту: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко».

Праздник Крестовоздвижения является постным днем. Об этой общепринятой церковной практике есть упоминания в самых ранних уставах.

Иконография праздника

Событие обретения Креста равноапостольной Еленой начинает изображаться в IX в. Но в основе композиции представлена не историческая сцена с патриархом Макарием, а изображение чина воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе.

Самым ранним примером служит миниатюра из Минология (сборника житий святых) Василия II. Это изображение можно встретить на иконах. Например, в монастыре Великомученицы Екатерины на Синае.

Обретение Креста. Миниатюра из Минология Василия II. X в.

Со второй половины XIII века в сюжетах праздника появляется фигура императора.

Особое развитие изображение Воздвижения получило в русской иконографии XV–XVI вв. Большое количество фигур изображено на фоне одноглавого храма. В центре — Патриарх, поддерживаемый под руки двумя диаконами, с поднятым над головой Крестом. На этом изображении фигурируют царь и царица, певцы. Самое раннее сохранилось в новгородском соборе Святой Софии. Затем оно неоднократно повторялось на других иконах.

Обретение Креста. Новгород, конец XV в.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle